Особенности судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений

2017-12-21 353
Особенности судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантиру­ется судебная защита его прав и свобод. Решения и дейст­вия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Предпоч­тительность судебного порядка при оспаривании актов ор­ганов исполнительной и законодательной власти достаточ­но очевидна. Она проявляется в равенстве правового ста­туса гражданина и органа власти в гражданском процессе, наличии равных возможностей по доказыванию и защите своих прав и интересов, гласном характере судопроизвод­ства.

В современной России, несмотря на указание Консти­туции РФ, система административного судопроизводства не создана. Дела, возникающие из административных


(публичных) правоотношений, разрешают арбитражные суды и суды общей юрисдикции, а также Конституцион­ный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ. Согласно ст. 29 АПК арбитражные суды рассмат­ривают в порядке административного судопроизводства возникающие из публичных правоотношений экономиче­ские споры и иные дела, связанные с осуществлением ор­ганизациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, т. е. арбитражные суды од­новременно разрешают дела в порядке как гражданского, так и административного судопроизводства.

Согласно ст. 5 ГПК правосудие по гражданским де­лам, подведомственным судам общей юрисдикции, в том числе и из публичных правоотношений, осуществляется по правилам, установленным законодательством о граж­данском судопроизводстве, т. е. суды общей юрисдикции рассматривают все дела в порядке гражданского судопро­изводства.

Подведомственность дел из публично-правовых отно­шений. Каждый из органов судебной власти: Конституци­онный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные су­ды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ раз­решают отнесенные к их ведению дела в публично-правовой сфере.

Многие акты органов исполнительной власти могут ос­париваться не только в производстве из административно-правовых отношений, но и в исковом и в особом производ­стве. Так, согласно подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК гражданские пра­ва и обязанности возникают помимо других оснований из актов государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанно­стей. Поэтому целый ряд действий органов исполнитель­ной власти и местного самоуправления, которые являются юридическими фактами гражданского оборота, оспарива­ются в исковом производстве гражданского судопроизвод­ства (например, споры об отказе в приватизации жилого помещения, об отказе в выдаче ордера).

В особом производстве рассматриваются заявления о внесении исправлений или изменений в записи актов ор­ганов гражданского состояния (гл. 36 ГПК), о совершен­ных нотариальных действиях или об отказе в их соверше­нии (гл. 37 ГПК).



218


Лекция 21. Публичные правоотношения


1. Особенности судопроизводства




Согласно ст. 245 ГПК суд рассматривает дела, возни­кающие из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об
оспаривании нормативных правовых актов полностью или
в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено
федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий
(бездействия) органов государственной власти, органов ме­
стного самоуправления, должностных лиц, государствен­
ных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или
права на участие в референдуме граждан РФ;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотно­
шений и отнесенные федеральным законом к ведению су­
да. Таким образом, данный перечень не является закры­
тым и может расширяться.

Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных отношений, сводятся в ос­новном к следующему:

1) предметом судебной деятельности являются публич­
но-правовые отношения, которым в отличие от частнопра­
вовых отношений присущи императивный и властный ха­
рактер, участие государства в лице его различных органов
и должностных лиц. Суд разрешает спор не о граждан­
ском, а об административном, избирательном, налоговом
либо ином праве;

2) в качестве одного из участников данного производст­
ва в гражданском процессе выступает соответствующий
орган исполнительной власти либо местного самоуправле­
ния, должностные лица. Сторонами в данном производст­
ве выступают гражданин (либо в определенных случаях
организация), оспаривающий соответствующий акт, дей­
ствие (бездействие), и орган исполнительной власти либо
местного самоуправления, организация, должностное ли­
цо, чьи акты, действия (бездействие) являются предметом
судебной проверки;

3) по делам, возникающим из публичных отношений,
не используются такие институты искового производства,
как заключение мирового соглашения, передача на разре­
шение третейского суда, по ним не применяются правила
договорной подсудности, ввиду отсутствия иска не может
предъявляться встречный иск, а также совершаться такие
процессуальные действия, как признание иска, отказ от


иска. По делам из публичных правоотношений не приме­няются правила заочного производства;

4) дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, которые рассматриваются судом в коллеги­альном составе трех профессиональных судей (ч. 3 ст. 260 ГПК).

Обращение в суд. Согласно ст. 247 ГПК суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных право­отношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незакон­ными, какие права и свободы лица нарушены этими реше­ниями, действиями (бездействием). Обращение заинтере­сованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязатель­ным условием для подачи заявления в суд.

В случае, если при подаче заявления в суд будет уста­новлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясня­ет заявителю необходимость оформления искового заявле­ния с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК. В слу­чае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья отказывает в принятии заявления.

Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК применяет норму, регу­лирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заяви­телю и другим заинтересованным лицам их право разре­шить спор в порядке искового производства (п. 10 поста­новления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N° 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процес­суального кодекса Российской Федерации»).

Если действиями одного органа, должностного лица (должностных лиц) нарушены одновременно права как граждан, так и организации и требования по субъектному составу подведомственны одновременно суду общей юрис-

8 - 8422 Решетников



г


                       
   
 
   
   
 
       
         
 
 
 
 


Лекция 21. Публичные правоотношения

дикции, а в другой части — арбитражному суду, следует исходить из коллизионных правил ч. 4 ст. 22 ГПК.

Доказывание по делам из публичных правоотноше­ний. Бремя доказывания законности своих действий воз­лагается на соответствующий орган, который издал, при­нял правовой акт, отказал в совершении юридического действия. В соответстии со ст. 249 ГПК обязанности по до­казыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (без­действия) органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, при­нявший нормативный правовой акт, органы и лиц, кото­рые приняли оспариваемые решения или совершили оспа­риваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать дока­зательства по своей инициативе в целях правильного раз­решения дела. Должностные лица, не исполняющие тре­бований суда о представлении доказательств, подвергают­ся штрафу в размере до 10 МРОТ.

Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел, воз­никающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК).

Суд может признать обязательной явку в судебное засе­дание представителя органа государственной власти, орга­на местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу (ч. 4 ст. 246 ГПК).

При рассмотрении дел в рамках данного производства суд при вынесении решения может быть связан дискреци­онными полномочиями, которые принадлежат только со­ответствующему органу либо должностному лицу. Имеет особенности и законная сила судебного решения по делам из публичных правоотношений. Согласно ст. 250 ГПК по­сле вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, уча­ствующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям. Таким об­разом, законная сила судебного решения по данной кате­гории дел распространяется на всех лиц, если совпадают


2. Признание недействующими нормативных актов 221

предмет и основания их заявления. Поэтому судья отка­зывает в принятии заявления или прекращает производст­во по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Как видно, процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел, отнесенных к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, не так мно­го. Поэтому следует исходить из положения ч. 1 ст. 246 ГПК, согласно которой данные дела рассматриваются су­дами по общим правилам искового производства ГПК с особенностями, установленными гл. 23—26 ГПК и други­ми федеральными законами.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.