Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-04 | 297 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Система VOR (VOR - Very-high-frequency Omnidirectional Range - курсовой всенаправленный маяк УКВ-диапазона) состоит из наземного радиомаяка и бортового оборудования и предназначена для определения на борту самолета азимута маяка, т.е. угла между направлением северного магнитного меридиана, проходящего через антенную систему радиомаяка и направлением самолета на радиомаяк, отсчитанный по часовой стрелке (рис.9.1).
Рис. 9.1 К определению азимута радиомаяка VOR Индикация азимута осуществляется на индикаторах типа РМИ, УШ, УШДБ и др.Кроме определения азимута, система позволяет решать на самолете следующие задачи:
- определения курсового угла радиомаяка (КУР);
- самолетовождения по заданному азимуту;
- определения местоположения самолета по азимутам двух радиомаяков VOR;
- коррекции навигационных вычислителей;
- прослушивания сигналов опознавания маяка или сигналов речевой связи.
Для определения КУР используется информация о магнитном курсе от бортовой курсовой системы.
Самолетовождение по заданному азимуту осуществляется по стрелке курса индикаторов КППМ, ПНП и др. Отклонение стрелки курса пропорционально расхождению значений текущего азимута и выставляемого пилотом азимута линии заданного пути (ЛЗП).
Для опознавания радиомаяков высокочастотное колебание манипулируется кодом «Морзе» с использованием двух или трех букв. Частота модуляции (1020±50)Гц.
Контрольные вопросы
1. Состав системы VOR?
2. Нарисуйте навигационный параметр, измеряемый на борту самолета в системе VOR.
3. Какой навигационный параметр индицируется на приборе КППМ при работе с радиомаяком VOR?
4. В каких случаях радиомаяк VOR применяется для передачи речевой информации?
|
5. Нарисуйте навигационный параметр КУР.
Принцип работы
Принцип действия основан на сравнении фаз сигналов частотой 30 Гц, принятых из поля излучения наземного маяка, причем фаза одного из сигналов привязана к направлению северного магнитного меридиана антенны радиомаяка, а фаза второго зависит от направления самолета на радиомаяк. Первый сигнал называется сигналом «постоянная фаза», а второй - сигналом «переменная фаза».
На рис.9.2 приведены временные диаграммы сигналов для азимута маяка 0º и 270º.
Рис.9.2 Сравнение фаз сигналов «постоянная «и «переменная фаза»
для азимута маяка 0º и 270º
В зависимости от принципа работы различают стандартный VOR и доплеровский VOR (DVOR).
Наземный радиомаяк стандартного VOR является передающим устройством, формирующего поле излучения с помощью двух антенн - направленного и ненаправленного действия (рис.9.3).
Рис.9.3 Диаграммы направленности антенн радиомаяка VOR
На рис.9.4 изображены временные диаграммы сигналов, поясняющих работу стандартного VOR.
Антенна ненаправленного действия радиомаяка VOR излучает высокочастотный сигнал (рис.9.4, диаграмма №4), промодулированный по амплитуде сигналом поднесущей частоты 10 кГц (точнее 9960Гц), который в свою очередь промодулирован по частоте сигналом 30 Гц (диаграммы №3 и №1). Этот сигнал (30 Гц) и является сигналом «постоянная фаза». Антенна направленного действия имеет слабовыраженную диаграмму направленности, имеющую форму окружности со смещенным центром, которая вращается с частотой 30Гц. Антенна излучает высокочастотные немодулированные колебания (модуляцию для опознавания не учитываем). Вращение диаграммы направленности приводит к амплитудной модуляции принимаемого на самолете сигнала с частотой огибающей равной частоте вращения диаграммы, т. е. 30 Гц, который и является сигналом «переменная фаза» (Диаграммы №5 и №6 для положений самолетов 1 и 2 рис.9.3 соответственно).Радиомаяк VOR регулируется таким образом, что фазы сигналов (30Гц) совпадают в направлении на магнитный север. В любом другом направлении фаза сигнала «переменная фаза» отстает от фазы сигнала «постоянная фаза» на угол между этим направлением и направлением на магнитный север. Следовательно, измерив величину такого отставания можно определить азимут.
|
Рис.9.4 Временные диаграммы сигналов работы стандартного радиомаяка VOR
Погрешность такой системы около 5 градусов. Столь низкая точность обусловлена сильным влиянием сигналов, отраженных от местных объектов.Для увеличения точности стандартные VOR заменяют на более сложные радиомаяки (доплеровские), погрешность которых значительно меньше (около 0,5º).Контрольные вопросы
1. Чем по назначению сигнал «переменная фаза» отличается от сигнала «постоянная фаза»?2. Текущая фаза синусоидального сигнала различна для разных моментов времени (в пределах периода колебания). Почему же опорный сигнал 30Гц называют сигналом «постоянная фаза»?3. Азимут 90º. Нарисуйте временные диаграммы сигналов «постоянная» и «переменная фаза» для этого случая.4. Объясните, почему в точке приема ВЧ колебания, принимаемые от ненаправленной антенны промодулированы по амплитуде? Антенна же излучает немодулированные колебания.5.Азимут 270º. Нарисуйте временную диаграмму сигнала на входе приемника, содержащего сигнал «переменная фаза».6..Азимут 270º. Укажите временную диаграмму сигнала на входе приемника, содержащего сигнал «постоянная фаза».7.Азимут 180º. Укажите по рис. 9.4 № временной диаграммы сигнала на входе приемника от антенны направленного действия при вращении диаграммы против часовой стрелки.6.Если бы ненаправленная антенна излучала АМ ВЧ колебания с огибающей 30Гц, то этот сигнал (30Гц) считался бы сигналом «постоянная фаза» или «переменная фаза»? 7.Сравните погрешности стандартного и доплеровского VOR. 9.3 Принцип работы доплеровского радиомаяка (DVOR) 9.3.1 Принцип действия DVORПринцип действия доплеровских радиомаяков основан на использовании эффекта Допплера. Как известно, эффект Допплера проявляется при движении излучателя относительно точки приема или же при перемещении точки приема относительно излучателя. Например, при движении самолета (точка приема) в направлении излучателя (рис 9.5а), частота Допплера (Fд):
Fд =fпрм – fизл.=Vс/λ= Vr/λ, (9.1)
|
Контрольные вопросы
|
1. Определите значение Fд для Vc=720 км/час и fпередатчика =110 МГц. Полет осуществляется на передатчик.
|
2.Определите значение Fд для Vc=720 км/час и fпередатчика =110 МГц. Угол между направлением на передатчик и направлением полета составляет 60º. Какая частота будет больше: приемника или передатчика?
3.Нарисуйте графическую зависимость частоты Доплера от времени для α =0º.
4.В каком из сигналов рис.9.8 имеется составляющая - сигнал "постоянная фаза"?
5.В каком из сигналов рис.9.8 имеется составляющая - сигнал "переменная фаза"?
6.Нарисуйте временные диаграммы сигналов "переменная" и "постоянная фаза" для α=270º.
7.Нарисуйте временную диаграмму сигнала "переменная фаза" для α =180º при вращении излучателя против часовой стрелки и укажите измеренное значение азимута.
8.Изменится ли измеренное значение азимута рис.9.8, если фазу сигнала "постоянная фаза" изменить на 180º?
9.С какой целью в DVOR вводится сигнал поднесущей частоты 10 кГц?
10.Почему во временной диаграмме сигнала №4 рис.9.8 колебания высокой частоты имеют переменный характер: более растянуты в первой половине периода вращения и сжаты – во второй?
11.Почему в системе DVOR влияние сигналов, отраженных от местных предметов меньше, чем в стандартном VOR?
9.4 Принцип работы бортового оборудования Структурная схема бортового оборудования системы VOR приведена на рис. 9.9. На нагрузке амплитудного детектора АД выделяется сложный сигнал, содержащий сигналы 10 кГц и 30 Гц. С помощью фильтров Ф»30Гц» и Ф»10 кГц» производится разделение этих сигналов по двум каналам: сигнал частотой 30Гц поступает на канал «переменной фазы», а 10 кГц- на канал «постоянной фазы». Примечание. Наименование каналов "переменная фаза" и "постоянная фаза" соответствует работе со стандартным VOR. При работе с DVOR через канал "постоянная фаза" проходит сигнал "переменная фаза". В канале «постоянной фазы» производится ограничение амплитуды, устраняющей паразитное влияние переизлучателей в УС. - ОГР., и затем частотное детектирование в ЧД. На нагрузке ЧД выделяется напряжение сигнала «постоянная фаза» частотой 30 Гц. После усиления в УНЧ сигналы «постоянная фаза «и «переменная фаза» поступают на канал измерения азимута и канал селектора курса. Рис.9.9 Структурная схема бортового оборудования системы VORВ канале измерения азимута сигнал «постоянная фаза» поступает на фазовращатель ФВ 1 и с его выхода затем на фазовый детектор ФД 1. На другой вход ФД 1 подается сигнал «переменная фаза» 30 Гц. На выходе ФД 1 образуется постоянный ток, величина и направление которого зависит от фазового сдвига между этими сигналами. Выходное напряжение постоянного тока с фазового детектора ФД 1 поступает на преобразователь ПРЕОБР., в котором оно преобразуется в сигнал частотой 400 Гц, амплитуда которого пропорциональна выходному напряжению ФД 1, а фаза принимает два значения – 0 или 180º (относительно бортсети 400 Гц) в зависимости от полярности выходного напряжения ФД 1. Сигнал 400 Гц поступает на обмотку двигателя, ротор которого через редуктор связан с ротором фазовращателя ФВ 1. Двигатель будет вращать ротор ФВ 1 до тех пор, пока выходное напряжение фазового дедектора ФД 1 не станет равным нулю, при этом разность фаз сравниваемых сигналов будет равна нулю. На одном валу фазовращателя ФВ 1 установлены синусно-косинусные трансформаторы СКТ-датчик и СКТ-дифференциал. Через СКТ – датчик поворот ротора ФВ 1 передается на указатель азимута, а через СКТ - дифференциал- на указатель, для индикации курсового угла радиомаяка.Для решения задачи самолетовождения по заданному азимуту применяется канал селектора курса. В этом канале сравнение фаз сигналов «переменная фаза «и «постоянная фаза» осуществляется в фазовом детекторе ФД 2. Но фаза сигнала «постоянная фаза» зависит от угла поворота ротора фазовращателя ФВ 2, угол которого определяется значением азимута линии заданного пути, выставляемого пилотом на блоке селектора курса. На выходе ФД 2 образуется постоянный ток, величина и направление которого зависит от фазового сдвига между этими сигналами. Выходное напряжение постоянного тока с фазового детектора ФД 2 поступает на отклонение стрелки курса нуль-индикатора (КППМ, ПНП и др.). Стрелка указывает положение ЛЗП относительно самолета.
Кроме того, для индикации направления полета «НА» - «ОТ» (на радиомаяк или от радиомаяка) с выхода фазовращателей ФВ 1 и ФВ 2 сигналы подаются на схему СХЕМА «НА» - «ОТ». Если разность между фазами сигналов находится в пределах 0-180º, напряжение с выхода данной схемы поступает на табло «НА», в противном случае - на табло «ОТ». При пролете самолетом радиомаяка фаза сигнала «переменная фаза «изменяется на 180º. При этом ротор ФВ 1 разворачивается на 180º. На входе схемы «НА»- «ОТ» разность между фазами сигналов будет в пределах 180º- 360º и загорится табло «ОТ». Если самолет сделал разворот на 180º и летит в направлении на данный радиомаяк, то для правильной индикации отклонения самолета относительно ЛЗП следует изменить выставленный азимут на блоке селектора курса на 180º.
На выходе устройства контроля УСТР. КОНТ. формируется сигнал готовности "Гот." при условии достаточного уровня сигналов "постоянная" и "переменная фаза". Этот сигнал поступает на селектор режимов КУРС МП-70 на загорание лампы "К1" или "К2" и на коммутатор, с выхода которого подается сигнал на закрытие бленкера курса КППМ.
Контрольные вопросы
1. Азимут радиомаяка 0º.Нарисуйте сигналы "постоянной" и "переменной фазы" и измеренное значение азимута при работе со стандартным VOR и при работе с DVOR. На выходе каких устройств структурной схемы (рис. 9.9) выделяются данные сигналы?
2. Какой из сигналов: "постоянная фаза" или "переменная фаза" поступают на вход фазовращателя ФВ2 при работе со стандартным VOR?
3. Какой из сигналов: "постоянная фаза" или "переменная фаза" поступают на вход фазовращателя ФВ2 при работе с DVOR?
4. По рис.9.4 и рис.9.8 укажите № временных диаграмм сигналов:
а) на входе приемника;
б) на выходе УНЧ канала "переменная фаза";
в) на выходе частотного детектора ЧД.
5. В каком устройстве канала измерения фазы происходит сравнение фаз сигналов "постоянная" и "переменная фаза"?
6. Фаза какого сигнала ("постоянная" или "переменная фаза") меняется с помощью фазовращателя ФВ1? (Стандартный VOR).
7. Фазу какого сигнала ("постоянная" или "переменная фаза") изменяет пилот с блока селектора курса? (Стандартный VOR).
8. Назначение преобразователя ПРЕОБР.?
9. На вход схемы СХЕМА "НА"-"ОТ" поступает два сигнала (1 и 2). Фаза какого из этих сигналов изменяется на 180º при пролете радиомаяка VOR?
10. Азимут радиомаяка 40º.На блоке селектора курса установлено 140º. Какая лампа будет гореть "НА" или "ОТ"?
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!