Структура управления морским транспортом России — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Структура управления морским транспортом России

2017-12-21 2652
Структура управления морским транспортом России 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

 

6.6.1. Этапы формирования структур управления морским транспортом.

20 октября 1996 года Россия отметила 300-летие исторического решения Боярской думы России (по предложению Петра I): «Морским судам быть…».

Последующие три столетия морской торговый флот рос и развивался.

18 июля 1924 года постановлением Совета труда и обороны было образовано акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»). Оно объединило транспортные суда, принадлежавшие различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам.

Этим закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась его инфраструктура, включавшая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.

«Совторгфлоту» были подчинены четыре конторы с расширенными коммерческими функциями: Северная, Балтийская, Черноморско-Азовская, Дальневосточная. Были открыты заграничные конторы, ряд агентств и представительств. Вся работа координировалась Центральным правлением «Совторг-флота» в Москве.

Под флагом «Совторгфлота» удалось собрать всего 128 пароходовобщей грузоподъёмностью около 168 тыс. регистровых тонн.

Окончательное оформление морского транспорта в самостоятельную отрасль произошло перед Великой отечественной войной.

На 1 апреля 1941 года в составе 14 морских пароходств, 51 морского порта, 27 судоремонтных завода насчитывалось 870 судов общим дедвейтом 2,1 млн. тонн.

Сконца 1950-х годов началось бурное развитие отрасли и пополнение новыми судами. Уже в 1965 году морской транспортный флот страны составил 1187 единиц общим дедвейтом 8,4 млн. тонн.

На 1 января 1990 года было 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн. тонн, 67 портов, 26 судоремонтных предприятий, 6 высших и 14 средних специальных учебных заведений, 14 мореходных школ,7 научно-исследовательских, проектных и конструкторских учреждений.

После распада Советского Союза под юрисдикцию Украины отошли Черноморское, Азовское и Дунайское пароходства со всеми структурными предприятиями. Тоже самое произошло с Латвийским, Литовским, Эстонским, Грузинским, Каспийским и Среднеазиатским пароходствами, которые в полном составе вошли в соответствующие независимые государства.

Россия потеряла почти половину морских торговых портов и несколько железнодорожных паромных переправ на Балтике, Чёрном и Каспийском морях. Вместо 17 пароходств, входивших в состав Министерства морского флота СССР, в России осталось 10 пароходств.

Произошла реорганизация и Министерства морского флота. В январе 1992 года вместо него был создан Департамент морского транспорта в составе Министерства транспорта России. Функции, связанные с оперативным управлением работой судов, портов, заводов, были переданы пароходствам и другим предприятиям морского транспорта на бассейнах.

Структура и назначение морских пароходств значительно изменились. Из их состава вышли и стали самостоятельными крупные морские торговые порты и судоремонтные заводы. Пароходства стали в основном судоходными компаниями. Существенно изменилась и форма собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года все пароходства, кроме Арктического, а потом и Северо - Каспийского, стали акционерными обществами. В Мурманском пароходстве ледокольный флот остался в государственной собственности, и эксплуатация ледоколов стала осуществляться на основе специального договора пароходства с государством.

Современный морской транспорт России составляют 10 пароходств (Государственная судоходная компания «Современный коммерческий флот»/Совкомфлот/, ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Арктическое морское пароходство», ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Новороссийское морское пароходство»/Новошип/ - входит в состав Совкомфлота, ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Саха-линское морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Камчатское морское пароходство», нефтеперевозчик-Группа компаний «Палмали»), морские торговые порты, государственные, акционерные ичастные судовладельцы, судоремонтные заводы, научно - исследовательские и проектные институты, а также университеты, академии, колледжи, лицеи.

6.6.2. Структура управления морским транспортом России

Руководство морским транспортом РФ осуществляет Минтранс РФ.

Структура центрального аппарата управления:

- Заместитель министра - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта;

- Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта;

- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор);

- Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);

- Федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судо-ходства».

Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта является самостоятельным структурнымподразделением центрального аппарата Министерства транспорта РоссийскойФедерации.

Деятельность Департамента координирует и контролирует заместитель Министра транспорта - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта.

Основными задачами Департамента являются:

- выработка государственной политики в области морского и внутреннего

водного транспорта;

- разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности морского и внутреннего водного транспорта;

- координация и контроль деятельности Федеральной службы по надзору в

сфере транспорта (в части морского и внутреннего водного транспорта),

Федерального агентства морского и речного транспорта.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- разрабатывает предложения к транспортной стратегии и стратегии развития транспорта, а также предложения по их корректировке в области морского и внутреннего водного транспорта;

- разрабатывает предложения по концепциям и программам социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, готовит информацию о результатах их реализации в области морского и внутреннего водного транспорта;

- участвует в реализации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции судоходной политики Российской Федерации;

- разрабатывает предложения по совершенствованию системы управления в

области морского и внутреннего водного транспорта;

- разрабатывает предложения по оптимальному использованию морских и

внутренних водных путей, включая Северный морской путь, в рамках единой

российской транспортной системы;

- участвует в подготовке предложений по управлению федеральнымимуществом в области морского и внутреннего водного транспорта;

- участвует в работе по выработке предложений в области транспортной безопасности по вопросам морского и внутреннего водного транспорта;

- разрабатывает предложения в Правительство Российской Федерации по

установлению границ акваторий и территорий морских и речных портов, а также по перечню портов, в которых разрешается заход судов, в том числе под иностранным флагом, и иных плавучих средств с ядерными установками и радиационными источниками;

- участвует в подготовке для внесения в Правительство Российской

Федерации предложений о присвоении наименований морским и речным портам и переименовании морских и речных портов;

- осуществляет разработку, анализ применения и внесение изменений в

нормативные правовые акты в области морского и внутреннего водного

транспорта, в том числе:

правила перевозок пассажиров, багажа, груза, на морском и внутреннем водном транспорте;

положение о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами;

порядок присвоения собственником названия судну внутреннего водного

транспорта;

форму и порядок ведения судовой роли, судового и машинного журнала,

единой книги осмотра на судах внутреннего водного транспорта, а также правила ведения судовой роли, судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за исключением судов рыбопромыслового флота;

порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних

водных путях;

правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов

внутреннего водного транспорта, за которыми должен осуществляться технический надзор, а также правила изготовления материалов и изделий для установки на судах;

порядок осуществления контроля засоблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта;

положение о капитане морского порта;

положение о капитане речного порта;

перечень речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах;

порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в

речном порту;

положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по

внутренним водным путям;

перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов,

подлежащих обязательной лоцманской проводке;

положение о государственной администрации порта внутреннего водного

транспорта;

порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них на внутреннем водном

транспорте;

правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте;

правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем

водном транспорте;

перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов;

правила регистрации судов и прав на них в морских портах;

порядок взимания и использования портовых сборов администрациями

морских портов;

правила дипломирования членов экипажей морских судов и судов

внутреннего плавания;

Руководство Департаментом осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Министром.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Совет Федерального агентства морского и речного – является совещательным органом и решает на своих заседаниях вопросы, определенные Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Экспертный совет при Совете Федерального агентства морского и речного транспорта является экспертным органом Федерального агентства морского и речного транспорта, призванным на основе взаимодействия с деловыми кругами и общественностью содействовать поиску эффективных решений в области морского и речного транспорта на основе взаимодействия государства и бизнеса.

Совет по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта создан для выработки рекомендаций по формированию и реализации политики в области отраслевого образования.

Экспертный совет капитанов морских портов Федерального агентства морского и речного транспорта создан в целях повышения эффективности государственного портового контроля, соблюдения законодательства Российской Федерации в области морского транспорта.

Общественный совет при Федеральном агентстве морского и речного транспортаобразован в целях обеспечения взаимодействия граждан и общественных объединений Российской Федерации с Федеральным агентством морского и речного транспорта, учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении полномочий в сфере морского и речного транспорта.

15 марта 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 358-р создано федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути».

Федеральное государственное учреждение «Служба морской безопасности» является организацией, специализирующейся в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, находящейся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

 

Структура центрального аппарата Росморречфлота - Рис. 6.53.:

 

Рис. 6.53. Схема структуры Федерального агентства морского и речного транспорта

Учреждения и предприятия, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, а также акционерные обществапредставлены на Рис. 6.54.:

 

Рис. 6.54. Учреждения и предприятия, подведомственные Росморречфлоту

 

Федеральное государственное унитарное предприятие Росморпорт создано согласно постановлению Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 705для эффективного управления федеральным имущественным комплексом, оказания услуг в морских портах и реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта. Функции учредителя предприятия осуществляют Правительство РФ,Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство морского и речного транспорта.В состав имущественного комплекса предприятия входят объекты, обеспечивающие условия безопасного судоходства в морских портах и на подходах к ним: молы, дамбы и иные защитные сооружения; искусственно образованные судоходные пути, каналы; технические системы и оборудование, предназначенные для обеспечения безопасного торгового мореплавания, в том числе системы управления движением судов (СУДС), автоматизированные информационные системы (АИС), отдельные объекты и береговые станции глобальной морской системы спасения (ГМСС) и другие; ледоколы и суда служебновспомогательного флота; имущество для предоставления различных услуг судовладельцам, отправителям и получателям грузов в морских портах, в том числе причалы и перегрузочные комплексы, со оружения и оборудование по электроснабжению и связи, бункеровке водой и топливом; суда по перевозке пассажиров и грузов, а также иное имущество общехозяйственного и социально - бытового значения (здания, сооружения и оборудование общехозяйственного назначения; автотранспорт).

Структура ФГУП «Росморпорт» представляет собой организацию с разветвленной сетью 22филиалов на бассейнах.

Предприятие состоит изцентрального аппарата в Москве и филиалов, работающих непосредственно в морских портах.

ФГУП «Росморпорт» эксплуатирует, строит, модернизирует и ремонтирует все принадлежащее ему имущество, объекты портовой инфраструктуры, расположенные на акваториях и территориях морских портов, в районах якорных стоянок,на рейдах, фарватерах и подходных каналах, проводит дноуглубительные работы для поддержания объявленных глубин акваторий морских портову причалов, на подходных каналах. Росморпорт оказывает также все виды услуг судам на подходах и непосредственно на акваториях морских портов по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке; принимает участие в проведении аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации последствий загрязнения акваторий и территорий морских портов, в осуществлении охранной и противопожарной деятельности на сооружениях и объектах морского транспорта.

В основные производственные фонды ФГУП «Росморпорт» входят почти 850 гидротехнических сооружений, около 500 других портовых объектов, почти 200 судов и плавсредств, 15 СУДС, в которых и две региональных СУДС, более 10 АИС,30 систем ГМССБ и других систем обеспечения безопасности, здания и территории.

Правительством РФ установлено, что предприятие осуществляет свою деятельность за счет портовых сборов, получаемых им за выполнение работ (услуг), связанных с обеспечением безопасного судоходства.

Администрации морских портов образованы на основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 24.Администрация морских портов создается в отношении двух и более морских портов в Российской Федерации в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Утверждается Перечень морских портов, входящих в соответствующую администрацию морских портов. Администрацию морских портов возглавляет руководитель администрации морских портов.

Функции администрации морских портов:

- организационное, материально - техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных Законом о портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- оказание услуг в морском порту пользователям в соответствии с требованиями Закона о портах;

- издание на русском и английском языках обязательных постановлений в морском порту;

- учет доходов и расходов портовых сборов, в том числе в целях обеспечения деятельности капитанов морских портов;

- подъем в целях обеспечения безопасности мореплавания или защиты от загрязнения морской среды севшего на мель или затонувшего судна;

- подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества;

На примере Калининградского морского торгового порта покажем структурную схему управления портовой деятельностью (Рис. 6.55):

Рис. 6.55. Структурная схема управления портовой деятельностью

Классификационное общество Российский морской регистр судоходства было создано 31 декабря 1913 года. С 1969 года РС является членом Международной Ассоциации Классификационных Обществ (МАКО). Основныецели: повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море; повышение стандартов безопасного плавания судов; повышение стандартов надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.Высокая квалификация персонала, широкая сеть представительств в России и за рубежом позволяют РС быстро и надежно предоставить в любом регионе полный спектр услуг по:

 

- рассмотрению технической документации, осуществлению технического наблюдения и выдаче документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства, изделия, снабжение и материалы, холодильные установки, грузоподъемные устройства, контейнеры;

- обмеру судов и плавучих сооружений;

- осуществлению технического наблюдения за выполнением положений международных конвенций и выдаче соответствующих документов от имени морских администраций стран - сторон конвенций;

- сертификации промышленной продукции и производств;

- сертификации систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9001, 14001 и OHSAS 18001;

- освидетельствованию систем управления безопасностью судоходных компаний и судов на соответствие требованиям Mеждународного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;

- анализу данных и предоставлению необходимой информации судовладельцам, морским администрациям, страховщикам и портовым властям при смене класса судна;

- сотрудничеству с морскими администрациями, портовыми властями при контроле судов в портах.

Структура управления морским пароходством.

На примере ОАО «Новороссийское морское пароходство» рассмотрим организацию управления морским транспортным предприятием.

ОАО «Новороссийское морское пароходство» (ОАО «Новошип») является крупнейшей российской судоходной компанией на Черном море.

20 января 1967 года Министром морского флота СССР был подписан приказ № 12 «О выделении Управления нефтеналивного флота из состава Черноморского пароходства и создании на его базе Новороссийского морского пароходства».

На балансе Новороссийского морского пароходства вначале числилось 115 танкеров общим дедвейтом около 5 млн. тонн, переданных из состава флота Черноморского пароходства.

10 ноября 1992 года Постановлением главы Администрации города Новороссийска за № 2811 Новороссийское морское пароходство было зарегистрировано как открытое акционерное общество, созданное без ограничения срока.

Основные виды деятельности предприятия - осуществление транспортных, транспортно-экспедиторских, складских и любых коммерческих операций за рубежом и внутри страны.

Приоритетным направлением деятельности общества является перевозка углеводородного сырья и производных энергоносителей высокотехнологичными морскими судами.

На момент акционирования пароходства флот состоял из 101 судна суммарным дедвейтом 4,7 млн. тонн и средним возрастом 14,3 года, в том числе более половины - постройки 60-70-х годов.

20 июня 2007 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации за № 784 «Об открытом акционерном обществе «Современный коммерческий флот» произошла консолидация государственных активов двух крупнейших российских пароходств ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». «Новошип» стал частью группы компаний «Совкомфлот».

ОАО«Совкомфлот» является стратегическим государственным предприятием, обладает уникальным опытом эксплуатации флота, в т.ч. в Арктике, и специализируется на работе в сложных климатических условиях.

Консолидация пароходств «Совкомфлот» и «Новошип» усилило рыночные позиции объединенной судоходной компании, которая сегодня входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира. Длинная линейка судов, мощные позиции в тех сегментах, которые наиболее востребованы крупными российскими нефтяными и газовыми компаниями, собственные технические разработки и уникальный набор передовых технологий позволяют удовлетворять самые высокие требования клиентов – первоклассных мировых нефтяных и нефтетрейдерских компаний, обеспечивая им устойчивую прибыль и стабильные условия бизнеса.

«Новошип» оперирует танкерным флотом в сегментах Aframax (г/п105 - 116 тыс.т.), Suezmax (г/п 156 тыс.т.), балкерами типа «Панамакс» (г/п 74 тыс.т.), а также LR2(г/п 112 тыс. т.) и MR (г/п 40 - 47 тыс т.).

ОАО «Новошип» сертифицирован на соответствие международным стандартам ISO 9001 («Менеджмент качества»), ISO 14001 («Экологический менеджмент») и OHSAS 18001 («Менеджмент здоровья и безопасности на производстве»).

Численность плавсостава и берегового персонала составляет 4 тысячи человек.

14 дочерних компаний, работающих в морском и береговом бизнесе.

 

 

Органы управления и контроля ОАО «Новошип» (Рис. 6.56.):

    Рис.6.56. Структура управления ОАО «Новороссийское морское пароходство»  
  Структуру управления морского порта рассмотрим на примере ОАО «Новороссийский морской торговый порт»- одного из крупнейших портов Чёрного моря. Морской порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской, или Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Новороссийская бухта доступна для судовс осадкой до 19,0 м, а внутренняя акватория порта-до 12,5 метров. Для обеспечения функций государства по управлению порта, обеспечения безопасности мореплавания, экологической безопасности, надзора за соблюдением законодательства и нормативных актов в сфере торгового мореплавания в Новороссийском порту было создано Федеральное государственной учреждение «Администрация морского порта Новороссийск» 23 марта 1994 года Приказом № 26 Департамента морского транспорта Минтранса РФ. На территории морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельностьболее 80 хозяйствующих субъектов, которые оказывают различные виды портовых услуг: стивидорные, агентирующие, бункеровочные. Структура управления морского порта представлена на Рис. 6.58. Рис. 6.57. Крупнейшие операторы терминалов Новороссийского порта   Рис.6.58. Структура управления морского порта Контрольные вопросы: 1. Перечислите основные оживлённые мировые океанские маршруты; 2. Назовите основные типы морских грузовых судов; 3. Какая структура контролирует вопросы проектирования, строительства и технического состояния морских судов? 4. Назовите крупные судоходные морские компании, которые входят в сос-тав современного морского транспорта России? 5. Какая структура Минтранса РФ координирует деятельность морского транспорта России? 6. Кто контролирует вопросы безопасности движения морских судов?    
     
       

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.