Анализ основных познавательных процессов личности. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Анализ основных познавательных процессов личности.

2018-01-04 401
Анализ основных познавательных процессов личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учет динамики проявления познавательных процессов в повседневной деятельности.

 

Психика обладает свойством комплексности, имеет системное строение. Все психические процессы, свойства и состояния личности существуют лишь в единстве, в целостности, в постоянных взаимодействиях, межфункциональных связях и отношениях. Психическая деятельность несводима к простой сумме единичных составляющих. Абстрактное выделение форм психической деятельности носит условный характер и делается с целью глубокого исследования психики.

Окружающая действительность во всем ее многообразии отражается, познается с помощью определенных психических процессов, которые получили название познавательных. Традиционно к ним относят ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь.

Ощущение — это отражение отдельных, элементарных признаков, качеств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения выполняют следующие функции: сигнальную, т. е. уведом­ление организма о жизненно важных объектах или их свойствах, и отражательную, или образную, т. е. участвуют в построении субъективного образа, необходимого для ориентировки в мире.

Классификация ощущений

I. Классификация по модальности (виду анализаторов) выделяет пять классических ощущений (или органов чувств): зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

II. Ощущения классифицируются также по их участию в построении образа мира и регуляции поведения человека. В этом случае выделяют:

1) экстероцептивные ощущения, дающие образы внешнего мира (сюда входят все пять модальностей ощущений по предшествующей классификации);

2) интероцептивные ощущения — это отражение сигналов из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т. д.);

3) проприоцептивные ощущения (кинестезии), или «глубокая чувствительность», — это отражение сигналов от собственного двигательного аппарата (мышцы и сухожилия); это чувствительность к положению и движению тела в пространстве; она включает наличие у субъекта так называемой «схемы тела».

Все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям, это 1) пороги чувствительности; 2) адаптация; 3) сенсиби­лизация; 4) контраст ощущений; 5) синестезия.

Чувствительность измеряется порогами, причем высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютные и разностные (относительные, дифференциальные, различительные).

Нижний абсолютный порог — это минимальная величина (интенсивность) раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог — это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности или воспринимается вообще. Например, это 20000 Гц для звуковой чувствитель­ности; звук большей высоты (ультразвук) человеком не воспринимается. Или это какая-то предельная яркость света, величина давления на кожу, после которых ощущение становится болевым (иногда говорят поэтому и о «болевом пороге»).

Разностный порог (порог различения) — минимальное различение в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения.

Для обозначения динамики чувствительности используют два термина: адаптация и сенсибилизация. Адаптация (приспособление, настройка, от латинского "adaptatio" — приспособление) — это изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям. Сенсибилизация (от латинского "sensibilis" — чувствительный)— это обострение чувствительности вследствие изменения внутреннего состояния (условий) организма. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.

Контраст ощущений (от французского "contraste" — резкая противоположность) — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности.

Одна из закономерностей ощущений состоит в том, что после прекращения действия раздражителя в течение короткого времени сохраняется его след на сетчатке глаза. В силу этого явления, именуемого последовательными образами, у чрезмерно утомленного водителя при длительном следовании по прямому участку дороги сохраняется образ прямолинейного участка и тогда, когда на дороге появляется крутой поворот.

Синестезия (от греческого "synaisthesis" — соощущение) — ассоциативное ощущение, сопутствующее реальному. На основе ощущения од­ной модальности может возникать ощущение другой модальности (например, ощущение кислого при виде лимона или ощущение цвета при прослушивании музыки). Все закономерности ощущений необходимо учитывать в реальной деятельности.

К чувственному познанию, т. е. к перцептивным процессам, помимо ощущения, относят и процессы восприятия, являющиеся более сложными, комплексными.

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Специфика восприятия находит свое выражение и в системе характеризующих его свойств. Основное свойство восприятия — его предметность, предполагающая осмысленность ицелостность образов. Образам восприятия свойственны обобщенность и категориальность. Это тесно связано с предметностью и основано на включении в восприятие речи и речевого мышления. Называние — это отнесение данного предмета к определенному классу, категории предметов путем использования языковых (знаковых) средств. Таким образом, причина обобщенности и категориальности восприятия — не в нем самом, а в его связях с речью и мышлением.

Восприятие обладает свойством константности, т. е. относительного постоянства воспринимаемой формы, цвета, величины (удаленности) предмета независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Существенно важным свойством восприятия является его избирательность, обусловленная, с одной стороны, особенностями личности воспринимающего, его потребностями, интересами, знаниями и т. п., а с другой — особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью.

Известно, что образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют определенный след, который может сохраняться в течение длительного времени, а при соответствующих условиях проявляться вновь, становясь предметом сознания. Информационным фондом жизнедеятельности личности является память.

Память –это интегрированный процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения личностью ее опыта. В психологии обычно выделяют три основных процесса памяти: запоминание — процесс запечатления информации; сохранение — процесс удержания и переработки информации; воспроизведение — процесс узнавания или припоминания ранее воспринятой информации. Все процессы памяти тесно связаны между собой. Память значительно расширяет познавательные возможности человека, делая возможным непрерывное обучение.

Классификация видов памяти

1. В зависимости от характера доминирующей психической активности в различных видах деятельности различают двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую память.

Двигательная память — это запоминание различных движений. Большое значение двигательная память имеет при запоминании физических упражнений, она лежит в основе выработки различных трудовых навыков и умений.

Эмоциональная память — это память на чувства. Чувства всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Поэтому в деятельности человека этот вид памяти играет немаловажную роль, оказывая значительное влияние на xaрактер его действий и поступков.

Образная память — это память на различные образы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Каждый из этих видов памяти обычно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Образная память чаще всего достигает наибольшего развития у людей художественных профессий.

У некоторых людей наблюдаются чрезвычайно яркие образы, которые сохраняются длительное время и после того, как предъявляемые предметы убраны. Это так называемые эйдетические образы, которые были изучены экспериментально. Явления эйдетической памяти описаны А. Р. Лурия[ii], который в течение ряда лет наблюдал человека с яркой, образной зрительной памятью.

В основе словесно-логической памяти лежит процесс знакового моделирования информации, отвлечения от несущественных деталей, обобщения, выделения главного, существенного. Этому виду памяти принадлежит ведущая роль в учебной деятельности. С возрастанием объема сведений, которые приходится усваивать и фиксировать современному человеку, существенно изменилась роль памяти и в учебном процессе. Если раньше считалось, что выучить — это главным образом запомнить, то сейчас на первый план выдвигается задача умственного развития — развития мышления. Эти изменения предъявляют ряд новых требований и к функции памяти, которая все более и более сближается с мыслительной деятельностью.

2. В зависимости от целевой установки личности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память — это запоминание, происходящее как бы само по себе, без постановки специальной задачи на запоминание. Произвольная память это преднамеренное заучи­вание или припоминание чего-либо. Непроизвольная память зависит во многом как от характера деятельности, так и от степени сложности объекта запоминания.

3. В зависимости от длительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

Кратковременная память — это запоминание на короткий срок (до 10 с), иногда после однократного и очень краткого восприятия. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала, что происходит чаще всего после многократного его повторения. На ее основе происходит обогащение знаний человека, развитие его личности. Из учебной практики хорошо известно, как недолго сохраняется в памяти то, что заучено как бы до определенного срока, без установки сохранить запоминаемое на длительный срок (например, до сдачи экзамена). У обучаемых необходимо создавать установку на длительное и прочное coxpaнение знаний.

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.

В основе памяти человека лежат образы ранее воспринятых им предметов и явлений. Образы предметов, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее, называются представлениями. Иными словами, представление — это образ предмета, основанный на прошлом восприятии.

В процессе взаимодействия с объективным миром человек не только воспринимает, запоминает, осмысливает этот мир, но и создает образы того, с чем он непосредственно не взаимодействует. Эти образы могут отражать предстоящие, желаемые, возможные события, факты, явления.

Воображение – создание новых образов, т. е. образов тех предметов, которые человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания объективного мира. Так, слушая сообщение о чрезвычайной ситуации или читая статью о действиях спасателей, курсанты мысленно рисуют себе картину событий. Воображая собственное участие в описываемых событиях, обучаемый может мысленно представить то, как он повел бы себя и что испытывал бы, находясь на месте других людей.

На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход развития тех или иных событий, изменение явлений, течение процесса, может ожидать результат своих действий, поступков, а в речевом общении — то, какое влияние будет оказывать его речь на собеседника, и то, что скажет и сделает в ответ собеседник.

Воображение играет огромную роль не только в познании, но и в преобразовании объективного мира. Прежде чем что-то изменять практически, человек изменяет его мысленно.

Сопереживание, которое лежит в основе гуманизма и чуткости, вообще невозможно без деятельности воображения. Целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание и другие волевые качества также не формируются без деятельности воображения. Именно воображение дает возможность увидеть конечную цель в яркой, образной форме, предвосхитить ее, испытать радость победы и на этой основе проявить упорство, настойчивость, выдержку, самообладание в борьбе за ее достижение.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.