Березкина Е.П., Колмакова О.А. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Березкина Е.П., Колмакова О.А.

2017-12-21 198
Березкина Е.П., Колмакова О.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е.П. Березкина, О.А. Колмакова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009.- 48 с.

 

В данном пособии содержатся основные требования и рекомендации по написанию и защите курсовых работ студентов. В издании рассмотрены вопросы технического оформления курсовой работы, приведены требования к оформлению ее структурных частей (титульный лист, оглавление, список использованной литературы) и составных элементов текстовой части (рубрикация текста, оформление ссылок и т.д.).

Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 031001.65 «Филология» и направлению подготовки 031000.62 «Филология бакалавриат».

 

 

© Березкина Е.П., Колмакова О.А., 2009

© Бурятский госуниверситет, 2009

I. КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ВИД УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Курсовой проект – один из видов письменной работы, целью которой является создание в учебном процессе атмосферы заинтересованного, творческого, ответственного отношения к овладению знаниями. В вузовской практике письменных работ наиболее часто используются следующие: контрольная работа, конспект, реферат, доклад, курсовая и дипломная работы.

Контрольная работа - это письменная работа, которая нацелена на освоение учебного материала (в этом случае тематика совпадает с учебным планом) или направлена на углубление знаний (тогда темы могут выходить за рамки курса). Как правило, контрольная работа выполняется во временных рамках изучаемого курса, дисциплины, раздела, темы и служит элементом подведения итогов прохождения материала, его усвоения.

Реферат - это разновидность письменной работы, тематика которой выходит за рамки учебника. Цель реферативной работы - самостоятельное освещение студентом какого-либо вопроса (темы, проблемы), в том числе с привлечением не предусмотренных программой материалов, источников, исследований, анализов практики, т. е. с элементом научной работы. Существенно, что реферат - это не только изложение в письменном виде задуманной темы, но и публичное выступление с ним на практическом занятии, студенческой научной конференции.

Не следует уподоблять реферат конспекту: конспект - это краткое компилятивное изложение источника (книги, документа, доклада и т. д.), а реферат предполагает творческое осмысление автором темы. Реферат должен содержать собственные мысли, отношение к теме, выводы, проблемные вопросы, дополнительные примеры и т. д.

Доклад - это сообщение на определенную тему, подготовленное для публичного выступления (на семинаре, конференции, перед населением и т.д.). В отличие от реферата, доклад может не оформляться в письменном виде, а быть представленным в виде тезисов. Если доклад (тезисы) готовятся к опубликованию в печати, то его содержание и оформление мало отличается от реферата.

Курсовая работа - один из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы студента. Написание курсовых работ способствует более глубокому изуче­нию предмета и служит проверкой усвоенных знаний. Курсовой проект – это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры исследование по одной из частных научных проблем, выдвигаемое автором для публичной защиты.

Курсовая работа предполагает разработку конкретной темы с элементами научного анализа и отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Выполнение письменных курсовых работ предусмотрено учебным планом подготовки специалистов и является обязательным для всех студентов. В учебном плане указывается наименование дисциплины, по которой запланировано выполнение курсовой работы, семестр и вид отчетности (зачет, дифференцированный зачет).

Курсовые работы выполняются по окончании изучения дисциплин, определенных учебными планами, и наряду с экзаменами и зачетами являются одним из видов текущей аттестации.

Цель выполнения курсовой работы - овладение начальными навыками исследовательской деятельности.

Задачи:

· формирование у студента самостоятельного мышления, аналитических навыков;

· развитие самоорганизации студента: выработка умения планировать и осуществлять задуманную работу, воспитание в себе таких качеств, как усидчивость, терпение, аккуратность;

· формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;

· развитие навыков литературоведческого анализа художественного произведения;

· повышение культуры интеллектуального труда;

· совершенствование личной техники публичного выступления, преодоление психологического барьера «боязни аудитории», освоение основ культуры речи, риторики, полемики.

 

Специфика исследовательской работы по курсам. Курсовые работы пишутся на I, II, III и IV курсах. Они являются необходимыми этапами, предшествующими написанию и защите выпускной квалификационной работы на V курсе.

Курсовая работа на I-II курсах представляет собой учебный вариант научного сочинения, в котором важна и самостоятельность изложения, и соответствие определенной структуре, и соблюдение необходимых формальных требований. Работа носит пока реферативный характер. Ее цель – освоение студентами методики реферирования, обзора, сопоставления различных научных точек зрения по избранной теме. Объем курсовой не превышает 15-20-ти машинописных страниц. Начиная с первой курсовой работы, студент постепенно овладевает методикой и навыками научной работы, в частности, аккуратным составлением библиографии.

На последующих курсах обучения курсовые работы включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: самостоятельный сравнительно-сопоставительный, структурный анализ художественного текста, а также другие методы анализа, необходимые для решения поставленных в курсовой работе задач.

Курсовая работа студента III курса представляет собой самостоятельное изложение материала с элементами исследования или собственное исследование. Как правило, к третьему курсу студент овладевает навыками самостоятельной работы над источниками, умеет их систематизировать, анализировать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-З0 машинописных страниц.

На IV курсе к курсовой работе предъявляются высокие требования. Она должна быть методологичной, демонстрировать освоение значительного массива научной и критической литературы (25-30 наименований) и содержать аргументированные выводы. Объем работы должен составлять 30-40 машинописных страниц.

Итак, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным сочинением, включающим самостоятельную разработку избранной проблемы. Курсовая работа обладает всеми чертами научного произведения. В ней четко сформулированы проблема исследования, обоснована ее актуальность, изложена степень изученности вопроса. Исследование выполняется на основе теории и методологии современного литературоведения, содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейшего изучения проблемы, и носит целостный и завершенный характер.

Руководство и контроль за ходом написания курсовой работы осуществляет выпускающая кафедра. Для оказания помощи студенту кафедра выделяет научного руководителя.

Подводя итоги, сформулируем конкретные обязанности студента и функции его научного руководителя.

Студент должен:

· изучить научную и справочную литературу по теме исследования и уметь зафиксировать нужную информацию;

· свободно овладеть научным аппаратом по изучаемой проблеме;

· грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современном литературоведении;

· выполнить фрагмент собственно исследовательской работы по анализу художественного текста;

· сформулировать и обобщить полученные выводы.

Функции научного руководителя:

· оказание помощи в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания и разработке структуры;

· дача рекомендаций по списку необходимой научной, справочной и критической литературы и методике ее изучения;

· проведение консультаций по содержанию, стилю и оформлению работы;

· чтение подготовленной к защите работы, указание недостатков и неточностей;

· присутствие на защите курсовой работы.

II. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Общие требования к научной работе могут быть сформулированы следующим образом: новизна, актуальность, достоверность, конкретность поставленных задач, практическая и теоретическая значимость, вытекающая из современного состояния вопроса. Эти требования предъявляются к любой научной работе, но отличаются масштабностью.

 

К курсовой работе предъявляются следующие требования:

 

· актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию отечественной и зарубежной науки;

· высокий научный уровень, выражающийся, с одной стороны в строгости языка науки, оперировании терминами изучаемой учебной дисциплины, с другой – в оптимальном соотношении теоретического и практического материала;

· применение разнообразных методов: общелогических (анализа, синтеза, индукции и дедукции); общенаучных (системного анализа и моделирования); частнонаучных (сравнительно-сопоставительного, структурно-семантического, историко-функционального и др.);

· творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т. п.;

· грамотное оформление работы: четкость структуры, правильность библиографических ссылок и описания использованных источников и литературы.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.