Паспорт программы учебной и полевой практики. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Паспорт программы учебной и полевой практики.

2018-01-04 656
Паспорт программы учебной и полевой практики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования, МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания.

 

Шахты

 

 

Марченко С.А.

Методические рекомендации к учебной полевой практике по естествознанию. — Шахты: 2017. — 40 с.

 

 

В методических указаниях рассматриваются цели и задачи учебной полевой практики по естествознанию, программа и содержание работы, требования к отчету.

Данное методическое пособие может с успехом использоваться при подготовке студентов в области изучения природы, направлено на формирование диалектико-материалистического мировоззрения: природа рассматривается как единое целое, обучающиеся учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в педагогических колледжах.

 

 
 


СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
1.1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ  
1.2ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ  
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ  
5.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ  
5.2 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.  
5.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
5.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК  
7. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ  
8.ТРЕБОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕРБАРИЯ  
9. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.  
9.1 Наблюдение за погодой  
9.2. Ориентирование на местности. План местности.  
9.3. Литосфера  
10.ПОЛЕВЫЕ ЭКСКУРСИИ  
10.1 Ознакомление с водоемами своей местности  
10.2. Биоценоз леса  
10.3. Биоценоз луга  
10.4. Биоценоз степи  
10.5. Экскурсия в краеведческий музей  
10.6. Биоценоз парка  
11.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ  
12. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ  

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.

Учебная полевая практика - один из важнейших этапов учебных знаний по естествознанию. Полевая практика направлена на отработку знаний и умений, полученных в процессе естественнонаучной подготовки учителя начальных классов.

Обучающиеся знакомятся с экологией, жизненными формами растений родного края. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. В ходе изучения природы у обучающихся формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, обучающиеся учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программа учебной полевой практики – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в части освоения основных видов профессиональной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.

Цели учебной полевой практики

- закрепление, углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Методика преподавания естествознания»;

- знакомство обучающихся с объектами растительного и животного мира своей местности;

- подготовка обучающихся к работе в природе с младшими школьниками.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.

Полевая практика проводится концентрированно при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования и является продолжением интегрированного курса естествознания и включает в себя практикумы по земледелию, ботанике с основами с\х труда, зоологии с основами экологии и краеведению с основами туризма.

В ходе освоения программы практики, обучающиеся должны иметь практический опыт:

- по определению сообществ: луга, степи, водных объектов.

- по уходу за растениями цветника;

- составлению гербария,

- ведению документации.

В ходе освоения программы практики, обучающиеся должны уметь:

- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации;

- планировать и проводить работу в соответствии с программой практики;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль.

В ходе освоения программы практики, обучающиеся выполняют виды работ:

1. Знакомство с основными биоценозами характерными для территории на которой проходит полевая практика.

2.Выявления основных признаков растительного сообщества и условия его обитания.

3. Изучение геологического строения местности.

4. Изучения водоемов района практики и их экологического состояния.

5. Овладение методами ориентирования на местности.

6. Выявления роли хозяйственной деятельности в изменение района практики. Овладение элементарными правилами охраны природы или проведение учебно- полевых занятий.

7. Приобретение навыков проведения экскурсий в природу, документирование результатов полевых наблюдений (записи в дневниках, зарисовки, сбор гербария и другое).

В процессе практики у обучающихся должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Форма отчетности по итогам практики: дневник, отчет по полевой практике.

Форма оценивания: зачет.

 

 

База проведения практики

Базой проведения является: территория учебного заведения,Шахтинский краеведческий музей, водоем непроточного типа, роща «20 лет РККА», река Грушевка, луг, степь.

Оборудование

Дневник, ручка, карандаш, линейка, лупа, фотоаппарат, термометр (атмосферный, водный), определители растений и животных.

Форма отчетности

Обучающийся получает зачет при наличии отчетной документации (дневник, гербарий), презентации по выполнению индивидуального задания.

Руководство практики

Руководство практикой осуществляется преподавателями естественнонаучных дисциплин учебной организации.

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ занятия Содержание занятия Кол-во часов
  Введение. 1.Инструктаж по технике безопасности, 2.Инструктаж по оформлению отчетной документации. 3.Выбор индивидуальных заданий. 4.Практическая работа «Наблюдение за погодой» 5.Экскурсия в окрестностях колледжа «Знакомство с видовым составом растительности». 6.Работа на участке колледжа  
  1.Практическая работа «Ориентирование на местности. План местности». 2.Практическая работа «Литосфера» 3.Изучение теоретического материала об организации учебно-опытного участка для начальных классов на территории школы. 4. Работа на участке колледжа  
  1.Экскурсия на водоем непроточного типа 2. Экскурсия в рощу «20 лет РККА». 3.Практическая работа «Работа с атласом- определителем». 4.Экскурсия «Биоценоз луга».  
  1.Экскурсия на реку Грушевка. 2.Экскурсия в степь. 3.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.  
  1.Экскурсия в Шахтинский краеведческий музей. 2.Просмотр документального учебного фильма 3.Экскурсия в городской парк «Александровский».  
  1. Защита индивидуальных заданий. 2.Проверка отчетной документации по полевой практике: дневник, электронные гербарий. 3. Зачет.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие № 1. 6 часов.

1.Инструктаж по технике безопасности, соответствующая запись заносится в журнал по технике безопасности.

2.Беседа «Цели и задачи, план проведения полевой практики».

3.Инструктаж по оформлению отчетной документации.

4.Выбор индивидуальных заданий. Темы для индивидуального задания студенты выбирают из предлагаемого списка по желанию. Темы могут изменяться. Заполнение обучающимися дневника практики.

5.Практическая работа «Наблюдение за погодой» (осадки, облачность, температура, направление ветра). Ведение календаря погоды

Метеорологические наблюдения за элементами погоды: температурой воздуха, направление и силой ветра, влажностью воздуха и другими.

6.Беседа «Правила сбора растений и оформления электронного гербария».

7.Экскурсия в окрестностях колледжа «Знакомство с видовым составом растительности». Сбор гербария.

8.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.

Занятие № 2. 6 часов.

1.Практическая работа «Ориентирование на местности. План местности». Измерение расстояния простейшими способами (шагами, пара шагами). Измерительные работы. Составление плана территории колледжа.

2.Практическая работа «Литосфера»

3.Изучение теоретического материала об организации учебно-опытного участка для начальных классов на территории школы.

4. Работа на участке колледжа

Занятие № 3. 6 часов.

1.Экскурсия на водоем непроточного типа «20 лет РККА». Знакомство с представителями животного и растительного мира. Анатомо-морфологические особенности растений водоема. Приспособление животных к жизни в воде: моллюски, насекомые, амфибии, рыбы. Водные и прибрежные растения. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на территорию водоема. Экологический десант на территории.

2. Экскурсия в рощу «20 лет РККА». Знакомство с представителями животного и растительного мира. Знакомство с видовым составом растительности рощи. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на рощу. Экологический десант на территории.

3.Практическая работа «Работа с атласом-определителем».

4.Экскурсия «Биоценоз луга». Знакомство с рельефом родного края. Экологические группы и жизненные формы луга. Особенности жизни животных луга. Знакомство с видовым составом растительности луга. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на луг.

Занятие № 4. 6 часов.

1.Экскурсия на реку Грушевка. Определение направления и скорости течения, температуры и цвета воды. Санитарное состояние реки. Водные и прибрежные растения. Сбор гербария. Экологический десант на прибрежной территории берега реки.

2.Беседа «Редкие и исчезающие растения Ростовской области».

3.Экскурсия в степь. Знакомство с рельефом родного края. Экологические группы и жизненные формы степи. Особенности животных степи. Знакомство с видовым составом растительности степи. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на степь.

4.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.

Занятие № 5. 6 часов.

1.Экскурсия в Шахтинский краеведческий музей. Посещение зала «Флора и фауна». Знакомство с экспонатами музея: растениями (гербарные образцы), животными (чучела животных), минералами и горными породами родного края.

2.Просмотр документального учебного фильма

3.Экскурсия в городской парк «Александровский». Знакомство с правилами поведения в парке. Изучение видового состава растительности парковой зоны. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия.

Занятие № 6. 6 часов.

1. Защита индивидуальных заданий. Форму защиты студент выбирает самостоятельно: мультимедийная презентация, фотовыставка, «раскладушка», папка, реферат.

2.Проверка отчетной документации по полевой практике: дневник, электронные гербарий.

3. Зачет.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Форма аттестации по итогам учебной полевой практики по естествознанию- недифференцированный зачет.

Формы отчетности– дневник полевой практики, электронный гербарий.

Время проведения аттестации июнь.

Критерии оценки за практику – зачтено/не зачтено.

После выполнения программы учебной полевой практики по естествознанию каждый обучающийся сдает зачет по следующим критериям:

Высокий уровень – соблюден график практики; выполнены все задания, отсутствие замечаний по оформлению дневника и изложению материала, есть электронный гербарий.

Средний уровень – соблюден график практики; выполнено 80% от общего числа заданий, несущественные замечания/отсутствие замечаний по оформлению дневника и изложению материала; есть недочеты в гербарии.

Достаточный уровень – соблюден график практики; выполнено 70% от общего числа заданий, имеются замечания по оформлению дневника и изложению материала, помарки, исправления; гербарий с замечаниями.

Низкий уровень – соблюден график практики; выполнено менее 70% от общего числа заданий, имеются грубые ошибки в изложении материала, замечания по оформлению дневника, помарки, исправления; гербарий отсутствует.

 

Ознакомиться!

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ.

Титульный лист дневника по полевой учебной практике включает следующие сведения:

название практики, курс, отделение, место проведения практики, Ф.И.О обучающегося, руководитель практики.

Вторая страница дневника включает в себя информацию о целях и задачах полевой учебной практики.

Третья страница - календарь погоды.

Последующие страницы:

- описание, чем занимался обучающийся во время 6 часового рабочего дня.

- Записи в дневнике ведутся ежедневно.

- Дневник должен содержать в себе описание, зарисовку, фото основных видов древесных и травянистых растений данного региона (20-30 видов).

- Последовательность определения растений приводится в текстовом изложении, выделяются и обобщаются признаки характерные для данного семейства, рода или вида.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕРБАРИЯ.

Создание электронного гербария делится на три этапа:

1.поиск и фотосъёмка растений;

2.систематизация растений, поиск информации,

3.создание и оформление электронного гербария.

 

Гербарий должен быть тематическим:

сорняки;

лечебные травы;

ядовитые растения;

цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

комнатные растения;

различные формы соцветий;

сложноцветные;

растения степи;

и любые другие классификации.

Образец слайда гербария

Тысячели́стник обыкнове́нный, или Поре́зная трава́ (лат. Achilléa millefólium) — многолетнее травянистое растение; вид рода Тысячелистник (Achillea) семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae). Широко распространённый в Европе и Азии вид, в России встречается практически во всех регионах. Тысячелистник обыкновенный растёт в лесной, лесостепной и степной зонах, на суходольных лесных лугах, в луговых степях.Используется как лекарственное, пряное, декоративное и медоносное растение. В качестве пряности используются листья и соцветия, но без стебля.

Практические сделать!

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Таблица календаря погоды.

1. Таблица недели делится на квадраты по количеству дней. Квадраты, в свою очередь, делятся на 4 части для внесения условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ

Дата температура явления облачность ветер
         
         

 

2. В конце наблюдений подсчёт суммарных данных за неделю наблюдений по параметрам:

1) Ясных дней - ____________________

2) Пасмурных дней - ________________

3) Облачных дней - _________________

4) Дней с осадками - ________________

5) Дней с сильным ветром - __________

6) Дней без ветра - __________________

3. Условные знаки обучающиеся вправе выбрать сами, но использовать их постоянно (одинаковые в течение всего месяца). Например:

1) «Ясно» – незакрашенный круг или «солнышко»

2) «Облачно» - наполовину закрашенный круг или «солнышко и тучка»

3) «Пасмурно» - полностью закрашенный круг или «тучка» и т.д.

Примеры условных обозначений, вы можете придумать свои обозначения.

 

5. Все записи в «Календаре погоды» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица не может быть начерчена шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте.

6. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

7. Время, рекомендованное для фиксирования погоды в «Календаре погоды» - сразу с первого дня начала полевой учебной практики, в утренние часы.

 

Тема: «Ориентирование на местности. План местности».

Цель: проработать на практике способы ориентирования на местности. Научиться составлять топографический план местности, используя масштаб и условные знаки.

Оборудование: дневник, цветные карандаши, линейка, компас, гномон, планшет.

Задание 1

Определите на открытой местности стороны горизонта:

А) по компасу.

Б) По солнцу.

В) По местным признакам.

Г) По Полярной звезде (ночью).

 

Проведите ориентирование по Солнцу и часам. При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня.

Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (см. рисунок); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.

 

Проведите ориентирование по местным признакам

Выбирите объекты для ориентирования например деревья, камни, муравейник и другие. Определите стороны света по двум и более местным признакам. Сделайте самопроверку использую компас.

Из долголетних наблюдений установлено, что:

· кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

· мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;

· муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;

· на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;

· ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;

· ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

· около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

· просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии север-юг, запад-восток;

· на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;

· алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

· нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;

· на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

 

 

Задание 2 Поднимитесь на возвышенностьпронаблюдайте за изменением горизонта при движении и при подъеме, сделайте зарисовкуизменения линии горизонта с необходимыми пояснениями.

Задание 3 Составьте топографический план местности S= 100 X 100 м (по указанию преподавателя) в масштабе 1:1000 (в1см-10м).

Как составить план местности? В первую очередь необходимо выбрать точку, откуда весь участок, который вы хотите нанести на план, будет хорошо виден. Затем выберите масштаб и сориентируйте планшет с помощью компаса на север, в верхнем углу плана нарисуйте стрелку, направленную вверх, и подпишите рядом букву «С» — направление на север. На плане обозначьте точку, с которой производится съемка, и нанесите на него основные ориентиры местности, например мост через реку или большое дерево. Далее с помощью компаса измеряйте азимут каждой точки, которую вы хотите нанести на план, и, пользуясь транспортиром, отмечайте на плане соответствующий угол. При этом каждый раз проводите в данном направлении вспомогательную сплошную линию, на которой откладывайте длину отрезка от «полюса» съёмки до искомой точки. Далее с помощью условных знаков укажите все объекты — реку, озеро, лес, луг, болото, сад, пашню, овраг и т. п. В заключение подпишите необходимые названия, заголовок плана и укажите выбранный масштаб.

План местности

Тема: «Литосфера».

Цель: закрепление теоретических знаний по теме литосфера знакомство с геологическим строением окрестностей города Шахты с современными геологическими процессами на этой местности.

Оборудование: дневник, линейка, цветные карандаши, рулетка, нивелир.

Задание 1 Выделите основные формы земной поверхности своей местности.

Задание 2 Измерьте высоту холма и склона оврага при помощи простого нивелира.

 

Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма.

Задание 3 Рассмотрите геологические обнажения своей местности и опишите их, составьте геологическую колонку, зарисуйте изображения горных пород.

Схема примера составления геологической колонки.

Овраги формируются на холмистых и увалистых равнинах, покрытых сверху слабосцементированными наносами (лёссы, покровные суглинки и супеси). Различают склоновые и донные овраги, последние образуются в днищах ложбин и балок. Овраги типичны для лесостепной и степной зон, но встречаются и в юж. половине лесной зоны, в полупустынях и в тундре, гл. обр. на териториях, освоенных человеком.

 

 

ПОЛЕВЫЕ ЭКСКУРСИИ

Тема: «Биоценоз леса».

Цель: изучить биоценоз леса выявить основные признаки растительного сообщества и условия его обитания, изучить видовой состав живых лесонасаждений и их ярусности.

Оборудование: дневник, линейка, карандаши, фотоаппарат, сачок.

Задания для обучающихся:

1. Определите пробную площадку. Выделите на ней ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.

2. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев, подроста и всходов деревьев (высота последних не более 10 см). Определите в какой вегетативной фазе находятся растения каждого яруса.

3. Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами (опишите или зарисуйте их). Сделайте схему биоценотических связей, сформированных на основе питания в данном биоценозе.

4. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку.

5. Опишите или зарисуйте птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений леса произрастают их в разных ярусах.

 

 

 

 

 

Тема: «Биоценоз луга».

Цель: изучить сообщество луга и его хозяйственное значение, изучить видовой состав животных луга.

Оборудование: дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат, сачок.

Задания для обучающихся:

1. Определите тип луга, видовой и качественный состав растений луга на участке в один кв метр. Отметьте основные жизненные формы луговой растительности (длинно- и короткокорневищные, кистекорневые, рыхло- и плотнокустовые растения; стержнекорневые и корнеотпрысковые многолетние растения; однолетние и двулетние растения; полупаразиты и паразиты; приспособления к опылению)

2.Определите, какие доминирующие виды однолетние и многолетние травы преобладают на данном лугу. Соберите фотоматериал для гербария из 12- 15 луговых растений в вашей местности.

3. Найдите растения на лугу которые используются человеком как лекарственные кормовые и другие, какова хозяйственная ценность данного лугового участка.

Опишите или зарисуйте насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений луга.

 

 

 

 

Тема: «Биоценоз степи».

Цель: изучить сообщество степи и ее хозяйственное значение, изучить видовой состав животных степи.

Оборудование: дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат.

Задания для обучающихся:

1. Определите тип степи, её флористический состав, Отметьте разнообразие жизненных форм растений, на признаки и свойства, обеспечивающие возможность произрастания разных видов в условиях водного дефицита, повышенной солнечной инсоляции и иссушающего ветра.

2. Определите ярусное сложение сообщества, доминантные виды в каждом ярусе. Виды, определяющие аспект степи, опишите их морфологические особенности.

3.Какие растения встречаются в степи используются человеком как лекарственные кормовые и другие, какова хозяйственная ценность данного степного участка.

4. Опишите или зарисуйте насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария из 12- 15 степных растений в вашей местности.

 

 

 

 

Тема: «Биоценоз парка».

Цель: изучить сообщество парка и его значение, изучить видовой состав растений и животных парка.

Оборудование: дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат.

Задания для обучающихся:

1. Определите тип парка. Выделите в нем ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.

2. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев и молодого подроста деревьев, кустарников. Определите в какой вегетативной фазе находятся растения каждого яруса. Определите доминирующие виды растений. Опишите их морфологические особенности.

3. Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами (опишите или зарисуйте их). Сделайте схему биоценотических связей, сформированных на основе питания в данном биоценозе.

4. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Отметьте это в дневниках.

5. Опишите или зарисуйте птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений парка произрастают их в разных ярусах.

 

Не делать!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Разработайте экскурсию по одной из тем:

1. Осенние явления в природе.

2.Редкие и исчезающие растения Ростовской области.

3.Редкие и исчезающие животные Ростовской области.

4.Охраняемые территории родного края.

5.Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.

6. Растения городского парка.

7. Растения водоема.

8.Животные водоема.

9. Обитатели леса.

10.Растения степи.

11.Весна на лугу.

12. Растения пришкольного участка.

13. Растительный и животный мир культурных ландшафтов (сад, огород, парк).

Разработайте дидактические игры по одной из тем:

1.Сезонные явления в неживой природе.

2. Сезонные явления в живой природе.

3.Растения и животные луга.

4. Растения и животные степи.

5. Растения и животные леса.

6. Растения и животные водоема.

7. Редкие и исчезающие растения Ростовской области.

8.Редкие и исчезающие животные Ростовской области.

9.Охраняемые территории родного края.

10.Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.

11. Насекомые-вредители деревьев или кустарников.

12. Растительный и животный мир культурных ландшафтов (сад, огород, парк).

13. Правила поведения в природе.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

Натуральные пособия.

· объекты неживой природы: виды почв, горные породы и минералы, полезные ископаемые;

· живые растения: комнатные растения, сухие плоды, семена дикорастущих и культурных растений;

· гербарный материал.

2.Иллюстративные пособия:

· комплект «Таблицы по естествознанию»;

· муляжи и модели по естествознанию;

3.Вспомогательные пособия:

· оптические приборы: микроскопы, лупы;

· измерительные приборы: термометры, весы и разновесы, барометр, барограф, психрометр, флюгер, линейки, компасы, гномон;

4.Экранные пособия:

· видеофильмы по основным темам;

· мультимедийные презентации;

5.Технические средства обучения:

l мультимедиапроектор;

l фото камера;

l сканер;

l принтер.

II.Участок территории колледжа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования, МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания.

 

Шахты

 

 

Марченко С.А.

Методические рекомендации к учебной полевой практике по естествознанию. — Шахты: 2017. — 40 с.

 

 

В методических указаниях рассматриваются цели и задачи учебной полевой практики по естествознанию, программа и содержание работы, требования к отчету.

Данное методическое пособие может с успехом использоваться при подготовке студентов в области изучения природы, направлено на формирование диалектико-материалистического мировоззрения: природа рассматривается как единое целое, обучающиеся учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в педагогических колледжах.

 

 
 


СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
1.1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ  
1.2ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ  
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ  
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ  
5.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ  

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.