Функции работников аэропортов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Функции работников аэропортов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов

2018-01-04 389
Функции работников аэропортов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сведения об организации на зарубежных аэродромах мероприятий по предотвращению столкновений самолетов с птицами встречаются довольно редко, причем они касаются лишь части организационных вопросов. Тем не менее такая информация представляет определенный интерес и может быть использована, в практике отечественных авиапредприятий.

В США на 127 наиболее птицеопасных гражданских аэродро­мах для организации мер борьбы с птицами были созданы спе­циальные группы, состоящие из работников службы движения, безопасности полетов и охраны. На гражданских аэродромах Норвегии все работы по уменьшению числа столкновений с птицами организуются начальником аэропорта или начальником службы движения, а в Австрии — инспектором по безопасности полетов. В гражданских аэропортах Дании за отпугивание птиц от аэродрома отвечают начальники пожарных команд или работники службы безопасности полетов, которые 4 раза в год повышают свою квалификацию.

Во многих странах (США, Англии, Италии, Бельгии, Нидер­ландах, Индии, Японии, Чехословакии и др.) в самых птицеопасных аэропортах введены штатные должности орнитологов, кото­рые занимаются отпугиванием, отловом и отстрелом птиц, а так­же организуют работу служб аэропорта по орнитологическому обеспечению полетов. По признанию зарубежных специалистов, выполнение такого большого объема работ одним человеком не давало заметных успехов. В связи с этим в ряде аэропортов были созданы бригады по предотвращению столкновений с птицами. Например, в лондонском аэропорту Хитроу группа по борьбе с птицами состояла из 16 чел. Она имела в своем распоряжении! четыре автомобиля (на трех из них были смонтированы биоакустические установки), сигнальные ракетницы и ружья 12 калиб­ра. В США на шести крупных гражданских аэродромах контроль за птицами осуществляли группы из 2 чел., а на восьми аэродро­мах эту работу выполняли трехсменные патрули. Персонал групп предварительно был обучен мерам борьбы с птицами. В результате принятых мер на данных аэродромах произошло уменьшение числа столкновений.

В амстердамском международном аэропорту Шипол весь комплекс мероприятий организует и контролирует специальный комитет из 4 чел.,который возглавляет администратор аэропорта.На аэродроме имеется группа по борьбе с птицами, состоящая из12 чел. В еераспоряжении находятся передвижная биоакустическая установка, газовые пушки, механические вертушки, чучела хищных птиц, ракетницы, ружья и прочие средства.

Представляют интерес данные об организации борьбы с птицами на зарубежных военных аэродромах. В Англии на 25 аэродромах ВВС созданы подразделения по отпугиванию птиц, состоящие из3 чел.и имеющие на вооружении ракетницы, ружья, машины с биоакустическими установками. Эти подразделения подчинены руководителю полетов, который отвечает за организа­цию оперативных мер по отпугиванию птиц. Ожидается, что в результатеработы 20 таких команд ежегодный ущерб уменьшит­ся примерно на 190 тыс. ф. ст.

Аналогичныеподразделения имеются на семи военных авиабазах вНидерландах. Входящие в них специалисты ежегодно проходят переподготовку в Англии. Для них организуются также 1 раз в 3 мес.однодневные семинары по обмену опытом на одной из своихавиабаз. Работы по отпугиванию птиц осуществляются следующимобразом: рано утром проводится подсчет птиц на летном поле,затем принимаются меры по их отпугиванию, которые заканчиваются не позже чем за 15 мин до начала полетов. Вдальнейшемптицы отпугиваются только по указанию работ­ников службыдвижения. В перерывах между полетами проводится дополнительное патрулирование летного поля.

В ФРГ на каждом военном аэродроме имеется специалист, отвечающий за организацию орнитологического обеспечения полетов и координирующий деятельность служб. Один раз в 2 года эти специалисты собираются на трехдневные курсы для обмена опытом и ознакомления с зарубежными достижениями.

Вгражданской авиации СССР организационные меры, на­правленные на предотвращение столкновений воздушных судов сптицами, заложены в Типовой инструкции по орнитологическо­муобеспечению безопасности полетов, согласно которой общую организацию и контроль за проведением на аэродромах меро­приятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами осуществляет командир объединенного авиационного (летного) отряда. Проведение практических работ возлагается на работников службы движения, аэродромной службы, АТБ, ВОХР, ЭРТОС, летный состав и инженера-инспектора по без­опасности полетов.

Работники службы движения осуществляют визуальный и радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой, информируют экипажи об обнаружении птиц на пути движения воздушных судов, анализируют данные о фактических и ожидае­мыхорнитологических условиях в районе аэродрома, дают указания другим службам аэропорта произвести отпугивание птиц. При необходимости принимают решение о временном прекраще­нии полетов. Практика показала, что работники службы движе­ния во многих случаях руководят действиями пилотов для избе­жания столкновений и принимают непосредственное участие в отпугивании птиц выстрелами из ракетниц или с помощью биоакустических установок.

Работники аэродромной службы организуют эколого-орнитологическое обследование района аэродрома, привлекая специа­листов из научных учреждений, осуществляют мероприятия по изменению экологической обстановки на территории аэродрома, отпугивают птиц выстрелами из ракетниц (иногда стрельбой из

ружей). Эти работники должны ежедневно осматривать ВПЦ ля сбора сбитых самолетами птиц и отправлять найденные остатки специалистам для определения их видовой принадлеж­ности, однако эти требования не всегда выполняются. Вследствие этого трудно получить полное представление о том, какие птицы создают наибольшую опасность для воздушных судов на кон­кретных аэродромах. Руководство аэропортов должно принять меры по устранению этого недостатка в работе аэродромной службы.

Летный состав оповещает диспетчеров УВД об обнаруженных в районе аэродрома интенсивных перелетах птиц, ставит в из­вестность соответствующих лиц о замеченных случаях столкнове­ния с птицами, при получении информации о возникновении на аэродроме или подходах к нему опасной орнитологической об­становки выполняет определенные действия по уменьшению ве­роятности и опасности соударения с птицами.

Пилоты иногда успевают заметить реакцию птиц на прибли­жающийся самолет. Таким образом, они располагают уникаль­ной информацией, которая в настоящее время нигде не регистри­руется, хотя имеет важное значение для специалистов. В связи с этим в летных отрядах необходимо проводить разъяснительную работу и привлекать летный состав к сбору подробных сведений о столкновениях с птицами, так как это касается безопасности полетов.

Работники ВОХР отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц или ружей по указанию руководителя полетов. Ана­логичные действия могут с успехом осуществляться и членами по­жарных команд.

Работники ЭРТОС монтируют на аэродроме автоматические и полуавтоматические устройства по отпугиванию птиц (газовые пушки, биоакустические установки и др.), а также систематиче­ски проверяют их работоспособность, так как ухудшение работы этих устройств приводит к быстрому снижению эффективности их действия.

Работники АТБ регистрируют и передают в установленном порядке сведения о повреждении воздушных судов птицами, направляют специалистам на определение обнаруженные на воздушныхсудах остатки птиц. Важность этих мероприятий не нуждается вдоказательствах, однако работники АТБ относятся к их выполнениюпорой безответственно. Опросы показывают, что большинство столкновений с птицами, когда воздушные суда получают незначительные и легкоисправимые повреждения (царапины, небольшие вмятины) или когда на них имеются только следы столкновения (кровь, перья птиц), не регистрируется. Вследствие этого теряется информация примерно о 80—90% столкновений. Поэтому необходимо проводить разъяснительные мероприятия среди работников АТБ о важности данной работы.

Инженер-инспектор по безопасности полетов или заменяющее его лицо регистрирует, анализирует и докладывает руководящему и летному составу поступающую к нему от пилотов и работников АТБ информацию о столкновениях воздушных судов с птицами, контролирует правильное и своевременное выполнение инструк­тивных материалов по авиационной орнитологии.

В аэропортах, где введена должность инженера-орнитолога, ряд мероприятий по орнитологическому обеспечению безопасности полетов должен проводиться указанными специалистами. Они обязаны в первую очередь осуществлять общее руководство работами, организовывать взаимодействие между службами аэропорта, анализировать орнитологическую обстановку, информировать руководящий и летный составы об орнитологических усло­виях па аэродроме, проводить занятия по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, контролировать правильность и своевременность принятия мер по предотвраще­нию столкновений.

Приведенные положения об организации в эксплуатацион­ных авиапредприятиях орнитологического обеспечения безопасностиполетов не должны восприниматься как жесткие правила. Hа разных аэродромах объем работ у служб аэропорта неодинаков,поэтому проведение отдельных мероприятий иногда целесообразно поручить работникам других служб при условии, что это неотразится на безопасности полетов.

Важной мерой по повышению эффективности орнитологиче­ского обеспечения полетов является организация в аэропортах занятий по авиационно-орнитологической тематике со всеми работниками, имеющими отношение к предотвращению столкнове­ний воздушных судов с птицами. Эти занятия рекомендуется проводить не реже 1 раза в полгода (с летным составом — перед каждым сезоном) в часы технической учебы. К проведению занятий следует привлекать наиболее опытных специалистов аэропор­та и орнитологов. В программу занятий желательно включать следующие вопросы.

1.Создаваемая птицами опасность для воздушных судов в районе аэродрома в разное время суток и года. Информация должна быть основана на сведениях о размещении и перелетах наиболее опасных птиц, а также случаях столкновений с ними самолетов.

2. Организация на аэродроме орнитологического обеспечения безопасности полетов. Здесь следует уточнить функциональные обязанности работников аэропорта, изложить план первоочередных или перспективных мероприятий.

3. Проведение визуального и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой (с использованием плакатов, ки­нофильмов, фотоальбомов по радиолокационной тематике).

4. Создание на аэродроме и прилегающей к нему территории дискомфортных условий для птиц.

5. Отпугивание птиц от аэродрома воспроизведением записан­ных на магнитной ленте тревожных птичьих криков, стрельбой из ракетниц и ружей.

6. Поведение птиц при сближении с самолетом и действия экипажей по уменьшению вероятности и опасности столкнове­ния с ними.

Во время занятий необходимо указать на особенность проведения авиационно-орнитологических мероприятий в различные периоды суток и года, в разных орнитологических ситуациях. Важно объяснить работникам аэропорта, что орнитологическое обеспечение безопасности полетов — это целый комплекс доволь­но сложных мероприятий, требующих постоянного внимания и совершенствования. Здесь не может быть раз и навсегда установ­ленных правил и поэтому исполнители должны проявлять боль­ше инициативы и творческой выдумки для повышения эффектив­ности предупредительных мер.

Орнитологическая обстановка характерна своей изменчиво­стью, поэтому необходимо добиваться оперативного осуществле­ния рекомендованных мер, так как запоздалые мероприятия мо­гут привести к их неэффективности. В результате принятых мер опасность от птиц на аэродроме уменьшается и иногда у испол­нителей падает интерес к продолжению работ. Этого не должно быть. Работы по предотвращению столкновений с птицами следу­ет считать непрерывным процессом, хотя их объем после дости­жения положительных результатов может в определенной сте­пени сократиться.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Эффективность орнитологического обеспечения безопасности полетов зависит от правильности выбора мер борьбы с птицами, продуманности сроков проведения работ, а также средств и сил для их выполнения. Практика показывает, что отдельные неудач­ные попытки уменьшить число столкновений самолетов с птица­ми вызваны не только незнанием орнитологической обстановки и предупредительных мер, но и неправильной организацией данных мер нааэродромах. Чаще всего это объясняется тем, что при планировании мероприятий по борьбе с птицами плохо учитываются местныеособенности экологических и орнитологических условий.

Проблема предотвращения столкновений не может решаться в разных аэропортах совершенно одинаково. Поэтому нельзя разработать единую для всех авиапредприятий технологию снижения опасностиот птиц. Однако можно дать ряд общих рекомендаций,позволяющих улучшить орнитологическое обеспечение безопасностиполетов в большинстве птицеопасных аэропортов.

В первуюочередь должен быть разработан план первоочередных мероприятий по предотвращению столкновений. К составлению такого плана необходимо привлечь работников службы движения, аэродромной и летной служб, инженера-инспектора по безопасности полетов, инженера-орнитолога аэропорта, а там, где его нет, — орнитологов из местных зоологических учреждений.

План первоочередных мероприятий в обязательном порядке должен включать: проведение силами местных орнитологов эколого-opнитологического обследования аэродрома и окружающей его территории с последующим составлением карт-схем орнитологическойобстановки в районе аэродрома; обеспечение учета всех столкновений и случаев опасного сближения самолетов с птицами; ежедневный осмотр ВПП для обнаружения сбитых самолетами птиц; осуществление работниками аэропорта визуаль­ного и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой; обеспечение отпугивания птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц или ружей; оповещение экипажей воздушных судов о состоянии орнитологической обстановки в районе аэродрома; прекращение всех сельскохозяйственных работ на территории аэродрома.

После сбора предварительной информации об имеющихся в районе аэродрома экологических и орнитологических условиях следует составить перспективный план мероприятии, дополнительно включив в него работы по дискомфортизации экологическойобстановки на аэродроме и прилегающей территории, другие мероприятия (отлов птиц, создание в стороне от аэродрома отвлекающих птиц площадок, прогнозирование орнитологической обстановки и т. д.).

При составлении перспективного плана следует обосновать необходимость проведения каждого дополнительного мероприятия с тем, чтобы избежать напрасных трат времени и средств. Необдуманность в данном вопросе может иногда приводить даже к увеличению создаваемой птицами опасности. Например, возможна следующая ситуация. Свалка пищевых отходов расположена в стороне от аэродрома таким образом, что способствует влечению от него птиц. В случае ее ликвидации птицы вынуждены искать новый источник корма и могут найти его в таком месте, что при полетах к нему будут регулярно пересекать тер­риторию аэродрома.

План перспективных мероприятий необходимо ежегодно уточ­нять с учетом накопленных знаний о характере орнитологической обстановки, а также полученного опыта по предотвращению столкновений. Для совершенствования плана желательно озна­комиться с организацией работ по орнитологическому обеспече­нию полетов на соседних аэродромах. Однако нельзя забывать о том, что некоторые мероприятия, хорошо зарекомендовавшие себя даже на близкорасположенном аэродроме, могут оказаться неэффективными, если между аэродромами отмечается большая разница в экологических условиях, орнитологической обстановке и даже типах эксплуатируемых воздушных судов. В перспектив­ном плане следует указывать сроки проведения мероприятий, так как почти любое из них может быть в отдельные периоды суток и года неэффективно.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.