Предмет п-гии, ее м-ды и ф-ции. Необходимость изучения в ВУЗе. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Предмет п-гии, ее м-ды и ф-ции. Необходимость изучения в ВУЗе.

2017-12-22 227
Предмет п-гии, ее м-ды и ф-ции. Необходимость изучения в ВУЗе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Власть как общественное явление: сущность, ф-ции, кл-ция.

 

Власть начинает проявляться только при наличии не менее двух человек, двух сторон – субъекта и объекта. Обе стороны властных отношений представляют собой двусторонний, асимметричный процесс с доминированием воли одной из сторон. Они взаимосвязаны волевым воздействием доминанты и обязательным подчинением ей. Т.о., власть – это способность и возможность волевого воздействия и вызов подчинения.

Стр-ра:

1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений.

2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые св-ва, прежде всего, субъекта власти – способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие.

Кл-ция:

1. В области функционирования: пол, экономическая, юридическая, светская, религиозная, криминальная.

2. По объему прерогатив: семейная, групповая, гос, международная.

3. По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная.

4. По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.

5. По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

 

Пол власть. Ей св-венно обязательное присутствие пол целей и задач, пол смысла. Она необходима для поддержания общественного порядка; для предупреждения или развязывания конфликтов, а также для их погашения; для принуждения, и даже для применения насилия в целях достижения пол интересов, в том числе и для защиты общества и т.д. Черты:

1. Суверенитет в деятельности, т. е. полная самостоятельность в принятии решений и доведении их до реализации.

2. Верховенство. Это значит способность, возможность и право оказывать волевое воздействие на всех.

3. Неделимость.

4. Авторитетность. Это значит, что для прочности своего положения власть должна иметь уважение и преклонение. Здесь особенно важна легитимность власти, т.е. ее законность. Ради легитимности пол власть очень много сил и средств тратит на обоснование своего права, на существование.

 

Важной хар-ристикой власти является ее объем. Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне – монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.

 

М. Вебер различает три типа господства:

1. Традиционный - основано на авторитете традиций.

2. Харизматический.

3. Рациональный - проявляется в понимании властью обязательности выполнения долга перед обществом. При этом типе господства граждане доверяют не отдельным представителям этой власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

Маркс: Власть видится как проявление классовых отношений, когда один общественный класс узурпировал власть над другим. В этом случае классовое господство включает три аспекта:

а) Экономический аспект. Здесь верховный контроль и руководство осуществляется:

– над средствами труда, находящимися в собственности субъектов власти.

– над процессом труда, т.е. установлением выгодных хозяину условий производства.

– над продуктами труда, когда собственник полностью распоряжается по своему усмотрению произведенным товаром.

б) Пол аспект означает, что гос власть дает гарантию на право исполнения выше приведенного экономического контроля.

в) Идеологический аспект проявляется в обосновании установленного порядка.

В процессе господства пол власть наиболее полно реализует свои ф-ции:

1. Организаторская ф-ция. Она предназначена для формирования пол системы общества, организации его пол жизни, пол отношений между гос-вом и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти.

3. Воспитательная ф-ция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания.

 

Ф-ции пол системы общества.

 

Большинство ученых (Г. Алмонд, Д. Истон, К. Поппер) выделяют ф-ции на «входе» и на «выходе» пол системы. «Входные» ф-ции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, группами интереса, поли партиями, независимыми СМИ. Они выражаются в придании интересам, требованиям граждан, соц групп пол формы. «Выходные» ф-ции выполняются гос стр-рами, кот перерабатывают, анализируют входные импульсы и принимают властные решения, действия на выходе.

К ф-циям на «входе» в пол систему относятся:

пол социализация, т.е. формирование знаний и представлений о п-ке, усвоение личностью п-ки как особой сферы деятельности.

рекрутирования – приобщения граждан к п-ке в качестве избирателя, гражданина, партийного, профсоюзного и т.д. функционера, депутата, судьи. Эта ф-ция предусматривает «заселение общества» личностями, кот выполняли бы определенные роли, что будет создавать социальную базу функционирования пол системы;

артикуляции. Это процесс, посредством которого выражаются пол интересы, требования тех или иных общественных групп в программах, петициях, запросах, требованиях. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, депутаты, делегаты, различные ассоциации;

агрегирования – превращения выработанных требований в альтернативные государственной п-ке заявления, программы, предвыборные платформы, законодательные предложения, акции;

пол коммуникации, кот представляет собой развитие связей и отношений между поли субъектами, между пол системой и средой.

На «выходе» пол система выполняет ф-ции:

нормотворчества или законодательная ф-ция. Она включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность соц институтов.

исполнительная, подразумевающая приведение законов в действие, социальную практику.

адаптации, приспособления пол системы к меняющимся условиям общественной жизни, международной, геопол обстановки.

оценки и контроля. Она включает в себя интерпретацию законов, анализ фактов общественной среды, применение соответствующих санкций за их нарушение.

Входящие и выходящие ф-ции тесно взаимосвязаны между собой, конвертируется в результате этого пол система, реагируя на возникающие в обществе импульсы, обращенные к власти; вырабатывает и реализует необходимые решения и действия, адаптируется.

Другие подходы к выделению функций пол систем.

К внутрисистемным относят – координационную (связанную с определением места каждого элемента в пол системе, поддержанием связи между ними), воспитательную (связанную с созданием системы воспитания).

Внесистемные ф-ции – это ф-ция пол представительства, интеграции, регулятивная, коммуникативная и другие.

В Беларуси называются такие ф-ции, как:

– определение целей и задач общества на ближайший период и перспективу;

– организация всех систем общественной жизни (экономики, здравоохранения);

– мобилизация материальных, финансовых и людских ресурсов на выполнение намеченных целей и задач;

– управление и регулирование деятельностью всех государственных и общественных процессов;

– распределение материальных и духовных ресурсов общества;

– обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности страны;

– воспитание, формирование пол культуры, сознания масс, приобщение их к управлению;

– контроль.

 

Стадии (фазы) пол процесса

1. формирование (вызревание) пол приоритетов,

2. выдвижение пол приоритетов на повестку дня,

3. формулирование пол проблем, требующих правительственных решений и принятия пол решений,

4. приведение в действие механизма реализации принятых решений (пол инструментализация),

5. оценка результатов пол решений.

 

1. Какие же св-ва, качества придают проблеме пол хар-р? Можно сказать, поли являются те проблемы, кот обладают широким полем охвата сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, не включенных в зону конфликта непосредственно. Можно предположить, что отсутствие масла или сахара в домашних запасах тех или иных белорусских семей является их частной проблемой. В то же время хроническая нехватка данных продуктов на всей территории Беларуси, конечно, представляет собой пол проблему.

Распределительными проблемами охвачен относительно небольшой круг лиц, кот реально находятся у руля распределительных отношений в зависимости от уровня власти.

Регулятивные проблемы возникают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению деятельности других групп.

Перераспределительные проблемы возникают в тех случаях, когда большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в социальной и пол стр-ре общества.

2. Выдвижение проблем на авансцену (повестку дня) п-ки. В повседневной жизни люди, группы либо организации сталкиваются с проблемами, требующими вмешательства должностных лиц, политиков, правительства. Множество людей постоянно выдвигают те или иные требования к властям то по поводу роста цен на товары и услуги, либо по поводу монопольного положения на рынке отдельных производителей. И лишь небольшая часть этих требований находит отклик со стороны властей. Именно те требования, кот власти принимают в расчет и предпринимают конкретные действия по их реализации, создают феномен "авансцены" или "повестки дня" п-ки.

Пол повестку могут создавать группы давления, стремящиеся достичь пол равновесия в раскладе пол сил в п-ке.

 

3. Формулирование пол проблем и принятие пол решений. Эта фаза включает разработку курсов действий и тактику их применения для реализации и решения проблем, выдвинутых на авансцену п-ки.

4. Приведение в действие механизма принятых решений (пол интструментаризация). В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием пол решения и его исполнением. В Беларуси, как и в других современных пол системах, общественная п-ка проводится в жизнь (инструментируется) посредством сложной системы административных служб. Пол решения часто облечены в весьма общие положения и, перемещаясь по административным каналам, приобретают более конкретный вид. В этих условиях административный процесс становится продолжением законодательного процесса, и администраторы оказываются вовлеченными в политику.

 

5. Стадия оценки принятых решений, их эффективности.

Оценкой п-ки занимаются как правительственные, так и неправительственные организации. В одних случаях пол оценка становится институализированной, в других – она не стр-рирована и носит неформальный хар-р

 

Природа.

Пол лидерство возникает объективно и связано, во-первых, с потребностью в объединении людей. Для решения любой пол задачи (в особенности групповой) всегда нужен человек, кот сыграл бы роль магнита, помещенного в гору металлической стружки. Во-вторых, в основе лидерства, лежит потребность в оценке ситуации. От лидера всегда ждут компетентной, мудрой и своевременной оценки ситуации, кот, в силу его авторитета и влияния становится доминирующей. В-третьих, лидерство является ответом на потребность в выработке практических действий людей. В-четвертых, в основе лидерства лежит потребность в совместных действиях. Иными словами, лидер мобилизует группу, определяет программу действий, и, добившись ее поддержки, ведет за собой.

 

1. Теория «черт лидера». Объясняет природу лидерства как чисто социально-психологический феномен. Лидером объявляют человека, обладающего особой совок.ю психологических черт. Страсть, ответственность, стремление придать общественному развитию желаемое направление. На первый план выдвигаются волевые качества: смелость, наглость, мобильность, хитрость, изворотливость в достижении цели.

2. Теория определяющей роли последователей. В ней на первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а его последователей, их соц, профессиональных и психологических интересов и запросов. В рамках этой теории пол лидер определяется как «ф-ция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера». Данная теория имеет несомненные преимущества, так как акцентирует внимание на связи лидера с группой, на коллегиальном решении управленческих вопросов, что крайне важно в развитии демократических начал.

3. Ситуационная теория. Она рассматривает лидерство как «функцию ситуации». В известном смысле эта теория напоминает предыдущую, поскольку лидер в ней также выступает как ф-ция, но, правда, на сей раз как ф-ция конкретной ситуации. Данная теория строится на том, что каждая конкретная ситуация требует своего лидера.

4. Синтетическая или реляционная теория. В ней сделана попытка соединить три предыдущих подхода и предлагается учитывать при анализе лидерства, как его черты и специфические условия, в кот. лидер действует, так и хар-р группы и ее членов. Конкретная ситуация требует конкретного лидера с определенным набором черт, кот тесно связан со своей группой и приобретает свое лидирующее положение в том случае, если она его поддерживает.

 

Типы и стили пол лидерства.

 

Типология Макса Вебера. Положил в основу классификации принцип государственного правления.

а) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций. Оно передается по наследству от отца к сыну, по праву святости традиций, освященных веками. Доиндустриальное общество.

б) бюрократическое лидерство (легитимное), основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность. Лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной ф-ции, рациональной с точки зрения целостности системы, ее управляемости. Присуще современному «индустриальному» и «постиндустриальному обществу» и преобладает уже в большинстве стран. Оно возникает тогда, когда лидером человек становится не в силу каких-то особых индивидуальных качеств личности, а с помощью законных бюрократических процедур.

в) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности лидера, на культе его личности. Это понятие он применяет к человеку, кот выделяется из среды обыкновенных людей своими незаурядными качествами и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями, своего рода «божественным даром». Харизматическое лидерство, по мнению М. Вебера, возникает в критических ситуациях, когда в обществе возникает острая неустойчивая обстановка, накопилось много противоречий и опасностей, способных подорвать существующий порядок и безопасность граждан. Зачастую это порождает в политическом сознании надежды на «чудо», «сильную руку», способную вывести страну из критической ситуации, разрешить накопившиеся противоречия.

 

Типология пол лидерства, разработанная политологом бихевиористского направления Гарольдом Лассуэлом. Он, в частности, сформулировал концепцию «пол психоанализа» и выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик.

В.Д. Парыгин. Рассматривая эту проблему с точки зрения деятельного участия политиков в реальной жизни, он различает пол лидерство по трем различным критериям:

По содержанию деятельности:

– лидеры-вдохновители, кот разрабатывают и предлагают общественности четкую программу деятельности и поведения на данном конкретном этапе развития страны;

– лидеры-исполнители, призванные организовать выполнение уже заданной программы;

– лидеры, являющиеся одновременно и вдохновителями и исполнителями;

По стилю руководства и управления:

– авторитарные лидеры, требующих единоличной и монопольной власти.

– демократические лидеры, кот в руководстве и управлении, осуществлении власти в государстве исходят из коллегиальности и сотрудничества, демократических прав и свобод человека, строго следуют конституционным и другим законодательным нормам и решениям;

– невмешивающиеся лидеры, кот уходят от решения проблем, от ответственности;

По хар-ру деятельности:

– универсальные, т.е. постоянно проявляющие качества лидера.

– ситуативные, проявляющие качества лидера лишь в определенной ситуации.

По целям деятельности:

– лидеры-революционеры, выступающие за коренное обновление общества;

– лидеры-реформаторы требующие проведения глубоких реформ в общественных стр-рах, реформирования экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения;

– лидеры-консерваторы;

– лидеры-реакционеры, требующих в п-ке проведения самых жестких и жестоких мер насилия, подавления всякого свободомыслия, консервацию всего отжившего.

Ф-ции и задачи пол лидерства:

– поддержка стабильности общества;

– нацеленность на нововведения и проведение реформ;

– снижение уровня конфликтности в обществе, стране;

– интеграция отдельных пол сил (особенно оппозиционных) и достижение консенсуса;

– пол планирование и прогнозирование.

 

Пол поведение лидера.

1. Важнейшим исходным признаком пол лидерства, является его поведение как представителя интересов общности, от имени которой он выступает на пол арене. В условиях представительной демократии это поведение основано на рациональном расчете выгод и потер от деятельности пол лидера. Нельзя исключать, что п-ки, действуя от имени других, всегда преследуют и свои собственные цели.

2. Пол лидерство предполагает постоянное влияние на окружающих. Влияние – это важнейший фактор поведения и мобилизации своей общности на борьбу в защиту собственных интересов.

3. Пол воздействие лидера должно быть всеобщим, распространяться на всех членов управляемой совокупности. Это в первую очередь относиться к лидерам крупных пол партий и общественных организаций, главам государств и правительств, кот непосредственно осуществляют пол партийную и государственную власть.

В связи с этим вряд ли верны упреки лидерам, кандидатам в президенты, депутаты парламентов в «краснобайстве и обилии обещаний». Надо понять, что, ведя борьбу за власть, политик не может не обещать «лучшее будущее». Такова его природа. Вопрос в другом – насколько продумано и реально осуществимо то, что он обещает. От этого в решающей степени зависит представительство и влияние, пол популярность и авторитет настоящего лидера.

4. В сложно организованных системах пол лидерство предполагает также институционализацию руководящего статуса, т.е. закрепление его в законодательных нормах, правилах, привилегиях и полномочиях пол лидера.

Без опоры на пол организации, средства массовой информации, силовые и другие стр-ры даже выдающаяся личность не сможет стать пол лидером, эффективно управлять гос-вом.

5. Наконец, большое значение в политическом лидерстве имеют личные качества. Образ жизни, общественная активность, порядочность кандидата, способность привлекать сторонников. Как показывает опыт избирательных кампаний, для людей важнее бывает облик кандидата, чем его программа, умение доходчиво, четко и ясно излагать свои мысли.

 

Основные ф-ции выборов.

 

- выражение интересов различных соц слоев и групп;

- обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем;

- формирование органов государственной власти;

- мирное разрешение конфликта между поли силами и их лидерами, претендующими на властей;

- пол социализация и мобилизация граждан.

Это наиболее общие ф-ции выборов, присущие стабильным пол системам. К ним могут быть добавлены другие, хар-рные для стран, вступающих на путь демократизации. Это:

- возможность узаконить новую пол систему, основанную на принципе разделения власти;

- формирование и легитимация многопартийной системы;

- рекрутирование пол элиты, ее обновление, появление новых лидеров;

- способ презентации пол партий, общественных объединений, их раскрутка и возможность увеличения численности;

способ манипулирования общественным мнением, общественным сознанием и др.

Пол выборы могут приобрести действительно демократический хар-р при соблюдении следующих общих принципов:

1. Обязательность выборов означает, что они являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. Процедура проведения периодичных выборов должна войти в привычку, как граждан, так и власти.

3. Всеобщность избирательного права.

4. Пол выборы осуществляются на основе избирательного права закрепленного в конституции и соответствующем законодательстве государства.

Пол кризисы и их кл-ция.

 

Пол кризис – это такое состояние пол системы общества, кот выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении пол напряженности, во всеобщем недовольстве. Это высшая точка всеобщего недовольства и возмущения.

Конкретными проявлениями пол кризиса могут быть:

- паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые ф-ции;

- распространение пол идей, отрицающих ценности пол системы, переживающей кризис;

- наличие двоевластия, кот дезорганизует общество;

- активная оппозиционная деятельность.

Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти.

Внутрипол кризисы могут быть общенациональными и «частными», т.е. кризисами отдельных институтов власти. К последним относятся правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный кризисы. Выделяют также кризис пол системы.

Правительственный кризис может вызвать и конфликт между законодательной и исполнительной властью, потеря правительством поддержки в парламенте и другие причины. Данный кризис завершается уходом правительства в отставку и формированием нового правительства или назначением новых выборов.

Парламентский кризис выражается в кризисе представительных органов власти. Он возникает в том случае, когда основные противоборствующие фракции парламента равны по силе и принятие важнейших решений невозможно.

Конституционный кризис отражает несовершенство конституционных норм государства. Он может быть вызван конфликтом между законодательной и исполнительной властями и связан с тем, что действующая конституция не соответствует развитию страны, узаконивает действия дестабилизирующих факторов и способствует возникновению кризисных ситуаций.

Общенациональный кризис демонстрирует массовое недовольство народа властью и неспособность власти более управлять страной.

К внутрипол кризисам относятся такие кризисы, как кризис легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения.

Кризис легитимности проявляется в падении доверия народа к существующей власти, падении рейтинга ее популярности. Нарушение принципа равенства пол участия общественных групп в формировании власти, возникновение на этой основе чувства своей бесполезности и отказ от дальнейшего участия в этом называется кризисом участия.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе идеологии, пол культуры, пол имиджа.

Массовое недовольство населения условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ называется кризисом распределения. Обострение противоречий между центральными и местными органами, их стремление к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу каждым, проявляется в кризисе проникновения.

И наконец, внешнепол кризис хар-ризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.

 

Типология.

- по хар-ру организации пол жизни различают рыночную и этатистскую пол культуры. Рыночная пол культура понимается и организу­ется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Этатистская пол культура – это культура, кот главенствующую роль в организации пол жизни и определении условий пол участия отводит государству. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого выше частных, индивидуальных интересов;

- по отношению к иннова­циям выделяют открытую (ориенти­рованную на иннокультурный, общечеловеческой опыт и общение) и закрытую (ориентированную на собственные локальные образцы и нормы) культуры;

- по цивилизационному фак­тору различают западную, восточ­ную и восточноевропейскую пол культуры. Они сформировались на разных соци­ально-экономических отношениях и пол процессах.

- по психологии субъектов п-ки – англо-американскую, континентально-европейскую, авторитарно-патриархальную и тоталитарную.

Англо-американской пол культуре хар-рны светский хар-р, прагматизм, общенациональный консенсус, центризм, умеренность в п-ке, отказ от крайностей..

Континентально-европей­ская культура также носит светский хар-р, но с эл-тами идеализма. Ей присущи цикличность, разграни­чения.

Для авторитарно-патриар­хальной пол культуры св-венно рассмотрение общества, как единой семьи во главе с сильным лидером.

- по уровню пол участия – патриархальную (традици­онную), подданническую и активи­стскую.

Патриархальная пол культура хар-ризу­ется ориентацией на местные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Подданническая пол культура отличается низкой активностью граждан, пассивным отношением индивида к пол системе.

Активистская пол культура – это самая развитая модель. Она отличается пол активностью граждан, их вовлечённо­стью и рациональностью.

- по типу пол режима называют – либерально-демократическую и авторитарно-тоталитарную пол культуры.

Либерально-демократиче­скую модель пол культуры отличают свобода, права человека, гражданское общество, парламента­ризм, правовое гос-во, добро­вольное и сознательное участие в пол жизни, плюрализм.

Для авторитарно-тоталитар­ной пол культуры св-венны единая собственность, идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, культ главы государства, гос регулирование всех сфер обществен­ной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в пол жизни.

Рассматривая пол культуру современной Беларуси в свете представленных типологий, ученые обнаруживают в ней типоло­гичные черты закрытой, этатистской, пассивной, подданнической, восточ­ноевропейской, авторитарно-тоталитарной пол культуры. Для пол культуры граждан Беларуси хар-рны – неуважительное отношение к человеку как к личности, нетерпи­мость к инакомыслию и оппозиции, правовой нигилизм, зависимость от официальной идеологии, ориентация на социальную справедливость и равенство (несмотря на то, что это оказывается равенство в бедности), коллективизм и другие черты.

 

Соц защита инвалидов.

Численность инвалидов составляет более 500 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. детей-инвалидов. В стране создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений. В республике начата работа по созданию «безбарьерной» среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к жилым, производственным зданиям и сооружениям, к аптекам, магазинам. Создаются условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга. В республике существует 4 центра соц работ, где проходят обучение и получают профессию инвалиды молодого возраста, имеющие право работать по медицинским показаниям.

 

Образование в системе социальной п-ки. Основные направления развития образования в Республике Беларусь.

 

РБ вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый 3 житель республики учится.

Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%).

Основные изменения направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди кот. в первую очередь следует выделить государственно-общественный хар-р управления, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, повышение качества образования для каждого. Обеспечение функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обеспечения реабилитации ч-з образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития.

Начиная с 2002 года, принят ряд законов: ”Об образовании“, ”О профессионально-техническом образовании“, ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития“, ”Об общем среднем образовании“.

Основные принципы государственной п-ки в сфере образования сформулированы в Законе РБ ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.

Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, кот обеспечивается:

1. развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

2. доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального образования;

3. бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального, высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования;

4. непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней;

5. частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения.

Национальная система образования РБ включает:

1. Дошкольное образование

2. Общее среднее образование

3. Внешкольные формы образования

4. Пpофессионально-техническое образование

5. Среднее специальное образование

6. Высшее образование

7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров

8. Повышение квалификации и переподготовку кадров

9. Самостоятельное образование граждан.

 

Гос п-ка и управление.

 

Гос управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур пол курса.

 

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

1. правовой подход - ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан.

2. пол подход - основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Гос служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре.

3. управленческий подход - основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, кот ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Хар-рным признаком данного подхода является использование понятия «гос менеджмент»

 

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам: следования принципу верховенства права (правовой подход); следования воле народа (пол подход); следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

 

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

 

Предмет п-гии, ее м-ды и ф-ции. Необходимость изучения в ВУЗе.

Пол знания сегодня нужны любому человеку, в том числе студентам, будущим врачам. Какой бы узкой сферой деятельности человек не занимался, он является гражданином определенного государства и в той или иной мере участвует в пол жизни в качестве избирателя, депутата, руководителя. Без пол знаний он может стать разменной монетой в пол игре, превратиться в объект манипулирования со стороны более активных пол сил.

Помимо этого, медицина является объектом и субъектом п-ки. Как объект п-ки, она создается гос-вом, как система, кот имеет экономические, соц и пол ф-ции. Как субъект п-ки, медицина выполняет исполнительную роль, являясь частью государственного аппарата, а врачи – гос служащими. Нельзя забывать и того, что именно п-ка определяет стр-ру, формы и направления развития медицины, осуществляет ее финансирование в тех или иных объемах.

Медицина, как часть государственной стр-ры, имеет свою управленческую систему отношений, подчинения, свою стр-рную иерархию. В ней господствует определенный режим власти, кот почти всегда носит пол хар-р.

В целом пол знания, изучение п-гии помогут студенческой молодежи формироваться как личности, ориентироваться в сложной обстановке, сделать сознательный выбор, принимать правильные управленческие решения и занять достойную гражданскую позицию. Сознательное участие в пол жизни – высокая цель и хар-рная черта демократического общества.

П-гия, как понятие, образовано на основе двух греческих слов: politikе (гос, общественные дела) и logos (учение). П-гия – это наука о п-ке,развитии пол системы и власти, о формах и механизмах пол руководства и управления в обществе.

Объектом изучения п-гии выступает пол сфера жизни общества, та реальная пол действительность, где реализуются отношения между людьми по поводу управления гос и общественными делами.

Предметом п-гии являются – совок. научных проблем, конкретные стороны, св-ва процесса и отношения реальной пол действительности, где соверш


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.