Профессионализм и компетентность педагога — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Профессионализм и компетентность педагога

2017-11-27 341
Профессионализм и компетентность педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионализм педагога – это интегральная психологическая характеристика его труда, свидетельствующая о достаточно высоком уровне овладения профессией. Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

- объективные критерии: эффективность пед деятельности и пед общения по показателям обученности, развитости, воспитанности уч-ся;

- субъективнее критерии: устойчивая пед направленность личности как желание оставаться в профессии, позитивное отношение к себе как специалисту, удовлетворенность трудом;

- процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически ориентированных способов и технологий в своем труде;

- результативные критерии: достижение в пед труде результатов, востребованных обществом, формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в неизбежно меняющемся обществе и мире.

Профессионализм педагога включает 3 блока:

- высокий уровень педагогической деятельности, эффективное, т.е. с хорошими результатами выполнение разных видов пед деятельности – обучающей, воспитательной, развивающей, диагностической, коррекционной, самообразовательной;

- полноценное, гуманистически ориентированное гибкое пед общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками пед процесса;

- зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко-результативной пед деятельности и гуманистически ориентированного пед общения.

Пед компетентность – готовность и способность педагога к решению разных профессиональных задач.

Выполнение пед деятельности требует от учителя следующих видов компетентности:

- предметная компетентность – эрудиция, знание учебного предмета, интерес к нему, способность изменять его в соответствии с требованиями времени;

- методическая компетентность – знание методов преподавания учебного предмета, стремление обновлять свой методический инструментарий, индивидуализировать его в работе с конкретными учащимися;

- диагностическая компетентность – владение приемами изучения особенностей и возможностей отдельных учащихся при усвоении знаний;

- инновационная компетентность – готовность и способность учитывать и искать новые подходы в обучении и воспитании;

- исследовательская компетентность - желание и умение осуществлять пед исследование, участвовать в поиске, эксперименте.

Пед общение требует присутствия у педагога других видов компетентности, таких как:

- гуманистическая – стремление понять и принять другого человека с его проблемами «здесь и теперь», обмениваться духовными ценностями;

- социально-перцептивная как способность воспринимать, понимать и оценивать других людей;

- эмпатийная способность сопереживать и помочь другому человеку;

- коммуникативная, или способность строить обмен информацией, сотрудничать с другими людьми;

- конфликтная – умение строить бесконфликтное общение и взаимодействие с другим человеком;

- управленческая – совокупность умений по воздействию на другого человека.

Зрелость личности педагога предполагает наличие иного ряда видов компетентности. Назовем их:

- субъективная как способность быть субъектом своего пед труда, ставить задачи, прогнозировать, регулировать;

- рефлексивная (самодиагностическая) как совокупность умений анализа своего труда, оценивая его сторон, способность строить адекватную Я-концепцию;

- индивидуально-личностная как способность видеть зону своего ближайшего профессионального развития, поддерживать свое профессиональное здоровье и долголетие, разумный баланс расхода сил;

- кризисная как способность предвидеть и разрешить кризисы своего профессионального развития;

- акмеологическая как готовность и способность стремиться к высоким достижениям («акме») в своем труде, определить свою индивидуальную траекторию продвижения к следующим уровням профессионализма.

Знание различных видов пед компетентности может облегчить педагогу процесс осознания их наличия или отсутствия у себя, поиск путей их развития. Соотношение разных видов компетентности может меняться у одного и того же педагога в ходе его профессионального развития.

Уровни профессионализма педагога могут быть рассмотрены как этапы его профессионализации:

- освоение пед профессии, норм и менталитетов, требований профессии к задачам, способом, средствам, результатам пед труда, осуществляемое в педвузе, педколледже;

- адаптация к профессии; начало практической работы в системе образования;

- пед мастерство, выполнение на хорошем уровне высоких образцов и эталонов пед труда, описанных в разработках и рекомендациях;

- пед творчество как вариативное использование в своем опыте известных накопленных в профессии задач, методов, приемов пед труда и новых комбинаций из них;

- пед новаторство как нахождение принципиально новых задач, методов, приемов пед труда, участие в исследованиях и экспериментах, обогащение опыта профессии своим творческим вкладом;

- высокорезультативный труд педагога, выражающийся в достижении социально значимых показателей в развивающем и личностно-ориентированном обучении;

- самоактуализация в профессии, осознание возможностей развития своей личности средствами пед профессии, анализ индивидуального стиля в пед труде, укрепление собственных позитивных качеств и сглаживание негативных, усиление самобытности;

- профессиональная обучаемость как постоянная открытость современным требованиям профессии и общества, опыту коллег, стремление педагога к расширению зоны своего ближайшего профессионального развития.

Названные уровни профессионализма характеризуют гармоничное поступательное профессиональное развитие педагога, переход от мастерства к творчеству, повышение результативности и эффективности его труда.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.