Презентация «Симфонический оркестр» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Презентация «Симфонический оркестр»

2017-09-26 727
Презентация «Симфонический оркестр» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вокально-хоровая работа.

Ø Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение). Разучить 2 куплет песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет песни;

-Петь песню мягко, нежно, плавно.

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Мы начали разговор о составе симфонического оркестра.

V. Домашнее задание.

Выучить состав симфонического оркестра и определять инструменты по звучанию и внешнему виду.

-Нарисовать любой музыкальный инструмент.

Урок 25

Тема: Симфонический оркестр

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание).

Ø А. Сальери. Втроём как один (пение).

Ø Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

СИМФОНИ́ЧЕСКИЙ ОРКЕ́СТР — наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной музыкальной практике. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов. Тембровые и динамические возможности симфонического оркестра исключительно велики и многообразны, поэтому он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры. Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XVI—XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны.

Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились в отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин. Такой состав оркестра характерен для И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди.

С середины XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов. Меняются функции многих инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группы. К концу XVIII в. сложился так наз. классический, или малый состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2—3 валторны и литавры. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. А. Моцарт; таков состав оркестра в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в. развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом великая заслуга композиторов-романтиков, в первую очередь Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера). С другой стороны — развивались “внутренние” возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура — яснее, выразительные ресурсы — экономичнее (таков оркестр М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца XIX — 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Г. Малер, К. Дебюсси, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, Д. Д. Шостакович и др.).

Современный большой симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива.

В группу деревянных духовых инструментов входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности. динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большей силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра — медные духовые (валторна, труба, тромбон, туба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.

Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция — ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: один имеет определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабаны, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Для симфонического оркестра создана огромная литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. Симфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также ораторий, кантат и т. п. В нашей стране и за рубежом — сотни первоклассных симфонических коллективов, многие из которых завоевали мировую известность.

Ø Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание).

Произведения для симфонического оркестра записываются в виде партитуры.

Партитура – этоспециальная запись многоголосного произведения, в которой партия каждого инструмента представлена на отдельном нотоносце.

Дирижер симфонического оркестра должен читать партитуру, следуя за движением каждой партии и всех партий в одновременности.

Симфонический оркестр – главное действующее лицо во время исполнения симфоний. Его роль также велика в оперных и балетных спектаклях, оратории, кантате.

Вокально-хоровая работа.

Ø А. Сальери. Втроём как один (пение).

Ø Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение).

IV. Итог урока.

Мы продолжали разговор о составе симфонического оркестра.

V. Домашнее задание.

Выучить состав симфонического оркестра и определять инструменты по звучанию и внешнему виду.

Урок 26

Тема: Поэма огня «Прометей»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение).

Дополнительный материал:

Видео ряд иллюстраций. Портрет А. Скрябина.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Поэма огня «Прометей»

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Миф о Прометее».

w Знать:

-Характеристику образа мифологического героя Прометея;

-Миф о Прометее;

-Значение названия ПРОМЕТЕЕВ АККОРД;

-Значение СВЕТОВОЙ СТРОКИ в музыке.

w Уметь:

-Отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Какие группы симфонического оркестра усиливают главную кульминацию произведения?).

ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл освободил Прометея, убив орла. Прометей – один из вечных образов, символ мученика и страдальца, пожертвовавшего собой ради человеческого рода; наряду с героической (Эсхил, Гесиод) в античности бытовала трактовка Прометея, как хитрого обманщика богов, не рассчитавшего возможных последствий своих благих намерений для человека (Гораций). Миф о Прометее получил широкое отражение в литературе (Вольтер, И.В. Гете, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Л. Мештерхази), изобразительном искусстве, музыке (Л. Бетховен, А.Н. Скрябин).

 

Прометей – один из древнейших мифологических героев. В мифах Древней Греции он предстает как благодетель человечества, наделивший разумом слепых, жалких людей, живших как муравьи в пещерах». Именно Прометей научил их строить дома, заниматься ремеслами, писать и считать, понимать искусство.

Для блага людей Прометей похитил у всемогущего Зевса животворный огонь. Рассерженный Зевс жестоко наказал дерзкого героя. По его повелению Прометея цепями приковали к скале, где огромный орел клевал его печень.

Позже Зевс смиряет свой гнев: его сын Геракл освобождает героя.

Миф о Прометее претворен в крупном симфоническом произведении А. Скрябина (название произведения – Поэма огня «Прометей»).

Огонь связывается у Скрябина с такими понятиями, как «могучая сила», «источник жизни». Образ Прометея олицетворяет дух свободы, борьбу, стремление к победе.

Звучание «Прометея» отличается большой напряженностью. Для этого Скрябин вводит «специальный» аккорд, получивший название прометеев аккорд.

Необычность партитуры Поэмы огня состоит во введении световой строки. По замыслу композитора звучание музыки должно сопровождаться световыми потоками красного, синего и других цветов. Так Скрябин соединяет звук и цвет в неразрывное целое.

Вопросы:

¾ Послушайте заключительный фрагмент Поэмы, воплощающий «громадный лучезарный подъем». Слушание.

¾ Какие группы оркестра усиливают главную кульминацию произведения?

¾ Какие редкие партии введены в состав оркестра и с какой целью они использованы? (Фортепиано, хор, орган и колокола).

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение).

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Вы познакомились с музыкой Александра Скрябина.

V. Домашнее задание.

Выучить песню «Учитесь держаться в седле».

Подготовить реферат о жизни и творчестве композитора А.Скрябина.

Урок 27


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.