Производство по делам о защите — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Производство по делам о защите

2017-12-21 170
Производство по делам о защите 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Избирательных прав и права на участие

В референдуме граждан РФ

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ регулируется гл. 26 ГПК и рядом специальных федеральных законов в сфере избирательного законодательства: «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации», «Об обеспече­нии конституционных прав граждан Российской Федера­ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации». В рам­ках данного производства защищаются как субъективные права конкретных лиц, в том числе других лиц, а также неопределенного круга лиц — например, по заявлениям Центральной избирательной комиссии РФ и других изби­рательных комиссий (ч. 1 и 2 ст. 259 ГПК).

Возбуждение дела. Круг субъектов, имеющих право на возбуждение данной категории дел, определен в ст. 259 ГПК. К их числу относятся:

1) избиратели, кандидаты, их доверенные лица, изби­
рательные объединения, избирательные блоки, их дове­
ренные лица, политические партии, их региональные от­
деления, иные общественные объединения, инициативные
группы по проведению референдума и наблюдатели, про­
курор.

Поводом для обращения в суд является нарушение ре­шениями или действиями (бездействием) органа государ­ственной власти, органа местного самоуправления, обще­ственных объединений, избирательной комиссии, комис­сии референдума, должностного лица избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

2) Центральная избирательная комиссия РФ, избира­
тельные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии
муниципальных образований, окружные, территориаль­
ные и участковые избирательные комиссии, соответствую­
щие комиссии референдума вправе обратиться с заявлени­
ем в суд в связи с нарушением избирательного законо­
дательства, законодательства о референдуме органом
государственной власти, органом местного самоуправле-





230

Лекция 21. Публичные правоотношения

4. Защита избирательных прав



ния, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической пар­тией, ее региональным отделением, а также иным общест­венным объединением, инициативной группой по проведе­нию референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума. В данном случае избирательными комиссия­ми осуществляется защита неопределенного круга лиц — избирателей в зависимости от региона охвата конкретной избирательной комиссии;

3) отдельные федеральные законы могут определять особым образом круг лиц, наделенных правом на обраще­ние в суд. Например, согласно ст. 31 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной ко­миссии РФ вправе обратиться группа депутатов Государст­венной Думы или членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ численностью не менее одной трети от обще­го числа депутатов Государственной Думы или членов Со­вета Федерации соответственно.

Подсудность определяется по правилам ст. 24, 26 и 27 ГПК и другими федеральными законами. При этом в слу­чае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоя­тельств нарушение приобрело особое общественное1 значе­ние, Центральная избирательная комиссия РФ вправе об­ратиться в Верховный Суд РФ, который обязан рассмот­реть заявление по существу. В последнем случае родовая подсудность Верховному Суду РФ определяется на основе оценочных критериев (особое общественное значение де­ла), что должно быть обосновано в заявлении.

Сроки обращения в суд. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о наруше­нии избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на уча­стие в референдуме заявителя.

Заявление, касающееся решения избирательной комис­сии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в ре­гистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, об отмене регистра­ции кандидата (списка кандидатов), может быть подано в


течение 10 дней со дня принятия избирательной комисси­ей, комиссией референдума соответствующего решения.

Заявление избирательной комиссии, зарегистрировав­шей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, спи­ски которых зарегистрированы по тому же избирательно­му округу, об отмене регистрации кандидата (списка кан­дидатов) может быть подано в суд не позднее чем за во­семь дней до дня голосования.

После опубликования результатов выборов, референду­ма заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки и проведе­ния референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выбо­ров, референдума.

Рассмотрение заявления. По данной категории дел ус­тановлены сокращенные сроки их рассмотрения (ст. 260 ГПК), что вполне объяснимо жесткими сроками самого избирательного процесса, а также существенными эконо­мическими издержками в случае повторного проведения выборов. В частности, заявление о неправильности в спи­сках избирателей, участников референдума должно бытг рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — немедленно.

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кам пании или подготовки референдума, должно быть рас смотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но пе позднее дня, предшествующего дню голосования, а заяв­ление, поступившее в день голосования или в день, сле­дующий за днем голосования, — немедленно. В случае, ес­ли факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополни­тельной проверки, решение относительно заявления принимается не позднее чем через десять дней со дня по­дачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной ко­миссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандида­тов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистра-



Лекция 21. Публичные правоотношения


5. Пересмотр постановлений и решений




ции кандидата (списка кандидатов) принимается не позд­нее чем за пять дней до дня голосования.

Заявление относительно решения избирательной ко­миссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должно быть рассмот­рено в течение двух месяцев со дня его подачи.

Заявление рассматривается судом с участием заявите­ля, представителя соответствующих органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, обществен­ного объединения, избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о вре­мени и месте судебного заседания, не является препятст­вием к рассмотрению и разрешению дела.

Решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампа­нии, проведения референдума — не позднее чем через три дня со дня подачи заявления.

Решение по делу. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить тре­бование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

После вступления в законную силу решение суда на­правляется руководителю соответствующего органа госу­дарственной власти, органа местного самоуправления, об­щественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу для исполнения.

Суд вправе отказать в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (без­действие) является законным.

Установлены сокращенные сроки подачи кассацион­ных жалоб на решение суда по делу о защите избиратель­ных прав или права на участие в референдуме граж­дан РФ в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума. Такая жалоба может быть пода­на в течение пяти дней со дня принятия судом решения (ч. 3 ст. 261 ГПК).



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.