Прочитайте текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Преобразуйте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Прочитайте текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Преобразуйте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью.

2017-09-29 477
Прочитайте текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Преобразуйте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Текст с прямой речью Текст с косвенной речью
Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться. Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой спросил Оле Яльмара. Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края. Завтра из этих кур сварят суп сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке. Оле-Лукойе сказал эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу. А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу спросил мальчик. Какой чудесный запах весь коридор пахнет салом что может быть лучше пропищала мышка. Что сегодня ты будешь рассказывать спросил Яльмар. Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал сегодня некогда.  

5. Преобразуйте слож­ноподчиненные предложения в предложения с прямой речью, используя при этом все возможные частицы и междометия.

Текст с косвенной речью Текст с прямой речью
Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. Наф-Наф как-то сказал, что пора им подумать о зиме. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. Ниф-Ниф сказал, что до зимы еще далеко, и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и ска­зал, что когда нужно будет, он сам построит себе дом. С каждым днем ста­новилось все холоднее и холоднее. Поросята говорили, что сегодня они еще погуляют, а завтра с утра возьмутся за дело. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ле­нивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью. («Три поросенка»)  

6. Укажите, какие ОШИБКИ допущены при замене прямой речи косвенной. Запишите справа исправленные варианты предложений.

1. Элли ответила, что если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. 2. Лягушка пришла в восторг и спросила, много ли там комаров и лягушек? 3. Яблоня попросила девушку, чтобы потрясла меня. 4. Мачеха сердито сказала падчерице, что ты уронила веретено, ты его и доставай. 5. Лягушка подумала, что какая сегодня прекрасная мокрая погода. 6. Маленький Нильс решил, что мне надо обязательно найти гнома. 7. Утки кричали, хлопая крыльями, что хорошо на юге! 8. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей, что если будешь хорошо работать, я тебя награжу. 9. Удивленная утка воскликнула, что как мы тебя возьмем? 10. Лягушка взмолилась, что позвольте мне подумать пять минут.  

7. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых допущены ОШИБКИ в оформлении знаков препина­ния при ПРЯМОЙ и КОСВЕННОЙ речи?

A. «Сынок, дай мне, пожалуйста, руку», – попросила меня мама. – «Здесь такая темень, хоть глаз коли».

Б. «Задерживаться здесь нельзя. Скоро начнёт­ся гроза», – заторопил нас Алексей.

B. Мать сердито сказала, что неужели так трудно держать свой стол в порядке.

Г. Болельщики возмущались: «Эх ты, в пустые ворота попасть не можешь!»

1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г

8. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых ЦИТАТА оформлена НЕВЕРНО?

А. Карамзин утверждал: «Богатство языка есть богатство мысли».

Б. «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», – писал А.Н. Толстой.

В. Белинский писал о том, что: на Руси яви­лось «новое могучее дарование – Лермон­тов».

Г. Герой Лермонтова говорит: «В душе я клятву произнёс: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.»

1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б


Тема № 44:

П Р О С Т О Е

О С Л О Ж Н Е Н Н О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

· СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Акцентологический минимум

ср é дство, мн. ср é дства

старт ё р

стат ý т

ст á туя

стол я ´р; мн. столяр ы

страх о вщик

стыд ó ба

Орфографический минимум

спонтанный

стагнация

статус-кво

статут

стеллаж

стратегический

стратификация

стресс

сублимация

субординация

эскорт; неправ. эКскорт

Толковый словарь

ПРОТЕКЦИЯ, -и, ж. Покровительство в устройстве куда-н., в продвижении по службе. Оказать протекцию кому-н. Попасть куда-н. по протекции. || прил. протекционный, -ая, -ое (книжн.).

РАСИЗМ, -а, м. Реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. Проповедники расизма. || прил. расистский, -ая, -ое. Р. режим.

ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -леи, -льна (книжн.). Отвечающий требованиям лучшего вкуса, вполне светский и модный. Ф. ресторан. || сущ. фешенебельность, -и, ж.

Фразеологический словарь

Сизифов труд – тяжелая, бесполезная работа

Сильная сторона – сильная сторона

Сильные мира сего – о людях, занимающих высокое общественное положение

Сирота казанская – о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить

Сказка про белого бычка – о длинной, бесконечной истории (при этом часто занудной)

Скатертью дорога – выражение безразличия, что кто-то ушёл

Склеить ласты – умереть

Сколько душе угодно – много

Сколько лет, сколько зим – доброжелательное приветствие при встрече лиц, которые долго не виделись

Скрежетать зубами – досадовать, злобствовать

Скрепя сердце – против желания

Слезливая история – история, вызывающая чувство жалости, жалостливая история

Сливки общества – элита

Словесная перепалка – склока

Словесный понос – безудержный поток слов

Сломя голову – быстро бежать

Служить посмешищем – быть объектом насмешек

Слюнки текут – очень аппетитное

Смекнуть что к чему – понять, найти суть проблемы

Сморозить глупость – сказать глупость

Смотать удочки – закончить деятельность

Цепляться к мелочам – привередничать

Словарь паронимов

ПОСЕЛОК – ПРО СЕЛОК

Поселок – поселение городского типа.

Проселок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

ПОСТАРЕТЬ – УСТАРЕТЬ

Постареть – стать старше или старее. Примеры употребления: отец, дед, брат, сват постарел, мать постарела, кошка постарела.

Устареть – 1) стать старым, 2) выйти из употребления, из моды, из обихода. Примеры употребления: мои взгляды устарели, пора их менять; классика не может устареть; методы исследования устарели; оборудование устарело.

СРАВНИМЫЙ – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

Сравнимый – причастие от глагола сравнить; тот, который может сравниваться с чем-либо. Примеры употребления: сравнимые величины, ни с чем не сравнимый.

Сравнительный – 1) основанный на сравнении, 2) относительный, 3) лингвистический термин: сравнительная степень, сравнительное прилагательное, сравнительное наречие. Примеры употребления: сравнительный метод исследования, сравнительное языкознание; сравнительная тишина, сравнительный достаток; сравнительное прилагательное, сравнительная степень.

План:

1. Простое осложненное предложение (общее понятие)

2. Знаки препинания при обращениях, вводных словах и конструкциях в простом осложненном предложении

3. Значения вводных слов и сочетаний

В О П Р О С Ы:

· Какими компетенциями мы должны обладать, усвоив тему «Простое осложненное предложение»? ________________________________

_____________________________________________________________________

1. Чем может быть осложнено простое предложение?

2. В каких соотношениях находятся между собой эти осложнители?

3. Какие знаки препинания используются при обращениях, вводных словах и конструкциях в простом осложненном предложении?

4. Каковы значения вводных слов и сочетаний?

Простые предложения могут быть осложнены вводными словами и предложения­ми, обращениями, междометиями, однородными и обособленными членами, а также уточняющими словами.

· ОБРАЩЕНИЯ, МЕЖДОМЕТИЯ, ВВОДНЫЕ СЛОВА

И КОНСТРУКЦИИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Простые предложения могут быть осложнены словами, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Такими словами являются обращения, вводные сло­ва и междометия. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения, например: Прощай же, море,не забуду твоей торжественной красы (А. Пушкин); Тучам, видно,не суждено было собраться в грозу (А. Н. Толстой); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (И. Крылов).

ОБРАЩЕНИЕ – это слово или сочетание слов, называю­щее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именитель­ного падежа и произносится с особой, звательной интонацией, например: И стой, родной, как батька твой, за нашу власть и жизнь (А. Твардовский); Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою (С. Михалков); Мы за мир! И песню эту понесём, друзья, по свету (А. Жаров).

Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собесед­ника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевлёнными, реже – прилагательными или причастиями в значении таких существительных, на­пример: Ах, няня, няня, я тоскую, мне тошно, милая моя,Дитя моё, ты нездорова (А. Пушкин).

В художественной речи обращениями могут быть суще­ствительные неодушевлённые, например: Здравствуй, пёстрая осинка, ранней осени краса! (А. Твардовский),

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения: Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин); Зовите, голуби, зовите к труду и миру па земле! (М. Матусовский); Как грустно мне твоё явленье, весна, весна!, (А. Пуш­кин).

ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело (С. Аксаков); Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май (А. Чехов).

Вводные слова имеют различные значения.

Значения Примеры
1. РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ: а) большая степень уве­ренности (конечно, разу­меется, бесспорно, несомнен­но, без сомнения, безуслов­но, действительно и др.) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье че­ловека (И, Тургенев). Дерсу был, безу­словно, прав (В. Арсеньев). Старик, ви­димо, хорошо знал прошлые времена (И. Соколов-Микитов).
б) меньшая степень уве­ренности, предположение (кажется, вероятно, очевид­но, возможно, пожалуй и др.) Кажется, ваша история там наделала много шуму (М. Лермонтов). Нет, по­жалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров (К. Паустов­ский). Вероятно, он был человек при­знательный (Н. Гоголь).
2. РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.) К счастью, по причине неудачной охо­ты наши кони не были измучены (М. Лермонтов). Я, к сожалению, дол­жен прибавить, что в том же году Павла не стало (И. Тургенев). Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро (И. Тургенев).
3. ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ (кому принадлежит сообще­ние) (по сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, нахо­дился сильный отряд, идущий на соеди­нение к самозванцу (А. Пушкин). По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю.
4. ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ И ИХ СВЯЗЬ (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно,значит, итак, напротив, наоборот, например, так и др.) Во-первых, легче ли было бы. писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Во-вторых, дейст­вительно ли так уж трудно русское правописание и легче ли орфография других языков или труднее (Л. Успенский). Итак, одно желание пользы за­ставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно (М. Лермонтов).
5. СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ (одним словом, иначе говоря, лучше сказать) Одним словом, у этого человека наблю­далось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр (А. Чехов).

· Задания, упражнения, тесты

1. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

1) Обращение может стоять в начале, в середи­не и в конце предложения.

2) Вводные слова – специальные слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

3) Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

4) Обращения и вводные слова являются разными чле­нами предложения.

2. В каком предложении есть ОБРАЩЕНИЕ? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ты обязательно прочитай эту книгу.

2) Люблю тебя мой край родной.

3) Растёт берёзка около дороги.

4) Вы не забудьте об этой истории.

3. Вставьте пропущенные запятые. Определите, в каких предложениях есть ОБРАЩЕНИЯ и какими ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ являются повторяющиеся слова в других примерах.

1. Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. – Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и росе. 2. Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей. – Плачет где-то иволга схоронясь в дупло. 3. Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч... – Свищет ветер серебряный ветер в шелковом шелесте снежного шума. 4. Тебе Казбек о страж востока принес я странник свой поклон. – Стал считать Казбек угрюмый и не счел врагов. 5. Отделкой золотой блистает мой кинжал. – Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 6. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудес­ник. – Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? 8. Мы тебе рады любушка ты наш Давыдов. – Незаметно для самого себя Давыдов склонил голову и задремал.

4. В каком предложении есть ОБРАЩЕНИЕ? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Ты расскажи мне о своей поездке.

2) Я люблю тебя Россия.

3) Жители дома участвуют в озеленении двора.

4) Тайга пострадала от лесного пожара.

5. Переделайте каждое предложение так, чтобы подлежащее стало ОБРАЩЕНИЕМ. О б р а з е ц: Жители села берегут зеленые насаждения. – Сельчане! Берегите зеленые насаждения.

1) Звенит, звенит златая Русь, волнуется неуемный ветер. –

_______________________________________________________________

2)Прекрасны поля земли родной.. –

_______________________________________________________________

 

3) Родники – начала всех рек и морей.. –

___________________________________________________________________

4)Откуда это прелестное дитя?. – ____________________________________________________________________

 

5) Поет гармошка вьюге назло, заплу­тавшее счастье зовет.. –

_______________________________________________________________

 

6. Прочитайте предложения, выделяя ОБРАЩЕНИЯ. Предположите, в каком падеже употреблено здесь обращение. Дополните примеры своими.

1. Эй, в гимнастерке, подойди сюда! 2. Там, в шляпе, вы оплатили проезд?
3. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?».

С п р а в к а: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.

7. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные запятые. Сопоставьте повторяющиеся слова и сочетания слов и объясните разницу между ВВОДНЫМИСЛОВАМИ и ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Дождь казалось зарядил надолго (И.Тургенев). – Море на сотни миль вокруг казалось пустынным (В. Катаев). 2. Говорят пицундская го­лубая сосна подревнее мамон­та. (В. Солоухин)Говорят что Афон – боль­шой ли, маленький, а городок. (В. Солоухин) 3. Я знаешь читал его пьесы. – Ты знаешь адрес этого человека? 4. Солнце чувствуется уже садится за вершины далеких строений. (Г.Федосеев) – По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны. (Г.Блинов) 5. Недалеко в прохладной мгле казалось приросли к скале две сакли дружною четой. (М.Лермонтов) – Темное небо над освещенной улицей казалось черным, тяжелым пологом. (И.Бунин)

8. В каком предложении выделенное слово является ВВОДНЫМ? (Знаки препинания не расставлены.)

1. В доме напротив со звоном осыпалась расколотая витрина.

2. Это бывало с ним уже не раз.

3. Одним словом можно выразить целую мысль.

4. В мае возможно будут заморозки.

9. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых вводные слова выражают различную степень УВЕ­РЕННОСТИ?

A. Длинные ряды стеллажей, казалось, уходили в бесконечность.

Б. Впрочем, здесь был и маленький садик.

B. Вероятно, с той поры о Тобольском кратере забыли вообще.

Г. Уже во тьме наблюдаем хвостатую комету, которая, говорят, является раз в два с поло­виной столетия.

1) А, Г 2) А, В 3) Б, В 4) Б, Г

10. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНК­ТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?

А. По преданию, Дмитрий Донской построил в Коломенском деревянную церковь.

Б. Впоследствии, заботы о защите Тульского завода заставили армию отклониться ещё.

В. Кстати и цветёт-то рябина удивительно кра­сиво, пышно и тоже гроздьями.

Г. Кажется, ливень заполняет всё простран­ство за пределами комнаты.

1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А,Г

11. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых выделенные слова являются ВВОДНЫМИ? (Знаки препинания не расставлены.)

A. Озеро казалось сверкающим ледяным пятном.

Б. К нашему удивлению все уже собрались и ждали нас.

B. Дожди наконец кончились.

Г. И никто друг другу не мешал наоборот у вечерних костров было очень весело.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

12. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых вводные слова обозначают ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ?

А. Рыбаки, по-видимому, первыми и обнару­жили наличие переменных ветров, бризов.

Б. Потомки мальтийских рыцарей, по словам гида, собираются здесь на свои ежегодные праздники.

В. Говорят, он и в прежние времена отличался волей и каменным хладнокровием.

Г. Пожалуй, только Италия сумела наладить выпуск красочных путеводителей по своим городам-музеям.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

13. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых ОДНАКО является ВВОДНЫМ словом? (Знаки препинания не расставлены.)

A. К утру однако погода опять разгулялась.

Б. Горы должны были показаться через два дня однако подходил к исходу уже третий а их не было видно.

B. Палуба засыпана белой снежной крупой которая однако тут же и тает.

Г. Однако разница между полётом корабля среди звёзд и в пределах Солнечной систе­мы не так уж велика.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.