Психологические ошибки контрольной деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психологические ошибки контрольной деятельности

2017-11-27 1363
Психологические ошибки контрольной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Отсутствие систематичности, т.е. плановости, упорядоченности, организованной целостности.

2. Неоправданная обобщенность, контролирование всего и вся без выделения четких целей и образцов.

3. Отсутствие должной гласности, т.е. неоправданная скрытность.

4. Чрезмерная педантичность, формализм, проявляющийся в ориентации не на суть дела, а на его бумажное или другое формально-отчетное исполнение.

5. Подчеркнутое недоверие к субъекту контроля, подозрение в обмане, проявление общего неуважения к человеку и его деятельности.

6. Отсутствие обратной связи с контролируемым, т.е. невнимание к его отношению, к проводимому контролю, его оценки полученных результатов.

7. Поверхностность как контролирование второстепенных компонентов дела, как недопустимое для контроля проявление собственной некомпетентности.

8. Нестандартность контролируемых мероприятий (в произвольном установлении сроков и завышенных требований).

9. Недопустимое вмешательство в ход контролируемой деятельности, ее организацию и установленный ритм.

10. Недопустимый субъективизм выражающийся в выборе объектов или субъектов контроля, в излишней придирчивости или терпимости к реальным расхождениям цели и результата.

Психологически главным для исполнителя внешней контрольной деятельности является правильное понимание цели контроля. Она заключается не в порицании или поощрении, а в посильном способствовании повышению эффективности контролируемой деятельности. Основное направление развития контроля и усиление его позитивного влияния на процессы обучения и воспитания – это смещение контроля с результата (с конца) на сам образовательный процесс, его течение, этапы планирования и организации (к началу).

Выделяют 3 вида контроля:

- предварительный (констатирующий)

- текущий (формирующий)

- заключительный (итоговый этап экспер)

По отношению к реально-действующему человеку контроль может быть: внешним и внутренним.

Сформированная деятельность учения характеризуется наличием самоконтроля => этапы учения планируются и контролируются самим учащимся. Внутренний контроль является одной из функций внимания.

Оценка знаний учащихся – это не разовая процедура, а комплексный, длительный, систематический процесс.

Оценка выступает как некий универсальный показатель уровня знаний, общей образованности учащихся, отчего на практике возникает немало педагогических и психологических проблем. С т.з. педагогики оценка выполняет след функции:

Контролирующую,

Обучающую,

Воспитывающую.

Психология делает акцент на необходимости реализации именно воспитывающей мотивирующей функции оценки.

Оценивание включает в себя следующие компоненты:

1. Установление и четкая формулировка целей конкретного этапа обучения или образовательного процесса в целом. Поставленная цель должна обладать свойством проверяемости, т.е. иметь понятные, четкие, объективно воспроизводимые и желательно измеряемые показатели и особенности (например, понятийность, концептуальность, направленность, обобщенность, осознанность, прочность, гибкость, действенность, обновляемость, полнота).

Так, дословное воспроизведение учебного материала заслуживает высшей оценки лишь в том случае, если предлагаемая (или сформулированная), цель обучения сведена к полному и прочному запоминанию. Если же целью учебного процесса выступает понимание учебного материала, оценка того же знания должна быть иной.

2. Вторым компонентом процесса оценивания является выбор адекватных контрольных заданий, проверяющих, устанавливающих меру достижения поставленных целей обучения. Такие задания могут быть общими и частными, теоретическими и практическими, подразумевать короткий ответ либо развернутое изложение, содержать проблемный вопрос или быть сугубо описательными. Контрольные задания должны соответствовать как целям, так и содержанию конкретного учебного предмета.

3. Третий – выставление, объявление, оглашение традиционной для школы отметки или каким-либо другим способом выраженной оценки результатов проверки знаний. Необходимо различать два синонимичных понятия: «отметка» и «оценка». Педагогическая «отметка» - это некая универсальная «количественная» мера знаний, принятая и узаконенная в современном массовом образовании (цифра). Оценка – это понятие более качественное, чем количественное, а потому предполагающее значительную психологическую гибкость, вариативность.

Существующая ныне «пятибалльная» система является действительным измерением уровня знаний, то необходимо представлять объективные и специфические ограничения подобного «измерения». В этой измерительной шкале отсутствует «нуль» как условная точка отсчета. Ведь знание не может быть «нулевым», т.е. абсолютно у человека отсутствующим.

В психометрии выделяют 4 шкалы измерения:

- шкала наименований (номинативная),

- ранговая (порядковая)

- шкала интервалов

- шкала отношений

Шкала наименований представляет качественную классификацию объектов максимум на три класса: больше, меньше, равно (по отношению к существующему эталону). При использовании ранговой шкалы измеряемые объекты располагаются, ранжируются в порядке возрастания или убывания их величины, причем разность между смежными объектами не имеет значения. Измерение по шкале интервалов построено на равенстве разностей между всеми смежными парами величин. Эта разность выступает в качестве единицы измерения. Шкала отношений построена на равенстве математических отношений между всеми смежными величинами. В этой шкале существует и «нуль» как точка отсчета.

По мнению ряда психологов (Ш.А.Амонашвилт), в школьных отметках заключена лишь командная власть традиционного обучения. Отметка становится стандартным олицетворением всей личности учащегося. Например, «отличник» - это замечательный, дисциплинированный, способный школьник, гордость класса и родителей. «пятерка» существует как поощрение и восхваление, «двойка» - как резкое осуждение. Но психологически грамотная, выверенная оценка должна, прежде всего, внутренне мотивировать учащегося.

При оценивании выделяются и используются три относительные эталона.

1. предметная норма, которая характеризует знание самого учебного материала. Все это представлено в соответствующих учебниках и пособиях, справочниках и научной литературе, конспектах и учебных программах.

2. Социальная норма проявляется в том, что при оценивании знаний нескольких учащихся осуществляется сравнение одного с другим. Социальный эталон не нормирован никакими официальными документами.

3. Норма оценивания знаний называется индивидуальной и заключается во взвешенном, разумном и учете индивидуальных особенностей каждого учащегося. Эта «норма» является самой психологичной, а потому особо сложной и многозначной.

 

Психология воспитания. Соотношение обучения и воспитания. Психологическая сущность воспитания. Критерии воспитанности. Основные направления, средства и принципы воспитания. Представления о просоциальном и асоциальном поведении.

Воспитание – деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опята, процесс целенаправленного формирования убеждений, нравственных норм, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и активной жизни человека в обществе. ЗУНов, формируемых в процессе обучения недостаточно для развития целостной личности. Для этого необходимо формирование более глубоких личностных образований, убеждений, мировоззрения, устойчивых отношений к миру и другим людям, нравственных форм поведения и воли. Все эти задачи решаются в процессе воспитания.

Основными видами воспитания являются: семейное и общественное.

Роль семьи в воспитании детей очень велика. Семейное отношение является самым глубокими и прочными.

Семья может оказывать различное влияние на идеологии, морали особенностей взаимоотношений того социального слоя, к которому она относится, а так же от типа семьи, принятого стиля общения между ее членами.

Общественное воспитание приобретает все большее значение, она начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни человека.

Дошкольное воспитание осуществляется институтом дошкольных учреждений, затем центральное место в воспитании детей занимают школа и др образовательные учреждения. Значительная роль принадлежит так же внешкольным учреждениям и неформальным объединениям.

Воспитание осуществляется в совместной деятельности семьи, школы, внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности.

В широком понятии «воспитание» выделяет отдельные стороны: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Это разделение является условным, т.к. воспитание – единый, целостный процесс.

Основы теории воспитания заложил Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Научная разработка проблем воспитания и организация воспитательного процесса осуществляется комплексом наук о человеке: философией, педагогикой, социологией, акмеологией, психологией.

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования и развития ребенка как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса.

Главная цель воспитания – формирование активной творческой личности, подготовка к труду, как высшей форме человеческой деятельности, развитие личностных качеств (добропорядочность, трудолюбие, принципиальность, честность), обеспечивающих полноценную жизнь человека в обществе.

Воспитуемость – готовность человека к сравнительно быстрому формированию новых поведенческих актов и свойств личности, податливость, педагогическое воздействие.

В образовательном процессе обучение и воспитание взаимозависимы. В педагогической практике, однако, принцип единства обучения и воспитания реализуются не всегда. Традиционно в школе обучению уделяется больше внимания, чем воспитанию.

Ведущие специалисты Давыдов, Шадриков в области педагогической психологии критикуют сложившуюся систему образовательного процесса.

Критерии воспитанности:

1. высокий уровень нравственного и духовного развития человека; значение этических норм; формирование нравственных мотивов, установок, ценностей и соответствующего им поведения; умение соотносить свои действия с этическими эталонами.

2. Моральная ответственность за свое поведение и поступки перед обществом, другими людьми и самим собой.

3. Гуманистическая направленность личности, выражающаяся в устойчивом преобладании мотивов социально-полезных видов деятельности над эгоистическими мотивами.

4. Формирование познавательных мотивов и интересов направленных на всю окружающую действительность, формирование убеждений и мировоззрения.

5. Эффективное выполнение разнообразных социальных ролей; понимание других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий.

6. Владение собой, регулирование своего поведения и умение адекватно выражать эмоции.

7. Способность к самоконтролю и преодолению нежелательного поведения.

8. Открытость для новых возможностей личностного роста и развития, способность к самореализации и самовоспитанию.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.