Отличительные признаки эхо-сигналов от птиц — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Отличительные признаки эхо-сигналов от птиц

2018-01-04 281
Отличительные признаки эхо-сигналов от птиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На экранах РЛС отметки от птиц малозаметны. К тому же они могут менять свою конфигурацию, что связано с тем, что эхо-сигналы в большинстве случаев образованы не одной пти­цей, а несколькими, находящимися в объеме зондирующего им­пульса (т. е. отражены от стаи птиц). Суммарная эффективная поверхность рассеивания от таких целей постоянно меняется. За­светки, образованные одиночными птицами, флуктуируют в ре­зультате изменения положения тела птицы и маховых движений крыльев по отношению к радиолокационному лучу. Все это усложняет опознавание эхо-сигналов от птиц на экранах РЛС и требует от диспетчеров УВД определенных навыков. Нередко диспетчеры не обнаруживают даже массового перелета птиц, что объясняется привычкой вести наблюдения преимущественно за быстро перемещающимися целями (самолетами).

Многие эхо-сигналы от птиц могут быть несхожи между собой, так как их вид зависит от целого ряда факторов: размеров и чис­ла птиц, плотности стай, положения тела птиц.по отношению к радиолокационному лучу, удаленности птиц от РЛС, рабочих характеристик радиолокаторов. В связи с этим трудно дать еди­ное и точное описание признаков, по которым можно было бы с полной уверенностью отличить эхо-сигналы птиц от прочих засветок. Такой навык может появиться только после приобре­тения соответствующего опыта.

Однако всем эхо-сигналам от птиц свойствен ряд особенно­стей, по совокупности которых можно вполне надежно осущест­влять их идентификацию. Основными отличительными признака­ми эхо-сигналов птиц являются их размер, яркость, форма, вы­раженность границ, скорость перемещения, постоянство изобра­жения и расположение на экране РЛС.

Размер. Эхо-сигналы от птиц на экране обзорных и диспет­черских РЛС в большинстве случаев по своим размерам соответ­ствуют засветкам от небольших самолетов (см. рис. 6.7). Исклю­чением являются эхо-сигналы от одиночных птиц на экране по­садочных РЛС, имеющие размер точки, в то время как отметки от самолетов имеют размер пятна (см. рис. 8).

Яркость. Большие или малые стаи птиц, образованные круп­ными особями, дают на экранах обзорных и диспетчерских РЛС эхо-сигналы, схожие по яркости с отметками от небольших само­летов (Ан-2, Ил-14) и вертолетов. Небольшие стай дают эхо-сиг­налы, схожие по яркости с отметками от аэростатов, шаров-пило­тов, радиозондов, облаков. Яркость эхо-сигналов от одиночных птиц на экранах посадочных РЛС значительно меньше, чем отметок от самолетов. Днем яркость эхо-сигналов от птиц часто бывает больше, чем ночью, так как ночью многие птицы летят менее плотными стаями.

Форма. Эхо-сигналы от птиц чаще всего выглядят на экранах РЛС в виде округлого пятна или точки. В редких случаях, когда большая стая (тысячи особей) широко растянута по фронту, от­метка от нее может иметь форму линии или дуги.

Выраженность границ. Эхо-сигналы от птиц не имеют таких резких очертаний, как отметки от воздушных судов и наземных предметов, и вместе с тем не так размыты, как засветки от об­лаков.

Скорость перемещения. Большинство птиц летит со скоростью 30—90 км/ч, поэтому визуальное определение смещения эхо-сиг­налов от них на экране во многих случаях затруднительно.

При полете по ветру, особенно на высотах 0,5—3,5 км, ско­рость перемещения птиц может достигать 120 и даже 150 км/ч. В этом случае можно сравнительно легко заметить смещение эхо-сигналов и по скорости смещения отличить птиц от неподвижных засветок, образованных наземными предметами, а также аэро­статами, шарами-пилотами, радиозондами, облаками и прочими объектами, перемещающимися со скоростью ветра. Однако при идентификации эхо-сигналов только по скорости их перемещения необходимо учитывать скорость и направление ветра на различ­ных высотах, что при оперативной работе диспетчеров УВД быва­ет трудно осуществить. Разница в скоростях позволяет легко от­личить эхо-сигналы птиц лишь от самолетных и вертолетных от­меток, поскольку последние перемещаются на экране РЛС зна­чительно быстрее.

Направление перемещения. Птицы совершают полеты в любых возможных направлениях в отличие от аэростатов, ша­ров-пилотов, радиозондов, облаков, перемещающихся только по ветру. Поэтому малоскоростная цель, идущая под углом к на­правлению ветра, почти всегда оказывается птицами.

Постоянство изображения. Эхо-сигналы от птиц в отличие от прочих отметок могут резко изменять свою яркость, размеры и форму, направление смещения, временами исчезать. Это связано с тем, что птицы часто меняют скорость, высоту и направление полета, перестраиваются в воздухе. Непостоянство эхо-сигналов от птиц особенно часто наблюдается ночью.

Расположение на экране РЛС. Эхо-сигналы от птиц могут появиться в любое время дня и ночи. Однако число их, время и характер появления существенно меняются в течение года, при­чем по определенным закономерностям, что связано с сезонны­ми особенностями перелетов птиц.

В первую половину лета (период размножения) перелеты птиц происходят, как правило, наиболее интенсивно утром и ве­чером и на больших высотах. Большинство птиц совершает эти полеты в одиночку. Следовательно, в данное время года эхо-сигналы от птиц будут наблюдаться чаще всего на экранах по­садочных РЛС в утреннее и вечернее время, а число их будет сравнительно невелико. На экранах обзорных РЛС в середине дня иногда можно также обнаружить эхо-сигналы, образованные парящими в вышине птицами крупных размеров (орлами, аиста­ми, пеликанами и др.).

Во вторую половину лета (период послегнездовых кочевок) происходят резкое увеличение численности птиц и объединение их в большие стаи, которые в светлое время суток начинают совершать кочевки на небольших высотах. В данное время года наибольшее число эхо-сигналов от птиц будет наблюдаться на экранах как посадочных, так и диспетчерских РЛС (сравнитель­но равномерно в течение всего светлого времени суток).

В осеннее и весеннее время птицы совершают интенсивные миграционные перелеты, которые происходят круглые сутки и часто на больших высотах. В связи с этим весной и осенью эхо-сигналы от птиц могут наблюдаться весьма часто на экранах всех аэродромных РЛС. Особое значение в это время имеют об­зорные РЛС, так как они позволяют заблаговременно обнару­жить приближение к аэродрому стай птиц. Появления многочис­ленных эхо-сигналов от птиц на экране аэродромных РЛС мож­но ожидать в течение круглых суток, но прежде всего в утренние и вечерние часы. В некоторые дни пролет может идти настолько интенсивно, что экраны обзорных РЛС почти полностью покры­ваются эхо-сигналами. Они перемещаются преимущественно в одном направлении, часто концентрируясь вдоль морских побе­режий, русел больших рек и предгорий. Во многих районах ин­тенсивность ночных миграций достигает высоких значений и часто значительно превышает интенсивность дневных миграций.

В зимнее время большинство перелетов птиц происходит на небольших высотах и, как правило, по определенным маршрутам (утром в одном, а вечером в обратном направлении), причем часто в полной темноте. В связи с этим зимой эхо-сигналы от птиц будут обнаруживаться чаще всего на экранах посадочных РЛС, преимущественно утром и вечером. Их число может быть иногда довольно значительным, но не таким, как в миграционные периоды, а перемещение большинства эхо-сигналов может про­исходить утром в одном, а вечером в противоположном направ­лении. Знание высот, направлений, маршрутов и суточной актив­ности перелетов птиц в районе аэродрома значительно облегчает диспетчерам УВД идентификацию эхо-сигналов от них.

РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Инструкция по орнитологическому обеспечению безопасности полетов предусматривает проведение радиолокационного конт­роля за орнитологической обстановкой одновременно с радиоло­кационным слежением за движением воздушных судов. Контроль осуществляется с помощью посадочных РЛС. Однако они из-за малого сектора обзора и небольшой дальности обнаружения птиц имеют весьма ограниченные возможности по предотвращению столкновений с птицами. Значительно более эффективные резуль­таты могут быть достигнуты при использовании всего комплекса имеющихся на аэродроме радиолокаторов: обзорного, диспетчер­ского и посадочного. Радиолокаторы указанных типов рекомен­дуется применять для обнаружения птиц только в определенных зонах: обзорные — в зоне подхода к аэродрому, диспетчерские — в зоне взлета и посадки,, посадочные — на предпосадочной пря­мой. Соответственно к контролю за орнитологической обста­новкой следует привлекать диспетчеров подхода, круга и посадки.

Согласно действующим правилам, диспетчеры при появлении на экране РЛС засветок от птиц, создающих опасность столкно­вения с самолетом, сразу же сообщают экипажу местонахожде­ние и по возможности направление полета птиц. Однако правилами не уточняется, в каких случаях обнаружения птиц ситуа­цию следует считать опасной. Вполне понятно, что угрозу для самолета представляют не все птицы, а только те, которые могут долететь до ближайшей к ним точки на воздушной трассе (глис­саде) одновременно с самолетом или ранее него. Скорость дви­жения самолетов на разных этапах пилотирования хорошо известна диспетчерам УВД. У птиц скорость полета можно принять равной 100 км/ч (с большей скоростью птицы летают крайне ред­ко даже с попутным ветром). Зная эти параметры, а также уда­ление самолета от предполагаемого места столкновения, можно определить ширину зоны, в которой птицы представляют опас­ность.

 

 

где а —ширина опасной зоны (в одну сторону от трассы или глиссады), км;

A— расстояние между самолетом и предполагаемым местом столкнове­ния, км;

— скорость полета птиц (условно равна 100 км/ч);

V— скорость движения самолета, км/ч.

 

Пример. Если предполагаемое место столкновения находится на расстоя­нии 50 км от самолета, снижающегося со скоростью около 500 км/ч, то при-' мерная ширина опасной зоны в данном участке будет составлять (50X100)/500 =10 км (в каждую сторону от трассы).

В практических целях можно пользоваться готовыми значениями при­мерной ширины опасной зоны (табл. 8). С приобретением навыка расчеты будут легко выполняться в уме.

При обнаружении многочисленных эхо-сигналов от птиц в стороне от трассы рекомендуется периодически следить за их пе­ремещением. При этом следует учитывать, что сближение эхо-сигналов от птиц и самолетов, наблюдаемое на экранах РЛС, не позволяющих определять высоту полета цели, не обязательно

Таблица 8

  Скорость   самолета, км/ч Примерная ширина опасной зоны (км) при расстоянии между самолетом и местом предполагаемого столкновения, км
           
             
             
             
             
             

свидетельствует об опасности столкновения, так как они могут лететь на разных высотах. Но, с другой стороны, возможность столкновения исключить полностью нельзя, поскольку выше и ниже обнаруженных стай могут лететь другие птицы, по каким-либо причинам не оставившие следов на экране радиолокатора. В связи с этим целесообразно в каждом случае оповещать эки­пажи о наличии птиц по курсу их полета.

При появлении на экране РЛС десятков и сотен засветок, свидетельствующих о массовых перелетах птиц, диспетчерам УВД рекомендуется после оповещения экипажей записать в жур­нале сведения о времени обнаружения птиц, их местонахождении (азимут, дальность), и по возможности направлении и высоте перелетов.

В результате накопления такой информации можно выявить закономерности перелетов, недоступных для визуального наблю­дения.

При обнаружении по курсу полета самолета большого числа засветок от птиц, когда их обход становится невозможным или трудновыполнимым, целесообразно временно прекратить прием и выпуск воздушных судов до тех пор, пока не будет уверенно­сти, что опасность столкновения прошла.

Если диспетчер обнаружит на экране РЛС засветки от птиц в зоне, где воздушным движением руководит другой диспетчер, следует сообщить последнему о месте нахождения птиц и харак­тере их перемещения.

Для получения более полного представления об орнитологи­ческой обстановке целесообразно выключать аэродромные РЛС из режима СДЦ на время, за которое антенна сделает 2—3 обо­рота или качания.

Это рекомендуется делать каждые 30—60 мин весной и осенью и каждые 3 ч летом и зимой (разумеется в периоды, ко­гда нет необходимости в наблюдении за полетами).

Перед заступлением на дежурство диспетчерам УВД нужно ознакомиться по записям в журнале о наблюдавшейся в прошед­шие часы орнитологической обстановке, так как характер ее мо­жет остаться без изменений и это упростит задачу по своевре­менному обнаружению эхо-сигналов от птиц.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.