Определение психологического исследования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Определение психологического исследования

2017-11-21 445
Определение психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическое исследование предполагает применение системы частных методов и методик, которые должны основывается на принципе объективности, учете совокупности оношений изучаемого объекта с другими объектами, всесто­роннего развития и др. Представление психологом объектаисследования должно быть континуально, а не дискретно, т.е. основной задачей психолога должно быть вскрытие при чинно-следственной связи между проявлением психологического качества и условиями, стадиями и особенностями его формирования. Прежде чем появится тот или иной ярки!) психологический феномен, должно возникнуть «силовоеполе» новых психологических условий. Процесс формирования «силового поля» иногда ускользает от взора исследователя. И это, как нам кажется, недопустимо в ходе целостно! и психологического исследования.

Основными методами психологического исследовании являются наблюдение и эксперимент. В рамках данной тематики нас интересует в первую очередь экспериментальны!! метод, хотя вне наблюдения он, видимо, состояться не сможет.

У В. М. Бехтерева эксперимент — один из основных методов объективного исследования психики. Он прилагает моделирование изучаемых психических явлений, и целенаправленное воспроизведение в специально создали ы» для этого условиях и позволяет посредством многократной' варьирования независимыми переменными точно измерят!, зависимые экспериментальные переменные.

Дж. Кэмпбелл писал, что экспериментом мы называем часть исследования, заключающуюся в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на друпи-переменные.

Методика исследования всегда отражает методолог

Первоначально психологический эксперимент основывался на бихевиоризме. Пытаясь уйти от этого, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что психология должна исходить изпринципыальных положений целостного подхода.

Во-первых, психика человека может быть изучена тольков единстве внутренних и внешних проявлений. Поэтому общая задача метода объективного психологического иссле­дования заключается в адекватном выявлении по внешнему протеканию акта его внутренней психологической природыИзолированно взятый акт поведения допускает различно)Психологическое толкование.

Его внутреннее психологиче­ские содержание раскрывается не из отдельного фрагмента, сущность может быть скрыта в высказываниях, но обна­руживается в поступках, в системе деятельности. Во-вторых, физиологическая методика в психологическом исследова­нии может играть лишь вспомогательную роль и занимать I нем подчиненное место. В-третьих, методика психологиче­ского исследования должна опираться на социально-истори­ческий анализ деятельности человека, сохраняя свою специ­фичность и самостоятельность, не растворяясь в нем, а лишь основываться на предварительном социологическом анализе Человеческой деятельности и ее продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития. В-четвертых, целью психологического исследования является раскрытие специфических психологических тенденций и закономерно­стей. В-пятых, психологические закономерности раскрыва­ется в процессе развития человека. В основе психологиче­ского исследования должен стоять генетический принцип. В-шестых, особое внимание в методике психологического Исследования должно быть направлено на изучение продук­тов труда, поскольку в них материализуется сознательнаяК бессознательная деятельность человека. I Раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования требует обязательного учета и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.

К позитивным особенностям экспериментального метода относятся: возможность исследователю самому вызывать Изучаемое им явление; варьировать, изменять условия, при которых протекает данное явление. Кроме того, экспе­римент выявляет значение отдельных условий и устанав­ливает закономерные связи, определяющие изучаемый про­цесс; исследование выявляет не только наличие каких-либо связей, но и их количественную характеристику.

Основной задачей психологического исследования является построение такой исследовательской ситуации, в кото­рой существенные особенности внутреннего психического пиления становятся доступными для объективного внешнего Наблюдения и регистрации. Задачей самого эксперименталь­ного варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или Поступка обследуемых, исключая возможность проявления конкурирующих интерпретаций.

Первоначальный вундтовский психофизиологический эксперимент, заключавшийся в регистрации реакций испытуемого сопутствующих психическим процессам, определил первые шаги экспериментального метода. Г. Эббингауз же направил эксперимент на изучение самого психического процесс,-в определенных объективных условиях. Из внешней причти,! физические факты стали условиями психического процесс ма эксперимент — методом изучения его внутренних закономерностей. По мысли Дж. Бреннана, именно Г. Эббингауз достоим звания основателя экспериментальной психологии.

К основной форме психологического исследования отми сится, прежде всего, лабораторный эксперимент — экспериментальное исследование, перенесенное в искусственные условия в целях снижения влияния дополнительных переменных, влияющих на ход и его результаты.

В психологической литературе против лабораторииэксперимента чаще всего высказываются три соображении. Во-первых, это искусственность эксперимента — выпадесущественных для изучаемого явления условий. Так, эксперименты Г. Эббингауза над памятью с бессмысленным материалом были искусственными, поскольку не учитывали смысловые связи, которые существенно влияют на работу памяти. Но сущностью эксперимента в отличие от пристого наблюдения является не искусственность условииа наличие экспериментального воздействия на изучаемый процесс. Во-вторых, это аналитичность и абстрактности эксперимента. Эксперимент обычно берет изучаемый процесс изолированно, внутри определенной системы условии, зачастую далекой от реальной ситуации. Результаты такт ч эксперимента часто механически переносятся из лаборатории на практику. В-третьих, критично рассматривает! и воздействие экспериментатора. Поскольку в эксперимент всегда напрямую или опосредовано включен исследователь, то задача состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и организации этого влияния. «Поэтому, —писал С. Л. Рубинштейн, — чтобы правильно интерпретировать, результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспсриментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним».

Вторая разновидность экспериментального метода — естественный эксперимент — занимает промежуточное Положение между собственно экспериментом и простым наблюдением. Естественный эксперимент, предложенный Л. Ф. Лазурским1, сочетает экспериментальное^ исследова­ния с естественностью. В ходе естественного эксперимента ншдействию подвергаются условия, в которых осуществля­ется изучаемая деятельность, сама же деятельность испыту­емого наблюдается в ее естественном протекании. Поэтому и условиях естественного эксперимента используются раз­личные способы маскировки экспериментального воздей­ствия.

, Известны как минимум два типа экспериментов, при­меняемых в психологических исследованиях — поисковый эксперимент, цель которого в выявлении тяж между независимыми и зависимыми переменными, И подтверждающий (конфирматорный), при помощи кото­рого определяются характеристики связей между независи­мыми и зависимыми переменными.

К видам экспериментального исследования относятся вырисовывающие этапы психологического исследования.

1. Критический эксперимент — проверка правдоподобно­сти возможных гипотез. Он включает, прежде всего, тщатель­ную теоретическую разработку научной проблемы, выявле­ние специфического объекта и предмета, а также «дизайн» в организацию исследования.

2. Пилотажное исследование — апробация гипотезы, поисктеоретических и экспериментальных подходов к исследованию, устранение грубых ошибок планирования эксперимента и измерения переменных.

3. Полевое исследование (естественный эксперимент) —система изучения связи независимых и зависимых перемен­ных при неполном контроле воздействия внешних перемен­ных.

4. Лабораторное исследование (эксперимент) — изучениесвязей независимых и зависимых переменных при относи­тельно полном контроле факторов внешних переменных.

Особое внимание в психологии и педагогике уделяют применению двух экспериментальных форм. Классическим экспериментальным методом при этом называют формирующий эксперимент, где независимая переменная (систем.1 психологических воздействий) формируется эксперимент искусственно. Влияя на испытуемых, она формируету них новую зависимую переменную. В констатирующем эксперименте сам фон, развитие испытуемых, условия, ситуации пр. являются стимулом, воздействующим на выборе, создавая экспериментальный эффект.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.