Снижение привлекательности аэродромов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Снижение привлекательности аэродромов

2018-01-04 253
Снижение привлекательности аэродромов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах долгое время проводились исследо­вания, направленные на уменьшение его привлекательности для птиц, испытывались различные способы. Некоторые из них, как, например, окраска травы в синий цвет и применение гербицидов, химических веществ, уничтожающих сорные растения, семенами которых охотно питаются птицы, не дали обнадеживающих ре­зультатов. Другие способы были в определенной степени эффек­тивными, но применение их по ряду причин специалисты призна­ли нецелесообразным. К числу этих способов относятся обесцве­чивание растительности, напыление белых пенополиуретановых холмиков на травяном покрове, резко контрастирующих с расти­тельностью. Использование для покрытия летного поля искусст­венного дерна, гравия, синтетических материалов было призна­но также нецелесообразным.

После проведения различных опытов специалисты большин­ства стран пришли к выводу, что самым перспективным способом снижения численности наземных птиц является регулирование высоты травостоя с учетом конкретных орнитологических усло­вий на данном аэродроме. Так, наблюдения в монреальском аэропорту показали, что в травостое высотой 15 см и более оби­тает значительно меньше птиц, чем на участках с коротким тра­востоем. Исследования, проведенные на десяти авиабазах в Ан­глии, позволили установить, что все обитающие птицы предпо­читали низкий травостой (около 5 см).

Из результатов 8-летних работ на аэродромах ФРГ следова­ло, что частое (ежемесячное) выкашивание травостоя без уборки травы приводит к увеличению численности птиц и числа столк­новений. Свежескошенный луг особенно сильно привлекал птиц в течение 4—5 ч после покоса. На тех аэродромах, где скашива­ние проводилось всего дважды, причем скошенная трава сразу же удалялась, столкновения в течение 3 лет полностью прекра­тились. Самые хорошие результаты показало 2-разовое скашива­ние (1 раз весной и 1 раз осенью) с применением специального химического вещества МН-30, замедляющего рост травы. На всех аэродромах численность птиц находилась в обратной зависимо­сти от высоты травостоя.

Специальные исследования, проведенные на отечественных аэродромах, показали, что участки травостоя, скошенного до вы­соты 20—25 см, почти не посещались птицами. Здесь числен­ность летающих насекомых была выше всего на 10%, а по срав­нению с нескошенными участками ниже на 40%. Причем на участках с высотой травостоя 20—25 см около половины насеко­мых составляли несъедобные виды, в то время как в нескошенном травостое они не превышали 5%. В связи с этим специали­сты пришли к выводу, что при скоплении птиц на аэродроме травяной покров целесообразно скашивать до высоты не менее 20—25 см.

Результаты специальных исследований показали, что боль­шинство птиц среднего и крупного размеров избегает высоких травостоев, лишающих их возможности обзора. Учитывая это, ИКАО рекомендовало скашивать траву на тех аэродромах, где опасность представляют чайки, до высоты 23 см, а на аэродро­мах, где скапливаются главным образом голуби и скворцы да 18 см. Однако, как показывают материалы ЕКОПС, во многих странах действуют свои рекомендации и нормативы.

В Австрии высота травостоя на аэродромах колеблется от 6 до 40 см, но скашивается он, как правило, до минимально воз­можной высоты. На английских аэродромах высота травы до­стигает 10 см на расстоянии 5 м от ВПП, а на остальной части летного поля около 20 см. В отдельных случаях высота травостоя может быть больше или меньше в зависимости от обитающих на данном аэродроме птиц. Такая же высота травостоя поддерживается и на гражданских аэродромах в Бельгии, причем особен­но строго на расстоянии до 150 м от осевой линии ВПП и до 40 м по обе стороны от края рулежных дорожек. На военных аэродромах это требование выполняется только на удалении до 30 м от края ВПП и 15 м от края рулежных дорожек. Скашива­ние производится всего 1—2 раза в год. Возле ВПП (до 2 м от ее края) высота травы минимальная, а за пределами указанных зон выбирается с учетом конкретных орнитологических условий.

В требованиях к высоте травостоя на аэродромах Дании ука­зывается, что на всем летном поле она должна составлять 15— 20 см, за исключением площадок вокруг огней, где трава ска­шивается полностью. Канадские нормативы для гражданских аэродромов предусматривают скашивание травы на расстоянии 150 м от осевой линии ВПП до высоты 13—18 см (если опасны мелкие птицы) или 18—23 см (при скоплении средних птиц).

На амстердамском аэродроме Шипол минимальная высота травостоя составляет 25—30 см, но скошенная трава не убира­ется. Участки с большим числом сорных растений скашиваются до начала созревания у них семян.

В США нормативов на высоту травы нет, однако не рекомен­дуется произрастание возле ВПП трав, привлекающих птиц. На практике в большинстве аэропортов она достигает высоты 20— 30 см. Во Франции на гражданских аэродромах полное скашива­ние трав допускается только на расстоянии 75 м от осевой линии ВПП и 25 м от центральной линии рулежных дорожек.

На гражданских аэродромах в ФРГ высота травостоя опреде­ляется в каждом конкретном случае с учетом результатов биотопной экспертизы. Однако в большинстве аэродромов она со­ставляет около 20 см, никогда не превышает 20—35 см и всегда полностью скашивается вблизи ВПП в целях избежания пожара и зарастания посадочных огней. На военных аэродромах траво­стой достигает, как правило, высоты 15—30 см.

Менее жесткие требования существуют на военных аэродро­мах Швейцарии, в соответствии с которыми скашивание травы производится на расстоянии 150—200 м от обеих сторон ВПП до высоты 10—12 см. Шведские специалисты рекомендуют поддер­живать высоту травостоя на птицеопасных аэродромах от 15 до 20 см. Правда, на практике эта рекомендация выполняется не всегда.

В Советском Союзе высота травостоя на гражданских аэро­дромах определяется требованиями НАС ГА-80, которые преду­сматривают в случае скоплений птиц на летном поле произво­дить скашивание травы до высоты 20—25 см, чтобы не созда­вать благоприятных условий для гнездования мелких птиц и для кормежки птиц среднего размера (чаек, ворон, голубей и т. д.). Данное требование целесообразно выполнять, когда опасность для самолетов представляют как мелкие, так и средние птицы. Если же на летном поле отмечаются скопления одних мелких птиц, то травостой лучше скашивать полностью, а при концентра­ции птиц среднего размера травостой должен быть как можно выше. Исключение составляют гнездящиеся на аэродроме утки, так как они строят гнезда в высокой траве недалеко от водоемов.

Скашивание травостоя лучше всего производить ночью, что­бы не привлекать птиц. С этой же целью рекомендуется сразу убрать скошенную траву. На аэродромах, где постоянно обра­зуются скопления отдыхающих и кормящихся в траве птиц, скашивание необходимо производить как можно реже (не чаще 2 раз в год).

Поскольку поддержание высоты травостоя на определенном уровне требовало значительных усилий, за рубежом были пред­приняты попытки подобрать специальные виды трав для выра­щивания на летном поле. Данные исследования проводились дли­тельное время в Нидерландах и Канаде, в результате чего было выделено несколько видов трав, не привлекающих птиц. Однако среди них не нашлось ни одного вида, который удовлетворял бы всем требованиям. К ним относятся следующие: медленный рост, высота не более 25 см, светолюбивость и устойчивость к сорня­кам, способность укреплять почву, выдерживать нагрузку транс­порта и не быть пожароопасной.

Результаты исследований показали также, что травяные участки, состоящие из одного вида растительности, значительно менее жизнеспособны, требуют большого числа удобрений и ин­тенсивного внесения химических веществ для уничтожения сор­няков и насекомых по сравнению с разнопородными травостоя­ми. Поэтому в настоящее время исследования продолжаются с целью подбора подходящих травосмесей.

Древесные насаждения на аэродромах используются для по­глощения шума двигателей, кроме того они имеют большое эсте­тическое значение, поэтому растущие на приаэродромной терри­тории деревья ликвидировать нецелесообразно. Специалисты рекомендуют заменить старые рощи молодыми посадками, что вызывает почти трехкратное уменьшение численности птиц. Это обусловлено отсутствием у молодых деревьев хороших защитных и гнездовых условий, а также бедностью их кормовых ресурсов, особенно в зимнее время.

Такой же эффект дает замена лиственных деревьев молоды­ми посадками хвойных пород или декоративными деревьями, не привлекающими птиц своими плодами. Дополнительного сокра­щения численности и видового состава птиц можно достичь в результате расчистки лесов от кустарников.

По мнению специалистов, деревья и кустарники, произраста­ющие на аэродромах, должны располагаться как можно дальше от ВПП. Однако выполнить это требование удается не всегда, так как в большинстве стран нет специальных правил, опреде­ляющих расположение древесно-кустарниковой растительности на аэродромах. ИКАО рекомендует вырубать деревья и кустарники, находящиеся ближе 180 м от осевой линии ВПП и рулежных дорожек. Этих рекомендаций придерживается администрация американских аэропортов.

На канадских аэродромах деревья и кустарники ликвидируются в пределах 150 м от центральной линии ВПП. На французских аэродромах были вырублены все деревья и кустарники, ко­торые использовались птицами для гнездования и отдыха. Руко­водству аэропортов рекомендовано не высаживать древесно-кустарниковые породы, особенно сильно привлекающие птиц: бар­барис, виноград, жимолость, черешню, сливу, рябину, боярыш­ник, кизил, лавровишню, бузину, можжевельник и ряд других, распространенных в странах Западной Европы.

На аэродромах ФРГ для безопасности полетов деревья рас­полагаются на расстоянии 500 м от ВПП. За ними установлен постоянный контроль и, если обнаруживается, что какие-либо деревья и кустарники способствуют увеличению численности птиц, то они немедленно спиливаются. На одной из авиабаз

таким образом удалось избавиться от тысячных скоплений скворцов, избравших местом ночевки высокий кустарник рядом с ВПП. Примерно также решается вопрос о наличии на аэродромах древесно-кустарниковой растительности и в остальных странах.

На отечественных аэродромах в соответствии с НАС ГА-80

кустарники должны вырубаться по всей территории летного поля для предотвращения скоплений в них мелких птиц, главным образом скворцов. В отношении деревьев специальных правил нет, но можно рекомендовать, чтобы деревья с гнездовыми коло­ниями были спилены и заменены породами, не привлекающими большое число птиц (например, елями и соснами). Заслуживает интерес предложение отечественных орнитологов спиливать только верхние ветви на таких деревьях в период гнездования птиц, когда они подновляют гнезда. Замечено, что в это время птицы еще мало привязаны к территории и в результате причи­ненного им беспокойства переселяются в другое место. Прове­дение таких же работ на 1—2 недели раньше или позднее нача­ла гнездования не давало положительных результатов, так как птицы заново начинали отстраивать гнезда.

На многих аэродромах большое внимание уделяется уничто­жению различных мелких животных, служащих иногда основ­ным объектом питания. Особое беспокойство работникам аэро­портов доставляют черви, которые, выползая после дождя на поверхность ВПП, не только привлекают птиц, но и сами пред­ставляют опасность для приземляющихся самолетов, уменьшая эффективность торможения. Для борьбы с ними за рубежом ис­пользуют химические средства или же предотвращают их выпол­зание на ВПП, для чего вдоль их краев устанавливают барьеры, металлические желобки и другие приспособления. Большинство из существующих методов в связи со значительными затратами времени и материальных средств, опасностью для окружающей среды и другими отрицательными явлениями были признаны не­пригодными, но тем не менее исследования в данном направле­нии продолжаются. В последние годы появились сообщения, что на некоторых канадских аэродромах широкое применение по уничтожению червей получили химические вещества беномил, фунгицид и свинцовый арсенат, которые якобы не давали побоч­ных нежелательных последствий.

Специалисты ФРГ предлагают для предотвращения выполза­ния червей на ВПП насыпать вдоль нее дорожки гравия шири­ной 20—30 см или укатывать луговину по всей ее длине с одно­временной обработкой каинитом (КС1 — MgS04). Благодаря химической обработке численность червей уменьшается.

Для уничтожения насекомых на зарубежных аэродромах первое время широко использовались специальные химические вещества — инсектициды. Они обладали общими недостатками: загрязняли окружающую среду, уничтожали полезных насеко­мых и во многих случаях оказывали губительное воздействие непосредственно на самих птиц. Поэтому их использование в на­стоящее время сильно сократилось.

На отечественных аэродромах несколько лет назад также проводились опыты по уничтожению беспозвоночных с помощью инсектицидов. Испытывались следующие вещества: севин, наф­талин, фосфамид и метилнитрофос (метатион), которые являют­ся сравнительно недорогостоящими, изготавливаются в нашей стране в большом количестве и способны уничтожать самых раз­личных насекомых и червей. Применение указанных инсектици­дов в слабой концентрации не дало положительных результа­тов. Однако было замечено, что они оказывали некоторое отпу­гивающее воздействие на надпочвенных насекомых, особенно крупных мух — их численность уменьшилась в 2,5—3 раза. Правда, хороший эффект отмечался только в первые две неде­ли. Существенного снижения численности насекомых удавалось достичь лишь при значительном увеличении концентрации при­меняемых химикатов и многократной обработке территории. По­скольку это могло нанести значительный вред окружающей сре­де, работы было решено прекратить.

Во многих аэропортах опасность для полетов самолетов пред­ставляют птицы, в большом числе гнездящиеся или отдыхающие на зданиях. В связи с этим рекомендуется избегать применять в их архитектуре многочисленные ниши, углубления, карнизы и козырьки, удобные для посадки птиц. На имеющихся зданиях желательно кусками нейлоновых сетей закрыть места, использу­емые птицами для постройки гнезд или отдыха.

В последние годы в отдельных зарубежных аэропортах для отпугивания птиц от зданий с успехом применяются специальные вязкие или липкие химические вещества, которые наносятся на места, посещаемые птицами. Хорошо зарекомендовали себя и ловушки, устанавливаемые в ангарах.

Указатели, информационные знаки и другие подобные соору­жения, служащие местом отдыха птиц, рекомендуется оборудо­вать в верхней части острыми рейками, шипами или обмазывать липким веществом. Последний способ менее удобен и эффекти­вен, так как от пыли липкие свойства теряются.

Водоемы, расположенные на аэродромах, по мнению специа­листов, должны быть ликвидированы независимо от их размеров и назначения. Однако на практике осуществить это крайне труд­но. Поэтому за рубежом при решении вопроса о размещении на аэродроме водоемов используются различные ограничения.

Например, в Канаде сточные бассейны не рекомендуется раз­мещать ближе 350 м от осевой линии и торцов ВПП, если их нельзя ликвидировать. Дренажные канавы следует регулярно очищать, предотвращая скопления водных беспозвоночных, а склоны их выравнивать до крутизны откоса 4:1, обеспечиваю­щего скашивание растущей на склонах травы, в которой могут гнездиться водно-болотные птицы. Вся территория аэродрома подлежит выравниванию и дренированию, при этом предпочте­ние отдается подземным дренажным коллекторам.

Интенсивные работы по осушению аэродромной территории проводились в течение ряда лет в канадских аэропортах Ванку­вер, Монреаль и Виннипег. В результате численность водоплава­ющих и околоводных птиц резко уменьшилась. В других канад­ских аэропортах для отпугивания птиц над поверхностью водое­мов натягивалась леска или проволока с флажками и без них. Этот метод явился эффективным средством отпугивания водо­плавающих птиц. Чтобы облегчить натягивание лесок, водоемы делались узкими, в форме канав. Данный способ использовался и в других странах. На аэродромах ФРГ, кроме того, не допус­кается наличие водоемов площадью более 5 га. Их берега обса­живаются высокими деревьями, не привлекающими птиц, с целью оптического уменьшения водного зеркала. Все эти прави­ла и рекомендации могут успешно применяться и в практике отечественных авиапредприятий.

 

ЛИКВИДАЦИЯ СВАЛОК

Наличие рядом с аэродромами свалок и других привлекающих птиц объектов (звероферм, скотных дворов, птицефабрик и т. п.), с точки зрения орнитологического обеспечения безопас­ности полетов, является совершенно нежелательным. Аэродромы имеют хорошие условия для отдыха птиц, а указанные объек­ты — для их кормежки, поэтому численность пернатых при нали­чии такого соседства обычно резко увеличивается.

В ряде стран существуют ограничения на размещение свалок вблизи аэродромов. В отношении других хозяйственных объектов сведения практически отсутствуют. Вероятнее всего авиационным работникам не удалось добиться запрета на их размещение в приаэродромной зоне.

В Англии нет специальных постановлений, запрещающих устройство свалок вблизи аэродромов. Однако местные власти в соответствии со специальной инструкцией обязаны консульти­роваться с руководством аэропортов при решении вопроса о раз­мещении в радиусе 11 км от аэродрома каких-либо объектов, способных привлечь птиц. В Дании существует циркуляр, по ко­торому свалки не должны находиться ближе 6,5 км от аэродрома. В Канадских аэропортах действует инструкция, запрещающая устраивать мусорные свалки в радиусе 8 км от аэродрома.

В США нет никаких государственных постановлений, направ­ленных против размещения вблизи аэродромов свалок и прирав­ненных к ним объектов, но федеральная авиационная администрация выпустила указание, согласно которому отстойные во­доемы не должны находиться ближе 3 км от ВПП, предназна­ченных для турбореактивных самолетов, или ближе 1,5 км от ВПП, используемых для полетов только поршневой авиацией.

В аэропортах ФРГ действует специальное постановление, по которому в пределах 5 км от аэродрома должны быть ликвиди­рованы все свалки и не допускается строительство новых мест для отходов.

Категорически запрещено занимать аэродромную террито­рию под мусорные свалки без пищевых отходов, так как они тоже привлекают птиц.

В Швеции, как и в большинстве других стран, также отсутст­вуют постановления, касающиеся специально свалок. Но адми­нистрация гражданской авиации может выразить протест против сооружения в радиусе около 13 км от аэродрома любых объек­тов, привлекающих птиц. Правда, в одном случае он не возымел действия, так как правительственные органы все же приняли решение разместить свалку вблизи аэропорта, но при условии, что на нее не будут выбрасываться пищевые отходы, а вся работа по измельчению и изготовлению компоста будет проводиться в крытом помещении.

ИКАО рекомендует размещать свалки мусора на расстоянии не менее 13 км от центральной точки аэропорта и относиться с особым вниманием к их правильному расположению. Так, если в окрестностях аэропорта имеются места колониального гнездова­ния птиц, то свалки следует расположить на одной с ними сто­роне аэродрома, чтобы птицы не пересекали летное поле. При этом свалки будут в определенной степени даже отвлекать птиц от аэродромов.

Следует отметить, что ЕКОПС рекомендовал ликвидировать все объекты, способствующие концентрации птиц на расстоянии до 13 км от границ аэродрома, т. е. примерно в радиусе 15 км от его центральной точки.

В некоторых странах предпринимались попытки уменьшить привлекательность свалок путем сбрасывания пищевых отходов в заранее вырытые глубокие траншеи и засыпки их сверху землей. Однако оказалось, что обеспечить быструю засыпку отходов нельзя, кроме того, птиц привлекало рыхление земли, в результате которого на поверхности появилось большое число беспозвоночных животных. Самым эффективным было признано решение осуществлять данные работы в ночное время, когда птиц нет. Это позволит почвенным беспозвоночным спрятаться до утра в земле, так что прилетевшие на свалку птицы не смогут найти на ней практически никакого корма. Указанным способом в окрестностях одного из зарубежных аэропортов удалось снизить численность чаек на свалке с 15 000 до нескольким сотен.

В Советском Союзе, согласно «Положению о землях транспорта» (1981 г.), на землях, прилегающих к территории аэро­дромов в радиусе 15 км запрещается размещать свалки с пищевыми отходами, а также строить звероводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие массовому скоплению птиц.

Запрет на размещение свалок и других подобных объектов в радиусе даже 15 км от аэродрома не всегда позволяет достичь желаемой цели, поскольку многие птицы совершают полеты за кормом на более далекие расстояния. Так, скворцы могут летать на места кормежки, удаленные от мест ночлега почти на 20 км, Расстояние кормовых полетов у врановых птиц достигает часто 20—30 км. На такие же расстояния совершают кормовые пере­леты и чайки. Известны случаи, когда они ежедневно прилетали за кормом на ферму, удаленную на расстояние 18 км от их колонии.

Чайки, зимующие в окрестностях Марсельского аэропорта, летали кормиться с залива на свалку, расположенную в 27 км.

Имеются сообщения, что чайки могут улетать за кормом от гнезда на расстояние даже до 50 км.

Конечно, такие дальние перелеты птицы совершают только в

исключительных случаях, когда поблизости нет других концентрированных источников корма. Чаще всего расстояние кормовых перелетов составляет около 10 км, поэтому размещение свалок и подобных им хозяйственных объектов далее 15 км от аэропор­та обычно не приводит к усложнению орнитологической обста­новки на аэродромах.

И все же при решении вопроса о создании в районе аэропор­та новых объектов, привлекающих птиц, следует стараться раз­местить их как можно дальше от аэродрома и с таким расчетом, чтобы летящие к ним птицы не пересекали аэродромную терри­торию, т. е., чтобы источники корма и места колониального гнез­дования, отдыха и ночевки птиц находились по одну сторону от аэродрома.

 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

Попытки уменьшить численность птиц путем ограничения сельскохозяйственного использования земель на аэродромах и прилегающей территории предпринимаются во многих странах, но не везде они заканчиваются успехом. За рубежом администрация аэропортов часто вынуждена сдавать аэродромные земли в аренду для использования в хозяйственных целях. Единственный выход для администрации в таких случаях — это обязать арен­даторов расположить сельскохозяйственные участки как можно дальше от ВПП.

По нормативам, принятым в канадских аэропортах, в хозяй­ственное использование могут отдаваться участки, находящиеся далее 360 м от ВПП. При этом их рекомендуется использовать для заготовки сена, выращивания люцерны, льна, сои, устройст­ва спортплощадок, стоянок автомашин, выращивания озимой ржи и пшеницы, яровой пшеницы, ячменя и других зерновых культур, за исключением кукурузы и овса. Не допускается вспаш­ка земель с одной стороны ВПП ранее чем через 24 ч после вспашки земли с другой стороны ВПП. На расстоянии до 360 м от осевой линии ВПП запрещено выращивание подсолнечников, злаков, огородных культур и фруктовых деревьев, выпас скота, свиней и других животных, разведение скота и пушных зверей. В этой зоне разрешено сеять траву на сено, клевер или люцерну, но только в тех аэропортах, где число столкновений с птицами не превышает пяти случаев в год.

Несмотря на действующие нормативы, руководству канадских аэропортов настоятельно рекомендуется по возможности избе­гать использования территории аэродрома для сельскохозяйст­венных нужд.

На гражданских и военных аэродромах ФРГ полностью за­прещено выращивание сельскохозяйственных культур и фрукто­вых деревьев, а также выпас овец. Овцы выпугивают из тра­вы насекомых, поэтому они всегда сопровождаются большими стаями птиц. Кроме того, помет овец привлекает насекомых, а за ними и птиц. Сами овцы уплотняют землю, что приводит к ее заболачиванию. Они поедают растения, поэтому обеспечить не­обходимую высоту травостоя при выпасе овец нельзя. Помимо всего, овцы могут выбежать на ВПП и стать источником опасно­сти для самолетов.

На швейцарских аэродромах также запрещены любая сель­скохозяйственная деятельность и выпас овец. В Норвегии при­знано нецелесообразным выращивать на аэродромах зерновые культуры и овощи. В Бельгии территория гражданских аэродро­мов освобождается от сельскохозяйственного использования на расстоянии 150 м от осевой линии ВПП и 60 м от ее торцов. На военных аэродромах Дании запрещены все сельскохозяйствен­ные работы в пределах 600 м от границ ВПП. Администрация гражданских аэропортов также стремился соблюдать эти правила, но ее действия не подкрепляются ведомственными поста­новлениями.

Поскольку многие западноевропейские страны испытывают отчаянную нужду в обрабатываемых площадях, сельскохозяйст­венные культуры возделываются порой на всей территории аэро­дромов. Например, в амстердамском аэропорту Шипол даже про­межутки между взлетно-посадочными полосами заняты посадка­ми овощей. Правда, число выращиваемых культур ограничено и, кроме того, на участках с зерновыми культурами высеиваются травы, чтобы закрыть жнивье. Запрещены использование навоза и обработка земли культиватором. Все это в какой-то степени сдерживает увеличение численности птиц.

На военных голландских аэродромах полностью запрещено выращивание зерновых и бобовых культур и не разрешается при­менять органические удобрения. Последнее ограничение введено для уменьшения роста травы, в результате чего сокращается ча­стота ее выкашивания. Работники этих авиабаз считают, что уменьшение хозяйственной эксплуатации территории летного по­ля является наиболее перспективным мероприятием по сокраще­нию численности птиц на аэродромах.

В настоящее время в большинстве стран не решен вопрос о полном или частичном запрещении сельскохозяйственных работ на приаэродромной территории. Во-первых, администрация аэро­портов отвечает за эколого-орнитологические условия в пределах границ аэродрома и обычно не интересуется обстановкой за его пределами. Во-вторых, и это главное, администрация аэропортов не является хозяином прилегающей территории и потому не в состоянии запретить выращивание на ней сельскохозяйственных культур и размещать хозяйственные объекты, привлекающие птиц. А просьбы администрации местные землепользователи обычно не удовлетворяют. На этом основании ряд западноевропейских стран выдвинул предложения об использовании приле­гающих к аэродромам земель, однако ИКАО пока не выработа­ла единых рекомендаций по данному вопросу.

Международное законодательство содержит технические тре­бования по размещению и содержанию аэродромов, но не опре­деляет допустимых эколого-орнитологических условий на окру­жающей их территории. Однако имеются некоторые рекоменда­ции на этот счет в отдельных странах. Например, канадские спе­циалисты предлагают выделить на территории, окружающей аэродром, три зоны.

В первой зоне, радиусом около 3 км от центра аэродрома, за­прещается любое использование земельных участков, за исклю­чением сооружения игровых площадок, нефте- и газоперерабаты­вающих систем, складов оборудования. Во второй зоне, радиу­сом около 5 км, не допускается размещение лесных и рыбных заповедников, сельскохозяйственных полей и передвижных буфетов, но разрешается выращиватьелки и декоративные растения. В третьей зоне, радиусом около 8 км, не должно быть заповедни­ков, птиц, болот, свинарников, фруктовых садов, скотоферм, от­крытых водных бассейнов и сточных вод, свалок и прочих объ­ектов, способствующих концентрации птиц. Допускается строи­тельство спортивных сооружений. В основных международных аэропортах эти расстояния рекомендуется увеличить на 1—2 км.

Специалисты ФРГ настоятельно рекомендуют ограничивать выпас скота на прилегающей к аэродромам территории. Прове­денные ими исследования показали, что на десяти западногерманских аэродромах, в окрестностях которых регулярно выпа­сался скот, коэффициент столкновений с птицами был примерно в 3 раза выше, чем на остальных.

Французские специалисты считают, что на приаэродромных землях целесообразно выращивать следующие культуры, не при­влекающие птиц: турнепс, свеклу, картофель, морковь, помидо­ры, редис, брюкву, спаржу, лук-порей, лен и сою. Помимо этого, они предлагают ограничить выращивание ряда культур, способ­ствующих массовой концентрации птиц: пшеницы, ячменя, куку­рузы гороха, капусты, клевера, проса, подсолнечника, гречихи, вики, бобов, салата, сорго, кормового редиса.

На гражданских аэродромах Советского Союза в соответст­вии с действующими указаниями запрещено: высаживать деревья и кустарники; складировать различные материалы; применять удобрения, способствующие размножению насекомых; выпасать скот; выращивать сельскохозяйственные культуры, привлекаю­щие птиц. Перечень запрещенных (разрешенных) культур может устанавливаться отдельно по каждому аэродрому с учетом меж­дународного опыта и рекомендаций местных орнитологов. Адми­нистрации аэропортов предложено по возможности уменьшить сельскохозяйственные работы на территории аэродромов за ис­ключением сенокошения. Согласно «Положению о землях транс­порта» (1981 г.), запрещено создавать подсобные хозяйства аэропортов ближе 15 км от границ аэродрома.

Руководству аэропортов рекомендовано решить с местными властями, колхозами и совхозами вопрос о введении ряда огра­ничений на сельскохозяйственное использование земель, прилега­ющих к аэродромам в радиусе 10—15 км от аэродрома. В число этих ограничений входят: ликвидация свалок, вспашка полей только в ночное время, чтобы почвенные беспозвоночные успели до утра зарыться в землю; перепахивание в ночное время полей с зерновыми культурами сразу после уборки урожая, чтобы за­сыпать землей оставшиеся на поверхности зерна; запрещение выпаса скота; осушение мелких водоемов и скашивание на круп­ных водоемах береговой и прибрежной растительности в момент начала гнездования птиц.

Указанные мероприятия рекомендуется проводить не на всей территории, а только на тех ее участках, которые регулярно посещаются птицами, пересекающими при перелётах ВПП и под­ходы к ней. На каждом аэродроме, исходя из местной орнитоло­гической обстановки, могут осуществляться дополнительные меры по ограничению сельскохозяйственной деятельности на при­легающей к ним территории. Они должны быть обоснованы.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.