Определите грамматические значения каждой словоформы и способы их выражения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Определите грамматические значения каждой словоформы и способы их выражения.

2017-12-12 275
Определите грамматические значения каждой словоформы и способы их выражения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Находился в метро, спрятаться за дерево, бледный от волнения, самый сильный, буду рассказывать, приходи ко мне, лежащий на поверхности, красивое бра, добавить к кофе, много листьев, достижения в области лингвистики, сказал бы правду, разрезал постоянно, люблю тебя, пусть читает, видеть братьев, русские крестьяне, более современный.

Образец выполнения: Словоформа - Грамматические значения и способы их выражения - Находился - прош. вр. (л), ед. ч., муж. род, ед ч.

Выделите словоформы с формообразующими суффиксами; отметьте нулевые формообразующие суффиксы.

Читая книгу, выполнивший задание, синеватая мгла, принес тетрадь, выброшенные вещи, приготовь обед, подарить брату, пообедал в столовой, забинтовать руку, печь пироги, зелененькая травка, талантливейший ученик, бежал быстрее, выйди из комнаты, огромный домище.

Сгруппируйте пары словоформ по особенности способа выражения грамматического значения.

Ноги - ноги, бык - корова, длинный - более длинный, ребенок - дети, я - меня, рассыпать - рассыпать, сдуть - сдувать, выступить - выступать, брать - взять, хороший - лучше, страны - cтpaны, говорить - буду говорить, друг - друзья, инопланетянин - инопланетяне, резкий- самый резкий, крепкий - крепчайший, крикнуть - крикни.

Распределите словоформы данных предложений по частям речи, сделайте вывод о характерных признаках знаменательных, служебных частей речи, модальных слов и междометий.

1. Подвиг Юрия Гагарина олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней, подвиг этот, как принято говорить, вписан в историю золотыми буквами, но мне думается, что даже этот благородный металл не в полной мере отражает его влияние (Г.Т.). 2. Кто способен чувствовать изящное и наслаждаться им, кому доступны все человеческие чувства, тот еще не художник, ибо можно сильно, живо и пламенно чувствовать, а вместе с тем не уметь выражать своих чувств (Бел.). З. - Эх, думаю, не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания принял. Прости меня теперь, ради Христа! (Л.). 4. Сейчас, почти через сорок лет, весь тот путь, что мы прошли тогда втроем, конечно, изменился, и никто из нас его, должно быть, сразу и не узнает. Возможно, что от прошлого сохранились только очертания гор, но даже и в этом я не совсем уверен (Пауст.).

Имя существительное

Лексико-грамматические разряды существительных

Задание № 1. Укажите существительные, определите, что они обозначают: 1) конкретный предмет; 2) живое существо; 3) абстрактное понятие; 4) действие или состояние; 5) совокупность лиц или предметов; 5) признак; 6) вещество.

1) На берёзах только что обозначилась молодая зелень, и леса оказались такими большими, такими девственными. Наш поезд в этих лесах не казался чудовищем – напротив, поезд мне казался очень большим удобством (Пришв.). 2) От прилёта зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны, тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей неодетой берёзы. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими цветами земля, потрескаются смолистые почки на тополях, раскроются ароматные клейкие зелёные листики, и тут прилетает кукушка. А нам, охотникам, с прилётом кукушки весна кончается (Пришв.). 3) В северном народе, я знал, существует легенда о том, что иногда люди необычайной власти принимают на себя образ простых странников и так узнают жизнь народа. Я знал это поверье, распространённое по всему Северу, и понял, что теперь конец моим этнографическим занятиям (Пришв.). 4) На островке, обильно поросшем разнотравьем, лежал рыхлый туман, бесчувственный к дождю (Кож.). 5) Но в сердце людей иных Таится пламень безотрадный (П.). 6) Прошу, приди и оживи В моей груди огонь любви (Лерм.).

Задание № 2. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся существительные в данных предложениях. Выпишите их в именительном падеже и распределите на группы: 1) конкретные; 2) абстрактные; 3) вещественные; 4) собирательные; 5) единичные. Отметьте синкретичные явления.

1) Теперь, как мрачный этот гений, / Я близ тебя уже воскрес / Для непорочных наслаждений, / И для надежд, и для небес (Лерм.). 2) Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения... Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места (Лерм.). 3) Твой стих, как божий дух, носился над толпой, / И отзыв мыслей благородных / Звучал, как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных (Лерм.). 4) Я замечаю даже блеск хвоинок на тропе в луче заходящего солнца и всё иду, любуясь, иду без конца по лесной тропе, и лес мне становится таким же, как море, а полянка в лесу – как остров (Пришв.). 5) Душа этого человека тянулась к земле, свободной от унылого буханья машинных прессов и мелкой железной пыли, отравлявшей растительность (А. Г.). 6) Часто я спрашиваю себя, когда думаю о своих занятиях литературой: когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? Очевидно, писательство возникает в человеке гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги... Возникает ещё в юности, а может быть, и в детстве (Пауст.). 7) Сквозь прелые листья и соломины пробивается зелень, лист жил, трава жила, и теперь, прожив хорошо, как удобрение переходят в новую зелёную жизнь (Пришв.). 8) Пока не распустились ещё листья и надутые почки – как бусинки, на фоне неба видна вся тончайшая сеть веточек этих двух сплетённых берёз (Пришв.). 9) Сыплет дождик большие горошины, / Рвётся ветер, и даль нечиста, / Закрывается тополь взъерошенный / Серебристой изнанкой листа (Заб.). 10) А я всю ночь веду переговоры с неукротимой совестью своей (Ахм.).

Задание № 3. Найдите вещественные имена существительные; распределите их на лексико-семантические группы: 1) продукты питания; 2) природные вещества; 3) лекарства; 4) растения, ягоды, плоды; 5) виды сырья, материалов. Если возможно, образуйте форму множественного числа, укажите семантические изменения по сравнению со значением форм единственного числа.

1) Утренний запах воды наполнял всё пространство вокруг дома. Мне казалось, что в этом запахе соединялось дыхание листьев, древесной коры, горного снега, ручьев, падающих с высоты вдоль отвесных скал, мяты и вина (Пауст.). 2) Красный песок берега, обрезанный к материку тенистой чертой леса, сиял гладкой, лучистой плоскостью, исчезавшей в крутом повороте мыса (А. Г.). 3) Светлый, нагретый воздух пел над белыми столиками о счастье сидеть здесь просветленными, как дети, и мудрыми (А. Г.). 4) Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы (Пауст.). 5) Пахло грибной сыростью и почему-то дымом (Пр.). 6) Не обращая внимания на звонивший телефон, они быстро прикончили сыр с хлебом, и Петя вновь направился на поиски еды (Пр.). 7) По улицам плетётся нужный народ; иногда переходят её русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью (Г.). 8) Иван Яковлевич для приличия надел сверх рубашки фрак и, сделавши значительную мину, принялся резать хлеб (Г.). 9) На раскалённом и точно подёрнутом серебристой пылью небе не показывалось ни одного облачка (Купр.). 10) Ещё издали слышен частый звон молотов, бьющих по железу (Купр.). 11) Захватили с собой фотографические аппараты, рассчитывая делать при свете магния моментальные снимки (Купр.). 12) Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван (Ч.). 13) Пахло резедой, табаком и гелиотропом, которые ещё не успели отцвести на клумбах (Ч.). 14) Володя, поищите, голубчик, в шкапе морфин! (Ч.). 15) Квашин, от которого пахло мадерой и ликером и который еле дышал от сытости, жаловался на голод, насильно жевал и всё говорил про конкурс Шипунова и Иванчикова (Ч.). 16) В окна глядела луна, на улице грустно пиликала гармоника, сено издавало приторный, слегка возбуждающий запах (Ч.).

Задание № 4. Определите принадлежность выделенных существительных к лексико-грамматическому разряду.

1) Если западал слишком вольный луч солнца и играл на хрустале, на зеркале, на серебре, Анна Васильевна находила, что глазам больно, молча указывала человеку пальцем на портьеру, и тяжёлая, нeгнущаяся шёлковая завеса мерно падала с петли и закрывала свет (Гонч.). 2) В лугах зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком (Пришв.). 3) Все травы цветут, и даже подорожники – какая трава подорожник, а тоже весь в белых бусинках (Пришв.). 4) В лавке были сукна и материи, в другой комнате – сыр и леденцы, и пряности, и даже бронза (Гонч.). 5) Лишайники на старых деревянных скамейках напоминали вскипевшую и тут же застывшую бронзу (Пауст.). 6) Цветок, похожий на большую чашку из золотистого прозрачного фарфора, раскрылся до конца со страшным шумом, будто легко вздохнул (Пауст.). 7) В коридоре за дверью стоял Толя. – А я уже давно жду, – сказал он таинственно, – пока вы выйдете. Мама бычков уже жарит. С черносливом (Пауст.). 8) Заросли вереска и брусники подходили к самой воде (Пауст.). 9) Духовной жаждою томим, В пустыне знойной я влачился (П.). 10) Даже в те эпохи, когда в язык проникает наибольшее число новых оборотов и терминов, а старые исчезают десятками, он в главной своей сути остаётся всё тем же, сохраняя в своей неприкосновенности золотой фонд и своего словаря, и своих грамматических норм, выработанных в былые века (К.Ч.). 11) Между тем собрание с интересом ожидало решительной минуты, когда явится Иван Никифорович и исполнится наконец всеобщее желание, чтобы сии достойные люди примирились между собою... (Г.).

Задание № 5. Охарактеризуйте существительные с позиции одушевлённости – неодушевлённости.

1. Коллектив, стая, микроб, покойник, валет, матрёшка, счётчик, истребитель, вирус, табу, народ, колибри, куча, отряд, язык, какаду, толпа, туз, дворник, спyтник, бес, чёрт, полотёр, москвич.

2. 1) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его (Чайковского), в чём тайна его гения... Чайковский вспыхнул, покраснел: он никак не мог принять по отношению к себе это высокое слово – и резко ответил: «В чём тайна? В работе. Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги» (Пауст.). 2) Мы пошли к Сильвио и нашли его во дворе, сажающего пулю на пулю в туза, приклеенного к воротам (П.). 3) Дубровский между тем лежал в постеле; уездный лекарь, по счастию не совершенный невежда, успел пустить ему кровь, приставить пиявки и ишпанские мухи (П.). 4) Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю мою речь, тешусь звоном и созвучием слов (Т.).5) По впечатлениям очевидцев, огромное (более двух метров) существо имело явно выраженный шерстяной покров..., близко посаженные глаза, коричневое гладкое лицо, обрамлённое шерстью. Годом ранее этих существ наблюдали в посадках совхоза «Хлебородный» Аннинского района. Об этом мне рассказал Женя Гормонов, чья сестра видела этих странных созданий (газ.).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.