Основные концепции психологии обучения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные концепции психологии обучения.

2017-11-27 453
Основные концепции психологии обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность и организация проблемного обучения.

В противоположность методам традиционного обучения направленным в основном на усвоение материала, который сообщается и объясняется учителем в педагогике и педагогической психологии была разработана концепция проблемного обучения (А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский, И.В.Лернер, Н.И.Махмупов). Используя метод проблемного обучения учитель не ставит задачи сообщения учащимся знаний в готовом виде, а ставит перед ними проблемные ситуации, побуждая искать пути и средства для их решения.

Цель проблемного обучения заключается не только в усвоении результатов научного познания, но и в организации процесса их самостоятельного получения.

Центральным является понятие «проблемная ситуация», его психологическое содержание было раскрыто Матюшкиным, который подчеркивал, что в отличие от задачи, проблемная ситуация создает психологическое состояние поисковой активности, возникающая при выполнении учебного задания, требующего от учащихся нахождения новых свойств предмета или способов выполнения действий с ним. Чтобы это произошло, учебное задание должно вызвать у ученика познавательный интерес или осознание важности и необходимости его решения.

Основным условием возникновения проблемной ситуации является потребность ученика в получении нового знания, это:

- раскрытие отношений

- определение свойства объекта или нахождение способа действия

Создание учебной проблемной ситуации ставит ребенка перед необходимостью выполнения задания, в котором подлежащее усвоению знание занимает место неизвестного. В процессе выполнения такого задания ребенок совместно с учителем или самостоятельно формирует новое знание. Предлагаемые задания должны быть таковыми, чтобы он не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но его знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа проблемной ситуации и нахождения неизвестного (Ш.А.Амонашвили использует специальный прием: ученик на ухо шепотом проговаривает решение задания).

В организации проблемного обучения выделяют 3 уровня:

1. низкий– учитель сам ставит проблему и решает ее (репродуктивный метод).

2. средний – решение осуществляется в совместной деятельности учителя и учащихся (частично поисковый метод).

3. высокий – учащиеся самостоятельно формулируют проблему и ищут ее решение (исследовательский метод; 4 класс и среднее звено).

Отношения педагогов и психологов к проблемному обучению неоднозначны. В настоящее время развивается несколько подходов к развитию творческого мышления в обучении близких к теории проблемного обучения. Широко применяется для развития творческого мышления и активные методы обучения, в которых лежит принцип проблемности.

Активные методы обучения – это методы, при которых предмет учебной деятельности выступает как средство общения или игры. К ним относятся:

- метод конкретной ситуации

- метод инцидента

- учебно-ролевые игры

Конкретные ситуации – это те же проблемные ситуации, но взятые непосредственно из жизни, охватывающие самые разные стороны человеческой деятельности.

Метод инцидента – характеризуется тем, что решение ищется в напряженных стрессовых ситуациях (дефицит времени, высокая ответственность), имитирующих реальные жизненные ситуации.

Проведение учебно-ролевых игр предполагает предварительную работу по разработке сценария, распределение ролей и вовлечение участников в игровые события. Они развивают мышление, создают возможности для творческой деятельности, диалогического общения на материале проблемной игровой ситуации.

Этапы проблемного обучения:

1. проблемная ситуация

2. проблема

3. поиск способа решения, гипотез

4. решение

Проблемное обучение достаточно широко используется в совр школе, хотя с некоторыми ограничениями:

1. далеко не весь учебный материал можно представить в виде проблемных ситуаций

2. познавательные возможности учащихся как правило сильно различаются, это требует сложной индивидуальной работы с каждым учеником.

3. применение методов проблемного обучения требует значительных временных ресурсов и особой квалификации учителей.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.