Компоненты профессионального мастерства. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Компоненты профессионального мастерства.

2018-01-04 1504
Компоненты профессионального мастерства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Основные направления формирования профессионального мастерства.

I

Подготовка специалиста представляет собой многогранный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает формирование профессионального мастерства. Психологическая модель профессионализма включает в себя:

1) профессиональную направленность;

2) морально-психологическую подготовленность;

3) профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала. Она характеризуется следующими особенностями: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и признанию в жизни.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности представляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия профессионала.

Профессиональные потребности – испытываемая нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, нужда в творческом подходе.

Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам.

Профессиональная концепция как элемент профессиональной подготовки специалиста представляет собой многогранный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает формирование профессионального мастерства. Психологическая модель профессионализма включает в себя:

1) профессиональную направленность;

2) морально-психологическую подготовленность;

3) профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала. Она характеризуется следующими особенностями: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и признанию в жизни.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности представляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия профессионала.

Профессиональные потребности представляют собой понимание:

1) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления ("образ деятельности");

2) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется работать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться ("образ среды и коллектива");

3) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности ("образ должности").

Профессиональные мотивы – конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней.

Морально-психологическая подготовленность профессионала включает:

1) моральные знания и убеждения;

2) навыки, умения, привычки высоконравственного поведения на работе;

3) профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего принятия моральных и эстетических норм;

4) особо значимые морально-психологические качества: справедливость, ответственность, коллективизм, общительность, внимание к людям, требовательность к себе, честность.

Профессионально-деловая подготовленность как важнейшее свойство личности профессионала также имеет свою структуру. Важнейшее место в ней занимает профессиональное мастерство – профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений.

Профессиональное знание – информация, ставшая достоянием сознания, в том числе памяти. Профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимает решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает результаты. Чем глубже и обстоятельнее его профессиональные знания, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше. Исторические тенденции изменений, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности.

У человека знания сохраняются в виде понятий, суждений, представлений, связей между ними и т. п. Приобретение знаний – это только начальный момент овладения практической деятельностью. За период обучения студенты овладевают многими разнообразными знаниями: профессиональными, техническими, математическими, экономическими, политологическими, психолого-педагогическими и др. Следует заметить, что к знаниям предъявляются определенные требования. Они должны быть широкими, прочными, глубокими и гибкими.

Психологической основой усвоения знаний, по определению академика П. И. Павлова, является условно-рефлекторный процесс образования временных нервных связей в различных отделах коры головного мозга в результате воздействия учебного материала.

Профессиональный навык – доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого-то профессионального действия. Свойства навыка – скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий.

Навыки – это автоматизированные компоненты профессиональной деятельности. Они освобождают сознание от "черновой работы", от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют профессионалу, автоматизированно выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внимание на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать.

Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует программа его выполнения, состоящая из физиологических и психологических связей,динамических стереотипов. По особенностям различают сенсорные навыки ( наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления особенностей собеседника), умственные (чтения карты, быстрой оценки обстановки, принятия решений, самоконтроля, соблюдения норм и положений,планирования), двигательные ( уверенного выполнения двигательныхдвижений, владения инструментом ) и комплексные ( навыки общения, реагирования на опасную ситуацию, работы на компьютере).

По содержательно-функциональным особенностям различаются навыки работы с документами, со средствами связи, анализа обстановки и результатов действий, организационные, управленческие.

Навыки бывают простыми и сложными. Сложные навыки включают простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реализацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональное мастерство характеризуется владением преимущественно сложными навыками.

Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение – именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. В умении есть элементы автоматизма, но, в целом, оно осуществляется осознанно, а поэтому, в отличие от навыка, в нем всегда активно мышление.

Свойствами умений являются адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, темп, надежность. Различают начальные и сложные умения. Начальные умения – прямое практическое приложение знаний о том, что и как делать. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка, например: умения водить автомашину при любой дорожной обстановке, освобождать заложников, читать лекции. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.

Сложные умения включают в себя знания и навыки, но сами в автоматически выполняемый навык никогда не превращаются. Сложные профессиональные умения – венец профессионального мастерства. Не случайно на Руси подлинных мастеров издавна называют умельцами.

Еще одним компонентом профессионального мастерства является профессионально-психологическая подготовленность специалиста.

Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказании психологической помощи. Профессионально-психологическая подготовленность включает:

1) профессионально-психологические знания: конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью;

2) профессионально-психологические навыки и умения. Их три группы: аналитико-психологические – умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, обстановку; тактико-психологические – освоенные способы психологических действий, включаемые в процесс решения профессиональных задач и повышающие его успешность, т. е. умения составлять психологический портрет человека, психологически грамотно вести профессиональное наблюдение, предупреждать и преодолевать конфликты, оказывать правомерное психологическое воздействие; технико-психологические – умения пользоваться психологическими средствами в профессиональной работе (речевыми, неречевыми, поведенческими), т. е. умения психологически расчетливо подбирать слова и строить фразы, придавать нужное выражение лицу, позе, походке;

3) профессионально развитые познавательные и волевые качества;

4) профессионально-психологическая устойчивость – подготовленность к действиям в сложных и опасных условиях без снижения эффективности и их качества.

Психологические условия формирования профессионального мастерства можно разделить на две группы: частные и общие. К частным условиям формирования профессионального мастерства относится формирование у военнослужащих знаний, навыков и умений.

Формирование знаний. Поскольку знания представляют собой результат отражения явлений и предметов реального мира в сознании офицеров войск ГО, то процесс их усвоения связан с особенностями протекания психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Особое значение приобретает воображение, мышление и другие. Знания не могут быть усвоены глубоко и прочно, если они не применяются.

В связи с этим вся профессиональная подготовка должна тесно сочетаться с практическим применением знаний. Продуктивность и качество усвоения знаний студентами достигается не только хорошим изложением материала, но и организацией занятий.

Мощным средством активизации деятельности спасателей на занятиях выступает наглядность в обучении. В ходе рассказа в обязательном порядке следует использовать компьютерную и лазерную технику, тренажеры, технические средства обучения, действующие модели, разнообразные приборы, схемы, графики и т.д. На основе знаний формируются навыки и умения.

Формирование навыка. Русский физиолог И. П. Павлов установил, что при повторяющейся деятельности в коре головного мозга образуется системность нервных процессов (т. е. определенный привычный их рисунок), закрепляется система связи организма и среды, которую он назвал динамическим стереотипом. Он-то и является физиологической основой навыка.

Психологической основой навыка является способность психических процессов, т. е. ощущений, восприятия и памяти, накапливать поток информации, формировать представления, образы, понятия, а также умения и навыки. Навыки формируются под влиянием различных методов обучения, особенно упражнений, т. е. благодаря не простому механическому повторению действий, а их совершенствованию. Процесс формирования навыков имеет четыре этапа.

Первый этап – аналитико-синтетический. В ходе него уточняются составные части действия (анализ), а затем эти части объединяются в одно целое (синтез). Особенности этого этапа:

Ø в действиях еще много ошибок;

Ø лишняя напряженность в действиях;

Ø внимание сосредоточено больше на способах выполнения, чем на конечном результате.

Второй этапсовершенствование. Здесь недостатки первого этапа в основном исчезают, но все делается под контролем сознания, а, следовательно, не автоматически (большая напряженность в действиях).

Третий этап – автоматизация. Внимание направлено на достижение конечного результата. Прочно сложились зрительно-двигательные связи и мышечные ощущения. Характеризуя физиологические механизмы автоматизированных двигательных навыков, психолог П.А.Рудин отмечает, что они характеризуются: пониженным возбуждением в центрах, управляющих данными движениями и действиями; неучастием высших отделов коры головного мозга, с помощью которых осуществляется сознательный контроль за движениями; в результате эти движения не получают отражения во второй сигнальной системе, и человек не может рассказать, как совершал их (действия совершаются на основе мышечной чувствительности)1.

Четвертый этап – генерализация. Обобщение и включение навыка в реальную деятельность.

Навыки у спасателя формируются эффективнее на основе глубокого осмысливания того, что он делает. При этом ощутимый результат оказывает интерес к овладению действием, знание своих ошибок, а также своевременное одобрение и поощрение успехов.

Упражнения – основной путь формирования всякого навыка. Однако следует уяснить, что упражнение представляет собой не простое повторение действий, а их комплекс с усложнением и с усовершенствованием. Поэтому в процессе упражнений необходимы постоянный контроль за ходом выработки навыков, корректирование ошибок и учет результатов.

Психологическими факторами, влияющими на функционирование навыка, являются:

Ø понимание смысла совершаемого действия;

Ø осознание ответственности;

Ø отношение к деятельности,

Ø уверенность или неуверенность в своих силах;

Ø настроение и другие факторы.

Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, активности сознания человека, овладение обобщенными способами выполнения различных профессиональных задач в соответствии с лучшим образцом. Следовательно, для формирования умения нужен эталон действия.

Сравнение реальных действий с образцом, установление отношений и внесение поправок в процессе деятельности – необходимая предпосылка укрепления умения.

В качестве условий формирования профессионального мастерства у коллективов можно выделить следующие:

Ø кадровая расстановка спасателей по должностям и специальностям с учетом психологической совместимости;

Ø совершенствование навыков управления у руководителей;

Ø организованность и упорядоченность действий формирований и подразделений спасателей;

Ø устойчивость и гибкость, способность коллектива спасателей не снижать профессиональных качеств и выучки, использовать имеющуюся технику и спасательные средства в любых условиях.

Литература

1. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского.– М., 1986.

2. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 1. / Под ред. М. В. Гамезо. – М.:Просвещение,1982.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.,1973.

5. Рудин П. А. Психология. – М.,1955.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.