Практика по разделу «Морфология. Именные части речи». — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Практика по разделу «Морфология. Именные части речи».

2017-12-12 254
Практика по разделу «Морфология. Именные части речи». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика по разделу «Морфология. Именные части речи».

Определите грамматические значения каждой словоформы и способы их выражения.

Находился в метро, спрятаться за дерево, бледный от волнения, самый сильный, буду рассказывать, приходи ко мне, лежащий на поверхности, красивое бра, добавить к кофе, много листьев, достижения в области лингвистики, сказал бы правду, разрезал постоянно, люблю тебя, пусть читает, видеть братьев, русские крестьяне, более современный.

Образец выполнения: Словоформа - Грамматические значения и способы их выражения - Находился - прош. вр. (л), ед. ч., муж. род, ед ч.

Выделите словоформы с формообразующими суффиксами; отметьте нулевые формообразующие суффиксы.

Читая книгу, выполнивший задание, синеватая мгла, принес тетрадь, выброшенные вещи, приготовь обед, подарить брату, пообедал в столовой, забинтовать руку, печь пироги, зелененькая травка, талантливейший ученик, бежал быстрее, выйди из комнаты, огромный домище.

Сгруппируйте пары словоформ по особенности способа выражения грамматического значения.

Ноги - ноги, бык - корова, длинный - более длинный, ребенок - дети, я - меня, рассыпать - рассыпать, сдуть - сдувать, выступить - выступать, брать - взять, хороший - лучше, страны - cтpaны, говорить - буду говорить, друг - друзья, инопланетянин - инопланетяне, резкий- самый резкий, крепкий - крепчайший, крикнуть - крикни.

Распределите словоформы данных предложений по частям речи, сделайте вывод о характерных признаках знаменательных, служебных частей речи, модальных слов и междометий.

1. Подвиг Юрия Гагарина олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней, подвиг этот, как принято говорить, вписан в историю золотыми буквами, но мне думается, что даже этот благородный металл не в полной мере отражает его влияние (Г.Т.). 2. Кто способен чувствовать изящное и наслаждаться им, кому доступны все человеческие чувства, тот еще не художник, ибо можно сильно, живо и пламенно чувствовать, а вместе с тем не уметь выражать своих чувств (Бел.). З. - Эх, думаю, не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания принял. Прости меня теперь, ради Христа! (Л.). 4. Сейчас, почти через сорок лет, весь тот путь, что мы прошли тогда втроем, конечно, изменился, и никто из нас его, должно быть, сразу и не узнает. Возможно, что от прошлого сохранились только очертания гор, но даже и в этом я не совсем уверен (Пауст.).

Имя существительное

Лексико-грамматические разряды существительных

Задание № 1. Укажите существительные, определите, что они обозначают: 1) конкретный предмет; 2) живое существо; 3) абстрактное понятие; 4) действие или состояние; 5) совокупность лиц или предметов; 5) признак; 6) вещество.

1) На берёзах только что обозначилась молодая зелень, и леса оказались такими большими, такими девственными. Наш поезд в этих лесах не казался чудовищем – напротив, поезд мне казался очень большим удобством (Пришв.). 2) От прилёта зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны, тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей неодетой берёзы. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими цветами земля, потрескаются смолистые почки на тополях, раскроются ароматные клейкие зелёные листики, и тут прилетает кукушка. А нам, охотникам, с прилётом кукушки весна кончается (Пришв.). 3) В северном народе, я знал, существует легенда о том, что иногда люди необычайной власти принимают на себя образ простых странников и так узнают жизнь народа. Я знал это поверье, распространённое по всему Северу, и понял, что теперь конец моим этнографическим занятиям (Пришв.). 4) На островке, обильно поросшем разнотравьем, лежал рыхлый туман, бесчувственный к дождю (Кож.). 5) Но в сердце людей иных Таится пламень безотрадный (П.). 6) Прошу, приди и оживи В моей груди огонь любви (Лерм.).

Задание № 2. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся существительные в данных предложениях. Выпишите их в именительном падеже и распределите на группы: 1) конкретные; 2) абстрактные; 3) вещественные; 4) собирательные; 5) единичные. Отметьте синкретичные явления.

1) Теперь, как мрачный этот гений, / Я близ тебя уже воскрес / Для непорочных наслаждений, / И для надежд, и для небес (Лерм.). 2) Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения... Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места (Лерм.). 3) Твой стих, как божий дух, носился над толпой, / И отзыв мыслей благородных / Звучал, как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных (Лерм.). 4) Я замечаю даже блеск хвоинок на тропе в луче заходящего солнца и всё иду, любуясь, иду без конца по лесной тропе, и лес мне становится таким же, как море, а полянка в лесу – как остров (Пришв.). 5) Душа этого человека тянулась к земле, свободной от унылого буханья машинных прессов и мелкой железной пыли, отравлявшей растительность (А. Г.). 6) Часто я спрашиваю себя, когда думаю о своих занятиях литературой: когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? Очевидно, писательство возникает в человеке гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги... Возникает ещё в юности, а может быть, и в детстве (Пауст.). 7) Сквозь прелые листья и соломины пробивается зелень, лист жил, трава жила, и теперь, прожив хорошо, как удобрение переходят в новую зелёную жизнь (Пришв.). 8) Пока не распустились ещё листья и надутые почки – как бусинки, на фоне неба видна вся тончайшая сеть веточек этих двух сплетённых берёз (Пришв.). 9) Сыплет дождик большие горошины, / Рвётся ветер, и даль нечиста, / Закрывается тополь взъерошенный / Серебристой изнанкой листа (Заб.). 10) А я всю ночь веду переговоры с неукротимой совестью своей (Ахм.).

Задание № 3. Найдите вещественные имена существительные; распределите их на лексико-семантические группы: 1) продукты питания; 2) природные вещества; 3) лекарства; 4) растения, ягоды, плоды; 5) виды сырья, материалов. Если возможно, образуйте форму множественного числа, укажите семантические изменения по сравнению со значением форм единственного числа.

1) Утренний запах воды наполнял всё пространство вокруг дома. Мне казалось, что в этом запахе соединялось дыхание листьев, древесной коры, горного снега, ручьев, падающих с высоты вдоль отвесных скал, мяты и вина (Пауст.). 2) Красный песок берега, обрезанный к материку тенистой чертой леса, сиял гладкой, лучистой плоскостью, исчезавшей в крутом повороте мыса (А. Г.). 3) Светлый, нагретый воздух пел над белыми столиками о счастье сидеть здесь просветленными, как дети, и мудрыми (А. Г.). 4) Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы (Пауст.). 5) Пахло грибной сыростью и почему-то дымом (Пр.). 6) Не обращая внимания на звонивший телефон, они быстро прикончили сыр с хлебом, и Петя вновь направился на поиски еды (Пр.). 7) По улицам плетётся нужный народ; иногда переходят её русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью (Г.). 8) Иван Яковлевич для приличия надел сверх рубашки фрак и, сделавши значительную мину, принялся резать хлеб (Г.). 9) На раскалённом и точно подёрнутом серебристой пылью небе не показывалось ни одного облачка (Купр.). 10) Ещё издали слышен частый звон молотов, бьющих по железу (Купр.). 11) Захватили с собой фотографические аппараты, рассчитывая делать при свете магния моментальные снимки (Купр.). 12) Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван (Ч.). 13) Пахло резедой, табаком и гелиотропом, которые ещё не успели отцвести на клумбах (Ч.). 14) Володя, поищите, голубчик, в шкапе морфин! (Ч.). 15) Квашин, от которого пахло мадерой и ликером и который еле дышал от сытости, жаловался на голод, насильно жевал и всё говорил про конкурс Шипунова и Иванчикова (Ч.). 16) В окна глядела луна, на улице грустно пиликала гармоника, сено издавало приторный, слегка возбуждающий запах (Ч.).

Задание № 4. Определите принадлежность выделенных существительных к лексико-грамматическому разряду.

1) Если западал слишком вольный луч солнца и играл на хрустале, на зеркале, на серебре, Анна Васильевна находила, что глазам больно, молча указывала человеку пальцем на портьеру, и тяжёлая, нeгнущаяся шёлковая завеса мерно падала с петли и закрывала свет (Гонч.). 2) В лугах зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком (Пришв.). 3) Все травы цветут, и даже подорожники – какая трава подорожник, а тоже весь в белых бусинках (Пришв.). 4) В лавке были сукна и материи, в другой комнате – сыр и леденцы, и пряности, и даже бронза (Гонч.). 5) Лишайники на старых деревянных скамейках напоминали вскипевшую и тут же застывшую бронзу (Пауст.). 6) Цветок, похожий на большую чашку из золотистого прозрачного фарфора, раскрылся до конца со страшным шумом, будто легко вздохнул (Пауст.). 7) В коридоре за дверью стоял Толя. – А я уже давно жду, – сказал он таинственно, – пока вы выйдете. Мама бычков уже жарит. С черносливом (Пауст.). 8) Заросли вереска и брусники подходили к самой воде (Пауст.). 9) Духовной жаждою томим, В пустыне знойной я влачился (П.). 10) Даже в те эпохи, когда в язык проникает наибольшее число новых оборотов и терминов, а старые исчезают десятками, он в главной своей сути остаётся всё тем же, сохраняя в своей неприкосновенности золотой фонд и своего словаря, и своих грамматических норм, выработанных в былые века (К.Ч.). 11) Между тем собрание с интересом ожидало решительной минуты, когда явится Иван Никифорович и исполнится наконец всеобщее желание, чтобы сии достойные люди примирились между собою... (Г.).

Задание № 5. Охарактеризуйте существительные с позиции одушевлённости – неодушевлённости.

1. Коллектив, стая, микроб, покойник, валет, матрёшка, счётчик, истребитель, вирус, табу, народ, колибри, куча, отряд, язык, какаду, толпа, туз, дворник, спyтник, бес, чёрт, полотёр, москвич.

2. 1) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его (Чайковского), в чём тайна его гения... Чайковский вспыхнул, покраснел: он никак не мог принять по отношению к себе это высокое слово – и резко ответил: «В чём тайна? В работе. Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги» (Пауст.). 2) Мы пошли к Сильвио и нашли его во дворе, сажающего пулю на пулю в туза, приклеенного к воротам (П.). 3) Дубровский между тем лежал в постеле; уездный лекарь, по счастию не совершенный невежда, успел пустить ему кровь, приставить пиявки и ишпанские мухи (П.). 4) Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю мою речь, тешусь звоном и созвучием слов (Т.).5) По впечатлениям очевидцев, огромное (более двух метров) существо имело явно выраженный шерстяной покров..., близко посаженные глаза, коричневое гладкое лицо, обрамлённое шерстью. Годом ранее этих существ наблюдали в посадках совхоза «Хлебородный» Аннинского района. Об этом мне рассказал Женя Гормонов, чья сестра видела этих странных созданий (газ.).

Задание № 1. Определите род данных существительных, укажите средства выражения значения рода.

Капля, воспитание, дуб, тополь, осень, дедушка, домище, свойство, Астрахань, филфак, путь, тихоня, Витя, герой, овощ, станция, секретарь, геолог, зайчишка, головушка, сапожище, читатель, пейзаж, Саша, табло, Батуми, бенгали, мужчина, вуз, Москва, метро, грабли, домина, сталь, картофель, шампунь, тюль, восторг, зануда, токарь.

Задание № 2. Распределите выделенные существительные на семантические группы, в которых род указывает: 1) на мужской пол; 2) на женский пол; 3) может указывать и на мужской, и на женский пол; 4) не указывает на пол (категория рода формальна). Какие из лексем в форме множественного числа могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола?

Учительница, учитель, бык, овца, дядя, окунь, пиявка, любовь, соловей, кот, сторож, старик, дельфин, бабочка, злюка, сирота, акула, кит, гусь, курица, студент, скумбрия, животное, табель, тюль, картофель, шампунь, комар, лошадь, зануда, работяга, змея, врач, староста, свинья, кондуктор, ветрище, громила, медведь, стрекоза, холодина, горничная, супруг, шляпа.

Задание № 3. Определите родовую принадлежность выделенных существительных. Какие из них относятся к числу разнородовых, то есть в разных значениях имеют разную родовую характеристику?

1) Барыни пожилые старались сочетать новый образ одежды с мнимою стариною: робронды и мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку (П.). 2) Крепко спит – не слышит хмельный старина, что во сне лепечет под ухом жена (Мей). 3) В подвале бойцы устроили курилку и по очереди курили (Сим.). 4) Чернеет в траве старое пастушье кострище (С.-М.). 5) [Кешка] знал, что Ваня никак не тупица, а только лодырь и притворяется дурачком, чтоб его оставили в покое (В.К.) 6) Приятно будет видеть, как этакий бравый, усатый молодчина, сидя под окном, в час заката наигрывает чувствительно на грустном инструменте (М. Г.). 7) Артист обязан волновать. Слышали, как ревела публика? Нет? Раз мы этого достигли, значит, мы победили. И ты, Егор, молодчина! (Фед.). 8) – Так это она? Вот уж не мог предполагать... Смотри ты, какая молодчина стала! (Фед.). 9) – И куда снаряд дели? – Никуда, обложили хворостом, зажгли кострище, ждали-ждали, надоело. А он как ахнет, даже в деревне ветром дунуло (Кож.). 10) Анисья, никого не спрашивая, ушла на станцию и часа через три вернулась с двумя мешками, – едва донесла: хлебушко и арбузы (А. Н. Т.). 11) Алексей Иванович поставит на своём пепелище хороший дом, огородит его от людей крепким забором (А. Н. Т.). 12) Федорко записал меня в цеховой табель, выдал рабочий номерок, временный пропуск (В. Беляев). 13) Штеффи Граф покидала большой спорт с триумфом в душе и со слезами на глазах, побив все рекорды в женском теннисе, выиграв 22 турнира «Большого шлема», дольше всех занимая верхнюю строчку в мировой табели о рангах среди «королев корта» (газ.).

Задание № 4. Укажите, какое родовое значение имеют выделенные лексемы общего рода в текстах. Каково средство выражения значения рода в таких случаях? В каких предложениях значение конкретного рода не выражено?

1) [Дедушка] довольно сурово сказал мне: «Я слышу, что ты всё хнычешь, ты плакса» (Акс.). 2) Тётенька Арина Павловна слывёт в своей семье простофилей. Действительно, она очень недалека (С.-Щ.). 3) В зале встретила их Марья Кирилловна, и старый волокита был поражён её красотой (П.). 4) Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно, – начал Алёхин, – с тех пор, как кончил в университете. По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный человек... (Ч.). 5) Обласкав бедную сироту, государыня её [Машу] опустила (П.). 6) – Больше всего я люблю пирожные, – сказала Пава Романовна, пережёвывая вязкую конфету. – Это некрасиво – быть сладкоежкой, правда? (Копт.). 7) Он [Райский] чувствовал и понимал, что он не лежебока и не лентяй, а что-то другое, но чувствовал и понимал он один, и больше никто, – но не понимал, что же он такое именно, и некому было растолковать ему это, и разъяснить, нужно ли ему учить математику или что-нибудь другое (Гонч.). 8) Васюков укладывает скрипку, кто-нибудь дёргает его за ухо. Райский с яростью бросается бить забияку, а потом долго ходит задумчивый (Гонч.). 9) – Ребятишки, приёмные братишки мои, конечно, горькой судьбы, сироты войны, из эвакуированных (Кож.). 10) – Попрошайка! – упрекнула её (Марфеньку) Татьяна Марковна, – иди спать – поздно! (Гонч.). 11) – Я, голубушка, не хвастун, а гипнотизёр-самоучка (Ю. Г.). 12) Жена ему попалась недотёпа, ни к чему не способная: ни к работе, ни к дому (Ник.).

Задание № 5. Определите род аббревиатур в газетных текстах. Во всех ли случаях согласование по роду глаголов или прилагательных, сочетающихся с аббревиатурами, является правильным?

1) Последние три года завод практически никого не брал на работу, за исключением выпускников «своего» ПТУ. 2) Британская «Файнэншл таймс» сообщает, что было отозвано приглашение на форум главе «Русского алюминия» из-за иска к этой компании со стороны трёх иностранных фирм. 3) В 1999 году федеральная резервная система США (ФРС – аналог нашего центрального банка) обеспокоилась слишком высокими темпами экономического роста. 4) Сейчас Самарский НИИ сельского хозяйства уже выполняет многие заявки на элитные семена гороха. 5) Презентацию «Живой природы» ОРТ устроило в Московском зоопарке, где одновременно была проведена акция, подтверждающая традиции возрождающегося отечественного меценатства. 6) СМИ, принадлежащие власти, относятся к государству, негосударственные СМИ – к гражданскому обществу. 7) Об отсутствии такой школы свидетельствуют также оперативные данные Службы безопасности Украины. В то же время СБУ установила, что названный человек в Украине не проживал и не проживает. 8) Ненормально также и то, что наш ЦСКА, который является штатным клубом Министерства обороны, не имеет ни своего ледового дворца, ни базы. 9) ООН обеспокоена историей с применением НАТО боеприпасов с обеднённым ураном в Югославии в 1999 году и изучает данные по этому вопросу. 10) ЕС объявило о введении в обращение единой европейской валюты – евро. 11) Генеральный директор ОАО «Нижновэнерго» заявил, что он мог либо отключить рубильник МУП «Теплоэнерго», а значит, и тепло в домах, либо обесточить линию, питающую уличное освещение. 12) Предприятия российского ВПК ждут государственного заказа. 13) США потребовали от КНР незамедлительного возвращения самолета.

Задание № 1. Определите средства выражения значения числа у данных словоформ.

Рассказ, крылья, ноги, красота, читатель, крестьяне, знамена, сыновья, пюре, небеса, алоэ, табу, инженеры, земли, братья, цветы, дети.

Задание № 2. Распределите словоформы единственного числа на семантические группы: 1) обозначают один предмет; 2) обозначают множество предметов; 3) значения числа нет («пустые» формы, категория числа формальна).

Профессура, бензин, пламя, листок, санаторий, пролетариат, столб, библиотека, народ, бурьян, грусть, тропа, осинник, посуда, свеча, стая, основатель, мальчишество, малыш, клиентура, щипцы, табло, тряпьё, куча, консервы, преподаватель, нефть, горошина.

Задание № 3. Распределите существительные Singularia tantum и Pluralia tаntum в соответствии с отнесенностью их к лексико-грамматическим разрядам.

1) Наследство, начальство, аппаратура, сено, барщина, трепет, человеколюбие, согласие, жар, правда, персонал, золото, солярка, соя, стаж, стеарин, страда, толь, тюль, бром, свойство, кобальт;

2) дрожжи, обои, дрязги, сумерки, смотрины, шпроты, соленья, бахилы, бегунки, именины, похороны, финансы, сливки, джинсы, кроссовки.

Задание № 4. Чем объяснить употребление выделенных существительных во множественном числе: 1) абстрактное понятие конкретизируется; 2) обозначаются сорта, разновидности вещества; 3) речь идёт о большом количестве вещества; 4) существительные выражают значение длительности, протяжённости.

1) В грудь его лился густой, щедрый поток запахов зелени, ещё вздрагивающий от недавней истомы (А. Г.). 2) – Ну не везет же нам с погодами, – сказал краснофлотец Ряблов. – Покуда вы болели, товарищ подполковник, погоды были! А поправились, опять море играет (Ю. Г.). 3) Что-то неуловимо менялось вокруг: чистые снега отсвечивали нежнейшей голубизной, словно само небо отражалось теперь в снегаx (Пр.). 4) Внезапно наступившая оттепель в Заполярье вызывала обильные мокрые снегопады. Крупные, махровые, липучие снежные хлопья низвергались в безветрии отвесно, словно гигантские неиссякаемые потоки рыхлой белой пены. Затем наступили дожди, перемешанные с крупным градом (Кож.). 5) Нет надобности объяснять даже школьникам, что ветры не могут дуть одновременно на пространстве всего земного шара (Пауст.). 6) Я думаю, что только человек способен создавать наряду с духовными ценностями совершенно безликие механизмы, а в природе именно всё лично, вплоть до самых законов природы: даже и эти законы изменяются в живой природе (Пришв.). 7) Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она окончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы (Ч.). 8) Воротов оделся и тоже поехал в театр. Он поехал, как казалось ему, только затем, чтобы отдохнуть, развлечься, а об Алисе у него не было и мыслей (Ч.). 9) – Разрешите идти, товарищ комбриг, – сказал [Синцов] вместо ответа, чувствуя не в руках и не в ногах, а где-то глубоко внутри себя тупую усталость от всех, вместе взятых, одна за другой пережитых за день опасностей (Сим.). 10) Трагическое по масштабам октябрьское окружение и отступление на Западном и Брянском фронтах было в то же время беспрерывной цепью поразительных по своему упорству оборон, которые, словно песок, то крупинками, то горами сыпавшийся под колеса, так и не дали немецкому бронированному катку с ходу докатиться до Москвы (Сим.).

Задание № 1. Распределите несклоняемые существительные на группы в соответствии с показателями рода: 1) обозначают лиц мужского пола, а также лиц по названию их должности; 2) обозначают лиц женского пола; 3) обозначают предметы неживой природы; 4) обозначают животных; 5) род определяется по родовому понятию. В случае затруднений пользуйтесь «Толковым словарём» и «Словарём иностранных слов».

Виски, сулугуни, аллегро, леди, меню, динго, желе, кабаре, колли, палаццо, авокадо, импресарио, папье-маше, пари, рагу, ранчо, ралли, сальдо, саше, мисс, си, ситро, скерцо, табло, танго, урду, факсимиле, мадам, эсперанто, фрау, фру, цеце, кашпо, шансонье, шапито, экю, эмбарго, эльдорадо, эму, янки, инкогнито, авторалли, букле, крем-брюле.

Задание № 2. Подберите к иноязычным собственным именам согласующиеся с ними в роде имена прилагательные, составьте словосочетания.

Аварца (город), Азау (ледник), Годавари (река), Гифу (город), Или (река), Инари (озеро), Исалько (вулкан), Кижи (остров), Нагасаки (город), Науру (государство и республика), Нуратау (горный хребет), «Юманите» (газета), Па-де-Кале (пролив), Пандивере (равнина), Сити (центральная часть Лондона), Шри-Ланка (остров и государство), Конго (река, впадина и республика), Копьяцо (город), Кукушили (горный хребет), Махинджаури (горный курорт), Мауна-Кеа (вулкан), Маханади (река).

Задание № 3. Распределите все существительные по типам склонения, записав их в начальной форме.

О чём писать? Бывает время, / Когда забот спадает бремя, / Дни вдохновенного труда, / Когда и ум, и сердце полны, / И рифмы дружные, как волны, / Журча, одна вослед другой / Несутся вольной чередой. / Восходит чудное светило / В душе, проснувшейся едва: / На мысли, дышащие силой, / Как жемчуг, нижутся слова. / Тогда с отвагою свободной / Поэт на будущность глядит, / И мир мечтою благородной / Пред ним очищен и обмыт. / Но эти странные творенья / Читает дома он один, / И ими после без зазренья / Он затопляет свой камин (Перм.).

Задание № 4. Определите тип склонения выделенных существительных: 1) Первое склонение; 2) Второе склонение; 3) Третье склонение; 4) Разносклоняемое; 5) Не имеет форм склонения; 6) Склоняется как прилагательное. Произведите морфологический разбор этих существительных.

1) По всей вселенной, дорога в вуз, приказ гороно, большая умница, поступить в МГУ, удивительный неряха, лазурь небес, возницы на козлах, сесть на мель, зашел в сельпо, выпить кофе, варить вермишель, картофель в сметане, пить ситро, попасть в забияки, листва на деревьях, свет люстр, новые времена, ядовитые насекомые.

2) Собралось трио; люблю Сочи; белоручки не выдержали; купили билеты в плацкарты; городишко остаётся.

3) Профессор, директор, инженер, учитель, доктор; берег, месяц, город, поезд, луг; договор, перепел, катер, паспорт, вечер; глаз, рукав, рог, обшлаг, клапан; офицер, повар, сторож, шулер, фельдшер; адрес, буфер, номер, хутор, торт; порт, колокол, парус, потрох, флюгер; год, снег, век, бок, суп; слог, сорт, дом, бег, шёлк; голос, фронт, рукав, ордер, орден.

Категория падежа.

Задание № 1. Определите падеж выделенных существительных и средства выражения значения падежа: 1) флексия; 2) флексия + изменение места ударения; 3) флексия + предлог; 4) изменение места ударения; 5) предлог; 6) форма согласуемого слова; 7) характер синтаксической связи с главным словом; 8) флексия + характер синтаксической связи с главным словом; 9) порядок слов; 10) грамматическая семантика предложения.

1) Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками (Ч.). 2) Солнце уже на ладонь висело над городом, и можно было, слегка повернув голову, подставить лицо под его яркие и согревавшие всё лучи (Ан.). 3) Пиросман наполнил для меня Кавказ соком плодов и резкостью сухих красок (Пауст.). 4) Он [Пришвин] жалел и охранял землю как собственник, но не для себя, а для искусства и для будущих поколений. Он хотел сохранить для людей хотя бы обрывки этой первозданной земли, чтобы человек мог дышать воздухом нетронутых уголков и видеть ту её свежесть, какая быстро тускнеет и жухнет под слоями пыли и дыма (Пауст.). 5) В первые же годы меня выбрали в почётные мировые судьи (Ч.). 6) После обеда играли на рояле в четыре руки, потом стало темно, и я уехал к себе (Ч.). 7) Клин клином вышибают (посл.). 8) И лишь осенью кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь, весь одетый в серебряную чешуйчатую кольчугу (М. Ш.). 9) Чувствуя, что мне почему-то стыдно, я ушёл к себе в детскую, не дожидаясь конца рандеву (Ч.). 10) – Время убивает память, – сказала Лариска. – А у меня наоборот: память убивает время. Я всё помню, как будто вчера (Ток.). 11) Доктора, дежурившего ночь, сменил другой, ещё довольно молодой самоуверенный немец, плохо говоривший по-русски (Кузн.).

Задание № 2. Определите значения форм именительного падежа: 1) субъектное; 2) объектное; 3) предикативное; 4) аппозитивное; 5) вокативное.

1) И жил там старик Антип, а невдалеке от зимовья похоронена тунгуска, раскрасавица-девка, шаманством занималась, волховством (В. Ш.). 2) Лена стала взрослой и знала теперь, что книги пишутся вовсе не о любви, а для того, чтобы показать, как люди мучаются (А. Ф.). 3) Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал, и там же был слишком счастлив (Лерм.). 4) – Не кричите, дорогой дружок, – сказал Левин, – у вас осколок торчит почти снаружи. Вы проживёте сто пятьдесят лет, и каждый день со стыдом будете вспоминать этот ваш крик (Ю. Г.). 5) Там текут из болот прозрачные ключи, и невольно кажется, что каждый такой ключ – родник поэзии (Пауст.). 6) В настоящее время крыша на лавке и дверь выкрашены и блестят, как новые (Ч.). 7) Наутро Павел Алексеевич обнаружил, что по неведомой причине ему предоставлена передышка (Ю. Н.). 8) Какой вы, однако, тюлень, Володя! Вы всё сидите, молчите, думаете, как философ какой-нибудь (Ч.).

Задание № 3. Определите значения форм родительного падежа: 1) определительное; 2) партитивное; 3) субъектное; 4) объектное; 5) времени; 6) места; 7) причины; 8) цели; 9) принадлежности; 10) количества; 11) образа действия.

1) Заутро раннее светило / Взошло меж серых облаков / И кровли спящие домов / Живым лучом позолотило (Лерм.). 2) Бывало, мерный звук твоих могучих слов / Воспламенял бойца для битвы, / Он нужен был толпе, как чаша для пиров, / Как фимиам в часы молитвы (Лерм.). 3) Раз в откровенном разговоре со мной он [Лермонтов] рассказал мне план романа, который задумал писать прозой и три главы которого были тогда уже написаны (Мер.). 4) Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе (Мер.). 5) В некоторых монологах «Демона» поэт уничтожил несколько стихов прекрасных, но слишком смелых (Мер.). 6) В то время в юнкерской школе нам не позволялось читать книг чисто литературного содержания, хотя мы не всегда исполняли это; те, которые любили это, занимались им большею частью по праздникам, когда нас распускали из школы (Мер.). 7) Почему-то в течение лета вы приходили мне на память, и сегодня, когда я собиралась в театр, мне казалось, что я вас увижу (Ч.). 8) Экспедиция, состоявшая из четырёх человек, спешила к узкой, глубокой и быстрой лесной реке (А. Г.). 9) И натягивая на щёку жесткий, неприятно колючий, влажный от движения воротник шинели, он никак не мог согреться, набрать тепло, чтобы уснуть: пронзительно дуло в невидимые щели затемненного оконца, ледяные сквозняки гуляли по нарам (Ю. Б.). 10) Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета (Л.).

Задание № 4. Определите значения форм дательного падежа: 1) субъектное; 2) объектное; 3) определительное; 4) места; 5) времени; 6) количественно-распределительное; 7) образа действия; 8) причины.

1) Я подумал о том, что не знаю, где берег, и что если бы сейчас остался один, совершенно не знал бы, куда плыть, чтобы причалить к санаторию (Сол.). 2) Анискину оставалось прошагать метров триста до колхозной конторы, когда в морозном воздухе родился новый звук: по-волчьи завыла собака, а потом накатом пробежал от дома к дому женский крик (Лип.). 3) Как-то случилось, что уехала раньше намеченного срока и Вера Изотова, но сейчас это нисколько не пугало Сергея, он знал, что отец и все остальные из их колонны вернутся к вечеру (Павл.). 4) Сегодня они услышали так много нового, что самые скептичные из них должны были признать, что надо сильнее любить науку и питать большое уважение к арабам, чтобы так тепло говорить об арабской культуре (Тих.). 5) Я был у Жуковского и отнёс ему, по его просьбе, «Тамбовскую казначейшу»; он понёс её к Вяземскому, чтобы прочесть вместе; им очень понравилось, напечатано будет в ближайшем номере «Современника» (Перм.). 6) В карточной негде было упасть яблоку; чёрные груды спин копошились над невидимыми мне столами (А. Г.). 7) Он [Левин] долго водил докторов по палатам, показывал им то одного раненого, то другого, заходил с ними в перевязочную, настойчиво выспрашивал гостя, а потом брал его за локоть и извинялся, называя такие обходы «маленькой пользой» (Ю.Г.). 8) А иной раз ветер, ударяя, очевидно, по воде сверху, покрывал её другим – звёздчатым узором (Пауст.). 9) Я заснул, полный странного равнодушия к дальнейшей своей судьбе, и перенёсся в страну видений, полных грозной таинственности, по пробуждении же не мог ничего вспомнить (А. Г.). 10) – В Оренбург возвращаться тебе незачем. Попадёшься опять в руки бунтовщикам, так вряд ли от них ещё раз отделаешься (П.).

Задание № 5. Определите значения форм винительного падежа: 1) субъектное; 2) объектное; 3) определительное; 4) места; 5) времени; 6) образа действия, меры и веса; 7) цели; 8) уступки.

1) Я стеснялся вести их [цветы] через всю голодную, озабоченную Москву и потому всегда заворачивал в бумагу очень тщательно и так хитро, чтобы нельзя было догадаться, что в пакете у меня цветы (Пауст.). 2) Александра Марковича слегка познабливало, и хотелось лечь, но сегодня ожидалась возможность вылета спасательной машины в первый рейс, и он не мог не полететь (Ю.Г.). 3) Сухогрудов вспомнил болезненно бледное лицо Ильи Никаноровича, когда тот говорил о Борисенкове, и вспомнил свои слова в защиту Лукина, которого сейчас уже не хотелось защищать (Ан.). 4) Снимок был давний, сделанный лет тринадцать – четырнадцать назад, когда Галина приезжала с Арсением на каникулы отдохнуть и повидаться с сыном, которого на зиму оставляла в Мценске (Ан.). 5) Бежит он, дикий и суровый, и звуков, и смятенья полн, / На берега пустынных волн, в широко шумные дубровы (П.). 6) Всё обещало ночью сильный мороз. В первом часу при луне я вышел в дубовую рощу, где много маленьких птиц и первых цветов (Пришв.). 7) Мы славно поработали, и от этой работы здоровье души переливается через край (Пришв.). 8) На десятки вёрст леса и болота нами исхожены, избеганы с гончими, и всем островам, низинам, хохолкам дано наше имя... (Пришв.). 9) Лимонница, жёлтая бабочка, сидит на бруснике, сложив крылья в один листик: пока солнце не согреет её, она не полетит и не может лететь, и вовсе даже не хочет спасаться от моих протянутых к ней пальцев (Пришв.). 10) Не красота спасёт мир, а добро. А кто гонится за красотой, тому-то и открывается вид на поле, где бог с дьяволом борется, а ты себя чувствуешь, как корреспондент газетный на поле сражения (Пришв.).

Задание № 6. Определите значения форм творительного падежа: 1) субъектное; 2) объектное; 3) орудийное; 4) времени; 5) места; 6) образа и способа действия; 7) предикативное; 8) определительное; 9) сравнительное.

1) Серые и ясные глаза женщины потускнели; под табуреткой боты перестали блестеть – такой сделалась продавщица Дуська, какой её пять минут назад представить было нельзя (Лип.). 2) Поэма «Демон», не вполне напечатанная и всем известная в рукописи, была написана Лермонтовым ещё в 30-м и 31-м годах, когда ему было не более семнадцати лет (Мер.). 3) В юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя некоторые из них не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за всё ложное, натянутое и неестественное, чего никак не мог переносить (Мер.). 4) Отделкой золотой блистает мой кинжал, / клинок надёжный, без порока... (Лерм.). 5) Никто привычною, заботливой рукой / Его не чистит, не ласкает, / И надписи его, молясь перед зарей, / Никто с усердьем не читает. (Лерм.). 6) Я думаю об ней, я плачу и люблю, / Люблю мечты Моей созданье, / С глазами, полными лазурного огня, / С улыбкой розовой, как молодого дня / За рощей первое сиянье (Лерм.). 7) И в бездне, как вихрь, закружились светила, / Певучей струной каждый луч их дрожит, / И жизнь, пробуждённая этою ложью, / Лишь только тому и не кажется ложью, / Кто слышит порой эту музыку божью, / Кто разумом светел, в ком сердце горит (Л.). 8) Полковник Тимохин был человек тучный, с короткими седыми усами и с очень суровым взглядом маленьких тёмных глаз, выражение которых теплело только тогда, когда Тимохин занимался своим прямым делом (Ю. Г.). 9) Я выбрал место, где каменистый берег острым продолговатым уступом вдавался далеко в воду, пробрался туда и стал смотреть: в начале ближайшие рыбы при моем появлении отплыли дальше, затем они опять появились почти у самого берега (Пр.). 10) Смириться с тем, что всё для него кончено, Сухогрудов не мог, но и не видел он, что можно было сделать, чтобы приблизить ожидавшиеся перемены, и только сдвигал козырьком нависавшие над глазами чёрные с проседью стариковские брови (Ан.).

Задание № 7. Определите значение форм предложного падежа: 1) объектное; 2) определительное; 3) состояния; 4) места; 5) времени; 6) цели; 7) образа и способа действия.

1) Я хотел было рассказать о своих бедах и странствиях, но из этого ничего не вышло: после каждого моего слова поднимался такой стон и крик, что я поневоле умолкал (Ю. Н.). 2) Она лежала в тягостном изнеможении, и когда находил покой обморока, начинались бреды, которые мелькали, как перепутанные кадры непонятных фильмов (Тих.). 3) Я давно заметил, что при прощании с каким-нибудь уголком земли он появляется перед нами в самом превосходном и выпуклом виде, именно как пейзаж, освещённый последним светом вечерней зари (Пауст.). 4) Художнику наших дней предстоит проповедовать и внушать человеку мысль о необходимости чувствовать, думать, понимать другого, как себя, обращаться ко всему свету, доходить словом до каждого сердца (Ч. А.). 5) В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится ровно лиловым, свисает, нижеет и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнётся свой, нечеловеческий порядок (Пришв.). 6) Иногда я очень далеко отхожу в поисках дичи, но каждый вечер возвращаюсь в ту же избу, ложусь в ту же постель, пишу больше и больше (Пришв.). 7) Я теперь бываю в свете для того, чтобы меня узнали, для того, чтобы доказать, что я способен находить удовольствие в хорошем обществе (Лерм.). 8) Давно забытые черты / В сиянье прежней красоты / Рисует память своевольно: / В очах любовь, в устах обман – / И веришь снова им неволь


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.