Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

2017-11-17 771
Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Специально подобранная мелодия снимает гнев и досаду, улучшает настроение. При помощи музыки облегчается установление контакта с человеком. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Он способствует формированию двигательных навыков, ритмических способностей.

На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В.М. Бехтерев. Дети задогло до развития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни. С возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоты тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие – плачем. Позднее на ребенка начинает влиять тембр или музыкальная окраска, т.к. в это время он различает тон речи.

В.М.Бехтерев писал, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно и нравственное развитие человеческой личности.

Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др [20].

У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций, проявляющийся в импрессивной и экспрессивной сферах. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности партнеров общения, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов. Указанные особенности могут существенно ограничивать коммуникативные возможности этих детей. Прослеживается непосредственная зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния и речевого общения заикающихся.

Итак, нарушение коммуникативных отношений способствует наращиванию эмоциональной напряжённости, которая ведет к усилению речевых судорог и нарушениям просодической стороны речи, тем самым проявляется в различных видах расстройств эмоционального поведения: перегрузке эмоционального напряжения, приводящей к конфликтным ситуациям; обострением отрицательных взаимосвязей с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, сдвиг темпо-ритмических соотношений в процессах возбуждения и торможения у заикающихся детей приводит к нарушению плавности речи, что ведёт к дискоординации всего речевого акта и обострению эмоционального напряжения. Замкнутый патологический круг требует разрыва патологических связей. Именно искусство может служить той «молнией», которая, сжигая отрицательные эмоции, может способствовать освобождению эмоционального напряжения и постройке нового «здания» коммуникаций заикающихся дошкольников. Согласно теоретическим исследованиям эмоций, проводившимися П.В. Симоновым, С.Х. Рапопортом, А.Н. Леонтьевым эмоции - энергизируют и организуют восприятие, мышление и деятельность, что обусловлено их когнетивно-оценочной функцией [13].

Это обстоятельство позволяет рассматривать музыку как важное средство коррекционного воздействия на заикающегося ребенка, поскольку она является мощным фактором активизации эмоции.

Практика использования музыки при коррекции речевых расстройств опирается, в частности, на предположение о сходстве механизмов восприятия музыкальных и речевых сигналов.

В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции [14].

Основой функциональной музыки и ее терапевтического воздействия послужили экспериментальные данные о том, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей ритм работы мозга можно изменять. Следовательно с помощью изменяющихся ритмов возможно активизировать или успокаивать не только работу мозга, но, в частности, изменять настроение.

Хорошо известно успокаивающее действие музыки в медленном темпе и возбуждающее - в быстром. Бравурный походный марш может поднять и повести в атаку казалось бы смертельно уставших солдат, траурная музыка вызвать слезы, веселая зарядить энергией на целый день [15]. Большинство людей чувствуют, что непреодолимая сила побуждает их делать мышечные движения, аккомпанирующие ритмам. Если им удается подавить эти движения в каком-нибудь одном мускуле, они появляются в другом. Эти движения, или мышечные сокращения, являются не просто результатом, а условием ритмического переживания. Дальнейшее подкрепление этого факта подтверждается в исследовании R.Mc.Dougall, которое было основано на предположении, что последовательность слуховых стимулов вызывает параллельный аккомпанемент в форме сенсомоторных рефлексов, возникающих в той или другой части тела. Впечатление ритма, с его точки зрения, обязано своим появлением системе кинестетических ощущений, вызываемых такого рода реакциями.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

Многочисленные музыкальные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве ведущего лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Благодаря этим качествам музыка была выделена в специальный раздел психотерапии – музыкотерапию [16].

Согласно классификации Chr.Schwabe имеются три направления использования музыки: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое. Специфика каждого направления заключается в целях использования музыки.

Применение музыкальных стимулов в лечебных целях (в музыкотерапии) преобладающими являются недирективные методы воздействия на пациента, идущие "от пациента", помогающие ему раскрыть и осознать свои проблемы, а затем найти способы их преодоления.

Значительную роль в этом случае имеет элемент спонтанности, свободного проявления действий и эмоций. При этом могут быть использованы активные формы музыкотерапии, к которым относятся: вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия, где важная роль отводится самостоятельному участию больного в планировании и осуществлении различных форм поведения, сопровождаемых музыкой. Но и пассивные формы музыкотерапии позволяют решать существенные задачи, среди которых следует выделить: коммуникативная музыкатерапия - установление контакта с пациентом, реактивная музыкотерапия - помощь в разрешении психологического конфликта и регулирующая музыкотерапия - снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Функциональная музыка использоваться в основном в промышленности: в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости. Для повышения интенсивности труда рабочих стали использовать музыку как внешний ритмический раздражитель [18]. Теоретическим основанием этого направления была теория А.А.Ухтомского о способности мозга изменять свои ритмы в зависимости от навязываемого темпа воздействия раздражителей. Пик расцвета этого направления пришелся на начало ХХ-го века. Позже функциональная музыка также стала использоваться в педагогике для решения трех основных задач: психофизиологической (сохранение здоровья и повышения работоспособности учащихся); социологической (увеличение привлекательности и заинтересованности во время занятия) и экономической (улучшение и увеличение производительности труда во время урока).

Педагогическое использования музыки опирается на директивные методы, строгую нормированность занятий, активный тренинг, определенных эмоциональных состояний, дидактику.

Основоположник музыкальной дошкольной педагогики Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности доступных для дошкольников: слушание, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах), творчество и музыкальную грамоту. Автор и ее последователь Б.М. Теплов отмечают важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают формировать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт детей, прививают знания, развивая интеллект и культуру ребенка [19].

Активная, двигательная природа музыкально - ритмического чувства легла в основу метода, разработанного Э. Жак Далькрозом суть которого заключалась в развитии ритмического чувства через различные пластические движения.

Включение специальных музыкально - ритмических занятий в курс лечения заикающихся было предложено в 1930 году профессором Гиляровским, который подчеркивал особую ценность ритмики для развития моторики [20]. Под его руководством была создана особая система лечебной ритмики и разработана методика музыкально-ритмических занятий для заикающихся детей и взрослых. Музыкальный ритм, благодаря своему богатству и разнообразию, дает неисчерпаемый практический материал. Огромное значение музыки как фактора тонизирующего, бодрящего, активирующего и спаивающего коллектив общеизвестно, поэтому лечебная ритмика, требующая движения в определенной музыкальной форме и подчинения определенному музыкальному ритму, играет в процессе оздоровления эмоциональной и волевой сферы больного большую роль [18].

Разновидностью этой системы является логопедическая ритмика.

Г.А.Волкова разработала логопедическую ритмику не только для заикающихся детей, как все перечисленные выше авторы, но впервые для детей с дислалией, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса, алалией и афазией.

Логопедическая ритмика, как и вообще лечебная ритмика, в основе своей системы имеет понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение логопата. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую жизнерадостную окраску [12].

Практика применения музыки в дефектологии не ограничилась только логопедической ритмикой. Музыку и движение в целях коррекции активно использовали для детей с нарушениями слуха Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, свою методику в отличие от логопедической ритмики они назвали фонетической ритмикой.

М.П. Вайзман подробно рассмотрел возможности использования музыки для коррекции психомоторных расстройств детей олигофренов.

Рекомендации по музыкотерапии при обучении и коррекции развития дошкольников с нарушениями движений предложили И.А.Смирнова, Н.И.Иванова, А.А.Лыщик. В основу всех этих работ положено развитие ладового и ритмического чувства, то есть перцептивного и продуктивного компонентов музыкального слуха, а также по формированию музыкального мышления для детей с церебральными параличами.

Формированию слуховых представлений, то есть развитию репродуктивного компонента музыкального слуха у заикающихся, посвящены работы по пению - Л.З. Андроновой, М.А.Арутюнян [21].

В последнее время все большее внимание в работе с детьми уделяется психологическим недирективным методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам ритмики и традиционного музыкального воспитания. Это направление обозначают термином "музыкотерапия". Задачи музыкотерапии для детей сформулировала Ю.С.Шевченко. К ним относятся: тренировка наблюдательности, упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие мыслительных способностей и фантазии, тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей и тонкой моторики.

Автор выделят четыре основных аспекта лечебного использования музыки в психокоррекции детей:

1. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу больных при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
музыкальным оформлением игр, воспитательных мероприятий или режимных моментов, специальной психотерапевтической ориентацией традиционных занятий с детьми.

2. Использование музыки в качестве вспомогательного приема, сопровождающего такие процедуры как аутотренинг, игротерапию, лечебную драматизацию и прочие.

3. Музыкальная ритмика, широко используемая при лечении двигательных и речевых расстройств, осуществляется в форме групповых занятий с ритмическими играми, хороводами, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма в ускоренном и замедленном темпе, игрой на ударных инструментах и т.п. Упражнения ритмико -психомоторной терапии обеспечивает многоканальность стимулов, организующих и концентрирующих внимание за счет сочетания акустических, оптических, тактильных и кинестетических элементов.

4.Музыкотерапия как форма лечебной педагогики, направленная на коррекцию личностных особенностей, дезадаптирующих ребенка в коллективе сверстников, нарушающих его социальные связи. В процессе эмоционально насыщенных занятий у детей формируются навыки общения. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка.

Чувства, возникающие под воздействием музыки, закрепляют в сознании и подсознании ребенка содержание внушений, облегчают овладение приемами саморегуляции, вживание в образ, побуждают воображение.

Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих.

Таким образом, проведенный анализ литературных данных свидетельствуют о том, что при решении задач совершенствования коррекционного процесса в специализированном дошкольном учреждении музыка может быть использована для повышения эффективности этого процесса. Именно с помощью музыки возможна работа по формированию представлений об интонационной выразительности, по развитию моторики (общей, ручной, артикуляторной и мимической), а также профилактическая работа, направленная на повышение умственной работоспособности и нормализацию психического здоровья ребенка. При подборе конкретных музыкальных средств необходимо учитывать характер имеющейся речевой патологии, тяжесть заболевания, возраст, индивидуально-психологические особенности ребенка. Если планомерно и систематически осуществлять дифференцированный подход в использовании различных музыкальных средств, подобранных с учетом структуры речевого дефекта (выраженности тех или иных его проявлений) и психологических особенностей детей, то это позволит увеличить эффективность логопедического воздействия и оптимизировать коррекционно-педагогический процесс в целом.

 

Выводы к первой главе

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. Эти трудности объясняются сочетанием при заикании как собственно речевых на­рушений различной степени выраженности, так и участием в генезисе заболе­вания и в клинической картине психологических факторов, во многом опреде­ляющих его течение, компенсацию и декомпенсацию.

Механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических и психолингвистических позиций.

У каждого здорового человека в момент острой пси­хической травмы может развиться заикание. В боль­шинстве случаев заикания психическая травма имеет решающее значение. Патогенное действие травм часто смягчается привходящими обстоятельствами. Однако психика детей более ранима, поэтому многие воздейст­вия, на которые не реагируют взрослые, оказываются вредными для детей. Мальчики чаще подвергаются пси­хическим травмам из-за их активного поведения. Эти­ми обстоятельствами можно объяснить более частое развитие заикания у детей и особенно у мальчиков.

Многие факторы (быстрая речь, задержанное речевое развитие, исправление леворукости, невротические чер­ты характера) действуют на развитие заикания опосре­дованно - через психическое травмирование.

Во время острой психической травмы пострадавший обычно вскрикивает. Эмоция, вероятно по закону отри­цательной индукции, блокирует (тормозит) голосообразование как одну из наиболее ранимых функций. Как правило, страдает нормальный голос, иногда экзогенно ослабленный. В некоторых случаях, по-видимому, голос поражается за счет функциональных механизмов (индукционное, запредельное торможение) без психической травмы. При заикании формируется функциональная патадинамическая структура, которая проявляет свойст­ва патологической доминанты и подкрепляется условно-рефлекторно. Основным патогенетическим фактором заикания являются эмоциональные реакции, чаще страх перед речью. В патогенезе заикания участвуют и рече­вые трудности, играющие второстепенную роль.

Преходящее выключение голосообразования под воз­действием эмоций является основой заикания (первич­ный феномен). В борьбе за голос формируются вторич­ные судорогоподобные симптомы. Таким образом, структура заикания оказалась единой, присущей боль­шинству случаев этой патологии. Часто формируются навязчивые фобические явления, изменяются личность, поведение больного. Заикание становится типичным си­стемным (голосовым) неврозом.

Существует комплексный метод реабилитации заикающихся и признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы.

Глава II Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

 

Организация исследования.

Целью экспериментального исследования является выявление, особенностей просодической стороны речи у заикающихся школьников.

Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. Изучение отечественной литературы по проблеме исследования нарушений просодической стороны речи у заикающихся.

2. Изучение уровня сформированности просодии у младших и старших школьников с заиканием.

3. Применение при обследовании разнообразного наглядного материала (натуральные трехмерные объемные предметы, предметные и сюжетные картинки, демонстрация собственных действий и т.д.);

4. Изучение степени выраженности нарушения формирования просодической стороны речи у детей с заиканием и заикоподобными расстройствами.

5. Реализование принципа опоры на ведущую деятельность возраста – учебную.

 

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно предположить, что у детей с заиканием нарушена не только темпо - ритмическая сторона речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата, но имеется так же ряд нарушений моторных функций, дыхания, интонационно - мелодической выразительности речи.

Диагностика уровня сформированности данных функций у детей с заиканием позволит с достаточной долей достоверности оценить у них степень нарушения речи и точно дозировать коррекционное воздействие.

Обследование заикающегося

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, пси­хиатра, окулиста, отоларинголога и др.

Обследование включает изучение анамнестических сведе­ний, педагогической, психологической и медицинской доку­ментации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значи­мые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородово­го) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рож­дении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные от­клонения в его соматическом и нервно-психическом состоя­нии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробно­го развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные фак­ты натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наи­более полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого об­щения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребен­ка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкиваний потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); пoмощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамма­тически правильного речевого общения и т. д.

● Когда возникло заикание, появились первые его признаки.

● Как внешне оно выражалось.

● Какие предполагаемые причи­ны могли его вызвать.

● Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постуки­вания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостат­ков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных зву­ков и слов на вдохе и др.).

● Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида дея­тельности.

● Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками).

● С чем связаны периоды ухудшения и улучше­ния речи.

● Как ребенок относится к имеющемуся у него рече­вому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, пережи­вает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.).

● Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты.

Сведения об особенностях становления заикания позволя­ют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствую­щих нарушений моторики указывает на необходимость дви­гательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающего­ся требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздей­ствия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникно­вения и особенностей протекания у него заикания прово­дится обследование речи заикающегося и внеречевых про­цессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Для исследования речи детей используются картинки книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

• место возникновения и форму речевых судорог;

• частоту их проявлений и сохранные речевые возможно­сти заикающегося;

• сопутствующие нарушения речи; двигательные наруше­ния;

• отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, то­ническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляют особенно­сти его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку пред­лагается составить рассказ или описать содержание картин­ки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или со­вместного произнесения простых и сложных фраз.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зави­симости от того, произносит ли ребенок сложную или про­стую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пере­сказа текста специалист отмечает, в каких случаях возникают речевые судороги: только в начале фразы, в процессе произнесения фразы. Выясняется, не зависят ли ре­чевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью пред­лагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.

Влияние разной степени ритмизованности на речь заика­ющегося может быть проверено следующим образом: он рас­сказывает о том, что нарисовано на картинках, передает со­держание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопут­ствующие речевые и двигательные нарушения: лишние сло­ва или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, тем­па, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые осо­бенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, не­собранность, «разболтанность».

Логопед уточняет сведения о контактности заикающегося школьника с окружающими (дома, в школе, со сверст­никами и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое пове­дение при обследовании (ожидает помощи, стремится к ак­тивному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжа­йся и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.