Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-21 | 598 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цвет | Лоуэнфельд | Люшер | Де Зиув | Шай и Хайсс | Хан | Пиотровский |
Красный | Жизнерадостность, веселость, ярость | Жизненная сила, драйв | Жизненно-аффективная интенсификация личности | Импульсивный эффект | Агрессия, ярость, сильные эмоции | Эмоциональная реактивность |
Оранжевый | Спонтанное аффективное отношение к внешнему миру | Экстраверсия, экстернализа-ция аффекта | Меньшая агрессивность, ярость | |||
Желтый | Веселость | Несдерживаемая экспансивность, релаксация | Психическая экспансия, экс-тратенсивность | Стабильное, целенаправленное выражение аффекта | Тревожность, сопротивление терапии | Действие |
Зеленый | Нейтральный | Легко расслабляемое напряжение, контроль | Регуляция (не вытеснение) аффективных тенденций | Регуляторный гомеостатический аспект эмоциональности | Веселое настроение | Контролируемая эмоциональность |
Синий | Спокойствие холодность | Невозмутимость, сензитивность | Эмоциональная апатия | Хорошо контролируемые ЭМОЦИИ | Веселое настроение | Контролируемая эмоциональность |
Пурпурный фиолетовый | Идентификация | Внутренняя эмоциональная и аффективная стимуляция | Интернализа-ция аффекта. Тревожность, напряжение | Внешняя самоуверенность, совладавшая с тревожностью | ||
Коричневый | Чувствительность, защищенность | Фиксация, ригидность | Сильные примитивные импульсы, управляемые негативистскими реакциями | Грусть, не перерастающая в депрессию | Вина | |
Белый | Пассивность, опустошенность, деперсонализация | Опустошенность | Пустота, потеря контакта с реальностью | Выход из депрессии | ||
Серый | Невовлеченность | Эмоциональная нейтральность | Функция нейтрализации, вытеснение, уход | Свидетельство антагонизма | ||
Черный | Депрессия | Отказ, подавление, накопление чувств | Вытеснение, подавление, кумуляция ЧУВСТВ | Торможение, блокирование, неадекватность | Депрессия, умаление собственного достоинства | Побуждение к активности |
К основным преимуществам цветовых методик относятся: быстрота тестирования; простота поставленном перед испытуемым задачи; полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой; возможность многократного повторного тестирования; независимость результата теста от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.
|
Исследовательская практика показала, что использование теста цветовых выборов в комплексной батарее методик повышает надежность полученных результатов. Однако ни М. Люшером, ни авторами последующих модификаций его теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности методик. Поэтому не рекомендуется в результате диагностики основывать заключение об испытуемом только на интерпретации проведенного цветовою теста, особенно если имеются расхождения его результатом с результатами других психодиагностических методик.
Полный тест Лютера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором — к четырем основным и четырем дополнительным цветам, и в третьем — к четырем основным цветам, а также их оттенкам.
В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота, скорость процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов.
М. Люшер предложил различать объективное и субъективное значение цвета. Под первым он понимал физические характеристики и символическое значение цвета, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса, индивидуальных предпочтений и пр. Субъективное отношение конкретного испытуемого к конкретному цвс!уподчеркивало наличие неких отклонений от популяционном нормы.
|
Цвет и его объективное значение являются некой структурой. Структура как объективное значение цвета так же, как и внешний вид цвета, является для каждого человека постоянной. Субъективное же отношение к цвету, например симпатия, безразличие, антипатия, называется функцией.I Происхождение структуры цвета М. Люшер объяснял тем, что в течение тысячелетий своей истории человек не контролировал окружающие его цвета. Цвет для него оставался •Внешним фактором, который согласовался с явлениями природы и требовал определенной реакции. Синий цвет сигнализировал о наступлении ночи и ассоциировался с отдыхом, покоем и безопасностью. Желтый цвет восходящего солнца сопоставлялся с пробуждением, интересом к новому дню, надеждой. Красный цвет крови побуждал необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты. Подсознательно формировались ассоциативные связи между цветом и типичными жизненными ситуациями, порождающими определенные психофизиологические состояния человека. Возникал некий условный рефлекс, который являлся ответом на сигнал нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образомИзменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. М. Люшер предложил классификацию восприятия цвета, Вснованную на специфике поведения субъекта (табл. 3.4).
Таблица 3.4 Классификация цветов по М. Люшеру
Категории поведения | Автономный | Гетерономный |
Эксцентричный (активный) | Красный | Желтый |
Сосредоточенный (пассивный) | Зеленый | Синий |
Субъективное отношение к определенному цвету (функция) у каждого человека индивидуально. Оно формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с каким событием он связывал данный цвет. Один и тот же цвет может позитивно оцениваться как цвет земли и негативно — как цвет кожи и пр.
М. Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет, не ассоциируя его с какими-либо пещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цветасовпадет с ведущей установкой его личности, то именно этотцвет будет оценен как наиболее приятный. На этой идее и основан тест цветовых выборов.
|
Восьмицветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеетсвой порядковый номер (табл. 3.5).
Таблица 3. > Основные цвета по М. Люшеру
№ | Цвет | Качества |
Синий | Спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность | |
Зеленый | Настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение | |
Красный | Сила воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность | |
Желтый | Активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие |
Четыре основных цвета имеют особое значение и символизируют основные психологические потребности: потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться. Если тсс Iвыполняет здоровый, нормально уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то четы;»' основных цвета должны входить в первые пять позиций.
Дополнительные цвета (№ 5 — фиолетовый; № 6 — коричневый; №7 — черный; № 0 — серый) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение и н|>Черный и серый цвет нельзя назвать цветами: черный -.им отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет — это сочетание синего и красногоа коричневый — сочетание оранжево-красного и чернит что дает в результате темноватый и довольно безжизненны!! цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются и психологическими первоэлементами. Они были включены в тест цветовых выборов после продолжительного периода экспериментальной работы. Эти цвета в перечне выборов нормального человека должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться, но на практике они часто перемешаются началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.
|
При добавлении дополнительных цветов расширяетсясфера действия основных цветов, что позволяет лучше определить значение, которое придается перемещению цветана ту или иную позицию выбранного цветового ряда.
Эмпирическое подтверждение валидности и надежноститеста неоднократно осуществлялось на учебных и профессиональных выборках. В частности, анализ корреляционных зависимостей между показателями шкал СМИЛ и теста Люшера на выборке 152 руководителей российских предприятий выявил отрицательные (р<0,05) значимые связи шкал психастении, шизофрении и интроверсии с показателем работоспособности, а также шкалы психопатии с вегетативным тонусом. Экспериментально подтверждена возможность использования теста Люшера в процессе диагностики Тревожности.
Цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда (1980) — это невербальный диагностический метод, отображающий как сознательный, так и частично осознаваемый уровни отношений человека к окружению. Концепция ЦТО была разработана А. М. Эткиндом на базе теста М. Люшерадля определения межличностных отношений в коллективе, где каждый человек в сознании испытуемого ассоциируется (определенным цветом. Экспериментально подтверждено, что в 80% случаях индивидуальная «раскладка» цветовой гаммы по предпочтению совпадает с цветовой самооценкой Испытуемых. Причем испытуемые, определяя свое «место» в ходе ЦТО, в 95% случаев «присваивают» себе цвет (цветовая самооценка), который располагается в их индивидуальной «раскладке» не далее третьего места от начала цветового
В процессе эксперимента испытуемым предлагается «присвоить» своим коллегам определенный цвет из «восьмицветника» М. Люшера. Индивидуальная «раскладка»испытуемого является «точкой отсчета», присвоенный другому человеку цвет сравнивается с ней.
Например, испытуемый ассоциирует одного своего коллегу с цветом 4 (желтый), а другого — 1 (синий). Индивидуальная «раскладка» испытуемого: 2—1—3—5—4—7—0—(>Это значит, что избранный для первого коллеги цвет имеет ранг 5, т.е. в индивидуальной эмоциональной палитре испытуемого данный человек находится на пятом месте, а второй человек — на втором. Можно сделать вывод, что эмоциональное отношение ко второму человеку у испытуемою лучше, чем к первому.
ЦТО предполагает определять положение оцениваемого испытуемым лица в соответствии с эмоциональным отношением к нему. Первые позиции (по присвоенному цвету), которые занимают избранные люди, соответствуют положи тельной эмоции, чего нельзя сказать в полной мере о тех, которые находятся в арьергарде цветового ряда. Послед ние позиции могут занимать не только отвергаемые члены группы, но и те, которые менее симпатичны испытуемому. Поэтому при достаточно обоснованном выводе о Выборг «приятных» людей нельзя однозначно диагностирован, «отрицаемых».
|
Тем не менее, многолетние опыты, проведенные на достаточно обширном числе выборок (более 200 производственных коллективов) в сопоставлении с результатами социометрического теста позволяют заключить о валидности ЦТО) и применимости его в практике социально-психологической диагностики.
Психогеометрический тест С. Делингера. По утверждению авторов адаптации психогеометрический тест имеет точность диагностики типа личности 85%.
Методика предназначена для описания характерологических и поведенческих особенностей человека. Описание свойств личности осуществляется по направлениям: внешний вид; рабочая и жизненная среда; речевые особенности; привычки, пристрастия и увлечения; особенности поведения и проблемной ситуации; управленческие способности и др.
Инструкция: посмотрите на рисунки, выберите ту фигуру, которая Вам наиболее всего подходит или нравится. Отметьте выбранную фигуру, поставив под ней в квадрате знак «+».
Интерпретация:
Квадрат {трудоголик, аналитик, педантичный, аутич мым) — неутомимый труженик, выносливость, методичность, пунктуальность, потребность в познании, систематизации, педантичность, аналитичность мышления при сосредоточенности на деталях, из-за деталей не видит главного, теряется II ситуациях неподготовленного общения.
Треугольник (лидер, целеустремленный, демонстративный, Прагматичный, эгоистичный, аморальный) — лидер, способный концентрироваться на цели, энергичность, неудержимость, сильная личность, способен анализировать и видеть Главное, самоуверенность, установка на победу, эгоистичность, карьеризм, тяжело признают свои ошибки, редко меняют свои решения, прагматичность, демонстративность, желание выглядеть успешным, не считается с окружающими ради достижения цели, ради цели способен нарушить социальные нормы.
Прямоугольник (лабильный, неопределенный, внушаемый) — неудовлетворенность своим образом жизни, занятыпоиском лучшего, доминирует состояние замешательства,неопределенности, непоследовательность и непредсказуемость поступков, лабильность настроения и работоспособности, низкая самооценка, любознательность, стремлениек познанию, смелость, чрезмерная внушаемость, доверчивость и наивность, подверженность чужому влиянию.
Круг (общительный, подчиняющийся, моральный) — стремление к гармоничности в межличностных отношениях, высокая коммуникативность, хорошие диагносты других людей,могут выявить ложь и притворство, низкие организаторские качества, стремятся угождать окружающим, низкая устойчивость в конфликте, чаще уступает и идет на компромисс, нерешительность, неумение выгодно «подать» себя, выраженный конформизм, моралисты.
Зигзаг (творческий, неуживчивый, возбудимый, наивный) высокие творческие тенденции, образность и интегративность мышления, развитое эстетическое чувство, склонны заострять конфликт идей и мнений, выраженная язвительность в общении, видят динамичность и нестабильное и, мира, склонны к нарушению устоявшихся норм, тяготятся стандартной и рутинной деятельностью, не терпят зависимости от других людей и руководства, склонны к фантазиям и абстракциям, непрактичны и наивны, неутомимые проповедники своих идей, не сдержанны, экспрессивны и эксцентричны, не могут прорабатывать детали до конца.
Тест Делингера применяется в практической психологии для определения самооценки личности, оценки других людей (руководителей, коллег, друзей, членов семьи и др.), а также в профессиональной психодиагностике для оцениваниявышестоящих руководителей-лидеров, находящихся виг границ непосредственного круга общения с испытуемым.
Метод портретных выборов — тест Л. Сонди — был разработан в 1930-х гг. и опубликован автором в 1939 г. Б результате многолетних клинических наблюдений автор выявил определенную закономерность избирательности в общении людей. Пациенты клиники наиболее тесно общаются и создают устойчивые коммуникативные структуры (дружба, любовь и пр.) с лицами, страдающими сходными формами психических расстройств. Экспериментально былаподтверждена некая генетическая предрасположенность человека к проявлению влечения к лицам, подобным ему по внешним признакам. На этой идее была основана концепции судьбоанализа, закрепившая генотипизм в качествеопределяющего фактора взаимного выбора в отношении тех лиц, которые более близки между собой по критерию личностного паттерна.
Клинико-генетические исследования были положены и основу проективного личностного теста восьми влечений, базировавшегося на теории бессознательного и психоанализе I). Фрейда. Каждый стимульный портрет, использующийся н тесте, по своей физиогномической и психологической сущности отражает доминирующее базальное влечение человека, 1ЧИ1Х автор выявил восемь. Сочетание базисных влечений может составлять некую личностную структуру, отражающую ту или иную психологическую проблему испытуемого.
Процедура исследования состоит в том, что испытуемому предлагается из 48 фотографий (шесть серий по восемь портретов каждая) выбрать, на его взгляд, две наиболее симпатичные и две — наименее симпатичные фотографии. Количественная оценка выявленных особенностей личности основывается на средних значениях факторов, а высокие и низкие показатели фиксируют патологию или акцентуацию. Такой подход к количественной оценке личности поддерживали Э. Кречмер, Б. В. Зейгарник, Л. Н. Собчик. В литературе подчеркивается сложность сопоставления Метода Л. Сонди с результатами других клинических исследований. Поэтому в последнее время были разработаны его модифицированные варианты. Стимульный материал теста представлен портретами людей, у которых проявляются некоторые патологические тенденции. Выбранные портреты регистрируются согласно нумерации фотографий от 1 до 8 и их факторному значению: h — сексуальная недифференцированность; s — садизм-мазохизм; e- эпилептоидные черты; hy — истерические склонности; k - кататонические проявления; р — паранойялыгость; d — депрессивное состояние; т — маниакальные проявления.
Согласно теории влечений Л. Сонди факторы, выявляемые при помощи теста портретных выборов, отражают ведущие жизненные радикалы личности, которые имеют вероятность проявления в «возможностях судьбы». Отсюда человеческая личность презентует себя как множество возможных судеб, которые реализуются в форме сочетаний восьми влечений. Во-первых, шесть влечений (кроме к и р)являются первичными и уходят корнями в реакции представителей животного мира. Факторы к и р не имеют первичной формы и присущи лишь человеку. Во-вторых, каждый фактор влечений имеет особую форму представлении в раннем детстве человека. В-третьих, факторы биполярны. Например, s — активность/пассивность; h — любовь к личности/любовь к человечеству; е — авелевы/каиновы тенденции и т.д. В-четвертых, каждый фактор влечений обосновывает определенный набор характерологических что личности относительно нормы.
В-пятых, каждый фактор соответствует определенному кругу общения индивида, его интересам и направлениям профессионализации. В-шестых, факторы во многом обуславливают тип духовной жизни индивида, как вероятный выбор его судьбы: h — сфера культуры и гуманизма; s — техника и цивилизация; е — религия и этика; hy — театр; к — философия, психология, математика, филология; р — поэзия и наука; d — экономики; т — риторика. В-седьмых, эти факторы могут выступать как болезненные симптомы, проявляющиеся при психических расстройствах и нарушениях влечений. Исследование достоверности метода Сонди1 при параллельном тестировании с использованием СМИЛ и ТЦВ показало надежность метода в клинических условиях.
В заключение следует подчеркнуть, что импрессивные проективные методы показывают наблюдаемую противоречивость интерпретаций, характерных для любой личности. Важность и трудность трактовки данного типа проекции заключается в том, что исследователь наблюдает более раскрепощенный континуум проявлений личности испытуемого ввиду его большей свободы в рамках экспериментального выбора нечеткого стимула. Стимуляция в данном исследовании происходит менее определенно и поэтому испытуемый реагирует эмоционально, как в выборе цвет», фигуры, портрета, так и в их присвоении. Именно в этом виде проекции логический отчет испытуемого о смысловых паттернах не может состояться. Он исчезает и растворяется в эмоциональной жизни человека, которая лишь сигнализирует о личностно окрашенной эмоции, но, тем не менее: через эту окраску проявляется сама личность.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!