Методы изучения состояния моторных, мимических функций заикающихся школьников — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методы изучения состояния моторных, мимических функций заикающихся школьников

2017-11-17 304
Методы изучения состояния моторных, мимических функций заикающихся школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обследование заикающихся детей школьного возраста проводилось с помощью методики обследования, в которой сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, и др.) для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф. Архиповой. Исследование проводилось строго индивидуально. Время исследования не превышало 20 минут. Это позволило исключить влияние утомления на результаты эксперимента, которые строго фиксировались в картах обследования. После каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок.

 

Обследование общей моторики

В задачи исследования общей моторики входило изучение:

- статической и динамической координации движений;

- возможности производить движения одновременно;

- пространственной ориентации и организации движений рук и ног;

возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;

- изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных движений.

Процедура проведения эксперимента по копированию движений была следующей: логопед становился спиной к ребенку и осуществлял показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

Школьникам предлагалось выполнять задание совместно
с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно. Давались инструкции: «Посмотри на меня и сделай как я»; «Продолжай сам».

1. Испытуемым предлагалось воспроизведение следующих серий движений одновременно двумя руками:

а) серии из двух движений:

1) руки в стороны, руки на пояс;

2) руки в стороны, руки вверх;

б) серии из трех движений:

1) руки на пояс, на плечи, вверх;

2) руки в стороны, на плечи на пояс;

2. Выполнение серий движений одной рукой или ногой:

1) рука вверх, в сторону, вперед, назад.

2) ногу согнуть в колене, отвести в сторону, вытянуть вперед, отвести назад.

3) нога назад, вперед, на место.

3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

а) топнуть ногой, хлопнуть в ладоши или рукой об стол;

б) хлопнуть в ладоши или рукой об стол, топнуть ногой

в) топнуть правой ногой, хлопнуть в ладоши, топнуть левой ногой;

г) хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, хлопнуть в ладоши.

4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука – на плече, правая нога вытянута вперед. Отмечали точность выполнения движений и темп.

Задания оценивались следующим образом:

4 балла - выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

3 балла - выполнение с первой попытки в медленном темпе;

2 балла - выполнение со второй попытки;

1 балл - оказание помощи при выполнении задания.

0 баллов - невыполнение задания или отказ

Обследование мелкой моторики

Исследование мелкой моторики проводились во время медицинского обследования, на логопедических занятиях, игровой деятельности, при выполнении ряда тестов: тест-пробы Н.И.Озерецкого, С.Д.Забрамной, С.Е.Гаврилиной, И.Г.Топорковой и др. Оценивались точность, соразмерность, плавность выполнения движений, умение быстро переходить от одного темпа движений к другому. Определяли праворукость, леворукость и амбидекстрию.

Для определения ведущей руки, мы просили ребенка выполнить следующие инструкции:

1. Просили ребенка вдеть воображаемую нитку в мнимую иголку.

2. Просили ребенка «позвонить» по телефону (отмечали, к какому уху испытуемый прислоняет трубку телефона).

3. Предлагали ребенку нарисовать цветок (фиксировали, какой рукой ребенок берет карандаш).

4. Предлагали трубу калейдоскоп (отмечали, каким глазом ребенок смотрит в отверстие трубы).

5. Здоровались за руку (какую протянет).

6. Просили хлопнуть ладонью по столу (поймать комара).

Обследование состояния мелкой моторики включало три серии экспериментальных заданий.

1. Выполнение движения пальцами рук «пересчет пальцев» («пальчики здороваются»),направлено на исследование кинетической основы движений руки. При выполнении этого задания ребенку предлагалось прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и т.д. Аналогичное задание с пальцами левой руки. Далее предлагалось «поздороваться» пальцам правой руки с пальцами левой руки, по очереди, похлопать подушечками пальцев.

Задание оценивалось следующим образом:

4 балла - выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

3 балла - выполнение с первой попытки в медленном темпе;

2 балла - выполнение со второй попытки;

1 балл - оказание помощи при выполнении задания;

0 баллов - невыполнение задания или отказ.

2. Тест-проба Н.И. Озерецкого: показывали ребенку определенную комбинацию движений кисти и ладони руки («кулак – ребро – ладонь») и предлагали повторить одной рукой (правой и левой), двумя одновременно, поочередно.

Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

Отмечали точность выполнения движений и темп.

4 балла - выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

3 балл а - выполнение с первой попытки в медленном темпе;

2 балла – выполнение в замедленном темпе со второй попытки, с появлением синкинезий;

1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);

0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.

3. Реципрокная координация движений:

Положить перед собой на стол обе руки – одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны открываться от стола.

Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения задания - 1 минута.

Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений.

4 балла – темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно;

3 балла – в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа движений. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно;

2 балла – в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа и четкости и плавности движений. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространство;

1 балл –движения замедленны, нарушена четкость и плавность – цепь отдельных поз. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве. Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях невозможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии;

0 баллов – невозможность выполнения пробы.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.