Кафедра педагогики и психологии детства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кафедра педагогики и психологии детства

2017-12-22 309
Кафедра педагогики и психологии детства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры 12.09.2013 г.

протокол № 1

Зав. кафедрой, профессор

______________________Л.В. Трубайчук

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(для модульно-рейтинговой системы)

Направление: Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Форма обучения: заочная

 

 

Составитель:

Пикулева Л.К., к.п.н., доцент

 

Челябинск 2013


 

Оглавление

 

 

1. Пояснительная записка  
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
3. Образовательные технологии  
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
5. Содержание курса  
6. Рабочая программа  
6.1. Тематическое планирование дисциплины  
6.2. Содержание (модульной) рабочей программы  
6.2.1. Модуль 1.  
6.2.2. Модуль 2.  
6.2.3. Модуль 3.  
6.2.4. Модуль 4. 6.2.5. Модуль 5 6.2.6. Модуль 6  
7. Методические материалы 7.1. Терминологический минимум 7.2. Примерное соотношение баллов текущего рейтинга 7.3 Примерные темы курсовых работ 7.4 Примерные темы квалификационных работ 7.5 Вопросы к экзамену 7.6 Критерии оценивания знаний студента на экзамене    

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика дисциплины «Психология дошкольного возраста»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология дошкольного возраста» разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование.

Одним из важнейших условий готовности выпускника педагогического университета к психологической и педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения является его подготовка в области психологии дошкольного возраста.

Основной целью является формирование у студентов системы базовых понятий в области детской психологии, обеспечивающих научный подход к педагогической деятельности, выражающийся в умении изучать психические особенности детей дошкольного возраста, строить образовательный процесс на психологической основе, производить грамотный анализ педагогических воздействий на ребенка.

В учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы закономерностей психического развития, их связи с воспитанием и обучением, дается понимание важнейших этапов психического развития ребенка с рождения и до семи лет, возрастных и индивидуальных психологических особенностей, их проявления в деятельности и обучении.

Модуль 1 «Введение в психологию дошкольного возраста» основывается на материале детской психологии как науке. Важной проблемой данного раздела является проблема метода изучения психики ребенка, которая, по словам Л.С.Выготского, есть начало и основа всей истории культурного развития ребенка. Любая концепция психического развития ребенка отражает связь психического развития и методов его исследования. В контексте системного подхода к изучению проблемы развития рассматриваются вопросы хода, условий, источников, движущих сил психического развития, структуры и динамики возраста, характеристики социальной ситуации, ведущего вида деятельности, основных психологических новообразований возраста, что позволяет студентам усвоить логику рассмотрения всех возрастных периодов с рождения до семи лет.

Модуль 2 «Развитие в младенчестве и раннем возрасте» В программе данный возраст рассматривается как определяющий весь дальнейший ход психического развития человека, в котором закладываются предпосылки личностного и интеллектуального развития. Главным для студентов, в процессе усвоения этого раздела, является подготовка к педагогической практике по раннему возрасту, осознание ответственности взрослого за судьбу, вверенного ему ребенка и расширение представлений о детях раннего возраста их возможностях.

Модуль 3 «Деятельность дошкольника» основывается на принципиальном положении психологии о связи деятельности и личности. Личность ребенка полноценно развивается только в свободной детской деятельности, причем центральное место в развитии ребенка занимает игра. Игра является средством удовлетворения важнейшей социальной потребности ребенка в приобщении к миру взрослых, а также средством самоактуализации ребенка, стимулирования его сущностных сил. Из игры исходят другие виды детской деятельности: учебная, трудовая, продуктивная. Они способствуют интеллектуальному и волевому развитию детей, готовят их к обучению в школе. Студенты должны понять, что обучение в дошкольном учреждении строится не на предметном, а на деятельностном подходе, который обозначен в качестве приоритетного в Федеральных государственных требованиях в сфере дошкольного образования. Обеспечивая детям разнообразную, насыщенную деятельность можно добиться полноценного развития детских способностей, сообразно их природным возможностям.

Модуль 4 «Познавательное развитие дошкольника» содержит знания о развитии познавательных процессов дошкольника, которые очень важны в понимании механизмов развития психики. Содержание раздела отражает логику развития всех познавательных процессов, которая заключается в переходе от непроизвольных форм к произвольным, от внешних к внутренним (по закону интериоризации). Психические процессы понимаются как специфические внутренние виды деятельности, условиями развития которых являются: другие виды детской деятельности, специальное обучение, речь.

В модулях 5 и 6 «Развитие личности дошкольника» и «Социализация дошкольника» рассматриваются актуальные проблемы развития личности ребенка. Самосознание и мотивация ребенка являются основой личности, показателями ее развития. Построение ребенком образа собственного «Я» зависит не только от целенаправленной работы с ребенком по познанию собственного «Я», но и от эмоционального благополучия ребенка в семье и в группе детского сада, его эмоциональных переживаний и взаимоотношений с окружающими. Полноценная личность может развиться только в условиях самореализации, удовлетворении притязания на признание, в условиях, способствующих развитию детской целенаправленности и волевых устремлений, проявлению индивидуальности. Студенты должны усвоить, что реализация в образовательном процессе дошкольного учреждения гуманистических подходов и личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми создает возможность становления личности, обладающей самодостаточностью, высоким самосознанием, умением строить свои взаимоотношения с окружающими, легко адаптироваться к условиям социума.

Дисциплина ориентирует, в соответствии с ФГОС ВПО на такие виды профессиональной деятельности, как психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования, педагогическая деятельность в дошкольном образовании и способствуют решению следующих профессиональных задач:

– создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

– участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

– участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

– проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

– участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей;

– создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.

– выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

– осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

– создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям;

– работа по обеспечению совместно с другими специалистами и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении;

– взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм.

Дисциплина «Психология дошкольного возраста» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра. Изучение дисциплины осуществляется в 3 семестре.

Для освоения дисциплины «Психология дошкольного возраста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия и физиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Психология», «Психология развития», «Психология воспитания и обучения», «Психолого-педагогическая диагностика». Кроме того, курс предполагает взаимосвязь с философией, дошкольной педагогикой, частными методиками дошкольного образования. Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения учебной и всех видов педагогической практики.

 

Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) ЗУН, обеспечивающие формирование компетенции (в соотв. с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
  Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); Способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3); Готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4); Способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5) знать: - особенности строения психики и закономерности ее развития в фило и онтогенгезе; - развивающие функции обучения и воспитания; - структурные и динамические характеристики малой группы; уметь: - взаимодействовать с детьми и подростками; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; владеть: методами исследований в области педагогики и психологии знать: - закономерности развития психики в онтогенгезе; - развивающие функции обучения и воспитания; - структурные и динамические характеристики детской группы; - способы психологического и педагогического изучения детей; - способы построения межличностных отношений в группах; - стили педагогического взаимодействия; - психологическое содержание каждого возрастного периода ребёнка; - особенности и закономерности познавательного и личностного развития детей, развития их деятельности; уметь: - взаимодействовать с детьми; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей детей; - использовать исследовательские и диагностические методы изучения психики ребенка; - разработать программу психологического исследования психики ребенка; владеть: - навыками проведения психодиагностического исследования, - организацией психологического обследования ребенка в детском саду; - составлением психологической характеристики ребенка; - изучением и методами психологической коррекции негативных личностных образований (ложь, жалобы, зависть, недоброжелательство, эгоизм, стремление быть лучше других и др.); - навыками формирующей и развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Компетенции Разделы (модули) дисциплины
           
ОПК-1 + + + + + +
ОПК-2 + - - - - -
ОПК-3 + + + + + +
ОПК-4 - + + + + +
ОПК-5 - + + - - -
ПКД-3 - + + - - -
ПКД-4 - + + + + +
ПКД-5 + - - - - +

 

При изучении дисциплины используются различные формы учебной работы: лекции, практические и лабораторные занятия. Изучение каждой темы включает самостоятельную работу. Для этого каждая тема сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля и конкретных заданий, выполнение которых обеспечивает закрепление усвоенных знаний, а также их применение и расширение.

Трудоемкость учебной дисциплины –3 зачетные единицы. Общий объем времени изучения курса составляет 99 часов, из них 8 часов – аудиторные занятия (4 часа – лекции, 4 часа – практические) и 91 часов – самостоятельная работа. Отчетность проводится в форме экзамена (9 часов).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной литературы

1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011.

3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.

4. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. *

5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2008.

6. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М., 2003.

7. Психология развития / Под ред.Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2009.

8. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2011.

9. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. – М., 2010.

10. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2009.

11. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь – справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.charko.narod.ru/tekst/an7/6.html

2. http://www.drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html

3. http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1048485 Ш.А.Амонашвили. Духовная сущность ребенка. Часть 2.mpg на YouTube

ОБРАЗОВАТЕЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ходе изучения дисциплины «Психология дошкольного возраста» применяются следующие виды образовательных технологий:

- информационные технологии;

- творческая и научно-исследовательская деятельность.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На лекционных и семинарских занятиях используются персональный компьютер, проектор и экран для обеспечения мультимедийного сопровождения. При проведении лабораторных занятий, направленных на рассмотрение психологических методик по изучению психических процессов ребенка используется соответствующий методикам диагностический материал.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Теории игровой деятельности. Натуралистические взгляды на природу детской игры (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн) Взгляды на игру С.Холла. Психоаналитическое направление (3.Фрейд, Адлер). Биологический подход К.Коффки, К.Левина, Ж.Пиаже.

Социальный характер содержания ролевых игр. Взгляды отечественных психологов на возникновение и сущность игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.). Игра как потребность детей в приобщении к миру взрослых.

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия. Развитие элементов игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста. Игра как основа зарождения других видов детской деятельности.

Значение игры для психического развития ребёнка. Игра как школа социальных отношений. Взаимоотношения между детьми в игре. Ролевые и реальные взаимоотношения, их формирование. Роль взрослых в развитии игровой деятельности дошкольника.

Тема 3.3 Развитие элементов учебной деятельности

Учебная деятельность, ее значение в жизни ребенка и место в образовательном процессе детского сада. Познавательная деятельность как основа учебной деятельности. Взаимосвязь учебной и игровой деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности дошкольников.

Элементы учебной деятельности (мотивы, цель, учебные действия) и их развитие на протяжении дошкольного возраста. Формирование мотивов учебной деятельности. Условия возникновения, развития и сохранения интереса к учению. Осознание дошкольником смысла учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Освоение детьми учебных действий: умение принять учебную задачу, понимая ее смысл, умение находить способ выполнения задания (наблюдение, сравнение, группировка и др.), навык самооценки и самоконтроля.

Обучение как организация учебной деятельности детей. Невосприимчивость детей к обучению, ее причины.

Тема 3.4 Продуктивная деятельность и элементы труда

Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Продуктивная деятельность как моделирование действительности и расширения границ ее познания и как формирование умений создавать и воплощать замыслы. Виды продуктивной деятельности: изобразительная, конструктивная.

Психологические предпосылки трудовой деятельности. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника. Взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности: игровой, продуктивной, учебной.

Развитие общественных мотивов труда. Расширение и усложнение трудовых умений и навыков на протяжении дошкольного возраста. Влияние трудовой деятельности дошкольника на психическое развитие.

Модуль 4 Познавательное развитие дошкольника

Тема 4.1 Общая характеристика познавательного развития

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте. Становление образа мира на основе представлений и понятий. Развитие психологического механизма познавательной деятельности как совокупности функционирования психических процессов. Функции познавательных процессов.

Формирование знаково–символической деятельности на основе внутреннего плана сознания. Формирование произвольности и опосредованности познавательного развития.

Познавательная деятельность как самоценная форма детской активности. Развитие познавательных устремлений. Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте. Ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, теоретический интерес.

Тема 4.2 Сенсорное развитие

Сенсорное развитие как основа чувственного познания. Теории сенсорного развития (М.Монтессори, Л.А.Венгер).

Развитие ориентировки в свойствах предметов. Сенсорные эталоны. Закономерности усвоения сенсорных эталонов. Роль слова в усвоении сенсорных эталонов. Развитие действий восприятия на протяжении дошкольного возраста. Роль моделирования в формировании перцептивных действий.

Развитие видов восприятия. Восприятие пространственных и временных отношений. Восприятие речи. Восприятие художественных произведений. Восприятие человека. Восприятие изображений.

Тема 4.3 Развитие мышления

Особенности развития мышления дошкольника. Развитие мыслительных операций на протяжении дошкольного возраста.

Закономерности развития видов мышления в дошкольном возрасте. Наглядно-действенное, наглядно-образное и дискурсивное (логическое) мышление, их особенности и взаимосвязь.

Детское моделирование, его значение в развитии мышления. Виды детского моделирования. Исследования Дж.Бренера, Н.Н. Поддьякова о видах мышления дошкольника.

Теория Ж. Пиаже о стадиях интеллектуального развития детей. Эгоцентризм речи и мышления. Развитие умственных способностей детей. Экспериментирование как способ установления скрытых связей и отношений. Значение разных видов деятельности в развитии мышления.

Тема4.4 Развитие внимания

Особенности внимания дошкольника. Условия развития непроизвольного внимания. Формирование устойчивости внимания ребенка.

Развитие произвольного внимания. Роль внешней опоры в развитии внимания. Роль слова в организации внимания у дошкольников. Развитие способности выполнять инструкции взрослого и контролировать собственную деятельность.

Значение игры и обучения в развитии внимания. Влияние условий жизни и воспитания на формирование внимания у ребенка.

 

4.5 Развитие памяти

Особенности развития памяти. Развитие непроизвольной памяти детей. Реминисценция, как особенность детской памяти. Эйдетизм представлений ребенка. Зависимость непроизвольного запоминания от условий деятельности дошкольников.

Развитие произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослых и самого ребенка. Развитие произвольного запоминания и воспроизведения. Исследования З.М.Истоминой об особенностях произвольной памяти дошкольника и условиях развития логического запоминания.

Развитие и характеристика видов памяти дошкольника: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Воспитание памяти.

Тема 4.6 Развитие воображения и творчества

Проблема развития воображения дошкольников. Особенности воображения дошкольников.. Эйдетизм образов воображения. Смешение образов памяти и воображения. Связь воображения с детскими потребностями и эмоциями.

Способы создания новых образов. Развитие произвольности воображения. Переход от воображения в действии к внутренним собственно психическим формам воображения.

Проблема детского творчества. Л.С.Выготский о детском творчестве. Исследования О.М.Дьяченко об условиях развития творчества дошкольников.

Условия развития воображения. Влияние литературных произведений (сказок, рассказов) на развитие воображения. Словесное творчество. Воображение и изобразительная деятельность. Роль игры и конструктивной деятельности в развитии воображения. ТРИЗ в детском саду.

Тема 4.7 Развитие речи

Особенности развития речи дошкольников. Речь как основа перестройки психических процессов. Эгоцентрическая речь, ее значение в психическом развитии детей.

Развитие словаря. Осознание словарного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова, развитие фонетического слуха. Активность ребенка по отношению к языку, детское словообразование.

Развитие функций речи. Планирующая, знаковая функции речи. Развитие умения пользоваться речью как средством коммуникации. Расширение и усложнение форм общения и развитие связной речи.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6.1. Тематический план дисциплины «Психология дошкольного возраста»

№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов Соотношение видов контроля
Всего Аудиторные Самос тоятель ная работа
Лекции Практи ческие Текущий Итоговый Всего
  Введение в психологию дошкольного возраста       -        
1.1 Предмет, структура, задачи   - -   - - -
1.2 История психологических знаний о ребенке   - -   - - -
1.3 Стратегии и методы исследования   - -   - - -
1.4 Основные закономерности психического развития     -   - - -
  Развитие в младенчестве и раннем возрасте       -        
2.1 Перинатальный период развития   - -   - - -
2.2 Младенчество   - -   - - -
2.3 Ранний возраст     -   - - -
  Деятельность дошкольника     -          
3.1 Роль деятельности в психическом развитии ребенка   - -   - - -
3.2 Развитие игровой деятельности   -     - - -
3.3 Развитие элементов учебной деятельности   - -   - - -
3.4 Продуктивная деятельность и элементы труда   - -   - - -
  Познавательное развитие дошкольника                
4.1. Общая характеристика познавательного развития     - - - - -
4.2 Сенсорное развитие   - -   - - -
4.3 Развитие мышления   -     - - -
4.4 Развитие внимания и памяти   - -   - - -
4.5 Развитие воображения и творчества   - -        
4.6 Становление речи   - -   - - -
  Развитие личности дошкольника                
5.1 Формирование самооценки и «образа Я»     -   - - -
5.2 Развитие личностных механизмов поведения   - -   - - -
5.3. Развитие эмоциональной сферы   -     - - -
5.4. Развитие нравственного сознания и характера   - -   - - -
5.5. Детская индивидуальность   - -   - - -
  Социализация дошкольника     -          
6.1 Развитие общения с взрослым   - -   - - -
6.2 Ребенок в детской группе   -     - - -
6.5 Готовность ребенка к обучению в школе   - -   - - -
Всего:         - -  

Содержание (модульной) рабочей программы.

Лекция

Тема 1.1, 1.4 Предмет психологии дошкольного возраста. Закономерности психического развития – 1ч.

План

1. Психология дошкольного возраста как раздел психологии развития.

2. Детство как социокультурный феномен.

3. Основные закономерности психического развития.

4. Задачи психологии дошкольного возраста в свете развития образования на современном этапе.

Литература

Раздел 2.1: 1,4,8,9; Раздел 2.2: 10.11; Раздел 2.3: 2.

Информационное сопровождение:

1 Выставка учебной и методической литературы по детской психологии

2 Мультимедийная презентация «Иллюстрированный материал к теме».

 

Самостоятельная работа 12ч.

Темы Изучаемые вопросы Кол часов   Формы работы Методическое обеспечение Форма отчет ности
Тема 1.1, Предмет психологии дошкольного возраста. Значение знаний психологии дошкольного возраста в практической деятельности педагога. Задачи психологии дошкольного возраста   Выписать задачи психологии дошкольного возраста. Объянить усиливающуюся роль психологических знаний о ребенке на современном этапе Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. * Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2008.   Письменная работа  
1.2.История психологических знаний о ребенке 2Теории психического развития   1.Подготовить сообщения на конференцию по одной из теорий психического развития 3.Подготовиться к анализу теорий психического развития по предложенным вопросам для самоконтроля. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. – М.: Гардарики, 2004.   Письменная работа  
1.3.Стратегия и методы исследования Эмпирические методы исследова ния   1.Составить структурно-логическую схему «Классификация методов детской психологии».   Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Владос, 2006. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 2003. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. Письменная работа    
1.4.Основные закономерности психического развития 1Факторы психического развития 2Возрастная периодизация   1. Составить структурно-логическую схему: «Факторы психического развития». 1.Составить таблицу «Возрастная периодизации в психологии Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006 Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. * Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. 2002.   Письменная работа  

 

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Что такое возрастные особенности психики?

2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов?

3. Как менялось отношение к детям и к детству в исторической перспективе?

4. Дайте понятие психологического возраста и его основных показателей.

5. Докажите, что качественные характеристики детства зависят от общественных условий.

6. Для чего воспитателю или практическому психологу нужны знания о психическом развитии ребенка?

7. Назовите основные задачи детской психологии.

8. Почему возможны различные направления и течения в психологии?

9. Назовите основные принципы исследования психического развития детей.

10. Какие стратегии исследования Вам известны?

11. В чем состоят срезовая и лонгитюдная стратегии исследования?

12. В чем различие метода и методики исследования?

13. В чем отличие исследовательских и диагностических методов?

14. Какие виды наблюдения используются в детской психологии и почему?

15. В чем специфика и преимущества экспериментального метода в детской психологии?

16. В чем состоит своеобразие метода опроса?

17. Назовите основные требования к проведению беседы с ребенком?

18. Какие виды тестов используются при изучении ребенка?

19. Может ли использовать тесты воспитатель детского сада? Если да, то какие?

20. Можно ли получить информацию о психологических особенностях ребенка путем анализа детских рисунков и рассказов? Если да, то какую?

21. Какие методы исследования не применяются по отношению к детям и почему?

22. Как организуется обследование ребенка в детском саду?

23. В чем суть учения Л.С.Выготского о высших психических функциях?

24. Приведите пример интериоризации знаковых процессов.

25. В чем проявляется неравномерность психического развития?

26. Каковы показатели детской одаренности и задержки психического развития?

27. Раскройте ключевые положения биогенетического и социогенетического направлений в детской психологии.

28. Какова позиция отечественных ученых в понимании факторов, детерминирующих психическое развитие индивида?

29. Каковы главные условия человеческого развития?

30. В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей животного?

31. Покажите на конкретных примерах роль наследственных предпосылок и среды.

32. Назовите основные направления развития детской активности.

33. Объясните, почему ребенок, родившийся в человеческом обществе, но оказавшийся в условиях социальной депривации, не может стать полноценным человеком?

34. В чем суть проблемы обучения и развития в психологии, и каковы основные варианты ее решения?

35. Почему деятельность рассматривается в психологии как условие, механизм и содержание психического развития?

36. Дайте понятие ведущей деятельности.

37. Какие показатели положены в основу возрастной периодизации?

38. Что такое социальная ситуация развития? Дайте характеристику социальных ситуаций развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

39. В чем суть понятия «психологическое новообразование»?

40. Покажите особенности кризисов развития. Почему говорят не только о негативном, но и о позитивном характере кризисов развития?

41. Может ли переход с одного периода развития на другой проходить без кризисов? Если да то докажите примерами и обоснуйте.

42. Почему ведущая деятельность является механизмом психологических новообразований, формирующихся к концу возрастного периода?

43. Почему в настоящее время перед детской психологией стоит задача уточнения границ периодов возрастного развития?

44. Объяснить высказывание Л.С.Выготского, опираясь на знания о возрастных закономерностях психического развития детей: «Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, поние оних следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа». (Л.С. Выготский, т.4, С. 252.)

Примеры заданий итогового контроля

1 Предметом детской психологии является:

а) возрас<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.