II. Цели и задачи школьного психолога — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

II. Цели и задачи школьного психолога

2017-11-16 290
II. Цели и задачи школьного психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Какова, по Вашему мнению, основная цель профессиональной деятельности школьного психолога? ………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

 

2) Каковы, по Вашему мнению, основные профессиональные задачи, решаемые школьным психологом по отношению:

 

— К ученикам?…….………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

— К школьному классу?……………….…………………………………………

………………………………………………………………………………………

— К учителю?……………….……………………………………………….….…

……..…………………………………………………………………………….….

— К педагогическому коллективу?….…………….………………………….….

………………………………………………………………………………………

— К администрации школы?……………….…………………………………….

………………………………………………………………………………………

— К родителям ученика?……………….………………………………….…..….

………………………………………………………………………………………


Приложение 4

Шкала самооценки тревожности (Ч.Д.Спилбергер)

(Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., 2005, с.376-378)

Методика, предложенная Ч.Спилбергером, на русский язык была адаптирована Ю.Л.Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

 

Описание

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь так как правильных или неправильных ответов нет.

 

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________________

Дата____________Возраст________Образование____________________________________________

 

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

№ п/п Суждение Ответы
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничего не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я внутренне скован        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я ощущаю душевный покой        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряжения        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

 


Шкала личностной тревожности

 

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

 

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

№ п/п Суждение Ответы
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
21. У меня бывает приподнятое настроение        
22. Я бываю раздражительным        
23. Я легко могу расстроиться        
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
26. Я чувствую прилив сил, желание работать        
27. Я спокоен, хладнокровен и собран        
28. Меня тревожат возможные трудности        
29. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30. Я бываю вполне счастлив        
31. Я все принимаю близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности в себе        
33. Я чувствую себя беззащитным        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
35. У меня бывает хандра        
36. Я бываю доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником        
39. Я уравновешенный человек        
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

Ключ

Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Номер суждения Ответ Номер суждения Ответ Номер суждения Ответ Номер суждения Ответ
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1
4 3 2 1 21. 4 3 2 1 31. 1 2 3 4
4 3 2 1
1 2 3 4 22. 1 2 3 4 32. 1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4 23. 4 3 2 1 33. 1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4 24. 1 2 3 4 34. 1 2 3 4
4 3 2 1
4 3 2 1 25. 1 2 3 4 35. 1 2 3 4
1 2 3 4
4 3 2 1 26. 4 3 2 1 36. 4 3 2 1
1 2 3 4
1 2 3 4 27. 4 3 2 1 37. 1 2 3 4
4 3 2 1
1 2 3 4 28. 1 2 3 4 38. 1 2 3 4
1 2 3 4
4 3 2 1 29. 1 2 3 4 39. 4 3 2 1
4 3 2 1
4 3 2 1 30. 4 3 2 1 40. 1 2 3 4
  Сумма СТ =   Сумма ЛТ =

 

Ход выполнения задания

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испыту5емым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что они работают самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

 

Обработка результатов
Подсчитать сумму баллов по всем ответам. При интерпретации показателей можно применять следующие ориентировочные оценки тревожности:

Низкая……………………………….до 30 балов

Умеренная…………………………..31-44 балла

Высокая……………………………..45 и более баллов


Приложение 5

Оценка глубины конфликта

(Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001, с. 78-80)

 

В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

 

1. Стороны осознают причины конфликта 1 2 3 4 5 Стороны не осознают причину конфликта
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер 1 2 3 4 5 Причина конфликта имеет материальный характер
3. Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости 1 2 3 4 5 Цель конфликтующих — получение привилегий
4. Есть общая цель, к которой стремятся все 1 2 3 4 5 Общей цели нет
5. Сферы сближения выражены 1 2 3 4 5 Сферы сближения не выражены
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем 1 2 3 4 5 Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
7. Замечено влияние лидеров мнений 1 2 3 4 5 Замечено влияние лидеров мнений
8. В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения 1 2 3 4 5 В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

 

Оценка результатов

Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие занятия по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма балов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

а) если вы руководитель, то:

- при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

- при сумме баллом 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

- при сумме балов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.

б) если вы являетесь медиатором, то:

- при сумме баллов 35-40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом до снижения накала борьбы между ними;

- при сумме баллов 25-34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

- при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.


Приложение 6

Методика Е.П.Ильина «Диагностика склонности к определенному стилю руководства»

(Е.П.Ильин, 2006, с. 457-460)

Назначение. Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно уз­нать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Инструкция. Представьте себе, что Вы руководите коллективом. Вам предлагается от­ветить, как бы Вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.

Опросник

1. При принятии важных решений Вы:

а) посоветуетесь с коллективом;

б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

в) примете решение единолично.

2. При организации выполнения задания:

а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;

в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

а) будете жестко контролировать каждого из них;

б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;

в) посчитаете, что контроль не обязателен.

4. В экстремальной для коллектива ситуации:

а) будете советоваться с коллективом;

б) возьмете все руководство на себя;

в) полностью положитесь на лидеров коллектива.

5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:

а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

б) будете общаться, в основном если к вам обратятся;

в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

6. При управлении коллективом:

а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;

в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

7. В отношениях с членами коллектива:

а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;

б) будете поддерживать только деловые отношения;

в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

а) не допустите замечаний в свой адрес;

б) выслушаете и учтете замечания;

в) отнесетесь к замечаниям безразлично.

9. При поддержании дисциплины:

а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;

б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

в) учтете, что поддержание дисциплины — это не Ваш конек, и не будете оказывать дав­ление на подчиненных.

10. В отношении того, что о Вас подумает коллектив:

а) Вам будет безразлично;

б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:

а) будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;

б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;

в) будете осуществлять только общий контроль.

12. При возникновении затруднений при принятии решения:

а) обратитесь за советом к подчиненным;

б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется Вам;

в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.

13. Контролируя работу подчиненных:

а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;

б) будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;

в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

14. Руководя подчиненными:

а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;

б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

в) вообще не умеете приказывать.

15. При недостатке знаний для принятия решения:

а) будете решать сами — ведь Вы же руководитель;

б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.

16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

а) будете строгим, даже придирчивым;

б) будете требовательным, но справедливым;

в) к сожалению, будете не очень требовательным.

17. В отношении нововведений:

а) будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);

б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;

в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:

а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчинен­ных рассчитывать не приходится;

в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.