Профессиограмма профессии «официанта». — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Профессиограмма профессии «официанта».

2017-11-17 1550
Профессиограмма профессии «официанта». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание труда.

В обязанности официанта входят:

· подготовка зала и столов к приему посетителей;

· отбор посуды, столового белья, приборов, сервировка стола в соответствии с видом обслуживания;

· знакомство с меню, информирование о предлагаемых блюдах, прием заказов;

· доставка заказов;

· расчет с посетителями.

Таким образом, основная цель деятельности официанта – обслуживание посетителей на предприятиях массового питания.

Основной предмет труда – человек (сервисное обслуживание), сопутствующие – знаковая система (цифры, деньги) и художественный образ (художественное оформление).

В своей работе официант использует вещественные (орудийные) средства труда – ручные (карандаш, ручка, блокнот, штопор), автоматизированные (калькулятор). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – оперативная и долговременная память, стрессоустойчивость, распределение и переключение внимание, творческое воображение, счетные способности; понятная грамотная устная речь и подчеркнуто вежливое артистичное поведение; общая хорошая координация движений тела с развитой мелкой моторикой кистей рук, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание.

Работа официанта имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

· должностными обязанностями;

· правилами, инструкциями, руководящими материалами-постановлениями, распоряжениями;

· правилами к оформлению документации при расчете с посетителями;

· правилами санитарии и гигиены;

· основами этики и эстетики;

· нормами профессиональной этики.

Труд официанта имеет и индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и за нее отвечает, и коллективную (работа с бригадой поваров, другими работниками предприятия питания).

Функционально официант является исполнителем волеизъявления посетителей.

Контакты у официанта многочисленные, кратковременные, с меняющимися кругом лиц – с посетителями и долговременные - с работниками предприятий питания.

Ответственность у официанта повышенная материальная – за правильность денежного расчета с посетителями, моральная – за общение с посетителями (создание благоприятной репутации заведения).

Официант работает в комфортных условиях - в помещении, а также в салонах – пищеблоках транспортных средств, на улице (летние кафе), рабочая поза – стоя.

Психофизиологическую напряженность в работу официанта могут вносить следующие факторы:

· физические нагрузки (постоянное пребывание на ногах);

· повышенная моральная и материальная ответственность;

· наличие специфических условий труда (работа по сменам, шум);

· постоянное общение с людьми и связанные с этим эмоциональные нагрузки;

· необходимость учитывать индивидуальные запросы и личностные особенности посетителей;

· возможность травматизма при работе с острыми и бьющимися предметами;

· необходимость удерживать себя от пищевых соблазнов и соблазнов нетрудовых доходов при расчетах с посетителями;

· необходимость держать себя в хороших физических параметрах.

Кроме этого, профессия официанта является «тупиковой» по возрастному критерию (практически все официанты – до 30 (макс. 35) лет). Профессиональный рост связан с повышением уровня образования (менеджер предприятия торговли и общественного питания).

Требования профессии к индивидуальным способностям и особенностям специалиста:

· нервно-психическая устойчивость;

· высокая работоспособность и физическая выносливость;

· хорошая долговременная и оперативная память;

· хорошие счетные способности;

· способность к устойчивости, распределению и переключению внимания;

· выносливость слухового и зрительного анализаторов;

· наличие зрительно-моторной координации;

· четкая понятная речь;

· внешняя привлекательность.

Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:

· стрессоустойчивость;

· умение управлять собой;

· коммуникативные способности;

· подчеркнутая безукоризненная вежливость;

· артистизм;

· наблюдательность;

· аккуратность, чистоплотность;

· эстетический вкус.

Медицинские противопоказания.

Работа официанта не рекомендуется людям с заболеваниями:

· нервно психическими;

· хроническими инфекционными, кожными;

· опорно-двигательного аппарата;

· сердечно-сосудистыми;

· верхних дыхательных путей;

· аллергическими;

· зрительного и слухового анализаторов;

· речеголосового аппарата.

Дополнительное профессиональное образование.

Необходимы знания по математике, русскому языку и литературе, химии в рамках школьной программы.

Пути получения профессии.

Профессии официанта обучают в учреждениях начального профессионального образования, на курсах подготовки и переподготовки специалистов.

Смежные профессии:

Буфетчик, бармен, продавец, кассир, метрдотель, повар.

 


[1] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2012.

[2] Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности. – М.: Экзамен, 2012.

[3] Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: Нимб, 2011.

[4] Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2010.

[5] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2009.

[6] Соломандина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломандина, В.Г. Соломандин / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009.

 

[7] Романов В. Плюсы и минусы текучести кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 11. С. 94 - 107.

[8] Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. – М.: ГроссМедиа, 2009. – С. 89.

[9] Егоршин А.П. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 189.

[10] Опарина Н. Управление текучестью кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 4. – С. 56 - 67.

[11] Агашкова А.П. Есть такое явление – текучесть // Секреты управления персоналом. – 2008. – № 7. – С. 34-47.

[12] Сотникова С., Соловьёва Ю. Диагностика текучести персонала в торговле // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 11. – С. 12.

[13] Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. – М​.: Дело, 2009. – С. 45.

[14] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Электронный ресурс: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.12.12).

[15] Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – С. 156.

[16] Смирнова П.В. Формирование специфического человеческого капитала в организации // Вестник МГУ. – 2012. – № 12. – С. 3.

[17] Сотникова С.И., Соловьева Ю.Ю. Методический подход к расчету естественного уровня текучести персонала в торговле // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2008. – № 1. – С. 8.

 

[18] Уэйфорт П.Д. Текучесть кадров: система раннего предупреждения // Сети и системы связи. – 2008. – № 3. – С. 8.

[19] Уэйфорт П.Д. Текучесть кадров: система раннего предупреждения // Сети и системы связи. – 2008. – № 3. – С. 4.

[20] Официальный сайт регионального центра по соблюдению прав потребителя. – Электронный ресурс: URL: http:// http://zpspb.ru (дата обращения: 25.12.12).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.