Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-04 | 253 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах долгое время проводились исследования, направленные на уменьшение его привлекательности для птиц, испытывались различные способы. Некоторые из них, как, например, окраска травы в синий цвет и применение гербицидов, химических веществ, уничтожающих сорные растения, семенами которых охотно питаются птицы, не дали обнадеживающих результатов. Другие способы были в определенной степени эффективными, но применение их по ряду причин специалисты признали нецелесообразным. К числу этих способов относятся обесцвечивание растительности, напыление белых пенополиуретановых холмиков на травяном покрове, резко контрастирующих с растительностью. Использование для покрытия летного поля искусственного дерна, гравия, синтетических материалов было признано также нецелесообразным.
После проведения различных опытов специалисты большинства стран пришли к выводу, что самым перспективным способом снижения численности наземных птиц является регулирование высоты травостоя с учетом конкретных орнитологических условий на данном аэродроме. Так, наблюдения в монреальском аэропорту показали, что в травостое высотой 15 см и более обитает значительно меньше птиц, чем на участках с коротким травостоем. Исследования, проведенные на десяти авиабазах в Англии, позволили установить, что все обитающие птицы предпочитали низкий травостой (около 5 см).
Из результатов 8-летних работ на аэродромах ФРГ следовало, что частое (ежемесячное) выкашивание травостоя без уборки травы приводит к увеличению численности птиц и числа столкновений. Свежескошенный луг особенно сильно привлекал птиц в течение 4—5 ч после покоса. На тех аэродромах, где скашивание проводилось всего дважды, причем скошенная трава сразу же удалялась, столкновения в течение 3 лет полностью прекратились. Самые хорошие результаты показало 2-разовое скашивание (1 раз весной и 1 раз осенью) с применением специального химического вещества МН-30, замедляющего рост травы. На всех аэродромах численность птиц находилась в обратной зависимости от высоты травостоя.
|
Специальные исследования, проведенные на отечественных аэродромах, показали, что участки травостоя, скошенного до высоты 20—25 см, почти не посещались птицами. Здесь численность летающих насекомых была выше всего на 10%, а по сравнению с нескошенными участками ниже на 40%. Причем на участках с высотой травостоя 20—25 см около половины насекомых составляли несъедобные виды, в то время как в нескошенном травостое они не превышали 5%. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что при скоплении птиц на аэродроме травяной покров целесообразно скашивать до высоты не менее 20—25 см.
Результаты специальных исследований показали, что большинство птиц среднего и крупного размеров избегает высоких травостоев, лишающих их возможности обзора. Учитывая это, ИКАО рекомендовало скашивать траву на тех аэродромах, где опасность представляют чайки, до высоты 23 см, а на аэродромах, где скапливаются главным образом голуби и скворцы да 18 см. Однако, как показывают материалы ЕКОПС, во многих странах действуют свои рекомендации и нормативы.
В Австрии высота травостоя на аэродромах колеблется от 6 до 40 см, но скашивается он, как правило, до минимально возможной высоты. На английских аэродромах высота травы достигает 10 см на расстоянии 5 м от ВПП, а на остальной части летного поля около 20 см. В отдельных случаях высота травостоя может быть больше или меньше в зависимости от обитающих на данном аэродроме птиц. Такая же высота травостоя поддерживается и на гражданских аэродромах в Бельгии, причем особенно строго на расстоянии до 150 м от осевой линии ВПП и до 40 м по обе стороны от края рулежных дорожек. На военных аэродромах это требование выполняется только на удалении до 30 м от края ВПП и 15 м от края рулежных дорожек. Скашивание производится всего 1—2 раза в год. Возле ВПП (до 2 м от ее края) высота травы минимальная, а за пределами указанных зон выбирается с учетом конкретных орнитологических условий.
|
В требованиях к высоте травостоя на аэродромах Дании указывается, что на всем летном поле она должна составлять 15— 20 см, за исключением площадок вокруг огней, где трава скашивается полностью. Канадские нормативы для гражданских аэродромов предусматривают скашивание травы на расстоянии 150 м от осевой линии ВПП до высоты 13—18 см (если опасны мелкие птицы) или 18—23 см (при скоплении средних птиц).
На амстердамском аэродроме Шипол минимальная высота травостоя составляет 25—30 см, но скошенная трава не убирается. Участки с большим числом сорных растений скашиваются до начала созревания у них семян.
В США нормативов на высоту травы нет, однако не рекомендуется произрастание возле ВПП трав, привлекающих птиц. На практике в большинстве аэропортов она достигает высоты 20— 30 см. Во Франции на гражданских аэродромах полное скашивание трав допускается только на расстоянии 75 м от осевой линии ВПП и 25 м от центральной линии рулежных дорожек.
На гражданских аэродромах в ФРГ высота травостоя определяется в каждом конкретном случае с учетом результатов биотопной экспертизы. Однако в большинстве аэродромов она составляет около 20 см, никогда не превышает 20—35 см и всегда полностью скашивается вблизи ВПП в целях избежания пожара и зарастания посадочных огней. На военных аэродромах травостой достигает, как правило, высоты 15—30 см.
Менее жесткие требования существуют на военных аэродромах Швейцарии, в соответствии с которыми скашивание травы производится на расстоянии 150—200 м от обеих сторон ВПП до высоты 10—12 см. Шведские специалисты рекомендуют поддерживать высоту травостоя на птицеопасных аэродромах от 15 до 20 см. Правда, на практике эта рекомендация выполняется не всегда.
В Советском Союзе высота травостоя на гражданских аэродромах определяется требованиями НАС ГА-80, которые предусматривают в случае скоплений птиц на летном поле производить скашивание травы до высоты 20—25 см, чтобы не создавать благоприятных условий для гнездования мелких птиц и для кормежки птиц среднего размера (чаек, ворон, голубей и т. д.). Данное требование целесообразно выполнять, когда опасность для самолетов представляют как мелкие, так и средние птицы. Если же на летном поле отмечаются скопления одних мелких птиц, то травостой лучше скашивать полностью, а при концентрации птиц среднего размера травостой должен быть как можно выше. Исключение составляют гнездящиеся на аэродроме утки, так как они строят гнезда в высокой траве недалеко от водоемов.
|
Скашивание травостоя лучше всего производить ночью, чтобы не привлекать птиц. С этой же целью рекомендуется сразу убрать скошенную траву. На аэродромах, где постоянно образуются скопления отдыхающих и кормящихся в траве птиц, скашивание необходимо производить как можно реже (не чаще 2 раз в год).
Поскольку поддержание высоты травостоя на определенном уровне требовало значительных усилий, за рубежом были предприняты попытки подобрать специальные виды трав для выращивания на летном поле. Данные исследования проводились длительное время в Нидерландах и Канаде, в результате чего было выделено несколько видов трав, не привлекающих птиц. Однако среди них не нашлось ни одного вида, который удовлетворял бы всем требованиям. К ним относятся следующие: медленный рост, высота не более 25 см, светолюбивость и устойчивость к сорнякам, способность укреплять почву, выдерживать нагрузку транспорта и не быть пожароопасной.
Результаты исследований показали также, что травяные участки, состоящие из одного вида растительности, значительно менее жизнеспособны, требуют большого числа удобрений и интенсивного внесения химических веществ для уничтожения сорняков и насекомых по сравнению с разнопородными травостоями. Поэтому в настоящее время исследования продолжаются с целью подбора подходящих травосмесей.
Древесные насаждения на аэродромах используются для поглощения шума двигателей, кроме того они имеют большое эстетическое значение, поэтому растущие на приаэродромной территории деревья ликвидировать нецелесообразно. Специалисты рекомендуют заменить старые рощи молодыми посадками, что вызывает почти трехкратное уменьшение численности птиц. Это обусловлено отсутствием у молодых деревьев хороших защитных и гнездовых условий, а также бедностью их кормовых ресурсов, особенно в зимнее время.
|
Такой же эффект дает замена лиственных деревьев молодыми посадками хвойных пород или декоративными деревьями, не привлекающими птиц своими плодами. Дополнительного сокращения численности и видового состава птиц можно достичь в результате расчистки лесов от кустарников.
По мнению специалистов, деревья и кустарники, произрастающие на аэродромах, должны располагаться как можно дальше от ВПП. Однако выполнить это требование удается не всегда, так как в большинстве стран нет специальных правил, определяющих расположение древесно-кустарниковой растительности на аэродромах. ИКАО рекомендует вырубать деревья и кустарники, находящиеся ближе 180 м от осевой линии ВПП и рулежных дорожек. Этих рекомендаций придерживается администрация американских аэропортов.
На канадских аэродромах деревья и кустарники ликвидируются в пределах 150 м от центральной линии ВПП. На французских аэродромах были вырублены все деревья и кустарники, которые использовались птицами для гнездования и отдыха. Руководству аэропортов рекомендовано не высаживать древесно-кустарниковые породы, особенно сильно привлекающие птиц: барбарис, виноград, жимолость, черешню, сливу, рябину, боярышник, кизил, лавровишню, бузину, можжевельник и ряд других, распространенных в странах Западной Европы.
На аэродромах ФРГ для безопасности полетов деревья располагаются на расстоянии 500 м от ВПП. За ними установлен постоянный контроль и, если обнаруживается, что какие-либо деревья и кустарники способствуют увеличению численности птиц, то они немедленно спиливаются. На одной из авиабаз
таким образом удалось избавиться от тысячных скоплений скворцов, избравших местом ночевки высокий кустарник рядом с ВПП. Примерно также решается вопрос о наличии на аэродромах древесно-кустарниковой растительности и в остальных странах.
На отечественных аэродромах в соответствии с НАС ГА-80
кустарники должны вырубаться по всей территории летного поля для предотвращения скоплений в них мелких птиц, главным образом скворцов. В отношении деревьев специальных правил нет, но можно рекомендовать, чтобы деревья с гнездовыми колониями были спилены и заменены породами, не привлекающими большое число птиц (например, елями и соснами). Заслуживает интерес предложение отечественных орнитологов спиливать только верхние ветви на таких деревьях в период гнездования птиц, когда они подновляют гнезда. Замечено, что в это время птицы еще мало привязаны к территории и в результате причиненного им беспокойства переселяются в другое место. Проведение таких же работ на 1—2 недели раньше или позднее начала гнездования не давало положительных результатов, так как птицы заново начинали отстраивать гнезда.
|
На многих аэродромах большое внимание уделяется уничтожению различных мелких животных, служащих иногда основным объектом питания. Особое беспокойство работникам аэропортов доставляют черви, которые, выползая после дождя на поверхность ВПП, не только привлекают птиц, но и сами представляют опасность для приземляющихся самолетов, уменьшая эффективность торможения. Для борьбы с ними за рубежом используют химические средства или же предотвращают их выползание на ВПП, для чего вдоль их краев устанавливают барьеры, металлические желобки и другие приспособления. Большинство из существующих методов в связи со значительными затратами времени и материальных средств, опасностью для окружающей среды и другими отрицательными явлениями были признаны непригодными, но тем не менее исследования в данном направлении продолжаются. В последние годы появились сообщения, что на некоторых канадских аэродромах широкое применение по уничтожению червей получили химические вещества беномил, фунгицид и свинцовый арсенат, которые якобы не давали побочных нежелательных последствий.
Специалисты ФРГ предлагают для предотвращения выползания червей на ВПП насыпать вдоль нее дорожки гравия шириной 20—30 см или укатывать луговину по всей ее длине с одновременной обработкой каинитом (КС1 — MgS04). Благодаря химической обработке численность червей уменьшается.
Для уничтожения насекомых на зарубежных аэродромах первое время широко использовались специальные химические вещества — инсектициды. Они обладали общими недостатками: загрязняли окружающую среду, уничтожали полезных насекомых и во многих случаях оказывали губительное воздействие непосредственно на самих птиц. Поэтому их использование в настоящее время сильно сократилось.
На отечественных аэродромах несколько лет назад также проводились опыты по уничтожению беспозвоночных с помощью инсектицидов. Испытывались следующие вещества: севин, нафталин, фосфамид и метилнитрофос (метатион), которые являются сравнительно недорогостоящими, изготавливаются в нашей стране в большом количестве и способны уничтожать самых различных насекомых и червей. Применение указанных инсектицидов в слабой концентрации не дало положительных результатов. Однако было замечено, что они оказывали некоторое отпугивающее воздействие на надпочвенных насекомых, особенно крупных мух — их численность уменьшилась в 2,5—3 раза. Правда, хороший эффект отмечался только в первые две недели. Существенного снижения численности насекомых удавалось достичь лишь при значительном увеличении концентрации применяемых химикатов и многократной обработке территории. Поскольку это могло нанести значительный вред окружающей среде, работы было решено прекратить.
Во многих аэропортах опасность для полетов самолетов представляют птицы, в большом числе гнездящиеся или отдыхающие на зданиях. В связи с этим рекомендуется избегать применять в их архитектуре многочисленные ниши, углубления, карнизы и козырьки, удобные для посадки птиц. На имеющихся зданиях желательно кусками нейлоновых сетей закрыть места, используемые птицами для постройки гнезд или отдыха.
В последние годы в отдельных зарубежных аэропортах для отпугивания птиц от зданий с успехом применяются специальные вязкие или липкие химические вещества, которые наносятся на места, посещаемые птицами. Хорошо зарекомендовали себя и ловушки, устанавливаемые в ангарах.
Указатели, информационные знаки и другие подобные сооружения, служащие местом отдыха птиц, рекомендуется оборудовать в верхней части острыми рейками, шипами или обмазывать липким веществом. Последний способ менее удобен и эффективен, так как от пыли липкие свойства теряются.
Водоемы, расположенные на аэродромах, по мнению специалистов, должны быть ликвидированы независимо от их размеров и назначения. Однако на практике осуществить это крайне трудно. Поэтому за рубежом при решении вопроса о размещении на аэродроме водоемов используются различные ограничения.
Например, в Канаде сточные бассейны не рекомендуется размещать ближе 350 м от осевой линии и торцов ВПП, если их нельзя ликвидировать. Дренажные канавы следует регулярно очищать, предотвращая скопления водных беспозвоночных, а склоны их выравнивать до крутизны откоса 4:1, обеспечивающего скашивание растущей на склонах травы, в которой могут гнездиться водно-болотные птицы. Вся территория аэродрома подлежит выравниванию и дренированию, при этом предпочтение отдается подземным дренажным коллекторам.
Интенсивные работы по осушению аэродромной территории проводились в течение ряда лет в канадских аэропортах Ванкувер, Монреаль и Виннипег. В результате численность водоплавающих и околоводных птиц резко уменьшилась. В других канадских аэропортах для отпугивания птиц над поверхностью водоемов натягивалась леска или проволока с флажками и без них. Этот метод явился эффективным средством отпугивания водоплавающих птиц. Чтобы облегчить натягивание лесок, водоемы делались узкими, в форме канав. Данный способ использовался и в других странах. На аэродромах ФРГ, кроме того, не допускается наличие водоемов площадью более 5 га. Их берега обсаживаются высокими деревьями, не привлекающими птиц, с целью оптического уменьшения водного зеркала. Все эти правила и рекомендации могут успешно применяться и в практике отечественных авиапредприятий.
ЛИКВИДАЦИЯ СВАЛОК
Наличие рядом с аэродромами свалок и других привлекающих птиц объектов (звероферм, скотных дворов, птицефабрик и т. п.), с точки зрения орнитологического обеспечения безопасности полетов, является совершенно нежелательным. Аэродромы имеют хорошие условия для отдыха птиц, а указанные объекты — для их кормежки, поэтому численность пернатых при наличии такого соседства обычно резко увеличивается.
В ряде стран существуют ограничения на размещение свалок вблизи аэродромов. В отношении других хозяйственных объектов сведения практически отсутствуют. Вероятнее всего авиационным работникам не удалось добиться запрета на их размещение в приаэродромной зоне.
В Англии нет специальных постановлений, запрещающих устройство свалок вблизи аэродромов. Однако местные власти в соответствии со специальной инструкцией обязаны консультироваться с руководством аэропортов при решении вопроса о размещении в радиусе 11 км от аэродрома каких-либо объектов, способных привлечь птиц. В Дании существует циркуляр, по которому свалки не должны находиться ближе 6,5 км от аэродрома. В Канадских аэропортах действует инструкция, запрещающая устраивать мусорные свалки в радиусе 8 км от аэродрома.
В США нет никаких государственных постановлений, направленных против размещения вблизи аэродромов свалок и приравненных к ним объектов, но федеральная авиационная администрация выпустила указание, согласно которому отстойные водоемы не должны находиться ближе 3 км от ВПП, предназначенных для турбореактивных самолетов, или ближе 1,5 км от ВПП, используемых для полетов только поршневой авиацией.
В аэропортах ФРГ действует специальное постановление, по которому в пределах 5 км от аэродрома должны быть ликвидированы все свалки и не допускается строительство новых мест для отходов.
Категорически запрещено занимать аэродромную территорию под мусорные свалки без пищевых отходов, так как они тоже привлекают птиц.
В Швеции, как и в большинстве других стран, также отсутствуют постановления, касающиеся специально свалок. Но администрация гражданской авиации может выразить протест против сооружения в радиусе около 13 км от аэродрома любых объектов, привлекающих птиц. Правда, в одном случае он не возымел действия, так как правительственные органы все же приняли решение разместить свалку вблизи аэропорта, но при условии, что на нее не будут выбрасываться пищевые отходы, а вся работа по измельчению и изготовлению компоста будет проводиться в крытом помещении.
ИКАО рекомендует размещать свалки мусора на расстоянии не менее 13 км от центральной точки аэропорта и относиться с особым вниманием к их правильному расположению. Так, если в окрестностях аэропорта имеются места колониального гнездования птиц, то свалки следует расположить на одной с ними стороне аэродрома, чтобы птицы не пересекали летное поле. При этом свалки будут в определенной степени даже отвлекать птиц от аэродромов.
Следует отметить, что ЕКОПС рекомендовал ликвидировать все объекты, способствующие концентрации птиц на расстоянии до 13 км от границ аэродрома, т. е. примерно в радиусе 15 км от его центральной точки.
В некоторых странах предпринимались попытки уменьшить привлекательность свалок путем сбрасывания пищевых отходов в заранее вырытые глубокие траншеи и засыпки их сверху землей. Однако оказалось, что обеспечить быструю засыпку отходов нельзя, кроме того, птиц привлекало рыхление земли, в результате которого на поверхности появилось большое число беспозвоночных животных. Самым эффективным было признано решение осуществлять данные работы в ночное время, когда птиц нет. Это позволит почвенным беспозвоночным спрятаться до утра в земле, так что прилетевшие на свалку птицы не смогут найти на ней практически никакого корма. Указанным способом в окрестностях одного из зарубежных аэропортов удалось снизить численность чаек на свалке с 15 000 до нескольким сотен.
В Советском Союзе, согласно «Положению о землях транспорта» (1981 г.), на землях, прилегающих к территории аэродромов в радиусе 15 км запрещается размещать свалки с пищевыми отходами, а также строить звероводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие массовому скоплению птиц.
Запрет на размещение свалок и других подобных объектов в радиусе даже 15 км от аэродрома не всегда позволяет достичь желаемой цели, поскольку многие птицы совершают полеты за кормом на более далекие расстояния. Так, скворцы могут летать на места кормежки, удаленные от мест ночлега почти на 20 км, Расстояние кормовых полетов у врановых птиц достигает часто 20—30 км. На такие же расстояния совершают кормовые перелеты и чайки. Известны случаи, когда они ежедневно прилетали за кормом на ферму, удаленную на расстояние 18 км от их колонии.
Чайки, зимующие в окрестностях Марсельского аэропорта, летали кормиться с залива на свалку, расположенную в 27 км.
Имеются сообщения, что чайки могут улетать за кормом от гнезда на расстояние даже до 50 км.
Конечно, такие дальние перелеты птицы совершают только в
исключительных случаях, когда поблизости нет других концентрированных источников корма. Чаще всего расстояние кормовых перелетов составляет около 10 км, поэтому размещение свалок и подобных им хозяйственных объектов далее 15 км от аэропорта обычно не приводит к усложнению орнитологической обстановки на аэродромах.
И все же при решении вопроса о создании в районе аэропорта новых объектов, привлекающих птиц, следует стараться разместить их как можно дальше от аэродрома и с таким расчетом, чтобы летящие к ним птицы не пересекали аэродромную территорию, т. е., чтобы источники корма и места колониального гнездования, отдыха и ночевки птиц находились по одну сторону от аэродрома.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Попытки уменьшить численность птиц путем ограничения сельскохозяйственного использования земель на аэродромах и прилегающей территории предпринимаются во многих странах, но не везде они заканчиваются успехом. За рубежом администрация аэропортов часто вынуждена сдавать аэродромные земли в аренду для использования в хозяйственных целях. Единственный выход для администрации в таких случаях — это обязать арендаторов расположить сельскохозяйственные участки как можно дальше от ВПП.
По нормативам, принятым в канадских аэропортах, в хозяйственное использование могут отдаваться участки, находящиеся далее 360 м от ВПП. При этом их рекомендуется использовать для заготовки сена, выращивания люцерны, льна, сои, устройства спортплощадок, стоянок автомашин, выращивания озимой ржи и пшеницы, яровой пшеницы, ячменя и других зерновых культур, за исключением кукурузы и овса. Не допускается вспашка земель с одной стороны ВПП ранее чем через 24 ч после вспашки земли с другой стороны ВПП. На расстоянии до 360 м от осевой линии ВПП запрещено выращивание подсолнечников, злаков, огородных культур и фруктовых деревьев, выпас скота, свиней и других животных, разведение скота и пушных зверей. В этой зоне разрешено сеять траву на сено, клевер или люцерну, но только в тех аэропортах, где число столкновений с птицами не превышает пяти случаев в год.
Несмотря на действующие нормативы, руководству канадских аэропортов настоятельно рекомендуется по возможности избегать использования территории аэродрома для сельскохозяйственных нужд.
На гражданских и военных аэродромах ФРГ полностью запрещено выращивание сельскохозяйственных культур и фруктовых деревьев, а также выпас овец. Овцы выпугивают из травы насекомых, поэтому они всегда сопровождаются большими стаями птиц. Кроме того, помет овец привлекает насекомых, а за ними и птиц. Сами овцы уплотняют землю, что приводит к ее заболачиванию. Они поедают растения, поэтому обеспечить необходимую высоту травостоя при выпасе овец нельзя. Помимо всего, овцы могут выбежать на ВПП и стать источником опасности для самолетов.
На швейцарских аэродромах также запрещены любая сельскохозяйственная деятельность и выпас овец. В Норвегии признано нецелесообразным выращивать на аэродромах зерновые культуры и овощи. В Бельгии территория гражданских аэродромов освобождается от сельскохозяйственного использования на расстоянии 150 м от осевой линии ВПП и 60 м от ее торцов. На военных аэродромах Дании запрещены все сельскохозяйственные работы в пределах 600 м от границ ВПП. Администрация гражданских аэропортов также стремился соблюдать эти правила, но ее действия не подкрепляются ведомственными постановлениями.
Поскольку многие западноевропейские страны испытывают отчаянную нужду в обрабатываемых площадях, сельскохозяйственные культуры возделываются порой на всей территории аэродромов. Например, в амстердамском аэропорту Шипол даже промежутки между взлетно-посадочными полосами заняты посадками овощей. Правда, число выращиваемых культур ограничено и, кроме того, на участках с зерновыми культурами высеиваются травы, чтобы закрыть жнивье. Запрещены использование навоза и обработка земли культиватором. Все это в какой-то степени сдерживает увеличение численности птиц.
На военных голландских аэродромах полностью запрещено выращивание зерновых и бобовых культур и не разрешается применять органические удобрения. Последнее ограничение введено для уменьшения роста травы, в результате чего сокращается частота ее выкашивания. Работники этих авиабаз считают, что уменьшение хозяйственной эксплуатации территории летного поля является наиболее перспективным мероприятием по сокращению численности птиц на аэродромах.
В настоящее время в большинстве стран не решен вопрос о полном или частичном запрещении сельскохозяйственных работ на приаэродромной территории. Во-первых, администрация аэропортов отвечает за эколого-орнитологические условия в пределах границ аэродрома и обычно не интересуется обстановкой за его пределами. Во-вторых, и это главное, администрация аэропортов не является хозяином прилегающей территории и потому не в состоянии запретить выращивание на ней сельскохозяйственных культур и размещать хозяйственные объекты, привлекающие птиц. А просьбы администрации местные землепользователи обычно не удовлетворяют. На этом основании ряд западноевропейских стран выдвинул предложения об использовании прилегающих к аэродромам земель, однако ИКАО пока не выработала единых рекомендаций по данному вопросу.
Международное законодательство содержит технические требования по размещению и содержанию аэродромов, но не определяет допустимых эколого-орнитологических условий на окружающей их территории. Однако имеются некоторые рекомендации на этот счет в отдельных странах. Например, канадские специалисты предлагают выделить на территории, окружающей аэродром, три зоны.
В первой зоне, радиусом около 3 км от центра аэродрома, запрещается любое использование земельных участков, за исключением сооружения игровых площадок, нефте- и газоперерабатывающих систем, складов оборудования. Во второй зоне, радиусом около 5 км, не допускается размещение лесных и рыбных заповедников, сельскохозяйственных полей и передвижных буфетов, но разрешается выращиватьелки и декоративные растения. В третьей зоне, радиусом около 8 км, не должно быть заповедников, птиц, болот, свинарников, фруктовых садов, скотоферм, открытых водных бассейнов и сточных вод, свалок и прочих объектов, способствующих концентрации птиц. Допускается строительство спортивных сооружений. В основных международных аэропортах эти расстояния рекомендуется увеличить на 1—2 км.
Специалисты ФРГ настоятельно рекомендуют ограничивать выпас скота на прилегающей к аэродромам территории. Проведенные ими исследования показали, что на десяти западногерманских аэродромах, в окрестностях которых регулярно выпасался скот, коэффициент столкновений с птицами был примерно в 3 раза выше, чем на остальных.
Французские специалисты считают, что на приаэродромных землях целесообразно выращивать следующие культуры, не привлекающие птиц: турнепс, свеклу, картофель, морковь, помидоры, редис, брюкву, спаржу, лук-порей, лен и сою. Помимо этого, они предлагают ограничить выращивание ряда культур, способствующих массовой концентрации птиц: пшеницы, ячменя, кукурузы гороха, капусты, клевера, проса, подсолнечника, гречихи, вики, бобов, салата, сорго, кормового редиса.
На гражданских аэродромах Советского Союза в соответствии с действующими указаниями запрещено: высаживать деревья и кустарники; складировать различные материалы; применять удобрения, способствующие размножению насекомых; выпасать скот; выращивать сельскохозяйственные культуры, привлекающие птиц. Перечень запрещенных (разрешенных) культур может устанавливаться отдельно по каждому аэродрому с учетом международного опыта и рекомендаций местных орнитологов. Администрации аэропортов предложено по возможности уменьшить сельскохозяйственные работы на территории аэродромов за исключением сенокошения. Согласно «Положению о землях транспорта» (1981 г.), запрещено создавать подсобные хозяйства аэропортов ближе 15 км от границ аэродрома.
Руководству аэропортов рекомендовано решить с местными властями, колхозами и совхозами вопрос о введении ряда ограничений на сельскохозяйственное использование земель, прилегающих к аэродромам в радиусе 10—15 км от аэродрома. В число этих ограничений входят: ликвидация свалок, вспашка полей только в ночное время, чтобы почвенные беспозвоночные успели до утра зарыться в землю; перепахивание в ночное время полей с зерновыми культурами сразу после уборки урожая, чтобы засыпать землей оставшиеся на поверхности зерна; запрещение выпаса скота; осушение мелких водоемов и скашивание на крупных водоемах береговой и прибрежной растительности в момент начала гнездования птиц.
Указанные мероприятия рекомендуется проводить не на всей территории, а только на тех ее участках, которые регулярно посещаются птицами, пересекающими при перелётах ВПП и подходы к ней. На каждом аэродроме, исходя из местной орнитологической обстановки, могут осуществляться дополнительные меры по ограничению сельскохозяйственной деятельности на прилегающей к ним территории. Они должны быть обоснованы.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!