Нижегородский государственный — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нижегородский государственный

2017-10-07 1349
Нижегородский государственный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

 

 

М.А. Грачев

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Учебное пособие

 

Нижний Новгород 2006

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

 

 

УДК 811.161.1’271(075.8)

ББК 81.411.2

Г 788

 

 

М.А. Грачев. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. –

Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. - 198 с.

 

 

Практическое пособие «Русский язык и культура речи» содержит конспект лекций, задания для самостоятельной работы студентов, вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы.

Цель пособия – помочь студентам овладеть нормами устной и письменной речи, расширить их представление о системе русского языка, его функциональных стилях и стилистических средствах, способствовать выработке навыков лингвистического анализа.

 

Рецензенты: Л.В. Рацибурская, доктор филол. наук, профессор.

Э.И. Ефремова, канд. филол. наук, доцент

 

© Издательство ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006

© Грачев М.А., 2006


СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..  
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК. ЕГО ФОРМЫ……………...  
КУЛЬТУРА ПРОИЗНОШЕНИЯ………………………………………  
1. Русское литературное произношение……………………………..  
2. Произношение гласных звуков……………………………………  
3. Особенности произношения согласных звуков…………………  
4. Основные фонетические недочёты в речи……………………….  
5. Упражнения по культуре произношения…………………………  
КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ…………………………………..  
1. Упражнения на орфографические правила……………………….  
2. Упражнения на пунктуационные правила………………………..  
3. Комплексные диктанты…………………………………………….  
ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………..  
1. Слово и его признаки. Системность лексики.  
2. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.  
3. Лексика русского языка с точки зрения её употребления, активного и пассивного запаса…………………………………….  
4. Стили русского языка………………………………………………  
5. Фразеология. Источники фразеологизмов………………………..  
6. Основные словари русского языка………………………………..  
7. Стилистические ресурсы русского языка…………………………  
8. Изобразительно-выразительные средства языка…………………  
9. Классификация речевых ошибок………………………………….  
10. Задания по лексике и стилистическим ресурсам русского языка……………………………………………………………….  
ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО И ДЕЛОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ………………...  
1.Правила оформления документов…………………………………  
2. Типичные ошибки в документах………………………………….  
3. Деловые письма…………………………………………………….  
4.Об издании приказа…………………………………………………  
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ…………………………………………………….  
ЗАДАНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ………………………………  
СЛОВАРЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ…………………………………...  
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ…………………………………………………  
ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………………  
СПРАВОЧНИК УДАРЕНИЙ………………………………………….  
КЛЮЧ К УПРАЖНЕНИЯМ РАЗДЕЛА «КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»………………………………………………..  
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…….  
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ…………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

Цели и задачи курса

Культура речи - важная составная часть общей культуры человека. Чтобы быть культурным, нужно знать все богатства русского языка и уметь ими пользоваться. Лишь тот человек сможет добиться успеха в жизни, который хорошо владеет словом, умеет с помощью слова воздействовать на других людей. Не случайно древние греки и римляне уделяли большое внимание красноречию. Красноречие - красная, т.е. красивая речь. Именно в Греции появилась риторика - теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красиво. Ей - более чем две тысячи пятьсот лет! Греческая риторика связана с такими знаменитостями, как Платон, Демосфен, Аристотель; римская - с Цицероном, Квинтилианом. Древние греки и римляне относились с презрением к тем, кто плохо владел словом. "Он не умеет говорить", - таков был их приговор людям, не блистающим красноречием.

В России искусство красноречия также ценилось очень высоко. "Риторика есть хитрость добре глаголати" (искусство хорошо говорить) - так повествуется в старообрядческой риторике конца XVII в. "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнении", - это слова М.В. Ломоносова, отводившего значительное место риторике в образовательном процессе. Он создал пособие "Краткое руководство к красноречию" (1747 г.). Оно изучалось в большинстве учебных заведений России. В 1850 г. выходит работа К.П. Зеленецкого "Общая риторика. Гимназический курс".

По этому пособию (и ему подобным) учились будущие знаменитые российские ораторы, адвокаты и судебные обвинители: В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, П.А. Александров, А.Ф. Кони и др.

В ХХI в. содержание риторики и культуры речи обогатилось новыми концепциями и идеями, был переработан богатейший опыт прошлых поколений.

Известно, что школа в настоящее время недостаточно уделяет внимания преподаванию русского языка. Учителя-словесники нередко "забывают" про культуру речи и стили, поэтому занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" преследуют две цели: восполнить школьные пробелы; получить новые знания, которые необходимы будущему специалисту, юристу, психологу и проч. Представители интеллигенции должны: чётко произносить слова, правильно их употреблять, владеть языковыми нормами в области орфографии, пунктуации, орфоэпии, стилистики, уметь строить речь, различать стили,
знать основные толковые словари русского языка, использовать выразительные средства языка, владеть речевым этикетом.

В программе "Русский язык и культура речи" следует выделить пять основных разделов: "Культура произношения", "Культура письменной речи", "Лексика и стилистические ресурсы русского языка", Деловое письмо и деловые документы", "Речевой этикет".

Вначале обращается внимание студентов как будущих представителей интеллигенции на то, что знания по основам культуры речи им будут нужны не только в практическом, но и в культурном и эстетическом отношениях: на них будут равняться подчинённые, коллеги по работе. Они должны стать образцом культурного, интеллигентного человека.

Культура речи - это владение нормами устного и письменного языка: правилами произношения, грамматики, словоупотребления, умение использовать выразительные средства языка в различных ситуациях общения и т. д.

При изучении раздела "Культура произношения" важно нацелить студентов на правильное, литературное произношение, постараться устранить диалектные и просторечные недостатки, обратить внимание на ошибки, часто допускаемые в средствах массовой информации, а также в определённой местности (например, в Нижнем Новгороде).

Главная задача раздела "Культура письменной речи" - повышение грамотности. Чтобы достичь её, вначале проводится проверка реальной грамотности студентов, даются три вида диктантов: орфографический, пунктуационный, и диктант, представляющий собой связный текст. В дальнейшем, исходя из анализа диктантов, ведётся целенаправленная работа по исправлению ошибок, в которой большое место занимает практика.

Цель изучения лексики и фразеологии - познакомить студентов с богатством и красотой русского слова, показать словарный запас языка с различных точек зрения: происхождения, экспрессивно-стилистической, сферы употребления и т.д. Здесь же следует нацелить студента на искоренение словарно-стилистических ошибок, нередко допускающихся в речи, на нежелательность использования жаргонно-арготических слов и неоправданных иноязычных заимствований.

Особенно важным для студента является раздел "Стили русского языка. Официально-деловой стиль и деловое письмо". В этом разделе приводятся подробная характеристика официально-делового стиля, его сходство и отличие от других стилей русского языка. Данный раздел предусматривает овладение студентами правил написания документов и деловых бумаг: заявления, автобиографии, расписки, договора и т.п. Они должны научиться также вести деловую переписку с партнёрами, коллегами, организациями.

Раздел "Речевой этикет" предусматривает следующие темы: "знакомство", "прощание", "благодарность", "извинение", "просьба", "ты и вы" и др. Цель раздела - научить студента правилам общения с людьми в условиях деловой обстановки. Речевые средства убеждения, способы воздействия на партнёра, выработанные классической риторикой, оказываются очень важными и актуальными в сфере предпринимательства.

Особое место занимает "Словарь предпринимателя". В нём имеется около 240 наиболее употребительных терминов экономики и делопроизводства. Термины экономики и делового общения (их написание, произношение и значение), как показывает практика, лучше усваиваются в течение всего курса дисциплины "Русский язык и культура речи". Вместе с тем они являются хорошим иллюстративным материалом при изучении раздела "Стили русского языка", "Деловое письмо".

Дисциплина "Русский язык и культура речи" тесно связана с другими учебными дисциплинами: иностранными языками, культурологией, экономикой, юриспруденцией и т.д.

 

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

И ЕГО ФОРМЫ

Русский язык - это национальный язык русского народа. В национальный язык входят различные наречия, говоры, начиная от литературного языка и кончая жаргонами, арго и даже нецензурной бранью, то есть он является совокупностью всех слов, грамматических форм и особенностей произношения. Его высшей формой является современный литературный язык.

Литературный язык - это язык, обработанный мастерами, художниками слова, лингвистами. Он отличается нормированностью, т.е. наличием определённых норм, существующих в лексике, грамматике и фонетическом строе русского языка. Эти нормы обязательны для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в учебниках, словарях и справочных пособиях.

Литературный русский язык как высшая форма национального языка может быть противопоставлен ненормированным формам:

1. Территориальным диалектам с их особой лексикой, фонетикой и грамматикой. См. примеры произношения: "Девцонка, ты цья будешь?"; "Широкие здесь степя-то. Мы тебе могём и ишшо кровя пустить!"; а также лексемы: басалаи - "повесы, болтуны", дроля - "милый, дружок", баз - "крытый двор для скота", еланка - "полянка", кукан - "остров на середине реки", изнахрачить - "исцарапать до крови".

2. Социальным диалектам (жаргонам, условным языкам ремесленников и торговцев, арго):

а) условно-профессиональные языки - это лексика бродячих ремесленников и торговцев, которые функционировали в основном до


30-х годов ХХ в. (см. примеры употребления: «Прихлил арбезька с возгудом». – «Пришёл парнишка с гармошкой», «Сивоха сивонит лоха». – «Стужа морозит мужика»).

б) жаргоны – это лексика различных групп населения, ограниченная в употреблении определённым социумом; существуют классово-прослоечные, производственные жаргоны, жаргоны по интересам и увлечениям и жаргоны молодёжи, см. примеры: абитура - "абитуриенты", препод - "преподаватель" (из жаргона студентов); черпак - "солдат, прослуживший один год", литер - "лейтенант" (из жаргона солдат); хохолок, ирокез, гребень - "вид причёски у панков" (из жаргона панков); лисить - "заискивать перед влиятельным чиновником", письма за подписью Хованского" - "деньги, предназначенные для взятки" (из жаргона чиновников XIX в.); коза - "короткое замыкание" (из жаргона элетриков);

в) арго - (лексика криминальных элементов: преступников различных категорий, беспризорников, бродяг, нищих, лиц без определённого места жительства и проч., см. примеры: играть на скрипке - "пилить решётку для побега", кича - "тюрьма", полосатик - "осуждённый, отбывающий наказание в исправительно-трудовом учреждении особого режима").

3. Общерусского просторечия, состоящего из широко распространённых

слов, отличающихся в силу своей грубоватости, сниженности от литературных норм употребления, например: рожа - "лицо", треснулся - "ударился", транвай, баушка.

Русский язык вносил и вносит ценный вклад в развитие мировой цивилизации. Распространение языка способствует росту международного авторитета и общечеловеческой роли нации. Русский язык считается одним из шести мировых языков (русский, английский, французский, арабский, испанский, китайский). В Российской Федерации и СНГ он является средством межнационального общения. Для этого существует три причины: а) так сложилось исторически, то есть народы, присоединяясь к России, чтобы войти в политическое, экономическое и культурное пространство, должны были изучать русский язык; б) русские составляют основную массу населения России (80% всего населения), двадцать пять миллионов русских проживает в СНГ; в) русский язык является одним из самых богатых языков в мире

 

КУЛЬТУРА ПРОИЗНОШЕНИЯ

Произношение гласных звуков

 

Типичной ошибкой в произношении гласных звуков является отчётливое (нередуцированное) произношение безударных слогов.

Основные правила произношения гласных звуков

1. Все ударные гласные звуки произносятся отчётливо.

2. Гласные звуки [a] и [o] после твёрдых согласных в первом предударном слоге произносятся как звуки, близкие к [a], например: вода и [вада'], нога и [нага'], сады и [cады'].

3. Гласные звуки [a] и [э] после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к [и], например: пятак и [п'ита'к], леса и [л'иса' ], весна и [в'исна'].

4. Гласные звуки [a], [o] и [э] во втором предударном и заударных слогах произносятся как [ъ - ер] - очень короткий звук. Например: молоко и [мълако'], лазейка и [лаз'э'йкъ].

5. Гласные звуки [а] и [э] после мягких согласных во втором предударном и заударных слогах произносятся как звук [ь - ерь] - очень короткий звук, например: семя и [c'э'м'ь], пятачок и [п'ьтачо'к].

 

Вставьте пропущенные буквы

При горени.., неуживч..вый, в тетрад…, бе…призорник, прислуж…вать, корч..вать, содейств..вать, ветр..ный, маслен..ица, тушён..ый с яблоками гусь,..жечь, пр..глушить, незадачл..вый, глянц..вать, неопису..мая радость, возле круч.., в ущель.., укр..титель, согр..вать душу, прим..тивный, пок..ление, од..рённый, ск..чите, покл..нение, разг..реться, р..стение, подм..чить репутацию, трещ..тка, дич..к, глас..ность, дре..сировщик, необ..яснимый, с..ёжиться, сверх..нтересный, ц..новка, неприм..римый, к..горта, ц..корий, с..ртификат, аген..ство, бе...аветный, жалос..ливый, не учён..ый ничему, оп..озиция, ср..внять с землёй, старичишк.., долго ношен..ые вещи, и..подтишка, протал..нка, под уз..цы.

1.19. Упражнение на правописание словарных слов

Вставьте, где нужно, букву.

Инте..лигенция, пр..амбула, в..н..грет, кор..ктура, кристал..ьный, кал..играфия, трас..а, кор..ектор, им..нитет, бестсел..ер, апел..ция, ал..игатор, колос..альный, д..летант, к..росин, с..м..фор, в..рм..шель, пласт..лин, а..компан..мент, ск..м..рох, б..рдюр, бут..фория, мин..ралогия, компромис.., сим..етрия, экстр..в..гантный, коэф..ици..нт, пр..ходящие (временные) ценности, бюл..летень, ил..юминатор, мож..вельник, драм..а, д..ликатес, с..ртификат, фил..телист, ак..орд..он, к..горта, к..вычки, нав..ждение, пац..фист.

Упражнение на вводные слова

Расставьте знаки препинания и выделите вводные слова и словосочетания

О том как человеку найти себя люди думали во все времена. Но нашел себя человек или нет раньше вообще говоря мало кого интересовало. Сегодня проблема поиска места в жизни разумеется не может не волновать общество.

В некоторых лабораториях нашей страны ведутся исследования по профессиональной ориентации. Но надеяться только на эти исследования естественно нельзя тем более что они к сожалению еще далеки от завершения.

Даже если будет создана система моральной помощи такая же как скажем медицинская то и тогда она сможет гарантировать только от грубых ошибок лечить так сказать легкие формы болезни. Во всех других случаях человек как говорится остается наедине с самим собой. И здесь важно дать понять ему что без самого активного участия лично каждого проблему поиска места в жизни конечно не решить. Нужно искать свое место свой труд. Тогда бесспорно он принесет глубокое удовлетворение. (Из газет).

Упражнение на вводные слова

Расставьте знаки препинания. Объясните смысловую нагрузку вводных слов и словосочетаний

Знать у всех у нас такая участь и пожалуй каждого спроси радуясь свирепствуя и мучась хорошо живется на Руси (Есен.). Такого

разведчика ясное дело зауважают. Право прокуратор вы мне ничего

не должны. (Булг.). Так по-видимому дело и было. Кстати вернувшись

на свое место Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции. (Булг.) Вот например видите этот кусок земли? (Булг.). Может ему сейчас наконец снится сон. Ему должно быть приснился митрополит Двулогий (Ильф и Петр.). Впрочем он и сам был того же мнения.

Такого разговора может и не было. Разумеется ни о каких привилегиях не могло быть и речи. За мной в сущности никаких грехов не было. Вы отгадаете конечно кто этот гость нежданный был (Л.). Вероятно оттого что я выбежал на улицу без шапки и калош у меня поднялся жар. (Кор). Ему тогда было по всей вероятности пятнадцать или шестнадцать лет потому что он успел окончить восемь классов (Сол.). Стало так тихо что казалось было слышно как на плечи садились снежинки (Баб.). Я тогда

знал азбуку Морзе наизусть и мог выстукивать на ключе хотя теперь к сожалению и стыду не знаю ни одного звука (Сим.). К удивлению моему мужик самым благодушным образом здоровается с переводчиком Тюлиным (Кор.). Погода к нашей общей радости установилась теплая солнечная. Итак два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой (Г.). Сказать правду спасенный не понравился Морозке с первого взгляда (Ф.). Ты сказывают петь великий мастерище. (Кр.). Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создав футляр (Ч.). Хозяин как оказалось ушёл с красными (Шол.). Правда он видимо волевой человек. (Фед.). Бывало сверстники мои по воскресеньям всякие игры устраивают… (Шол.). И действительно несмотря на крайность своего положения Петенька отнюдь не оставил присущего ему легкомыслия (С.-Щ). Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу. (Арс.). Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.). Мне помогал маляр или как он сам себя называл подрядчик малярных работ.

Комплексные диктанты

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Дорога

Какое стран..ое и несущее и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама эта дорога! Ясный день осен..ие листья холодный воздух… Покрепче в д..рожную шинель шапку на уши тесней и уютней пр..жмёш..ся к углу! В последний раз пробежавшая дрож… прохв..тила члены и уже см..нила её пр..ятная теплота. Кони мчат..ся. Как с..блазнит..льно крадёт..ся дремота и смежают..ся очи! И уж сквоз(с)ь сон слыш..тся и "Не белы снеги" и сап лошадей и шум к..лёс и уже храпиш.. пр..жавши к углу своего соседа. Проснулся пять станций убежало назад луна неведомый город церкви с старин..ыми деревян..ыми куполами и чернеющимися остроконечьями тёмные бр..венч..тые и белые камен..ые дома. Сияние месяца там и там буд(то) белые полотнян..ые платки развеш..вались по стенам по м..стовой по улицам косяками перес..кают их ч..рные как уголь тени подобно сверкающему метал..у блистают вкось оз..рён..ые деревян..ые крыши и нигде ни(е) души всё спит. Один..одинёш..нек разве где..нибудь в окошке брезж..т огонёк мещанин ли городской тача..т свою пару сапог.. пекарь ли возит..ся в печурк.. что до них? А ноч..! Небесные силы! Какая ноч.. сов..рша..тся в вышине! А воздух а небо далёкое высокое там в (не)доступной глубине своей так необ..ятно звучно и ясно раскинувшееся! Но дыш..т свеж.. в самые очи холодное дыхание и убаюк..вает тебя и вот уже дремл..ш.. и забыва..ш..ся и храпиш.. и ворочается сердито почувств..вав на себе тяжесть бедный пр..тиснутый в углу сосед. Проснулся и уже опять перед тобою поля и степи нигде ничего везде пустырь всё открыто.

Верста с ц..фрой л..тит тебе в очи зан..ма..тся утро на побелевш..м холодном небосклоне золотая бледная полоса свежее и ж..стче ст..новит..ся ветер покрепче в тёплую шинель!

(Н.В. Гоголь, 298 слов)

Капитан

Словно затравлен(н)ый волк бледный и озлоблен(н)ый с горящими глазами всё ещё (не)теряя самообладания капитан точно пр..росший к мостику жадно и сердито оз..рался вокруг ища спасения людей и судна. К..залось он чу..ствовал эти взгляды полные мольбы и укора устремлён(н)ые на него и мысль что он виноват в гибели снова прон..слась в его голове заставив болезнен(н)о вздрогнуть мускулы его напряжён(н)ого страшно с..рьёзного в эту минуту лица. Спасения казалось не было. Прошло (не)более минуты как судно пон..слось на гряду скал и капитан переживший в эту минуту целую вечность к ужасу своему не находил выхода. Ещё десяток минут и корабль наскочит на камни и там общая смерть.

Но вдруг глаза его вп..лись в (не)большой заливчик вдавшийся в берег (с)прав.. впились и блес..нули радос..ным блеском оз..рив всё его лиц.. И в то(же)мгновение он крикнул в рупор громким уверен(н)ым и пов..лительным голосом Ставить паруса! Этот уверен(н)ый голос пробудил во всех какую(то) смутную надежду хотя (ни)кто и не понимал пока к чему ставятся паруса только старый штурман уже пр..готовившийся к смерти и по..прежнему спокойно стоявший у компаса весь встр..пенулся и с восторжен(н)ым уд..влением взглянул на капитана. Штурман ож..вился и стал смотреть на этот самый заливчик почти закрытый возвышен(н)ыми берегами.

Матросы стр..мительно качавшиеся на реях и без подбадривания в надежде на спасение т..ропились поднимать паруса (не)смотря на адский ветер грозивший каждое мгновение сорвать их в море или на палубу. Одной рукой д..ржась за рею и пр..жавшись к ней другой свободной рукой каждый матрос делал своё адски..трудное дело на страшной высоте при ледяном ветре. Пр..ходилось ц..пляться за мякоть паруса и рвать до крови ногти.

Наконец минут через восемь (во)время которых корабль пр..близился к скалам (на)столько бли(з,с)ко что можно было видеть простым глазом черневшие (по)временам высокие камни паруса были поставлены и судно снова как послушный конь на доброй узде бросилось к ветру и накренившись почти чертя воду бортом понеслось теперь к берегу оставив (в)лев.. за собой страшную гряду камней.

(К. Станюкович, 318 слов)

Кроншнепы

Знаю мало кто сидел ранней весной на болотах в ож..дании т..теревин(н)ого тока и мало слов у меня что(бы) хоть намекнуть на всё в..ликолепие птич..его концерта перед в..сходом со..нца. Часто я замечал что первую ноту в этом концерте б..рёт кроншнеп. Это очень тонкая трель совершен(н)о (не)похожая на всем известный свист. После когда закричат белые кур..патки зачуфыркают т..терева и токовик иногда возле самого шалаша зав..дёт своё б..рмотание тут уж бывает не до кроншнепа но потом при в..сходе со..нца в самый торжествен(н)ый момент (не)премен(н)о обратиш.. вн..мание на песню кроншнепа очень в..сёлую и похожую на плясовую эта плясовая так(же) (не)обходима для встречи со..нца как журавлин(н)ый крик.

Раз я вид..л из шалаша как среди чёрной петушин(н)ой мас(с)ы устроился на кочке серый кроншнеп самка к ней прилетел самец и поддерживая себя взмахами своих больших крыльев ногами к..сался спины самки и пел плясовую. Тут конечно весь воздух дрожал от пения всех болотных птиц и помню лужа при полном безветрии в..лновалась от множества пробудившихся в ней нас..комых.

Как(то) вечером я вышел в болото промять с..бак. С..баки высунув языки бегали и время от времени л..жились как свиньи брюхом в болотные лужи. Вдруг пок..залась большая птица стала тр..вожно кричать и описывать вокруг нас большие круги. Прилетел и другой кроншнеп и то(же) стал с криком кружиться третий оч..видно из другой семьи пересёк круг этих двух усп..коился и скрылся. Мне нужно было в свою кол(л)екцию достать яйцо кроншнепа и рассчитывая что круги птиц непр..мен(н)о будут уменьшат..ся если я буду пр..ближаться к гнезду и ув..личиват..ся если удалят..ся я стал как в игре с завязан(н)ыми глазами по звукам бродить по болоту.

Наконец обе собаки схватив верхним чутьём сделали стойку. Я пошёл по напр..влению их глаз и носов и увид..л на полоске мха три большие яйца.

Как хорошо мне было в (не)пр..ступных болотах и какими далёкими эпохами земли веяло от этих б..льших птиц с длин(н)ыми кривыми носами на гнутых крыльях перес..кающих диск красного со..нца!.

(М. Пришвин, 318 слов)

Лесная сказка

Для нас охотников особенную прел..сть имеет (не)забываемый час солнечного заката. Чудесная в..лшебная наступает в лесу тишина. Ещё поёт разл..вается как (бы) не (в)силах сдержат..ся неугомон(н)ый музыкант дрозд сидя на в..ршине дерева страс..но в..ркует освещён(н)ый з..лотым луч..м закатного со..нца дикий голубь спохватит..ся прокукует и как(бы) поп..рхнувшись умолкн..т кукушка. П..следние звуки в лесу подчёркивают наступающую тишину. Но уже по..вечернему тихо и прохладно под д..ревьями. Нарушая наступившую тишину прогудит жук и зац..пившись за ветку свал..т..ся к ногам охотника на землю. Тихо и влажно крича весь з..лотой в лучах закатного со..нца пролетит над головой охотника первый вальдшнеп и как(бы) на секунду пр..ост..новившись медлен(н)о потонет над сквозными в..ршинами леса.

Ещё (ни)когда не дов..дилось мне видеть на токах такого (не)обычайного к..личества глухарей. Я сидел в барх..тном кресле а они сл..тались иногда обдавая меня ветром своих сильных крыльев ни(з,с)ко садились на голые скв..зившие на золоте неба деревья. Я сидел оч..рован(н)ый (не)шев..лясь боясь двинут..ся что(бы) не испугать сидевших птиц. Длин(н)оволосые вальдшнепы один за другим непр..рывно тянули над лесом.

Я сидел до поз..него вечера до ночной темноты. До самой ночи глухари пели дрались перелетали. Сидя на месте я вид..л поющих д..рущихся птиц такими чудными сказ..чными к..зались они мне.

(Не)желая тр..вожить птиц я решился остат..ся до утра на току. Развалившись в ночном кресле я засыпал и просыпался курил трубку и слушал как пош..веливаются (надо)мною покряхтывают спящие птицы. Кричали и ст..нали зайц(ы,и) было слышно как прошли краем б..лота лоси. (Не) р(а, о)зж..гая огня я провёл среди тока всю ноч.. Картина (не)видан(н)ого спящего тока рис..валась моему во..бражению.


Стран(н)ое дело утром глухарин(н)ый ток молчал. Медлен(н)о наступил рас(с)вет на фоне просв..тлевшего неба выступили чёрные ветви д..ревьев но н(е,и) един(н)ого звука не слышалось на спящем току.

Больш.. я (не) мог остават..ся на току и огорч.. н(н)ый (не)ожидан(н)ой (не)удачей тронулся в путь к своему к..стру. (Не)обычайная перем..на наступала в лесной пр..роде гнилой холодный почти непр..ницаемый туман надв..нулся из залива.

(И. Соколов-Микитов, 310 слов).

Летом

Был пр..красный июльский день один из тех дней которые случаются только когда п..года уст..новилась надолго. С самого ран(н)его утра небо ясно утрен(н)яя заря не пылает пожаром она разл..вается кротким румянцем. Со..нце (не)огнистое (не)раскалён(н)ое как (во)время знойной засухи (не)тускло..багровое как перед бурей но светлое и пр..ветно..лучезарное мирно всплывает над у(з,с)кой и длин(н)ой тучкой. Верхний тонкий край растянутого облачка св..ркает змейками блеск их подобен блеску кован(н)ого с..ребра. Но вот опять хлынули играющие лучи и вес..ло и вел..чаво словно взлетая поднимается могучее светило. Около полудня обыкновен(н)о появля..т..ся множ..ство круглых высоких облаков золотисто..серых с нежными белыми краями. П..добно островам ра(з,с)бросан(н)ым по бе(с,з)конечно разливш..йся реке обтекающей их глубоко прозрачн(н)ыми рук..вами они почти не трогаются с места далее к неб..склону они сдвигаются т..снят..ся с..невы между ними уже не видать но сами они уже так(же) лазурны как небо они все (на)сквозь проникнуты светом и тепл..той. Цвет неб..склона лёгкий бледно..лиловый не изм..няется весь день и кругом од..наков (ни)где не темнеет не густеет гроза разве кое..где (с)верху (в)низ протянутся г..лубоватые полосы то се..тся едва заметный дожь. К вечеру эти облака и(з,с)ч..зают последние из них черноватые и (не)опр..делён(н)ые как дым л..жатся роз..выми клубами напротив зах..дящего со..нца на месте где оно зак..тилось так(же) сп..койно как сп..койно взошло на небо алое сиянье стоит (не)долгое время над пот..мневшей землёй и тихо мигая как бережно несомая свечка затепл..тся на нём в..черняя звезда.

В такие дни краски все смягчен(н)ы светлы но (не)ярки на всём лежит печать какой(то) кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силён иногда даже "парит" по скатам полей но ветер разг..няет раздвигает нак..пившийся зной и вихри -круговороты несомнен(н)ый признак постоян(н)ой погоды высокими белыми столбами гуляют по дорогам чере(з, с) пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет п..лынью сжатой рожью гр..чихой даже за час до ночи вы не чу..ствуете сырости. П..добной погоды желает з..мледелец для уборки хлеба.

(И. Тургенев, 304 слова)

Любимец матросов

Ненав..сть нового старшего офицера к Куцему и его угроза выбр..сить матрос(с)кую с..баку за борт были встреч..ны общим глухим роп..том к..манды. Все к..залось уд..влялись этой бес(с)мыслен(н)ой жестокости лишить матросов их любимца который (в)течени.. двух лет плавания д..ставлял им столько развл..чений среди одно..бразия и скуки суровой жизни и был таким добрым ласковым и благ..дарным псом пл..тивш..м искрен(н)ей пр(и,е)вязан(н)остью за доброе к нему отношение людей которое он наконец нашёл после нескольких лет бр..дяжнической и полной нев(з,с)год жизни на улицах города.

Смышлён(н)ый и переимчивый быстро пон..мавший разные пр..дметы матрос(с)кого пр..подавания каких только штук не(и) проделывал этот смешной и (не)красивый Куцый вызывая общий смех матросов и уд..вляя их своей действительно (не)обыкновен(н)ой п..нятливостью! И сколько уд..вольствия и утехи д..ставлял он (не)требовательным матросам заставляя их (на) время забывать и тяжёлую морскую жизнь на длин(н)ых ок..анских переходах и долгую разлуку с р(Р)одиной!

Когда разд..вался свисток и (в)след (за)тем окрик боцм..на Куцый (в)месте с подвахтен(н)ыми летел стр..мглав (на)верх и развл..кал вахтен(н)ых (во)время их тяжёлых вахт. Когда свистели к водке Куцый (в)месте с матросами пр..сутствовал при р(а,о)здаче и (за)тем (во)время обеда обходил на задних лапах сидящих по артелям матросов (ото)всюду п..лучая щедрые подачки и весело лаял в знак благ..дарности.

После обеда когда подвахтен(н)ые отдыхали Куцый неизмен(н)о л..жился у ног Кочнева пожилого и угрюмого матроса горького пьян..цы(ы,и) к которому питал (не)обыкновен(н)о нежные чу..ства и выказ..вал трог..тельную предан(н)ость. Он глядел матросу в глаза и всегда в..ртелся около него видимо (не)сказан(н)о д..вольный когда Кочнев погладит.

(Во)время ночных вахт Куцый об..зательно бывал при Кочневе и когда тот сидел на носу на часах обязан(н)ый "смотреть вперёд" пёс (не)редко вып..лнял вместо своего приятеля обязан(н)ости часового. Он добросовес..но мок под дождём продуваемый (на)сквозь свежим ветром и наст..рожив искусан(н)ые уши зорко всматривался (в)перёд в темноту ночи предоставляя матросу закутан(н)ому в дожд..вик и согретому шерстью с..баки слегка вздр..мнуть поклёв..вая носом.

(К. Станюкович, 320 слов)

Мастеровые

Ноябрь стоял тёмный и грязный земля всё ещё была чёрной. В просторной и ни(з,с)кой к..нторе (не)когда побелен(н)ой мелом было очень тепло и сыро густо воняло м..хоркой жестяной лампочкой г..ревшей на верстаке с..пожным варом но мастеровые Сверчок и Василий ноч..вавшие в этой вони и каждый день часов по десяти..одиннадцати сидевшие в ней с согнутыми спинами были как всегда очень довольны своим помещением. С узеньких подокон(н)иков капало на грязновато..чёрных стёклах св..ркал и ре(з,с)ко отчётливо белел липкий мокрый снег.

Мастеровые молча работали. Слышалось только завывание ветра потр..савшего порою весь флигель постук..вание по хомутам которые делал Василий и старчески..детское дыхание лысого Сверчка в..зивш..гося над шлеёй.

Лампочка облитая к..росином стояла на самом краю верстака и как раз посередине между работавшими что(бы) видней было обоим но Василий то и дело подв..гал её к себе своей сильной жилистой смуглой рукой засучен(н)ой по локоть. Сила и уверен(н)ость чу..ствовалась во всей осанке этого ч..рноволосого человека похожего на малайца и всегда к..залось что Сверчок маленький и (не)смотря на видимую бодрость весь разбитый побаивается Василия никогда (ни)чего не боявшегося. К..залось это и самому Василию усвоившему себе манеру как(бы) (в)шутку на забаву окружающим покрикивать на Сверчка.

Василий держа между к..ленками пр..крытыми засален(н)ым фартуком новый хомут обтягивал его тёмно..лиловой тонкой кожей. Он ни(з,с)ко накл..нил свою большую голову с чёрными влажно..курчавыми волосами перехвачен(н)ыми р..мешком и работал с той приятной ладной напряжён(н)остью которая может уд..ваться только людям с талантом.

Напряж..н(н)о работал и Сверчок но напряжён(н)ость эта была иного рода. Он прошивал кольцом новую розово..телесного цвета шлею с трудом накалывая попадал в дырку приноравливая (при)этом к свету лысую голову и смешно шевеля языком. (По)детски темны были его чёрные глазки похожие на маслинки а лицо имело слегка лукавый насмешливый вид нижняя челюсть выдавалась а верхняя губа на которой виднелись тонкие маленькие чёрные усики западала. По наклонён(н)ому к шлее лицу Сверчка было видно только то что ему темно и трудно.

(И. Бунин, 307 слов)

На Волге

(В)низу у подножия Молодецкого кургана слышно пл..скалась Волга и разл..валась как море у кургана Уса впадает в Волгу. Волга бл..стящая глубокая и сп..койная здесь так широка что чуть видна (в)дали п..счаная отмель пр..тивоположного берега.

Молодецкий курган отвесный утёс правильный как стена крепости грозно стоит над широкой водной р..вниной. Он встаёт прямо из пучины (не)приступный с Волги и кажется сложен(н)ый ц..клопами из огромных сл..истых камней.

Из ра..щелины этих камней р..стут ели и берёзы, охватывая своими корнями голые твёрдые камни. (В)низу клокочут степные орлы вьющие здесь свои гнёзда. Да и сам Молодецкий курган полукруглый окаймлён(н)ый с двух сторон лесом напом..нает собою огромное разбойничье гнездо. Позади кургана ещё выше его поднимаются самые высокие Ж(ж)игулёвские горы окаймляя устье реки Усы. Страшные скалы словно сдвинутые когда(то) гигантской рукой висят над водой с вечной (не)измен(н)ой угрозой. Выс..ко на соседней горе виднеются пр..чудливые камни похожие на развалины замка с зубчатыми стенами и острыми башнями с (не)ясными сказочными фигурами людей и (не)бывалых зверей.

Всё здесь широко пр..вольно и р..мантично пр..рода словно дышит героическим настр..ением и каж..т..ся что только (при)такой д..коративной обст..новке могли сов..ршат..ся народные м..тежи и разбойничьи подвиги.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.