Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-11-21 | 598 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проективное исследование нацелено главным образом на выявление целостной личности. Смысловые и эмоционально-мотивационные переменные во многом являются сутью личности и требуют детального изучения. Для этого как раз и предназначены психосемантические методики. С их помощью оценивается эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла. К таким техникам относят, прежде всего, методически оформленную концепцию Дж. Келли4, в русле которой развивается целая ветвь диагностического инструментария, выполняющая функцию выявления личностно-смысловых конструктов посредством эмоционального реагирования. Эти техники (от семантического дифференциала до аппаратурных регистрации эмоционального ответа испытуемого на предъявляемый внешнийстимул) построены на общем методологическом основании — механизме возмущения нервной системы и регистрации этого возмущения при помощи оценки внешних признаков-фактов1 или внутренних, оформленных в виде неких ассоциаций-образов2. Кроме репертуарных решеток Келли3, направленных на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие индивида при анализе личностного смысла понятий, к семантической проекции можно с полной ответственностью отнести семантический дифференциал Ч. Осгуда и др. (см. параграф 3.1).
Семантический дифференциал (СД) был разработан Ч. Осгудом в 1957 г. Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Назначение СД — количественное и качественное индексирование значений при измерении эмоционального отношения индивида к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д. По существу, СД фиксирует уникальность значения для испытуемого определенного объекта или явления, которое он приобретает в результате своего жизненного опыта. Таким образом, речь идет о личностном смысле.
|
Семантический дифференциал получил широкое распространение в самых разных областях экспериментального исследования личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д. Как правило, он оказывается полезен там, где требуется количественно описать индивидуальное, субъективное отношение испытуемого к каким-либо аспектам его окружения или внутреннего мира. С его помощью можно измерить определенные свойства представлений человекао разнообразных социальных ценностях, значимых для него явлениях культуры, эмоционально насыщенных физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений.
Методика Осгуда основана на процедуре семибалльной оценки стимула в масштабе предъявляемого набора биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший/плохой, спокойный/возбужденный, острый/тупой и т.д.
Оцениваемыми стимулами могут быть люди, слова, картинки и т.д. При этом для СД характерно существенное ограничение, состоящее из метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. Семантический дифференциал составляется так, чтобы не допустить буквального отражения испытуемыми объективных качеств стимулов (объектов) — создается ситуация проекции субъективного отношения к ним испытуемых. Как утверждал автор, система шкал, составленная из одних только личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений (см. Приложение 4).
|
В метрической основе метода СД лежит факторный анализ, позволяющий выявить в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров. Многочисленные факторные исследования СД, проводившиеся на различных выборках испытуемых, шкал и стимулов, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев первые три фактора оказались сходными между собой: Е (оценки), Р (силы) и А (активности). Фактор Е (хороший-плохой) оценивает эмоциональную, непосредственную оценку исследуемого объекта, фактор Р (сильный-слабый; большой-маленький; твердый-мягкий) — восприятие доминантности, фактор А (активный-пассивный) — энергетические характеристики объекта.
Трехфакторные структуры ЕРА получены при оценке по разнообразным наборам шкал абстрактных и конкретных понятий, различных визуальных и аудиальных стимулов — чистых цветов, чернильных пятен, абстрактных форм, картинок ТАТ, живописных произведений, мимической и интонационной экспрессии, фонетических значений. В трехмерном пространстве, образованном факторами ЕРА, дифференцируются значения таких объектов, как социальные роли и политические события, литературные стили и стихотворные рифмы, должностные позиции и характеры людей.
Факторная структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором может быть размещен, упорядочен и описан богатый мир субъективных отношений человека к элементам его внешнего окружения. Шкалы в каждом случае заполняются в отношении одного и того же понятия (например, «Я сам»), а источником дисперсии являются его индивидуальные интерпретации. Матрица интеркорреляций шкал факторизуется по методу главных компонент. Трехфакторная структура исчерпывает 50,8% дисперсии оценок (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Анализ «близости» понятий (направленность)
«Близость» понятий — категория условная. Она показывает, что чем меньше «расстояние» между понятиями, тем данная категория более значима для испытуемого. Соотношение между понятиями говорит о структуре смыслового поля человека.
Аппаратурная диагностика личностно-смысловых характеристик субъекта. Аппаратурные исследования представляют собой способ изучения личности посредством выявления эмоционально-мотивационных компонентов психики индивида. Проективность данного метода следует из эмоционально-волевого отражения действительности субъектом (своеобразие эмоциональности отражает особенности личностной структуры человека). Эмоциональность регистрируется аппаратурой посредством оценки своеобразия физиологических процессов. В этом состоит объективизация субъективной жизни человека. Аппаратура не только регистрирует эмоциональный фон, но и вызывает его изменения, создавая ситуацию стресса, когда человек не в состоянии контролировать свои реакции.
|
Аффекты формировались в процессе длительного эволюционного развития человека. Они представляют собой соответствующие реакции организма на внешние и внутренние условия, требующие мобилизации внутренних ресурсов в сложных ситуациях. Этим и объясняется то, что эмоциональное напряжение сопровождается значительным изменением физиологических реакций. При едином механизме запуска и обеспечения эмоционального состояния его последствия индивидуальны. У одного и того же человека и зависимости как от личностных, физиологических особенностей, так и от его исходного эмоционального состояния, одни и те же факторы могут вызвать или мобилизацию к деятельности, или панику, или растерянность.
В настоящее время существует более десятка различных подходов к рассмотрению теоретических основ аппаратурных исследований.
С одной стороны, проблема состоит в выявлении основного психофизиологического механизма, определяющего как поведение человека в целом, так и реакции испытуемых и стрессе. С другой стороны, — в поиске признаков и показателей проявления поведенческих реакций человека, как проекции его личности.
В этом ключе поиск детерминант поведения, как правило, преобразуется в выявление причин возникновения некоего эмоционального состояния. Традиционно считается, что уровень эмоционального напряжения, проявляющийся и изменении физиологических функций организма, является следствием мотивационного фона поведения людей. В то же время от силы и направления мотива зависит уровень эмоционального напряжения.
|
А. Н. Леонтьев указывал, что мотивом может быть только конкретный, реальный объект деятельности человека, который побуждает и, преобразуя, направляет поведение1. Причем функция целеполагания смыслоорганизует поведение. Эмоциональная окраска действий появляется в том случае, когда в деятельности субъекта формируется определенный смысловой компонент.
Эмоция является компонентом смыслоорганизующего мотивационного фона. Если смысл поведения соответствует установленным социальным, моральным или физиологическим нормам, то эмоциональный фон находится в нормативных рамках. Если испытуемый знает, что его поведение противоречит социальным или естественным устоям, то его мотив преобразуется (так как изменяется и преобразуется предмет деятельности) в мотив искажения истины. Видимо, здесь и возникает конфликт мотивов. С одной стороны, проявляется истинный мотив поведения, формирующий определенный эмоциональный фон, с другой, — действует новый, «искусственный» мотив — желание исказить реальное положение дел, т.е. мотивация эго-защиты. Истинный и «искусственный» мотивы вступают в противоречие. Вступают в противоречие и их смысловые составляющие, которые в свою очередь создают благоприятные условия для конфликта эмоциональных компонентов. Именно столкновение смысловых компонентов приводит к эмоциональному напряжению, отраженному на физиологическом уровне в виде изменения функционального состояния организма.
Таким образом, реальное событие (со всеми его характеристиками, признаками и свойствами) в ситуации аппаратурного исследования становится истинным мотивом поведения человека. Если испытуемый пытается исказить истину (истинный мотив), скрыть ее, т.е. вступает в противоречие с реальным действием (переключение цели действия на цель сокрытия истины — «искусственный» мотив), то возникает эмоциональное напряжение. Так как эмоции непосредственно связаны с потребностным бессознательным компонентом психики, то управлять им довольно сложно. Эмоциональное напряжение является следствием разбалансировкм мотивационно-эмоционального равновесия между объективным событием и его отражением в психике индивида (субъективным образом).
Сдерживающим фактором формирования эмоционального напряжения может являться воля. Однако она способна регулировать поведение человека только сознательно. Глубинные психофизиологические механизмы требуют глубинной регуляции. Поэтому в таком случае необходима специальная эмоционально-волевая подготовка. При помощи аппаратуры фиксируется изменение физиологических реакций субъекта, что «очищает» истинное положение дел от социальных и индивидуальных наслоений психики.
|
Однако детерминация определенного реагирования испытуемого в ходе тестирования может зависеть не только от мотивационных компонентов, но и от психофизиологических особенностей конкретного субъекта. Разные испытуемые по-разному переживают и реальную ситуацию, и ситуацию тестирования. Поэтому индивидуальность человека также может отражаться на уровне и динамике его эмоционально-мотивационной сферы.
Известно несколько эмоционально-мотивационных теорий, положенных в основу исследования личности при помощи аппаратурных средств. Это — теория мотивационно—физиологического баланса, теория внешней отрицательной мотивации (теория угрозы наказания), теория активации, условно-рефлекторная теория, информационная теория эмоций, теория новизны и др.1
Теория мотивационно-физиологического баланса основывается на представлении о том, что человеческий организм может нормально функционировать только при условии соответствия истинного положения дел и осознания человеком адекватности своего поведения. При неадекватном построении собственного образа действий относительно реальной ситуации в границах эго-защиты от неблагоприятной для субъекта реальности человек, осознавая эту неадекватность, впадает в состояние стресса. Даже организм в состоянии ощущения неадекватности, породив стресс, не может нормально функционировать и таким образом «восстает» против лжи. А изменения показателей функционального состояния демонстрируют наличие эмоционального напряжения субъекта.
В основе теории внешней отрицательной мотивации (теория «угрозы наказания») лежит явление, связанноес переживанием человека за свою судьбу, за свое будущее. Это лежит в основе эго-защитной реакции субъекта на неблагоприятную для него ситуацию.
Теория активации определяет, что каждый из задаваемых стимулов должен иметь свою степень активации нервных процессов в организме и, соответственно, специфическим уровень ответных реакций — значимая для испытуемого тема сильнее активирует нервную систему по сравнению с нейтральными темами.
Условно-рефлекторная теория. Любой живой организм, в том числе и человек, изначально наделен системой безусловных рефлексов, которые являются базой формирования эмоциональных механизмов. К выраженным механизмам активации эмоций обычно относят страх, гнев и удовольствие.
В основе условных рефлексов лежит жизненный опыт человека. В ходе аппаратурного тестирования в качестве условного рефлекса выступают реакции человека на определенный стимул, приобретенные посредством знаний, которые приобретаются в ходе индивидуальной жизнедеятельности, посредством усвоения опыта других людей или иных информационных источников, создавая определенное субъективное отношение человека к вещам, не встречавшиеся ему ранее. В этом случае возникает эго-защитная реакция, влияющая на величину эмоционального напряжения.
В информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970) утверждается, что величина эмоционального напряжения определяется потребностью в совершении какого-либо действия, поступка, изменения социального положения, необходимой и реально существующей информацией о событии. Эта зависимость выражается формулой
Э = П(Ин-Ис),
где Э — степень эмоционального напряжения, П — потребность в устранении негативных последствий, Ин — информация необходимая, Ис — информация существующая.
Теория новизны. В практике профессиональной психодиагностики известна специфика поведения человека, впервые проходящего аппаратурное обследование, когда физиологические реакции на стимулы в ходе исследования значимо отличаются от реакций субъекта, имеющего в этой сфере определенный опыт.
Перечисленные теории связаны с анатомической, психофизиологической, социальной и духовной системами личности. Основными факторами, определяющими эмоциональное напряжение обследуемых при проведении аппаратурных исследований, является уровень мотивации, особенности характера, состояние и самочувствие человека и его психофизиологические особенности.
К основным характеристикам показателей, использующимся в аппаратурных исследованиях, можно отнести: электродермальную (кожно-гальваническая реакция — КГР), сердечно-сосудистую или кардиокомпоненту (частота пульса, фотоплетизмограмма, давление крови), дыхательную (верхнее и нижнее дыхание), треморную и голосовую компоненты.
В заключение следует обратить внимание читателей на тот факт, что семантическая проекция, в отличие от других видов проективных картин, представляет собой отражение целостно-смысловых характеристик личности, которые могут регистрироваться в процессе диагностики и ассоциативным, и логико-семантическим, и аппаратурным способами. Эта регистрация происходит путем оценки эмоционального компонента, который сигнализирует вовне о внутреннем смысловом фоне, как на сознательном, так и на неосознанном уровне. Выявление достоверного семантического поля личности осуществляется на ассоциативном и психофизиологическом уровнях. На логическом уровне происходит личностное искажение значимого для человека предметного пространства. Но это искажение происходит и неосознанно, под воздействием индивидуальных черт и психофизиологических особенностей людей. По данным искажениям, отражающим субъективность, мы видим семантический проект способности личности и догадываемся о ее сути.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каково основное содержание психологической проекции какмеханизма отражения особенностей личности?
2. Произведите анализ проекции как процесса психологическоговытеснения.
3. Назовите и охарактеризуйте виды психологической проекции.
3. Дайте краткую характеристику особенностей холистического,психоаналитического, эго-функционального, гештальт-подхода,исследований NewLook и прочих источников проективного метода.
4. Перечислите и дайте характеристику основных закономперцептивной организации психологической проекции в рамкахгештальтпсихологии.
5. Как можно охарактеризовать принципы перцептивной защитыв русле исследований NewLook?
6. Проанализируйте теоретический вклад и место российскойпсихологии в развитие проективного метода.
7. Перечислите и объясните содержание основных черт,составляющих определение проективного метода.
8. Произведите содержательно-понятийный анализ классификации проективных методик, предложенной Л. Франком.
9. Какие примеры конкретных методик, относящихся к каждомуклассу проективных техник, вы заете?
Глава 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!