Модуль 1. Введение в детскую психологию — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Модуль 1. Введение в детскую психологию

2017-12-22 412
Модуль 1. Введение в детскую психологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кол-во часов на раздел (модуль) – 13.

Учебные цели: Сформировать у студентов представление о возрасте как культурно-историческом феномене, об общих закономерностях и логике развития психики, ведущей деятельности и новообразованиях психики ребенка, о концепциях психического развития; обеспечить понимание, что период детства является самоценным в жизни человека и на педагоге лежит большая ответственность за создание условий полноценного психического ребенка.

Лекция

Тема 1.1, 1.4 Предмет психологии дошкольного возраста. Закономерности психического развития – 1ч.

План

1. Психология дошкольного возраста как раздел психологии развития.

2. Детство как социокультурный феномен.

3. Основные закономерности психического развития.

4. Задачи психологии дошкольного возраста в свете развития образования на современном этапе.

Литература

Раздел 2.1: 1,4,8,9; Раздел 2.2: 10.11; Раздел 2.3: 2.

Информационное сопровождение:

1 Выставка учебной и методической литературы по детской психологии

2 Мультимедийная презентация «Иллюстрированный материал к теме».

 

Самостоятельная работа 12ч.

Темы Изучаемые вопросы Кол часов   Формы работы Методическое обеспечение Форма отчет ности
Тема 1.1, Предмет психологии дошкольного возраста. Значение знаний психологии дошкольного возраста в практической деятельности педагога. Задачи психологии дошкольного возраста   Выписать задачи психологии дошкольного возраста. Объянить усиливающуюся роль психологических знаний о ребенке на современном этапе Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. * Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2008.   Письменная работа  
1.2.История психологических знаний о ребенке 2Теории психического развития   1.Подготовить сообщения на конференцию по одной из теорий психического развития 3.Подготовиться к анализу теорий психического развития по предложенным вопросам для самоконтроля. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. – М.: Гардарики, 2004.   Письменная работа  
1.3.Стратегия и методы исследования Эмпирические методы исследова ния   1.Составить структурно-логическую схему «Классификация методов детской психологии».   Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Владос, 2006. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 2003. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. Письменная работа    
1.4.Основные закономерности психического развития 1Факторы психического развития 2Возрастная периодизация   1. Составить структурно-логическую схему: «Факторы психического развития». 1.Составить таблицу «Возрастная периодизации в психологии Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. * Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. 2002.   Письменная работа  

 

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Что такое возрастные особенности психики?

2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов?

3. Как менялось отношение к детям и к детству в исторической перспективе?

4. Дайте понятие психологического возраста и его основных показателей.

5. Докажите, что качественные характеристики детства зависят от общественных условий.

6. Для чего воспитателю или практическому психологу нужны знания о психическом развитии ребенка?

7. Назовите основные задачи детской психологии.

8. Почему возможны различные направления и течения в психологии?

9. Назовите основные принципы исследования психического развития детей.

10. Какие стратегии исследования Вам известны?

11. В чем состоят срезовая и лонгитюдная стратегии исследования?

12. В чем различие метода и методики исследования?

13. В чем отличие исследовательских и диагностических методов?

14. Какие виды наблюдения используются в детской психологии и почему?

15. В чем специфика и преимущества экспериментального метода в детской психологии?

16. В чем состоит своеобразие метода опроса?

17. Назовите основные требования к проведению беседы с ребенком?

18. Какие виды тестов используются при изучении ребенка?

19. Может ли использовать тесты воспитатель детского сада? Если да, то какие?

20. Можно ли получить информацию о психологических особенностях ребенка путем анализа детских рисунков и рассказов? Если да, то какую?

21. Какие методы исследования не применяются по отношению к детям и почему?

22. Как организуется обследование ребенка в детском саду?

23. В чем суть учения Л.С.Выготского о высших психических функциях?

24. Приведите пример интериоризации знаковых процессов.

25. В чем проявляется неравномерность психического развития?

26. Каковы показатели детской одаренности и задержки психического развития?

27. Раскройте ключевые положения биогенетического и социогенетического направлений в детской психологии.

28. Какова позиция отечественных ученых в понимании факторов, детерминирующих психическое развитие индивида?

29. Каковы главные условия человеческого развития?

30. В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей животного?

31. Покажите на конкретных примерах роль наследственных предпосылок и среды.

32. Назовите основные направления развития детской активности.

33. Объясните, почему ребенок, родившийся в человеческом обществе, но оказавшийся в условиях социальной депривации, не может стать полноценным человеком?

34. В чем суть проблемы обучения и развития в психологии, и каковы основные варианты ее решения?

35. Почему деятельность рассматривается в психологии как условие, механизм и содержание психического развития?

36. Дайте понятие ведущей деятельности.

37. Какие показатели положены в основу возрастной периодизации?

38. Что такое социальная ситуация развития? Дайте характеристику социальных ситуаций развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

39. В чем суть понятия «психологическое новообразование»?

40. Покажите особенности кризисов развития. Почему говорят не только о негативном, но и о позитивном характере кризисов развития?

41. Может ли переход с одного периода развития на другой проходить без кризисов? Если да то докажите примерами и обоснуйте.

42. Почему ведущая деятельность является механизмом психологических новообразований, формирующихся к концу возрастного периода?

43. Почему в настоящее время перед детской психологией стоит задача уточнения границ периодов возрастного развития?

44. Объяснить высказывание Л.С.Выготского, опираясь на знания о возрастных закономерностях психического развития детей: «Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, поние оних следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа». (Л.С. Выготский, т.4, С. 252.)

Примеры заданий итогового контроля

1 Предметом детской психологии является:

а) возраст;

б) мозг ребенка;

в) закономерности и возрастные особенности психического развития в дошкольном возрасте;

г) детство как социокультурное явление.

2 «Детство» – это:

а) нормы психического развития;

б) возрастной период развития человека;

в) условие психического развития;

г) биогенетические задатки.

3 Психологический факт – это:

а) закономерность психического развития;

б) явление;

в) доказательство;

г) умозаключение.

4 Метод исследования направлен на:

а) сбор и интерпретацию фактов психического развития;

б) объяснение психических явлений;

в) обучение и воспитание;

г) определение понятий.

5 Интериоризация – это:

а) уровень психического развития;

б) процесс перехода внутренних действий во внешние;

в) неравномерность психического развития;

г) процесс перехода внешних действий во внутренний план.

6 Акселерация предполагает:

а) изменение возраста;

б) ускорение развития;

в) отклонение в развитии;

г) одаренность в развитии.

7 Показатели детской одаренности:

а) ускоренный темп психического развития;

б) нестандартность в решении жизненных ситуаций;

в) оригинальность результатов деятельности;

г) кризисы в развитии.

8 Отличие человеческого мозга от мозга животных проявляется в:

а) весе;

б) пластичности (обучаемости);

в) строении;

г) количестве нейронов.

9 Ведущая деятельность обусловливает:

а) ход психического развития;

б) развитие одаренности;

в) психологические новообразования;

г) кризисы развития.

10 Развивающее обучение – это:

а) зона ближайшего развития;

б) развитие мышление;

в) обучение, построенное на самостоятельном решении задач;

г) ускоренное развитие.

Терминологический минимум

Детство, онтогенез; социокультурный аспект; возраст, генезис; программа исследования; методика исследования; методы; выборка; тесты, валидность; надежность тестов; проектирование; методики; исследование;диагностика; психотерапия; коррекция; тренинг; норма развития; развитие; социогенетические и биогенетические взгляды на психическое развитие; культурно-историческая теория развития психики; период; стадия; этап; возрастная периодизация; ведущая деятельность; новообразование психики; социальная ситуация развития; кризисы; внутренняя позиция; сензитивные периоды развития; внутренние ориентировочные действия; интериоризация; зона ближайшего развития; развивающее обучение; социализация; самоценность; наследственность; врожденность; психическая активность; акселерация; одаренность; темп психического развития; аномальное развитие.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1 Мультимедийные презентации:

– «Основные закономерности психического развития»;

– «Ученые – исследователи методов психологии»;

– «Теории психического развития».

2 Выставка литературы:

– нормативно-правовые документы по детству;

– учебная и методическая литература по детской психологии;

– периодические издания (журналы, газеты).

3 Стимульный материал для изучения методов обследования детей дошкольного возраста.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.