Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.

2017-11-27 1733
Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.

Идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности.

Наука как система знаний характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом.

Метод – путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Метод научного исследования рационален. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование.

Исследование основано на норме деятельности – научном методе.

Различают эмпиричекое и теоретическое исследование. Оно строится след образом:

1. постановка проблемы

2. выдвижение гипотезы

3. планирование исследования

4. проведение исследования

5. интерпретация данных

6. опровержение или подтверждение гипотезы.

Принципы:

1. Принцип верифицируемости, фактической подтв теории

2. П-п научности знания (научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным)

3. П-п потенциальной опровержимости научной теории (п-п фальсифицируемости)

Теория – внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности. Это высшая форма научного знания.

Структура теории:

1. базис – это множество первичных условных допущений.

2. исходная эмпирическая основа – факты, эмпирические закономерности.

3. логика теории – множество правил, логических выводов.

4. теоретическое знание – множество утверждений.

Направления исследований:

· Фундаментальные – направлены на познание реальности без учета практического эффекта

· Прикладное – проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

· Монодисциплинарное – проводится в рамках отдельной науки.

· Междисциплинарное – требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

· Однофакторное – направлено на выявление одного наиболее существенного аспекта реальности.

· Комплексное – проводится с помощью системы методов и методик по средствам которых ученые стремятся охватить максимальное количество значимых параметров изучаемой реальности.

Исследования по цели из проведения делятся на след типы:

· Поисковые – попытка решения проблемы, которые никто не ставил и не решал подобным методом (метод «тыка»)

· Критическое – проводится в целях опровержения теории, законов и т.д.

· Уточняющие – установление границ в пределах которых теория подсказывает факты и эмпирические закономерности.

· Воспроизводящее исследование – точное повторение экспериментов – предшественников для определения достоверности, надежности, объективности полученных данных.

Виды психологических исследований:

· Обзорно-аналитическое – предполагает подбор и изучение литературы по теме исследования с последующим изложением и анализом проработанного материала.

· Обзорно-критическое – содержится аргументированная критика проблемы и соответствующие выводы.

· Теоретическое – содержатся теоретические предположения автора направленные на решение поставленной проблемы.

· Эмпирическое (опытное) – не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления, сбора необходимых фактов. Может быть двух видов: описательное, объяснительное.

· Методическое исследование – заключается в разработке, обосновании и проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности психодиагностической или коррекционно-развивающей методики.

· Экспериментальное исследование – создается искусственная ситуация, выявляются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действия этих причн, выявляются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.

Требования:

1. четкая формулировка проблемы, целей, темы, задач.

2. установление критериев и признаков по которым можно будет судить на сколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или нет гипотезы.

3.точное определение объекта и предмета исследования.

4. выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики.

5. использование непротиворечивой логики доказательства.

6. определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

7. характеристика области научного и практического применения результата эксперимента.

Этапы научного исследования:

1. постановка научной проблемы

2. теоретический анализ проблемы

3. формулирование гипотез исследования

4. планирование, выбор методов

5. проведение исследования

6. анализ и интерпретация

7. формулирование выводов.

 

 

23. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание.

Валидность – один из основных критериев качества эксперимента. Валидность была определена Куком и Кемпбеллом в 1979г. Как наилучшая из имеющихся истинных высказываний.

Соответствие истинного эксперимента реальному выражается в такой его характеристике как внутренняя валидность. Это достоверность результатов, которая обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с истинным экспериментом. Она характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий, которые контролирует экспериментатор. Чем больше влияние, тем меньше внутренняя валидность. Внутренняя валидность – главный признак хорошего эксперимента.

Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность. От нее зависит переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы.

Связь теории и реальности отражается в адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории.

Методики и план исследования должны соответствовать проверяемой гипотезе. Степень этого соответствия характеризуется операциональной валидностью.

Научная проблема.

Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличае от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенно практический и теоретический интерес.

Проблемы:

· Реальные

· Псевдопроблемы

· Неразрешимые / риторические проблемы

Этапы порождения проблемы:

1. Выявление нехватки в научном знании реальности.

2. описание проблемы на уровне обыденного языка.

3. формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку и выдвижение гипотез.

Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Признаками продуктивной гипотезы является:

· Адекватность;

· Правдивость;

· Возможность проверки гипотезы

Принципы:

· Фальсифицируемость (справедливость)

· Верифицируемость (подтвержденность)

Виды гипотез:

1. теоретические – входит с структуру теории в качестве основных частей

2. эмпирические – для решения проблемы методом эмпирического исследования.

3. статистические – утверждение в отношении неизвестного параметра сформулированного на языке математической статистики.

Типы экспериментальных гипотез:

1. теоретические – обоснованные на теории или модели реальности, представляют собой прогнозы, следствия из этих теорий.

2. научно-экспериментальные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий, законов ранее обнаруженных.

3. эмпирические – выдвигаются без теории для данного случая.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.