Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО

2017-12-21 1707
Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управленческая деятельность руководителей, штабов и других органов управления, прежде всего, направлена на определение и последовательное достижение цели.

Главная цель управления силами РСЧС и ГО – обеспечить эффективное выполнение поставленных ими задач.

Частные цели управления определяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное приложение основных усилий оперативного состава органа управления. При этом основными направлениями целенаправленной деятельности органов управления являются:

– поддержание постоянной готовности сил РСЧС и ГО;

– подготовка спасательных операций;

– руководство силами РСЧС и ГО при выполнении поставленных им задач.

Сущность управления силами РСЧС и ГО заключается в целенаправленной деятельности руководителей, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной готовности сил РСЧС и ГО, по подготовке спасательных операций и руководству силами при выполнении ими поставленных задач.

Эти основные направления управленческой деятельности органов управления преобразуются в задачи управления.

Определение задач управления должно ответить на вопрос что необходимо сделать, чтобы достичь цели управления.

Для достижения одной из основных целей управления – поддержание постоянной готовности необходимо выполнить ряд задач управления таких как:

приведение в соответствие организационно-штатной структуры и технической оснащенности сил РСЧС и ГО формам их применения;

поддержание укомплектованности и обеспеченности сил РСЧС и ГО на требуемом уровне;

обеспечение требуемого уровня обученности личного состава и слаженности сил РСЧС и ГО и т.п.

Для достижения другой цели управления – подготовки сил РСЧС и ГО к спасательной операции органу управления необходимо своевременно осуществить выполнение мероприятий подготовки к конкретной операции.

Чтобы решить любую задачу управления необходимо осуществить ряд действий называемых функциями управления – относительно обособленных видов управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять необходимое управленческое воздействие.

Виды управленческих функций: основная, общие и специфические (конкретные).

Основная функция управления – определение цели управления.

Общие функции управления: анализ, принятие решения, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация и контроль. Ход реализации функций системой управления называют процессом управления.

Специфические (конкретные) функции управления – это функции, которые закреплены для исполнения за определенным органом управления или конкретным должностным лицом.

Управление как целенаправленная управленческая деятельность предполагает определение целей действий сил РСЧС и ГО и последовательное продвижение к их достижению посредством реализации функций управления, руководствуясь соответствующими принципами управления и обоснованно применяя различные методы управления.

Содержание управления включает всю совокупность функций информационной, распорядительной, организаторской и исполнительской деятельности органов управления по:

– непрерывному добыванию, сбору, обработке, изучению, обобщению, анализу, оценке и отображению данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи;

– принятию решений;

– доведению задач до подчиненных;

– планированию спасательной операции и других видов деятельности;

– организации и поддержанию взаимодействия;

– организации и проведению мероприятий по всем видам обеспечения;

– организации и поддержанию устойчивой работы системы управления;

– руководству подготовкой нижестоящих органов управления и сил РСЧС и ГО к действиям;

– организации и осуществлению контроля и оказанию помощи, нижестоящим штабам и силам РСЧС и ГО;

– непосредственному руководству действиями сил при выполнении ими задач;

– поддержанию высокого морально-психологического состояния сил РСЧС и ГО.

Осуществление этих функций направлено на решение задач управления ведущих к достижению определенных целей.

Непрерывное добывание, сбор, обработка, изучение, обобщение, анализ, оценка и отображение данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке спасательной операции сил РСЧС и ГО, в ходе ее ведения и после выполнения задачи – вид деятельности по переработке исходной информации, который является обеспечивающей функцией процесса управления.

Информационная функция является одной из наиболее сложных и трудных функций процесса управления.

Действия органов управления по ее выполнению состоят в том, чтобы постоянно, своевременно и в необходимом объеме обеспечить руководителей, штабы и другие органы управления достоверными сведениями и данными о состоянии, положении и характере источника ЧС и силах РСЧС и ГО, а также о районе действий, условиях местности, метеорологической, радиационной, химической, медико-биологической, инженерной обстановки в районе расположения сил РСЧС и ГО и на направлениях (в районах) предстоящих действий (спасательных работ).

Сбор данных об обстановке обеспечивается за счет организации контроля, а добывание сведений за счет организации разведки.

Обработка данных – процесс приведения данных к виду, пригодному для последующего использования при проведении анализа обстановки и принятия решения.

Данные могут быть:

по источникам ЧС (природные, техногенные и биолого-социальные);

по силам РСЧС и ГО – о численном составе, готовности, состоянии, укомплектованности личным составом, обеспечении техникой и другими материальными средствами; возможностях, положении и действиях, состоянии систем управления силами РСЧС и ГО, защищенности (живучести) сил и систем управления, готовности к предстоящим действиям и др.;

по району действий – о характеристике направлений; оперативном и инженерном оборудовании; обеспеченности в топогеодезическом отношении; наличии естественных препятствий; проходимости дорог; преодолении водных преград; радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, навигационно-гидрографической и метеорологической обстановке, прогнозе ее изменения при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи.

Оценка данных об обстановке – процесс выявления качественных и количественных характеристик состояния, положения и характера действий сил РСЧС и ГО и функционирования системы управления, установления их соответствия заданным критериям или требованиям. Либо результат анализа качественных и количественных характеристик какого-либо явления или процесса.

Анализ – управленческая деятельность познавательного характера. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей источника ЧС и сил РСЧС и ГО, в функционировании системы управления, для того, чтобы сделать обоснованные выводы:

– о возможных действиях в чрезвычайных ситуациях сил РСЧС и ГО при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи, к которым надо быть готовым;

– об абсолютном и количественно-качественном наличии сил и средств;

– об условиях и возможности выполнения поставленных задач;

– о мерах, которые необходимо принять немедленно и в последующем для успешного выполнения поставленных задач;

– о задачах по добыванию (сбору) дополнительной информации.

Исходя из проведенного анализа, сделанных на его основе выводов и прогноза развития обстановки, вырабатываются предложения по решению на предстоящие и последующие действия.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможном развитии оперативной обстановки. Прогнозирование обстановки основано на использовании методов моделирования, экстраполяции и экспертных оценок. Прогнозирование актуально для выявления ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений. Большинство прогнозов, используемых в управлении силами РСЧС и ГО, сопровождается оценкой степени их вероятности (вероятностное прогнозирование). По временному признаку прогнозы подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Временной горизонт прогноза зависит от характера задач.

В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений и предоставление их органам управления в удобной для использования форме.

Принятие решения – исходная функция процесса управления. Решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия, связанные с достижением определенной цели и преодолением стоящих или возникающих перед силами проблем.

Решения классифицируются по:

– субъектно-объектным отношениям;

– содержанию;

– форме;

– времени действия.

Принципиально модель принятия управленческого решения включает ряд этапов.

Первый – на основе анализа обстановки выявляется проблема.

Второй – выявляются причины возникновения проблемы, то есть обстоятельства порождающие ее. Они служат основой наблюдаемых следствий, которые вызывают необходимость принятия решений, устраняющих проблему.

Третий – анализ самой проблемы. Анализ проблемы и прогноз ее развития завершается определением цели управления и основных задач, направленных на преодоление проблемы при достижении цели.

Модель процесса принятия решения:

1) уяснение задачи (определение цели);

2) оценка обстановки;

3) выработка вариантов решения (замысла, задач, основ обеспечения и управления);

4) оценка эффективности каждого варианта решения;

5) принятие решения (выбор оптимального варианта).

Решение представляет собой волевой акт, подготовленный и выбранный на основе всестороннего анализа и оценки эффективности, имеющий директивное значение, содержащий постановку целей, задач и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность сил РСЧС и ГО, направленную на достижение указанных целей.

Требования предъявляемые к решению:

– обоснованность;

– реальная осуществимость;

– своевременность;

– четкость формулировок;

– экономичность;

– эффективность;

– согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления.

Планирование – приоритетная функция управления, заключающаяся в разработке различных вариантов реализации решения и обеспечения согласованных действий при их выполнении.

В широком смысле – планирование есть вид управленческой деятельности, заключающийся в детализации принятого решения, распределении сил и средств, определении последовательности, способов и времени решения задач, обеспечении сил РСЧС и ГО необходимыми ресурсами, согласовании мероприятий всех видов обеспечения и порядка их проведения, назначении конкретных исполнителей.

В узком смысле – планирование рассматривается как разработка комплекса документов определяющих конкретные действия по реализации принятого решения.

В результате планирования органу управления необходимо ответить на вопросы: Что необходимо сделать? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за что отвечает?

Под функцией организации управления понимается обеспечивающий вид управленческой деятельности органов управления, который включает процессы:

создания, развертывания и совершенствования системы управления, при необходимости внесения необходимых изменений в организационную структуру управления в соответствии с реальными условиями и факторами, а также решаемыми задачами;

упорядочения управленческой деятельности органов управления при решении ими задач управления.

Непосредственное управление действиями сил РСЧС и ГО при выполнении ими задач (регулирование) – функция управления, сущность которой заключается в осуществлении процесса разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев в действиях сил РСЧС и ГО в ходе выполнения возложенных на них задач, а в случае их возникновения – в их устранении.

Непосредственное управление действиями сил РСЧС и ГО при выполнении ими задач характеризуется многократным принятием оперативным составом органа управления решений, в реально складывающейся или сложившейся оперативной обстановке.

Оно осуществляется органами управления на основе непрерывного (постоянного) слежения (контроля) за действиями сил РСЧС и ГО в соответствии с планом и оказания на них целенаправленного воздействия для обеспечения выполнения разработанных и утвержденных планов.

Контроль – функция управления, устанавливающая степень соответствия фактического состояния, положения и характера действий сил РСЧС и ГО принятым решениям и разработанным планам, выявляющая отклонения от заданных параметров. На основе контроля осуществляется обобщение и анализ результатов, вскрываются причины отклонений. По его итогам принимаются меры оперативного воздействия, корректируются и уточняются задачи силам РСЧС и ГО, принимаются меры способствующие достижению поставленных целей.

Контроль в управлении силами РСЧС и ГО имеет три аспекта:

во-первых, систематическая деятельность руководителей, штабов и других органов управления, реализующих одну из основных функций управления;

во-вторых, завершающая стадия цикла управления, сердцевиной которой является механизм обратных связей;

в-третьих, неотъемлемая часть процесса принятия и реализации решений.

На системе контроля, охватывающего все стороны повседневной деятельности сил РСЧС и ГО, основывается непосредственное (оперативное) управление.

Главные инструменты контроля – наблюдение, проверка деятельности, учет и анализ. Контроль должен быть своевременным, что позволяет устранять нарушения и отклонения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе окажется бесполезным.

Поскольку контроль – не самоцель, а условие достижения цели, он должен служить средством повышения эффективности управления, а следовательно, быть экономичным (польза не должна превышать затраты) и соответствовать характеру контролируемого процесса.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

Задача предварительного контроля состоит в проверке готовности системы управления к работе.

Система управления проверяется на соответствие принятому руководителем решению и готовность к спланированным действиям. Предварительный контроль призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи.

Объектом контроля являются процессы деятельности сил РСЧС и ГО.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.