Понятие и сущность конфликта — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие и сущность конфликта

2017-10-21 322
Понятие и сущность конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают непри­ятные ассоциации (угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды). В результате сло­жилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелатель­ное для каждого из наст особенно для руководителей, менеджеров, которым приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Кон-


флнкты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности сле­дует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторон­ники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управ­ления. В наше время теоретики и практики управления все больше склоняются к тому, что некоторые конфликты даже в самой эффек­тивной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять ими.

Что же такое конфликт?

Конфликт -- это такое отношение между субъектами социаль­ного взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взгля­дов, оценок и т. il).

Стороны конфликтаэто субъекты социального взаимодей­ствия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфлик­ту. Мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеа­лов, убеждений.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявля­ют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Вполне достаточно выделить два таких признака:

1) наличие противоположно направленных мотивов или суж­
дений. Такие мотииы и суждения являются необходимым условием
возникновения конфликта;

2) противоборство субъектов социального взаимодействия,
которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального,
материального, физического, психологического и т. п.).

Таким образом, необходимыми и достаточными условиями воз­никновения (наступления) конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.


Структуру конфликта можно представить в виде схемы {рис. 10.1).

 

 

 

  Позиция   Позиция
  конфликтующей стороны 1   конфликтующей стороны 2
 
  Образ предмета   Образ предмета
    конфликта 1   конфликта 2
  j   i г
    Сторона   Предмет   Сторона
    конфликта 1   конфликта   конфликта 2
  j    
    Мотив конфликта 1   Мотив конфликта 2
     
                 

Рис. 10.1. Структура конфликта

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает поми­мо желания их участников. Происходит это ч силу особенностей пси­хики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не при­дает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так Назы­ваемые конфликтовены — слова, действия (бездействие), способству­ющие возникновению и развитию конфликта, т.е. приводящие к кон-ф л и к т у к е 1 юс ре д с т не и н о,

Коварную суть ко нфл и кто геи о в можно объяснить тем, что мм гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность объясняется желанием защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. В отно­шении достоинств других людей мы не столь щепетильны и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями, а значит, легко «запускаем на орбиту» своих взаимоотношений с окружающими раз­личные конфликтогены.

Следует отметить, что «одиночный» конфликтоген, как прави­ло, не способен привести к конфликту, должна возникнуть цепочка конфликтогенов — их эскалация.


Эскалация коифликтогепов следствие того, что на кои-фликтоген в спой адрес человек старается ответить более сильным кон-фликтогеном, часто максимально сильным из всех возможных.

Общая схема этого процесса «обмена любезностями» очень проста. Подучив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испыты­вает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «оби­дой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, а для большей уверенности еще и с «запасом». Ведь удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного, весьма трудно. В результате сила конфл итоге нов стремительно нарастает.

Безусловно, необходимо уметь сдерживаться, а еще лучше — прощать обиды, но, к сожалению, это дано далеко не каждому.

Выделяют три основных типа конфликтен ечюи

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессивности;

3) проявление эгоизма.

Чтобы избежать конфл иктогенов в процессе общения и взаи­модействия с другими людьми, необходимо:

1) твердо помнить, что всякое неосторожное высказывание
в силу эскалации коифликтогенов может привести к конфликту;

2) проявлять эмпатию к собеседнику (представить, как отзо­
вутся в его душе ваши слова, действия).

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как было отмечено, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие про­тиворечия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногла­сия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при при­нятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Конечно, это не означает, что конфликт всегда носит п о л ож и тел ь н ы й х а р а кте р.

Конфликты, способствующие принятию обоснованных реше­ний и развитию взаимоотношений, называют функциональными (конструктивными); конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений,- дисфункциональными (деструктивными). Для того чтобы научиться правильно управлять


конфликтами, надо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

В соответствии с классификацией Л. Коузера различают:

1) реалистические конфликты, вызванные неудовлетворени­
ем определенных требований участников или несправедливым, но мне­
нию одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо
преимуществ и направленные на достижение конкретного результата;

2) нереалистические конфликты, имеющие своей целью
открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид,
враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится
здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Реалистический конфликт может превратиться в нереалисти­ческий, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалисти­ческие конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить в конструктивное русло. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации - создание бла­гоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само­регуляции эмоциональных состояний в общении.

Динамика конфликта. Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социаль­ного явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы кон­фликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характе­ризующие развитие конфликта от его возникновения и до разреше­ния. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов кон­фликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Основные этапы конфликта:

1) еозникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфлик­
тная ситуация создается одним или несколькими субъектами социаль­
ного взаимодействия и является предпосылкой конфликта;

2) осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участ­
ников социального взаимодействия и эмоциональное переживание
им этого факта. Следствием и внешним проявлением подобного осо­
знания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть
изменение настроения, критические и недоброжелательные высказы­
вания в адрес своего потенциального противника, ограничение кон­
тактов с ним и т.д.;


3) начало открытого конфликтного взаимодействия. На этом
этапе один из участников социального взаимодействия, осознавший
конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (демарш,
заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба
«противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия
направлены против него, и в сбою очередь предпринимает активные
ответные действия против инициатора конфликта;

4) развитие открытого конфликта. На этом этапе участники
конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требова­
ния. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не
понимать сути и предмета конфликта;

5) разрешение конфликта. В зависимости от содержания раз­
решение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средства­
ми): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.)
и административными (перепод на другую работу, увольнение, реше­
ния комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реаль­ных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) п и к конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться цик­лически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема второго цикла с прохождением фаз пика и слада, затем может начаться третий цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Графически этот процесс можно представить следующим образом (рис. 10.2).


Фаза подъема Начальная фаза

Цикл 3

Пик: конфликта


Пик конфликта

 

Фаза спада

Фаза

подъема


 


Рис. 10.2, Фазы конфликта



ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

Конфликты, представляющие собой сложное социально-пси­хологи чес кое явление, весьма многообразны, а следовательно, их мож­но классифицировать но различным признакам (табл. 10.1). С практи­ческой точки зрения классификация конфликтов важна, поскольку позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и оце­нить возможные пути их разрешения.

Таблица 10.1 Классификация конфликтов


№ п/п


Признак классификации


Типы конфликтов


Общая характеристика


 


Сфера проявления конфликта


1.1. Экономические

1.2. Идеологические

1.3. Социально-быто­
вые

1.4. Семейно-бытовые


.,1. В основе лежат
экономические проти­
воречия

1.2. В основе лежат
противоречия во взгля­
дах

1.3. В основе лежат
противоречия соци­
альной сферы

1.4. В основе лежат
противоречия семей­
ных Отношений


Степень длительности 2.1. Бурные и быстро-

и напряженности конфликта

2.1. Возникают на осно-
текущие ве индивидуальных пси-

хологических особен­ностей личности, отли­чаются агрессивно­стью и крайней враж­дебностью конфликту­ющих

2.2. Острые и длитель- 2.2. Возникают при
ные наличии глубоких

противоречий

2.3. Слабовыраженные 2.3. Связаны с не очень
и вялотекущие острыми противоре­
чиями либо пассив­
ностью одной из
сторон

2.4. Слабовыраженные 2.4. Связаны с поверх-
и быстротекущие ностными причинами,

носят эпизодический характер


344


Продолжение


№ л/п


Признак

классификации


Типы конфликтов


Общая характеристика


Субъекты конфликтно- 3.1, Внутриличностные 3,1, Связаны со столк-
го взаимодействия новением противопо-

ложно направленных мотивов личности


3.2, Межличностные

3.3. Конфликты «лич­ность—группа»

3.4. Межгрупповые


 

3.2. Субъектами конф­
ликта выступают две
личности

3.3. Субъекты конф­
ликта: с одной сторо­
ны личность, а с дру­
гой — группа, микро­
группа

3.4. Субъектами конф­
ликта выступают малые
социальные группы
или микрогруппы


 


Социальные послед­ствия


4.1. Конструктивные

4.2. Деструктивные


4.1, В основе лежат
объективные противо­
речия. Способствуют
развитию организации
или другой социальной
системы

4.2. В основе, как пра­
вило, лежат субъектив­
ные причины. Создают

социальную напряжен­ность и ведут к разру­шению социальной

системы


 


Предмет конфликта


 

5.1. Реалистичные
(предметные)

5.2. Нереалистичные
(беспредметные)


 

5.1. Имеют четкое
определение

5.2. Не имеют предме­
та или имеют предмет,
который является жиз­
ненно важным для одно­
го или обоих субъектов
конфликта


Впутриличиостпый конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, происходящих во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты


конструктивною характера являются необходимыми моментами раз­вития личности. Вместе с тем деструктивные внутриличностные кон­фликты несут серьезную опасность для личности - - от тяжелых пере­живаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения (суицида). Поэтому для каждого человека важно знать сущность внут­ри личностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Внутриличностный конфликт — ЭТО конфликт внутри лично­сти, представляющий собой столкновение ее противоположно направ­ленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутри личностном у конфликту присущи некоторые особен­ности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особен­ностями являются:

■ необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет
с у бъ е КТО и ко и <\ > л и к т и о го в з аи м о д е й ст в и я - - о г д ел ь и ы х л и ч л о с те й и л и
групп людей;

■ специфичность форм протекания и проявления. Такой кон­
фликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специ­
фическими состояниями (страхом, депрессией, стрессом), часто при­
водит к неврозу;

■ латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко
обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоя­
нии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние
под амфорическим настроением пли за активной деятельностью.

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практиче­ски все сферы человеческих отношений (табл. 10.2). Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особен­ностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и спо­собов управления ими является важной составляю шей в профессио­нальной подготовке любого специалиста.

Четкое определение межличностного конфликта дать практи­чески невозможно. Но когда заходит речь о таком конфликте, сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столк­новения противоположно направленных мотивов.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные осо­бенности, которые сводятся к следующему:

1) противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники стал­киваются лицом к лицу;


2) проявляется весь спектр известных причин (общих и част­
ных, объективных и субъективных);

3) для субъектов конфликтного взаимодействия является свое­
образным «полигоном» проверка характеров, темпераментов, прояв­
ления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-пси­
хологических особенностей;

4) высокая эмоциональность и охват практически всех сторон
отношений между конфликтующими субъектами;

5) затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех,
с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межлич­
ности ыми отиоше i шями.

Таблица 10.2

Сферы межличностных конфликтов


№ п/п


Сфера


Тип конфликта


Причина


 


1 Коллектив (организа­ция)


Руководитель — подчи ненный

Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные


Организационно-тех-нические: распреде­ление ресурсов; неудовлетворитель­ные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психоло­гические): индиви­дуально-психологи­ческие особенности; социально- психоло­гические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и ДР-}


 


Семья


Супружеские кон­фликты

Родители — дети Супруги — родствен-

ники


Ограничение свободы, активности и дейст­вий; девиантное пове­дение одного или нескольких членов семьи; наличие про­тивоположных инте­ресов; сексуальная дисгармония; мате­риальные проблемы; индивидуально-психологические осо­бенности и уровень психолого-педагоги­ческой культуры членов семьи


?Л7


Продолжение


№ п/п


Сфера


Тип конфликта


Причина


 


Общество (учреждения Гражданин — общество
социальной сферы, Гражданин — чинов-
государственные ник и т.п.

учреждения, улица, общественный транс­порт и т.д.)


Неразвитость техноло­гий приема граждан в государственных учреждениях и в сфе­ре обслуживания; низ­кая правовая и психо­лого-педагогическая культура


Педагогические конфликты. Эти конфликты возникают в резуль­тате профессионального и межличностного взаимодействия участни­ков учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострив­шихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конст­руктивный перевод стол к но иен ия сторон конфликта а заинтересован­ное устранение его причин. Таким образом, и данном толковании педа­гогического конфликта как разновидности конфликтов вообще внимание обращается прежде всего на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует подчеркнуть, что педа­гогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, что весьма существенно для опре­деления способов его предупреждения и преодоления.

Все педагогические конфликты можно распределить но трем группам. Первая группа - мотивациопные конфликты. Они возни­каю!' между учителями и учениками из-за слабой учебной мотивации учащихся, а проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы имеют тенденцию разрастаться, и в конечном итоге между учи­телями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние и даже борьба.

Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостат­ками в организации обучения в школе.

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно слож­ный и даже болезненный этап своей жизни. В первый конфликтный период происходит смена его ведущей деятельности игровой на учебную, меняется социальная позиция (он становится школьни­ком), появляются новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация к школе длится от трех месяцев до полу­тора лет.


Только ученик привыкает к своей новой роли и учителю в шко­ле, как наступает новый, второй конфликтный период — переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителей-предметников. Если учитель начальных классов обычно опекает своих подопечных, помогает имт заботится о них, то учителя средних клас­сов в основном относятся более строго и требовательно, приспособить­ся к этому сразу нелегко. Кроме того, значительно увеличивается коли­чество школьных предметов.

В третий конфликтный период - - в начале девятого класса -нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее спе­циальное учебное заведение или продолжать учебу и школе. Поступа­ющие в техникумы и училища часто испытывают своего рода комплекс неполноценности, поскольку переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто возни­кают ситуации, когда молодой человек намерен идти в десятый класс, но ему в этом отказывают. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный ученик вынужден идти в среднее специальное учеб­ное заведение по причинам материального характера. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс выступает чертой, после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.

И наконец, четвертый конфликтный период -- окончание шко­лы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.

К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работ­ника, студента, мужа (жены), отца (матери). Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным, полным неудач, срывов, проблем.

Третью группу составляют конфликты взаимодействий: уча­щихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Они проис­ходят не столько но объективным, сколько по субъективным причи­нам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых уста­новок и ценностных ориентации.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидер­ства. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и груп­па девочек. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подро­стков с классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Коп фл it кт ы «уч и т ел ь — ученика п о м и м о м <>т и вац и о н пых м о г у т носить и нравственно-этический характер. Школьные психологи часто


отмечают, что учителя не придают должного значения нраветценности отношений с ребятами: нарушают данное слово, открывают детские секреты и т.д. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителям. Так, только 3—5% школьников вступают в дове­рительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.

Конфликты между учителями могут возникать но различным причинам - от проблем школьного расписания до столкновений интим но-лично го порядка. В большинстве школ, особенно городских, типичен конфликт между учителями начальных классов и преподава­телями средних и старших классов. Суть взаимных претензии учите­лей друг к другу кратко можно обозначить следующим образом. Учи­теля-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из начальной школы, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорит о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Учителей-предметников упрекают в недостатке у них внимания и теплоты к детям. По-видимому, дан­ный конфликт обусловлен объективной причиной - отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Во взаимодействиях «учитель — администрация школы* воз-н и к а ют ко и фл и кт ы, аы зван ные пр о 6л емам и ел астиип о<)ч и и ей их. П оя в -ляются также конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств ь школу).

Сложную и обстоятельную типологию педагогических кон­фликтов предложила М.О. Новодворская, разграничив конфликты на деловые, личностные на деловой основе и межличностные. Каждый из этих типов, в свою очередь, классифицируется по источнику, факто­рам возникновения (объективные и субъективные), типу структуры взаимоотношений (вертикальные и горизонтальные), типу разреше­ния, влиянию на коллектив и его отдельных членов (конструктивный и деструктивный), форме выражения (скрытый, открытый).

Похожая типология конфликтов в педагогических коллекти­вах представлена в работе А.Ф. Пеленева. В качестве критериев для классификации он использует такие показатели, как должиостной ста­тус, причины конфликтов, их результаты, количественный состав про­тивоборствующих. Конфликты подразделяются на деловые и недело­вые; деловые, в свою очередь, делятся на правовые, педагогические и официально-коммуникативные, неделовые - на нравственно-ком-


муникативные и психологические. Данная классификация представ­ляется нам не совсем адекватной реальным противоречиям, имеющим место в педагогических коллективах. Непонятно, например, деление конфликтов на педагогические (деловые) и психологические (недело­вые), ведь особенностью любого педагогического конфликта (т.е. про­исходящего в школьном социуме) является его многоплановость, отра­жающая его социально-психологическую природу.

Наиболее приемлемой представляется типология педагогиче­ских конфликтов, предложенная Т.Н. Верониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик - - учитель, ученик - - родители, ученик - администратор, учи­тель — учитель, учитель — родители, учитель — администратор, роди­тели — родители, родители - администратор, администратор -- адми­нистратор.

Исходя из анализа основных тенденций в построении предла­гаемых типологий педагогических конфликтов наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодейст­вия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следу­ющая типология:

1) «учитель — ученик»;

2) «учитель — администратор»;

3) «учитель — родитель»;

4) «учитель — учитель»;

5) «ученик — ученик».

Признание данной типологии школьных конфликтов обуслов­лено тем, что она:

■ исходит из понимания школьного конфликта как формы про­
явления обострившихся объект-субъектных и субъект-субъектных
противоречий;

■ включает четыре основных специфических субъекта школь­
ной деятельности;

■ отображает наиболее типичные для школьного социума кон­
фликтные ситуации;

■ доступна и является наиболее практически востребованной
для использования в профессиональной деятельности педагогов.

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить банк данных школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей реальным способам предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Исходя из особенностей взаимоотношений субъектов школьных конфликтов можно разрабо-


тать практические рекомендации но снижению уровня конфликтно­сти, предупреждению и преодолению данных конфликтов в школе.

Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт:

■ служит источником развития личности, ее духовного совер­
шенствования и морального закаливания;

■ способствует адаптации личности к новым условиям;

■ объективизирует источник разногласия, суть противоречия,
что способствует нахождению способов их устранения;

■ помогает снять психологическую напряженность и избавить
субъектов конфликта от фрустрации;

■ способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет
неформальные отношения в школе;

■ «высвечивает» общественное мнение, социальные установ­
ки, гуманистические ценности членов школьного социума.

Ряд конкретных функций педагогического конфликта прояв­ляется в:

■ разрушении формальных и неформальных отношений сов­
местной деятельности в школьном социуме;

ш воспроизводстве психологического дискомфорта в общении;

■ усилении интровертироваиного личностного состояния субъ­
ектов общения.

Структура конфликта складывается из внутренней и внеш­ней позиций участи и ко и, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуа­ции, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.

Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отра­жается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различение внутренней и внешней позиций участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным внутреннее, существенное.

Конфликтные взаимоотношения с подростком можно изменить в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведе­ние, а на внутреннюю позицию, т. е. постараться понять его цели, инте­ресы и мотивы.

У большинства учащихся в возрасте 10—13 лет возникает ком­плекс самоутиерждения. Подросток стремится быть взрослым и тре-


бует равенства в отношениях, он хочет выделиться и утвердить свое «Я». Чтобы ему помочь, нужно найти такую деятельность, в которой подросток сможет добиться успеха. Как только он сумеет проявить себя и получить признание, он станет увереннее и спокойнее.

Определить объект конфликта бывает непросто. Улаживание конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу под­держания хорошей дисциплины в классе, учитель поручает подростку интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Вза­имодействуя друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:

1) нарастания;

2) реализации;

3) затухания.

Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие кон­фликтной ситуации можно уже на стадии ее возникновения. Одним из эффективных способов блокировки конфликта является переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость пред-метно-деятельиостную. Например, при нарастании напряженности меж­ду двумя учениками им обоим надо дать какое-либо поручение. Если оно будет связано с выполнением физического труда, отрицательная энергия учеников будет израсходована в деятельности, не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.