Укажите, как следует расставить запятые в выделенной части предложения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Укажите, как следует расставить запятые в выделенной части предложения

2017-09-29 288
Укажите, как следует расставить запятые в выделенной части предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ещё несколько мгновений он с недоумением прислушивался к необычному шуму, доносив­шемуся со стороны гор и наконец увидел, откуда он идёт.

1)...гор и наконец...

2)...гор, и, наконец,...

3)...гор, и наконец...

4)...гор и, наконец,...

15. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНК­ТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?

А. По русским и иностранным свидетельствам в первую половину жизни Иоанн мало зани­мался охотой, посвящая всё своё время делам правления.

Б. Заря гасла, розовый цвет держался только на краях облаков и наконец исчез.

В. Во-первых вежливость – это проявление ува­жения.

Г. В комнате всё было по-прежнему, даже ве­шалка, к моему удивлению, висела на месте.

1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А,В

16. В каком варианте ответа указаны вводные слова, характерные для РАЗГОВОРНОГО стиля речи?

A. по словам очевидцев

Б. видите ли

B. по-моему

Г. следовательно

1) А, В 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

17. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых вводные слова являются СЛОВАМИ-СОРНЯКАМИ?

A. Я, значит, пришёл к нему вечером.

Б. Значит, мы с Вами договорились обо всём?

B. Невозможно, конечно, музыку передать словами, как бы ни был богат наш язык.

Г. В мае мне, конечно, исполнится 14 лет.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г

18. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНК­ТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?

A. Перепёлка твоё гнездо не найти мне в траве густой.

Б. Да, я мог бы уйти, если бы захотел.

B. Ох как тут сверкнули тихие голубые глаза!

Г. Здравствуй, Вульф, приятель мой! Приезжай сюда зимой...

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) А, Г

19. Укажите, чем ОСЛОЖНЕНО предложение. (Знаки препинания не расставлены.) Подняв от газеты не очень довольное как по­казалось Кравчуку лицо человек строго посмот­рел на него.

1) сравнительным оборотом

2) одновременно обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводными словами

3) вводными словами и обособленным опреде­лением, выраженным причастным оборотом

4) сравнительным оборотом и обособленным обстоятельством, выраженным деепричаст­ным оборотом

20. В каком варианте ответа ПРАВИЛЬНО расставлены все запятые?

Он(1) как будто нечаянно(2) проговорился о чём-то весьма сокровенном(3) и теперь(4) во-первых(5) опасался, что его не поймут; во-вторых(6) был недоволен, что проговорился.

1) 1, 2, 4, 5, 6 3) 4, 5, 6

2) 1, 2, 3, 4, 6 4) 3, 4, 5, 6

 


Тема № 45:

О Д Н О Р О Д Н Ы Е Ч Л Е Н Ы

П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я

 

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

· СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Акцентологический минимум

таб ý

танц ó вщица

твор ó г и тв ó рог

тол ú ка

торт, т ó рта мн. т ó рты, т ó ртов

трубопров ó д

т у фля, мн. т ý флям, ту ý флями, о т ý флях

я ´сли, я ´слей

Орфографический минимум

субституция

субъективный

суверенитет

супинатор

суррогат

тавтология

таксономия

тактика

тандем

тенденциозный

эскалация

Толковый словарь

РАСПОЯСАТЬСЯ, -яшусь, -шлешься; сов. 1. Развязать на себе пояс. 2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность (разг.). Наглец распоясался. || несов. распоясываться, -аюсь, -аешься.

РАССРОЧКА, -и, ж. 1. см. рассрочить. 2. Выплата не за один раз, по частям, в несколько сроков. Предоставить рассрочку. Купить в рассрочку.

ФЕНОМЕН, -а, м, (книжн.). 1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чего-н. Ф. долголетия, мода – социальный ф. 2.0 человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении.

Фразеологический словарь

Смотреть в рот – заискиваться перед кем-то, показывать ему свою преданность, внимание

Смотреть как баран на новые ворота – не понимать, находиться в исступлении, смотреть как будто никогда не видел (не слышал) прежде

Смотреть правде в глаза – принимать истинное положение дел

Смягчить удар – уменьшить последствия

Сносить крышу // Сорвать башню – потерять контроль над собой, начал вести себя подобно сумасшедшему

Со щитом или на щите – победить или умереть

Со всех ног – очень быстро

Собаку съесть – знать и уметь что-то очень хорошо, иметь в этой области большой опыт

Совать палки в колеса – мешать что-то сделать

Содом и Гоморра – суматоха, шум

Сойти с праведного пути – быть на неправильном пути

Соломенная вдова – жена, временно оставшаяся без мужа

Сор из избы выносить – разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми, или тайны узкого круга лиц

Сорвать банк – выиграть очень крупную сумму денег, поставленную на кон

Сорить деньгами – тратить деньги, не считая их

Сорока на хвосте принесла – неожиданное, сомнительное известие

Сохранить присутствие духа – иметь такие качества, как храбрость, выдержка

Спасать свою шкуру – в экстремальной ситуации вести себя трусливо, предательски

Спать как убитый – очень крепко

Спокон веков (испокон веку) – с давних времен в прошлом

Спуститься с небес на землю – от мечтаний вернуться к реальной действительности

Хуже горькой редьки – очень неприятное

Словарь паронимов

ПОСТУ́ПОК – ПРОСТУ́ПОК

Поступок – чьё-либо намеренное действие. Примеры употребления: благородный поступок, самоотверженный поступок, мужской поступок, достойный поступок, совершить поступок.

Проступок – поступок, нарушающий правила поведения; провинность. Примеры употребления: допустить проступок, досадный проступок, серьёзное наказание за проступок.

ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ

Почтенный – 1) достойный почтения, уважения, 2) значительный (о расстоянии или размере, объёме). Примеры употребления: почтенный господин, старик; почтенные цели, задачи; находиться на почтенном расстоянии.

Почтительный – 1) относящийся к кому-либо с почтением или демонстрирующий почтение, уважение, 2) значительный (о расстоянии или размере, объёме). Примеры употребления: почтительный молодой человек, почтительный вид, почтительные манеры, почтительное выражение лица, почтительный взгляд; на почтительном расстоянии.

СОСЕД Н ИЙ – СОСЕД СК ИЙ

Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, по соседству.

Соседский (разг.) – относящийся к соседу, принадлежащий ему.

План:

1. Однородные члены предложения, определение

2. Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения

3. Стилистическая особенность употребления повторяющихся слов

4. Знаки препинания при однородных членах предложения, средства связи

5. Однородные и неоднородные определения

6. Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания, средства связи

В О П Р О С Ы:

· Какими компетенциями мы должны обладать, усвоив тему «Однородные члены предложения»?_________________________________________________

1. Какие слова называютя днородными членами предложения?

2. Какие однородные члены предложения называются распространенными и какие – нераспространенными?

3. Как проявляется стилистическая особенность употребления повторяющихся слов?

4. Какие знаки препинания и средства связи используются при однородных членах предложения?

5. Какие определения называются неоднородными и каковы их средства связи?

6. Что представляют собой обобщающие слова при однородных членах предложения, и какие знаки препинания, средства связи используются при них?

ОДНОРОДНЫМИ называются такие слова, которые являются одним и тем же членом предложения, отно­сятся к одному и тому же слову и соединяются друг с другом сочинительной связью: Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд (В. Лебедев-Кумач).

 

Член предложения Вопросы Примеры
1.Однородные подлежащие Кто? Что? Сосны, берёзы, лиственницы мель­кают по сторонам (В. Песков).
2. Однородные сказуемые   Что делали? Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали кротки (К. Паустовский).
3. Однородные дополнения   Ч то? Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд (А. Фадеев).
4. Однородные определения   Какие? Были это весёлые, сильныеисме­лые люди (М. Горький).
5. Однородные обстоятельства Как? Москва, Москва. Люблю тебя, как сын, как русский, –сильно, пламенно инежно! (М. Лермонтов).

Однородные члены обычно выражаются словами ОДНОЙ ча­сти речи, но могут быть выражены и словами РАЗНЫХ ча­стей речи, например: Работу выполняли быстро, с удивитель­ной ловкостью.

Однородные члены могут быть РАСПРОСТРАНЁН­НЫМИ, т. е. иметь при себе зависимые слова, и НЕРАСПРОСТРАНЁННЫМИ, например: И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами ивниз скатился (M. Горький); Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).

В предложении может быть не один РЯД однородных членов, а два и больше, например: Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальма­ми, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и сно­ва вспыхнули (А. Пушкин) – здесь однородные сказуемые: вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались, угасали, вспыхнули; группа однородных дополнений относится к сказуе­мому поднялись (вверх), а вторая – к сказуемому посыпались.

Примечание. В некоторых предложениях слова могут по­вторяться: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин); Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (А. Куп­рин). Слова ждала, ждала; назад, назад однородными членами НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Они употребляются в предложении для того, чтобы подчеркнуть множества предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д., а также для большей выразительности сообщения. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения.

Однородные члены СВЯЗЫВАЮТСЯ с помощью сочинитель­ных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.

С союзами Без Союзов
Без труда не может быть чистой и радостной жизни (А. Чехов). Казалось, ни одна травка, ни од­но облако не шевелились (Л. Толстой). То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский). Стал накрапывать редкий, мел­кий дождь (А. Чехов). Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России (Н. Гоголь). Быстро замелькали оголённые рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов (В. Ка­таев).

ОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ бывают тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью (допу­скают вставку союза и) и произносятся с перечислительной интонацией, например: На лугу росли красные, желтые, синие цветы.

НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они про­износятся без перечислительной интонации, например: Кругом всей поляны стояли густые высокие ели (М. Пришвин).

Однородные члены предложения могут соединяться СОЧИ­НИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

1. Соединительные и, да (в значении и), также, тоже, не только...но и, как...так и, ни...ни, и...и
2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато
3. Разделительные или, или...или, либо, либо...либо, не то...не то, то...то

П р и м е р ы:

1) соединительными: Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков); У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. Гончаров);

2) разделительными: Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего вере­тена (А. Пушкин); Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет (пословица); Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет (В. Паустовский); За равниной тянется чёрная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки (А. Чехов);

3) противительными: По утрам я упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов ( А.Пушкин); Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. Некрасов); Лес не школа, да всех учит (пословица); Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов).

При однородных членах могут быть ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающие слова стоят или перед однород­ными членами, или после них, например:

· В человеке ВСЁ должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов) О: и о, и о, и о;

· Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные водыВСЁ мило мне (Н. Языков) о, о, о, о, и о, и оО; Море, порт, город, гораВСЁ превратилось в глухую, прерывистую от ветра тьму (К. Паустовский).

· Ото ВСЕГО: от дома, от деревьев, от голу­бятни, от галереипобежали длинные тени (И. Гончаров) О: о, о, о, о – ….;

Примечания: 1. После обобщающих слов перед однород­ными членами могут быть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, указывающие на идущее дальше перечисление: К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (С. Аксаков); Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани (И. Тургенев). 2. После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ), например: Среди птиц, насекомых, в сухой травесловом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

Однородные члены обозначаются значком О. Схематически случаи постановки запятых между однородными членами выглядят следующим образом:

 

1. О, О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, для грузовиков.(Пришв.)
2. О и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин и для грузовиков.
О или О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин или для грузовиков.
О либо О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин либо для грузовиков.
3. О, О и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, для грузовиков и для телег.
4. О, О, и О, и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, для грузовиков, и для телег, и для пешеходов.
5. и О, и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями и для легковых машин, и для грузовиков.
6. О, и О, и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, и для грузовиков, и для телег.
7. (О и О), (О и О) Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин и для грузовиков, для телег и для пешеходов.
8. не только О, но и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями не только для легковых машин, но и для грузовиков.
9. как О, так и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями как для легковых машин, так и для грузовиков.
10. ни О, ни О Через наш большой лес не проводят шоссе ни для легковых машин, ни для грузовиков.
11. О, а О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями не для легковых машин, а для грузовиков.
О, но О Наш лес небольшой, но густой.
12. или О, или О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями или для легковых машин, или для грузовиков.
либо О, либо О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями либо для легковых машин, либо для грузовиков.
13. О, да и О Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, да и для грузовиков.

· Задания, упражнения, тесты

1. Прочитайте. Назовите предложения с ОДНОРОДНЫМИ членами. Какими членами предложения они являются? Подчеркните их соответствующими чертами.

Часто смешивают понятия «образованность» и «интеллигентность». Человек, получивший образование, обладающий суммой сведений, даже большой, он не обязательно интеллигент. Интеллигентный человек – это не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Все это просто правила поведения. Они обязательны. Интеллигентность же – прежде всего понятие нравственное. Быть интеллигентом – скорее к чему должен стремиться человек. Потому что именно тогда крупные нравственные ценности – совесть, доброта, порядочность, ответственность за другого человека, жалость, снисхождение к более слабому – становятся для него непреложными истинами. (Д. Лихачев)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.