Имидж в современном обществе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Имидж в современном обществе

2017-10-21 938
Имидж в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «имидж» известно давно. В прагматическом аспекте мерными начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательством. Так, американский экономист Болдуйиг и 60-х год ах XX и. ввел в о б ор от понятие «ими дж >> и о бос н о нал е го и ео б х< > д и -мость н деловом преуспевании.

Затем понятие имиджа стало активно использоваться в поли­тологии, специалисты которой увидели в имиджировании важное направление своей работы. Кроме того, им хорошо были известны работы Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебопа «Психология социа­лизма», в которых было дано научно-прикладное обоснование прак­тической полезности этого феномена. Первый автор подробно гово­рил о необходимости для государственного лица обладать соответству­ющей «личиной» (маской), второй весьма удачно раскрыл смысл имиджирования как средства достижения политического успеха благо­даря созданию эффекта личного обаяния.

Феномен имиджа (а точнее, психологическое обоснование имиджирования) в последующем стал объектом и предметом иссле­дования социальных и прежде всего политологических психологов. Владея знаниями законов процесса социального восприятия и осозна­ния внешнего образа, они сумели придать данной проблеме необходи­мое теоретико-прикладное обоснование.

Визуальный эффект личности является предметом многих исследований. К этой проблеме обращался Гиппократ, он предлагал использовать мимику для определения темперамента. Аристотель в своих работах «Q возникновении животных» и * Риторика» раз­мышлял о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение, которому дал название «физиогномика». Врач Парацельс при диагностике больных исполь­зовал многие физиогномические данные. Из более поздних исследо­ваний внешнего вида людей следует назвать работы А. Шопенгауэра «О физиогномике» и Ч. Дариина «О выражении эмоций у человека и животных».


В наше время одной из развитых сервисных индустрии стала политическая и торговая реклама. В связи с возрастающим спросом на имиджирование появилась новая профессия — имиджмейкер. Тако­вым является специалист по конструированию имиджа личности и раз­личных деловых и политических структур, например, политической партии или общественной организации.

Имидж (от англ. image — образ, изображение) — это непосред­ственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о впечатлении, а не об оценке как рациональном факте деятельности сознания. Имидж чаще всего закапчивается на такой первоначальной познавательной операции, как представле­ние. Таким образом, как правило, имидж располагается в низших эта­жах нашей психики — в подсознании или в обыденном сознании. Этим и. объясняется его необычайная доступность для восприятия людьми и наличие в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установ­ка, ценностный стереотип, зовущая мечта.

В политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, лежащими за пределами реальной сущности личности. Не случайно есть понимание его как легенды или идола времени, или представителя какой-либо социальной страты (например, плейбой, супермен, «звезда»). Все это неприемлемо для управленческой практики. Данный вид профессиональной деятель­ности - - не театральные подмостки и не политическая арена. В ней дру­гие правила обиден ня с людьми и оказания на них целевого воздействия. Однако это не освобождает менеджера, особенно высших администра­тивных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.

Управление — это власть. Обладающие ею стремятся привле­кать к себе внимание людей. Так возникает извечная актуальная про­блема для руководителя - создание личного ореола, этакого свечения вокруг себя, проявления флюидного воздействия на людей, чтобы завоевать общественное признание. Сегодня трудно найти крутило политического деятеля, который специально не привлекал бы имидж­мейкеров. Имидж таких личностей буквально отшлифован. Вплоть до мелочей. Например, на старых лицах мимика больше фиксирует воз­растные изменения, а потому в телепередачах подобные лица подают­ся на определенном расстоянии от съемочной камеры или через спе­циальные фильтры. Очень важен фон, на котором показывают личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое при-


знание в стране с консервативными порядками. И ее имиджмейкеры большое внимание уделяли выбору интерьеров: большинство ее теле-выступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжен­ного камина, что отвечало английскому классическому духу.

Своему достойному имиджу придавали и придают важное зна­чение многие деловые люди и профессиональные руководители. Вспомним русского предпринимателя С. Морозова, маршала И.С. Коне­ва, американского менеджера Ли Якокку — все это энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы и обладатели эффек­та личного обаяния. Их личностное дарование, имея «товарный вид», пользовалось огромным признанием и помогало им решать многие деловые проблемы.

В своей книге «Лицегадание» Лаесаль пишет: <<Каждая профес­сия налагает на физиономию особый отпечаток, который обыкновен­но настолько характ ери чей, что по наружному виду почти безошибоч­но можно определить, с кем мы имеем дело: адвокатом ли, художником, врачом, торговцем». Управленческая деятельность буквально вытачи­вает облик руководителя. Объясняется это особым профессиональным видом деятельности и постоянным контактом с людьми, которым нельзя не отдать должное в активном социализирующем воздействии, вольно или невольно оказываемым ими на своего руководителя. А поскольку все люди разные, то и последствия подобного взаимодей­ствия для руководителя оказываются неодинаковыми.

Каждая управленческая должность — административный, штабной, полевой руководитель - - формирует определенный стиль поведения. Конкретно это проявляется в манере общения, в лексике и тональности речи, характере одежды. Таким образом, с одной сторо­ны, р у к о и од и тел ь до л ж е 11 в ы де р ж и в а т ь о п ре д еле н н ы й у п ра в л е н ч е с к и и стиль поведения, а с другой — его корректировать и оптимизировать в процессе общения с людьми. Другими слонами, речь идет о необхо­димости конструирования личноетно-делового имиджа руководителя как о важной составляющей его профессиональной деятельности.

Имидж может быть как индивидуальным, так и групповым, например, имидж фирмы или государственного учреждения. Как пра­вило, имидж имеет позитивный характер. Однако некоторые люди используют энатажные модели поведения, привлекая к себе инимаиие, получая доступ к средствам массовой информации, у которых «жаре­ные факты» и одиозные личности, пользуются устойчивым спросом.

Важным разделом имиджелогии является концепция о функ­циях имиджа. Их четкое понимание помогает менеджеру правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься рабо-


той над своим обликом как самостоятельно, так и с помощью привле­каемых для этой цели имиджмейкеров.

Различают две группы функций имиджа:

1) ценностные;

2) технологические.
Ценностные функции имиджа:

личнастио возвышающая. Благодаря положительному имиджу создается облик личности, выразительно подчеркивающий ее духов­ное достоинство, визуально опредмечивающий ее лучшие душевные характеристики, а а целом демонстрирующий ее индивидуальную незаурядность;

психотерапевтическая. Личность, обладающая обаянием, обре­чена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случа­ев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствуют ее устой­чивое мажорное настроение, оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.

Реализация ценностных функций имиджа ориентирована прежде всего на активизацию своеобразной подъемной силы, которая дает возможность с меньшими психофизическими затратами общать­ся с людьми и добиваться жизненного успеха. Это субъективное пред­назначение ценностных функций имиджа. Создание выразительного личного облика, располагающего к себе людей, а потому облегчающе­го им общение с таким человеком, стимулирует их выражать ему сим­патии, доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих душевных состояний. Таково объективное предназначение цен­ностных функций имиджа.

Технологические функции имиджа:

социальная адаптация. Правильно выбранный имидж позво­ляет быстро войти в конкретную социальную среду, расположить к себе людей, установить с ними доброжелательные отношения;

высвечивание лучших личиостио-двлоных характеристик. Имидж помогает проявить свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессио­нальные достоинства;

затенение негативных личностных данных. Посредством маки­яжа, прически (парика), одежды, манер можно отвлечь внимание людей от своих недостатков:

концентрация внимания людей. Умение «светить» людям невольно способствует проявлению интереса к такой личности;

расширение возрастного диапазона общения. Незамыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство совре-


менных манер общения и соблюдения моды — все это позволяет рас­ширить контакты с людьми, успешно заниматься трудовой и обще­ственной деятельностью в разновозрастных социумах.

Ценностные и технологические функции имиджа - приори­тетные составляющие самопрезентации. Знание этих функций и соответствующий тренинг (самостоятельный или с помощью имидж­мейкера) позволяют руководителю выстраивать свой индивидуально-личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявляются в «типовом имидже» руководителя его самобытные характеристики, способствующие достижению устойчивого общительного и делового успеха, тем в более ярком свете он предстает перед людьми как персо­на, достойная особого внимания,

ТИПЫ ИМИДЖА

Имидж представляет собой наиболее эффективную нодачу сообщения, которая способна обойти имеющиеся у каждого человека разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как пуб­личного или внешнего «Я>> человека, которое достаточно часто отли­чается от его внутреннего «Я».

Английская исследовательница Э. Сэмпсон говорит о лично­стном имидже как о сочетании ряда внешних и внутренних факторов, задающих самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со сторо­ны своего «Я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со сто­роны желаний.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынеш­нее состояние самоуважения. Очень образную цепочку рассуждений по этому поводу предложил С. Маршак: если вы хотите, чтобы вас ува­жали, вы должны для начала научиться уважать себя сами, а для этого бескорыстно выполните что-то трудное, например, изучите древнегре­ческий язык.

Воспринимаемый имидж - - то, как видят нас другие. Естест­венно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем (особенно это касается политиков), как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

Требуемый имидж:. Ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды: военная форма придает авторитетность, судебная мантия отделяет от обыденности бытия, царская корона на голове выделяет среди подданных.


Таким образом, имидж является комплексным понятием, пото­му и анализировать его следует с разных точек зрения. Остановимся на трех подходах к имиджу:

1) функциональном, при котором выделяют разные тины имид­
жа исходя из различного функционирования;

2) контекстном, при котором эти тины находится в разных
ко 11 т екс т ах р еал и з а д и и;

3) сопоставительном, при котором сравнивают близкие имиджи.
Функциональный подход. Современная наука выделяет сле­
дующие возможные варианты имиджа:

1) зеркальный. Этот вариант имиджа отражает наше представ­
ление о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы
же мы. Обычно данный вариант имиджа положителен, поскольку пси­
хологически человек всегда выдвигает на первое место позитив. Поэто­
му его минус — минимальный учет сторонних мнений. Вместе с тем
он может определять характеристики как лидеров, так и организаций;

2) текущий. Этот вариант имиджа выражает взгляд со сторо­
ны, причем не просто публики вообще (хотя он может быть весьма
существенным для данной организации или дан но то политика),
а взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. Самой важной
задачей здесь становится получение не столько благоприятного, сколь­
ко верного, адекватного типа имиджа;

3) желаемый. Этот вариант имиджа отражает то, к чему мы стре­
мимся. Он особенно важен для создаваемых структур, о которых еще
ничего не известно. В такой ситуации именно желаемый имидж может
выступать в виде единственно возможного. Достаточно часто такой
подход используют в описаниях и самоописаниях партий и новых
общественных движений. Каждый приход нового лица в старую струк­
туру также увязывается с ее новым желаемым имиджем;

4) корпоративный* Это имидж организации в целом, а не ее
отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация
организации, и ее успехи, и уровень стабильности. Особенно важен дан­
ный вариант имиджа для финансовых структур и трастовых компаний;

5) множественный. Этот вариант имиджа образуется при нали­
чии ряда независимых структур вместо единой корпорации. К хоро­
шему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, исполь­
зующие собственную символику, едимую униформу и т.д. Пассажир
должен узнавать символику своей авиакомпании на всем пути своего
движения в каждой мелочи. Активно укрепляется единый (а не мно­
жественный) имидж при проведении, к примеру, партийных съездов,
и этом случае каждая составляющая работает на единый результат.


Контекстный подход. Имидж дол леей носить целостный, согласованный характер, его отдельные черты не должны противо­речить одна другой. Системный характер имиджа выгоден для имидж­мейкера, поскольку позволяет по одной вводимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом не­обязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви, как это часто делается.

Сопоставительный подход. В этом случае сравнивают имид­жевые характеристики, например, двух политических претендентов, двух компаний, двух продуктов. Такая более четкая классификация необходима для того, чтобы иметь конкретные цели, на достижение которых и может быть направлена пиар-кампания. Например, поли­тикой можно сопоставить по таким параметрам, как искренность, компетентность, интеллигентность, хозяйственность, склонность к силовому решению. Выявив отличия, можно соответствующим образом перестраивать пиар-кампанию. Если перед нами дне фирмы, работающие, к примеру, в сфере снабжения гербицидами, сопоставить их имидж можно по таким параметрам, как: уровень обслуживания^ ста­бильность доставки, стоимость продукции.

Добавим в наш список возможных имиджей и закрытый имидж, характерный для многих советских и постсоветских руково­дителей. Он интересен тем, что каждый человек может увидеть в нем те черты, которые сам считает наиболее убедительными. Этот имидж подобно «черной дыре» готов принять все. Чем меньше информации имеет аудитория, тем серьезнее и значительнее выглядит фигура такого политика.

Возможен также мифологический имидж, когда подведение лидера подстраивается (подгоняется) под те или иные сложившиеся в данном обществе мифы.

Имидж является отражением требований массового сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиснозиции и, как наиболее эффек­тивный вид сообщения в данном виде коммуникации, и состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на уже апробированные человечеством модели. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. Поэтому он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него со стороны аудитории.

Таким образом, имидж представляет собой достаточно слож­ный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факто­ры, И все они должны быть приняты во внимание, поскольку восприя-


тие человека также идет по многим каналам и по каждому и:* лих надо вести определенную работу. Главным для создания имиджа становится его коммуникативная составляющая. Имидж — это инструмент обще­ния с массовым сознанием. Именно поэтому он довольно утрирован­но представляет образ политика, давая подсказки массовому сознанию, направляя его в те точки, которые наиболее для него значимы.

Имидж учителя. Учитель — это человек, который призван помочь ребенку сформировать ценностные ориентиры. Он помогает социализации ребенка. Поскольку подобное влияние проходит часто на уровне бессознательного, роль самой личности педагога весьма значима.

Каждый человек имеет свой статусный образ, или имидж. Несо­ответствие статусу - это вызов обществу, противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возмож­ность саморазвития и достижения психологической гармонии.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя — это не только индивидуальная цель. Забота учителя о своем имидже — немаловажная задача педагогической деятельности.

Сущность труда учителя заключается в обучении детей. Сле­довательно, забота учителя о своем имидже - - это также профессио­нальное требование. Любая профессия накладывает на человека опре­деленные обязательства.

Слагаемыми имиджа являются:

■ визуальная привлекательность;

■ вербальное поведение;

■ невербальное поведение;

■ ман е р ьj, эти к ет;

■ соответствие необходимому образу;

■ обаяние.

Значительную часть информации мы получаем благодаря зре­нию. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего обра­за очень важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления, которое накладывает отпечаток на даль­нейшее отношение к человеку, базируется на визуальном восприятии. Психологи экспериментально доказали, что внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Но что делать, если Бог не дал красоты? Прежде всего необходимо понимать, что визуаль­ная привлекательность - - это не только физические данные человека, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непо-


средств еп но от него. Привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Иногда мелочи способны испортить все впечатление (мятый костюм не выглядит модным, а неухоженные руки - красивыми). Ухоженность - это показатель культуры челове­ка. Французы говорят, что чистые волосы - - это уже стиль. А стиль -это сам человек. Это визитная карточка ваших качеств, которые под­черкнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

Основным стилем учителя является «классика». Этот стиль сим­волизируют такие профессионально необходимые для учителя качества, как уверенность в себе и самообладание, решительность и психо­логическая гибкость, авторитет. Классический стиль -- л то стиль, прове­ренный временем, но с включением модных элементов. Например, одеж­да классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но ни в коем случае не исключает модные пропорции и нюансы покроя, использование тканей новых фактур и актуальных цветовых оттенков. Цвет нашей одежды воздействует как на нас, так н на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспри­нимается окружающими па подсознательном уровне. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Напри­мер, теплые тона способствуют доверительности, холодные - - дистан­цируют и дисциплинируют. Желтый цвет символизирует открытость и оптимизм, красный — активность, эмоциональность, требовательность к себе и другим, фиолетовый замкнутость, но уравновешенность, синий — рассудительность и педантизм, зеленый — созидательное начало, спокойствие и реализм, серый — стремление скрыть чувства и эмо­ции, коричневый — практичность и солидность. Поэтому прежде чем выб­рать костюм, задумайтесь, какое воздействие вы хотите оказать на детей.

Помимо визуальной привлекательности основой персонифи­кации является вербальное поведение. Речь - - одно из средств линг­вистического самовыражения. Она организует работу интеллекта. Слово оказывает активное воздействие на головной мозг в целом. Вер­бальное поведение — это основное орудие учителя, которым он дол­жен владеть мастерски. Донести информацию можно не только сло­вом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Вербальное поведение невозможно представить без использования риторических приемов. Кстати, мастерское владение речью способно заворожить настолько, что некрасивую внешность просто перестают замечать.

Выстулление перед любой аудиторией требует определенного речевого обаяния. Это достигается следующим образом: надо дать понять, что проблемы аудитории значимы для вас; объяснения долж­ны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности (человек


должен знать, зачем ему это необходимо); интеллектуальное сотруд­ничество заслуживает искренних комплиментов; чувство юмора, осо­бенно в неожиданной ситуации,— тоже большой плюс. Необходимо отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с пауза­ми. Для привлечения внимания слушателей стоит пользоваться неко­торыми риторическими эффектами. Например, иногда можно употреб­лять фразы, привлекающие к вам внимание как к личности, или для активизации внимания слушателей вводить в свою речь оригиналь­ные, интересные факты. Но особенно важно присоединение к группе (раппорт). Для этого используют следующие приемы:

■ присоединение к эмоциям (у меня сегодня тоже хорошее
настроение);

■ присоединение к ритму. Ритм выступления возрастает или
понижается в зависимости от настроения группы (но иногда неожи­
данное изменение ритма речи способно взбодрить аудиторию);

■ присоединение на уровне разделения ценностей или разде­
ления реальности (меня заботит то же, что и вас).

Вербальное поведение — это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж. Однако вас не только слышат, но и видят, поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное пове­дение — это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появ­лению речи, а значит, менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение -- это про­явление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют рас­полагающе на людей. Но имидж — это не только собственный внешний и внутренний облик, а еще и настроенность человека на внешний мир и других людей. Собственные позы и жесты довольно трудно постоян­но контролировать, а порой и невозможно. Но другие люди имеют ту же проблему. Поэтому, обладая определенными навыками наблю­дения за лицами, взглядами, позами, жестами других людей, мы можем лучше понять их, а следовательно, строить с ними гармоничные отно­шения. Эффективные рабочие отношения часто строятся на хороших личных. Изучение «языка тела» и черт лица помогает понять, как вес­ти себя с окружающими людьми, чувствовать их. Это очень важно в работе учителя. Не менее важно помнить, что поясняющая жестику­ляция способствует лучшему усвоению информации.

Поведение людей в обществе регламентирует этикет. Суще­ствует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет - - это вербальные


формы выражения вежливых отношений между людьми. Данный эти­кет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значе­ние интонация, выбор слов я построение фраз. Грамотное использова­ние правил речевого этикета дает возможность избегать отрицатель­ных эмоций при общении.

Неречевой этикет — это система знаков (жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.н.).

Манеры служат показателем культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта. Личный наглядный при­мер — уже воспитание ребенка. Хорошие манеры требуют и культуры эмоций. Воспитанный человек должен контролировать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные), что требует дисциплины. Профессиональная этика учителя накладывает определенные этикет­ные рамки на личностную манеру поведения.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколь­ко хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. Актеры в качестве вспомогательных средств используют декорации, костюмы, грим. В классе у учителя весьма тре­бовательная и внимательная публика. Поэтому формирование имид­жа так важно для педагога. И чтобы ваш имидж был органичен и при­тягателен для окружающих, не забывайте об обаянии. Обаяние — это умение «светить* людям. Обаятельный человек быстрее и легче доби­вается своих целей, при этом завоевывая симпатии людей. Но обая­ние - наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо прежде всего полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имид­жем. Ухаживать за собой, заботиться о себе — это проявление любви к себе самому, а также хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, творческой самореализации. Кроме того, это пси­хотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА

Как было отмечено, создание позитивного образа руководите­ля во многом определяет успех его деятельности. Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производи­мого им впечатления и его привлекательности. Одежда человека, его внешний облик илияют на отношение к нему подчиненных, коллег и т.д. Характеристиками руководителя (делового человека) являются:

1) верность слову. Слово дороже любого договора (на Руси слово купца было надежнее всего);


2) умение принимать неординарные решеният позволяющие
эффективно действовать и решать проблемы;

3) эрудированность и широта знаний во многих вопросах;

4) привлекательный внешний вид.

Телосложение, рост имеют значение для карьеры. Крупные люди воспринимаются как более значительные, это способствует их более быстрому продвижению, они изначально выделяются. Люди маленького роста считают, что их. рост - вызов судьбы, поэтому они много работают. Их жизнь посвящена трехступенчатой схеме - - рабо­та, работа, работа, чтобы на них не смотрели с высока, но заметили.

В деловом общении большое значение имеет пол. Если мужчи­на не видит в собеседнице женщину, это резко ухудшает ее имидж. Аналогично и женщина хочет видеть и деловом партнере мужчину, если этого нет — его имиджу нанесен урон.

Твердость в отношении с партнерами, подчиненными понижа­ет имидж, так как воспринимается как бездушие.

Укрепить имидж помогут следующие рекомендации:

■ будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми;
ш облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения;

■ в деловом контакте примиряйте интересы, а не позиции —
этого достаточно. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать
свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела.

Злоупотребление утверждениями, категоричность суждений, безапелляционность снижают имидж руководителя. Наоборот, зада­вая вопросы, руководитель демонстрирует интерес к собеседнику и его мнению. Психологическое преимущество на стороне задающего вопро­сы, а не отвечающего на них. Это является скрытым комплиментом, повышающим имидж руководителя.

Успеху способствует имидж порядочного человека. В полити­ческой жизни скомпрометировать конкурента - - значит уничтожить его. На любого политика всегда ищут компромат, это стоит дороже любой предвыборной кампании.

Отсутствие приятельских отношений с сотрудниками и подчи­ненными также работает на положительный имидж руководителя. Его воспринимают как строгого, недоступного, занятого только делом чело­века. Б нашей стране на имидж руководителя плохо влияет приближе­ние к себе своих родственников, наследников, членов семьи. На Западе это норма.

Имидж руководителя зависит от эстетического впечатления, которое складывается у его подчиненных. Первое впечатление зави­сит от внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды.


Формирование положительного имиджа руководителя во мно­гом определяется его умением общаться с подчиненными. Существу­ет ряд проверенных эффективных приемов. К их числу относится при­ем быстрою запоминания имен и отчеств. Чтобы быстро запомнить имя и отчество, необходимо несколько раз повторить его вслух. Запо­минать можно и по ассоциации с именами знакомых, видных деятелей и т.д. Можно мысленно повторить про себя имя и отчество или дать установку на запоминание: «мне необходимо запомнить этого челове­ка», «этот человек мне очень нужен* и т.д.

Чем более персонифицировано обращение к человеку, тем оно эффективнее. Ничто так не ласкает слух человека, как его имя. При разговоре с подчиненным можно поинтересоваться его само­чувствием, спросить, все ли дома в порядке. В разговоре с подчинен­ными-женщинами лучше всего слрашииать о детях, интересонаться их успехами. Это значительно повышает имидж руководителя как человека заботливого, внимательного и т.д. В отдельных случаях можно сделать комплимент относительно того, как хорошо выглядит женщина.

Одним из приемов создания положительного имиджа руково­дителя является умение делать комплименты подчиненным. Многие руководители опасаются захвалить, перехвалить подчиненных. Вооб­ще в нашей стране существует явный перекос в сторону жесткого обра­щения с подчиненными. У нас не принято хвалить подчиненных, нака­зания преобладают над поощрениями, в то время как психологами установлено, что поощрения являются лучшим, чем наказания, сти­мулом к труду.

Человека в очках окружающие воспринимают как более начи­танного и образованного. Некоторые люди с отменным зрением (осо­бенно японские бизнесмены) специально носят очки без диоптрий, стараясь таким образом повысить свой имидж. Вместе с тем очки с затемненными стеклами являются препятствием для общения, так как могут раздражать собеседника тем, что скрываю]' глаза собеседника.

Наличие автоответчика, факса, общего и прямого телефонов, визитной карточки, секретаря повышает имидж их обладателя. Стои­мость пишущей ручки, делового блокнота свидетельствует о благо­состоянии человека. Руководители, деловые люди стараются пользо­ваться письменными принадлежностями от известных фирм.

Что касается украшений, то деловому человеку, руководителю лучше всего ограничиться обручальным кольцом. Чем скромнее одеж­да, тем выше имидж руководителя. Забота о своей внешности - - скры­тый комплимент окружающим.


Для имиджа руководителя не менее важны места, которые он посещает, люди, с которыми он общается, его увлечения (один сво­бодное время проводит в театре, библиотеке, в путешествиях, другой -в пивбаре, забегаловке и т.д.).

По результатам социологического опроса на тему «Каким вы желаете видеть своего руководителя» был составлен современный идеальный образ руководителя, с точки зрения подчиненного;

он одни из нас;

он лучший из нас;

он даст нам больше, чем любой из нас.

Одежда - - очень важная часть имиджа человека. Старомодно одетый руководитель может угодить в глазах окружающих и разряд кон­серваторов: костюм вышел из моды, а значит, и взгляды несовременны. В гардеробе руководителя должно быть несколько видов костюмов.

Вечерний костюм одежда обязывающая. Идеальное соче­тание — белая (или в тонкую полоску) сорочка, галстук классических расцветок, черные или темно-коричневые носки, черные туфли. На работу такой костюм носить не рекомендуется, он для досуга (пре­зентации, встречи, вечеринки и т.д.).

Деловой костюм дону екает более свободные сочетания. Необ­ходимо учитывать гамму цветов. Лучшее сочетание -- оттенки корич­невого и синего цветов, придающие облику руководителя авторитет­ность. Самая простая реализация такого сочетания - в галстуках. Для выступления на серьезных совещаниях, когда надо максимально при­влечь внимание, выделиться среди других, лучше надеть синий костюм, белую рубашку и красный галстук. Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимание и притупят интерес к выступающему. При дли­тельном выступлении яркие тона и детали одежды иызывают нара­стающее раздражение.

Выбор костюма зависит от фигуры. Если ваша фигура не под­ходит под описание «высокий, стройный мужчина*, то двубортный костюм из своего гардероба лучше исключить и выбрать однобортный. Можно сочетать пиджаки и брюки разного вида.

Особо нужно остановиться на имидже деловой женщины. Наиболее подходящая одежда для работы - деловой костюм: юбка с пиджаком, блузкой, жакетом. В солидных фирмах женщинам запре­щено появляться и брюках. Платья допустимы в жаркую погоду. Одеж­да не должна быть слишком облегающей. Прическа строгая, элегант­ная, украшений должно быть как можно меньше, но дорогих. Не следует злоупотреблять косметикой.


Резюмируя сказанное, представим краткий портрет преуспева­ющего делового человека:

■ одет в отличный модный костюм, у него свежая рубашка, мод­
ный галстук, начищенные яо блеска ботинки и аккуратная прическа;

■ приветливая улыбка на лице, он внимателен к окружающим,
быстро схватывает суть дела, сразу запоминает имена-отчества новых
знакомых и использует их в разговоре;

■ имеет все необходимые рабочие документы, которые выпол­
нены на хорошей бумаге.

Эффекты восприятия человека человеком. Эффекты восприя­тия - это психологические особенности, в силу которых мы воспри­нимаем человека или относимся к нему определенным образом. Суще­ствует много примеров, когда люди блестяще делают свое дело, но во многих других областях оказываются беспомощными.

Эффект ореола. Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на боль­шее и в других областях. Многочисленные факты доказывают, что для этого нет должных оснований, что это заблуждение, однако в сознании людей этот эффект обычно срабатывает безотказно.

Для подтверждения существования эффекта ореола был про­веден следующий эксперимент. Группе раздали задания, затем, не про­веряя, одной половине участников сказали, что они прекрасно спра­вились с работой, а другой - - что плохо. После этого группа получает еще одно задание примерно такой же сложности, как и первое. В резуль­тате б о л ьшин ст в о и з те х, кого п о х в ал и л и, втору ю р аб о т у с дел ал и л у ч -ше, чем тет чья первая работа была названа неудовлетворительной. Таким образом, при выполнении краткосрочных планов эффект ореола действует, хотя и не на всех людей в одинаковой степени.

Почвой для возникновения эффекта ореола являютс


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.