Конститутивные проективные методы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Конститутивные проективные методы

2017-11-21 529
Конститутивные проективные методы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подкласс конститутивных проективных методик пред­полагает, что испытуемый, включенный в диагностическую процедуру, структурирует, оформляет неопределенные стимулы и придает им некий смысл. Тест чернильных пятен, созданный швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 г.1, является одной из наиболее популярных проективных мето­дик данного типа с уникальной и драматической историей. Возникнув как экспериментальная методика диагностики шизофрении и дискредитировавшаяся в 1960-е гг., на сегод­няшний день данная техника является одним из самых информативных методов психологической диагностики. Чернильные пятна неопределенной формы использовались в клинике и до Роршаха2. При интерпретации результатов основной упор делался на анализе содержания ответов ассо­циаций испытуемых. В отличие от своих предшественников, Г. Роршах предложил совершенно новую концепцию, кото­рая и обусловила впоследствии уникальные диагностиче­ские возможности его теста. Суть ее сводилась к тому, что основное внимание уделялось не ассоциациям испытуемого, а процессам распознавания тех или иных объектов при вос­приятии стимулов. Проявления нарушений восприятия, отраженные в ответах психически больных людей, явились критериями дифференцирования их от ответов здоровых. Причем особенности восприятия проявлялись в содержании ответа и в формальных характеристиках, которые включали локализацию названного испытуемым объекта в стимуле, а также в особенностях самих стимулов. Г. Роршах выявил такие особенности стимулов, как форма или контуры пятна, щит пятна, а также их некоторые необычные признаки, кото­рые побуждали испытуемых формировать ответы на основе узнавания в них движений человека.

Изготовленные Г. Роршахом стимулы обладали необыч­ным свойством — не были полностью аморфными. Некото­рые области пятен были более определенными по контурам, гак, чтобы напоминали совершенно конкретные объекты. Это давало основание полагать, что если психически боль­ные искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации областей пятна, имеющих более определенные контуры. Данные особенности стимулов впоследствии сталиосновой для концептуального обоснования психодиагно­стической природы теста Роршаха. К сожалению, Г. Роршах не смог сам развить свои идеи, так как скоропостижно скон­чался от перитонита в 1922 г., через семь месяцев после опу­бликования теста.

Г. Роршах одним из первых отметил значимую связь между фантазиоподобной продукцией и личностными осо­бенностями. Сопоставляя клинические характеристики и особенности ответов пациентов, он определил «двига­тельный» (В-тип) и «цветовой» (Й>-тип) типы восприятия. В рамках первого типа испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах акцентиру­ется, прежде всего, динамический аспект. Второй тип харак­теризуется фиксацией в ответах цветового аспекта. Тип вос­приятия (или переживания) характеризует соответственно интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности (типология К. Юнга). Однако Г. Роршах полагал, что экстра- и интраверсия — не взаимоисключающие свойства лич­ности, а качества, в большей или меньшей степени присущие любому человеку как индивидуальные механизмы адапта­ции. Отсутствие или гиперразвитие одного из них приводит к акцентуации или патологии.

Кроме интраверсивного или экстратенсивного типов лич­ности Роршах выявил «суженный», для которого характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом, или полное их отсутствие, и «амбиэквалъный», связанный с большим, но равным количеством и «цветовых», и «дви­гательных» ответов. Указанные типы связаны с определен­ными компонентами интеллекта, аффектом, чертами харак­тера и видом психической патологии.

Роршах разработал основные принципы анализа и интер­претации ответов, уточнил значения тех или иных показате­лей, отработал способы шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также теоретическое обоснование методики. В наиболее популярном варианте метода Роршаха, сформи­ровавшегося под влиянием исследований «Эго-психологии» и экспериментов NewLook, ответ испытуемого рассматри­вается как результат взаимодействия объективных свойств стимула — с одной стороны, и субъективных потребностей и механизмов их регуляции — с другой. В свете этого под­хода тест направлен, главным образом, на исследование экс­прессивного аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля.

Данные теста Роршаха интерпретируются в зависимости от теоретических установок исследователя. Выделяют два направления развития Роршах-техники. Первое (швейцарскаяи французская клинические школы (М. Лузли-Устери, Э. Бом и др.)) опирается на постулаты ортодоксального психоанализа и видит в данном методе средство выявления различных инстинктивных влечений и их символического выражения. Второе (Б. Клопфер, А. Рапапорт) — основывается на психологии «Эго», экспериментальных исследованиях NewLook, где в качестве основной категории анализа рассматривается когнитивный стиль личности. В этом случае адаптация к определенному стимулу определяется интеллектуальными возможностями испытуемого и име­ющимися у него средствами контроля и регуляции аффективной жизни.

В рамках исследований Л/еда 1оо& структурирование сти­мулов рассматривается как процесс и результат взаимодействия «внешних» и «внутренних» факторов. Интерпретация стимулов представляется «категоризацией» ответов, исходя, г одной стороны, из свойств стимулов, а с другой, — из субъ­ективных потребностей, аффективных конфликтов, индивидуального когнитивного стиля и т.д. Процесс структурирования неопределенного стимульного материала отражает формальную структуру внутреннего мира личности, прису­щий ей способ видения себя и своего социального окруже­ния.

Б. Клопфер выделяет три взаимосвязанные подсистемы личности, раскрывающиеся в индивидуальном способе структурирования стимула: интеллект, аффект, функции «Эго». Каждая из этих подсистем обладает собственной структурой. Познавательная деятельность (интеллект) включает интел­лектуальный статус, тип восприятия, устойчивость к эмоциональным воздействиям, продуктивность, оригинальность и т.д. При анализе аффективной сферы личности отмечает эмоциональный тон восприятия, способы реагирования па эмоциональные ситуации, контроль над эффективностью, специфика самооценки (принятие или отвержение себя и собственных неосознаваемых побуждений, возможность переживания и понимания других людей и т.д.). Функции «Эго» ~ это присущие индивиду особенности контактас реальностью: объективность отражения, зоны конфликтов, психологические механизмы контроля и защиты.

Подобный подход к анализу данных теста позволяет выя­вить индивидуальные характеристики познавательной дея­тельности в их связи с аффективной сферой и направленно­стью личности.

Интерпретация теста может включать несколько этапов:

1.«Глубина» интерпретации зависит от задач, стоящихперед испытуемым, и состоит в выделении ряда параметров(тип переживания, характеристика интеллекта и т.д.), зна­чения которых вычисляются по формулам, имеющим своимисточником клинический эмпирический опыт.

2.Соотнесение между собой отдельных показателейтеста и создание их комплексов («ансамблей» паттернов),обеспечивающих достаточную обоснованность вывода.

3.Переход от описания сфер личности к характеристикеее целостной структуры, требующий квалификации психо­лога, способность к интуитивному синтетическому мыш­лению (Е. Бом, наиболее известный европейский ученый,работавший с тестом Роршаха).

Начиная с 1930-х гг. интерес к тесту Роршаха начал расти, он стал приобретать мировую популярность.

Сформировалось пять основных подходов к использова­нию данного метода.

С. Бек и М. Гертц придерживались классического роршаховского взгляда и основное значение придавали стандарти­зации тестирования и сбору данных.

Б. Клопфер основывался на психоаналитической интер­претации формальных характеристик ответа испытуемого.

Система 3. Пиотровского была ориентирована на иссле­дование больных с органической патологией головного мозга.

Д. Рапапорт и Р. Шафер предприняли попытку интерпре­тации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого.

В. Хольцман построил тест Роршаха в соответствии с тре­бованиями, предъявляемыми к стандартным психометриче­ским средствам (Н1Т).

Существуют подобные методики, разработанные по типу множественных выборов (например исследования М. Харро-уэр1). В методиках данной модификации достаточно значимы изменения в стимульном материале, что позволяет считать их новыми тестами в рамках методологии Роршаха.

В настоящее время в практике психодиагностики тест Роршаха в подавляющем большинстве случаев использу­ется в рамках Интегративной Системы Д. Экснера и стал мощной стандартизирован­ной методикой получения разносторонней валидной инфор­мации о различных аспектах психической деятельности человека. К сожалению, отечественных исследовательских работ с использованием Интегративной Системы до 2001 г. не проводилось.

' Интегративный метод был сформирован на эмпирической основе, все составные элементы его использования были подвергнуты психометрическому анализу с подтверж­дением валидности, вычислением коэффициентов надеж­ности и созданием нормативной базы. Оценка внутренней согласованности и надежности воспроизведения резуль­татов выявила, что значения коэффициентов надежности большинства шкал данной системы составляют 0,8 и более. Первая версия новой системы вышла в 1974 г. На ее основе метод, предложенный Г. Роршахом, из эксперимента превратился в тест, отвечающий основным психометрическим требованиям.

В заключение следует отметить, что конститутивные проективные методы являются наиболее востребованными || клинической и производственной практике.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.