Тема: Музыкальное путешествие в Италию — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Музыкальное путешествие в Италию

2017-09-26 865
Тема: Музыкальное путешествие в Италию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка. Венецианская ночь (слушание).

Ø Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин: П. А. Шовен «Итальянский пейзаж»; Рафаэль «Парнас. Аполлон и музы»; И. Айвазовский «Вид на венецианскую лагуну»; О. Ренуар «гондола».

Ø Портрет композитора М. Глинки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыкальное путешествие в Италию».

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Древняя Италия. Выдающиеся люди».

w Знать:

-Италия – хранительница величайших исторических и художественных ценностей;

-Италия – родина великих гениев художественной мировой культуры;

-Венеция – город на воде;

-Музыкальные термины: БАРКАРОЛА;

-Особенности БАРКАРОЛЫ.

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, можно ли назвать пьесу музыкальным пейзажем, какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении, что изображает ритм в романсе).

 

Музыкальное путешествие продолжим в прекрасной Италии – стране южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.

 

ü Репродукции картин: П. А. Шовен «Итальянский пейзаж»; Рафаэль «Парнас. Аполлон и музы»; И. Айвазовский «Вид на венецианскую лагуну»; О. Ренуар «гондола».

 

Древняя Италия по праву считается хранителем величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе этой страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.

С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).

Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения бельканто. Во время итальянского путешествия М. Глинка сочинил несколько произведений, одно из которых назвал «Венецианская ночь».

Чудо город Венеция расположен на воде. Вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы. Гондольеры (лодочные гребцы) часто напевают песни. Эти песни получили название баркарола (от итальянского «барка» – «лодка»).

Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок (6/8 ♪ ♪ ♪ ♪) вызывает ощущение лёгкого покачивания.

В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь».

ü М. Глинка. Венецианская ночь (слушание).

ü Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?

ü Что изображает ритм в этом романсе?

Вокально-хоровая работа.

Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение).

IV. Итог урока.

Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Подготовить сообщение о Д. Верди.

Найти сведения о жанре БАРКАРОЛА.

Вторая четверть

Урок 10

Тема: «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

Ø В путь. Итальянская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

III. Работа по теме урока.

Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.

В 1837 году Верди написал первую оперу "Оберто, граф Бонифачо", которая была поставлена через два года с большим успехом в Милане. По заказу миланского театра "Ла Скала" Верди сочинил комическую оперу "Мнимый Станислав, или один день царствования" ("Король на час", пост. 1840) и оперу "Набукко" ("Навуходоносор", пост. 1842). В этом последнем произведении композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. В страданиях плененного иудейского народа зрители видели аналогию с порабощенной Италией. Хор пленных иудеев из этой оперы вызывал бурные политические манифестации. С призывами к свержению чужеземной тирании перекликалось у итальянских зрителей и содержание следующей оперы Верди "Ломбардцы в первом крестором походе" (пост. 1843, Милан; 2-я редакция с балетом - "Иерусалим", пост. 1847, Париж). Русский музыкальный критик Г. А. Ларош писал: "Верди - голос современной Италии, Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, смелой и пылкой до неистовства". И действительно, почти все оперы Верди первого периода его творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями, связаны с темой борьбы против иноземных угнетателей. Таковы "Эрнани" по Гюго (пост. 1844, Венеция), "Двое Фоскари" по Байрону (пост. 1844, Рим), "Орлеанская дева" по Шиллеру (пост. 1845, Милан), "Альзира" по Вольтеру (пост. 1845, Неаполь), "Атилла" по Ц. Вернеру (пост. 1846, Венеция), "Макбет" по Шекспиру (пост. 1847, Флоренция; 2-я редакция 1865, Париж), "Разбойники" по Ф. Шиллеру (пост. 1847, Лондон), "Корсар" по Дж. Байрону (пост. 1848, Триест). Наибольший успех из этих сочинений имели оперы "Эрнани", "Аттила" и "Макбет"; многие сценические ситуации живо напоминали зрителям политическое положение в их стране.

Горячо откликнулся Верди на французскую революцию 1848 года, свидетелем которой он был в Париже. По возвращении в Италию он сочинил героическую оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, Рим; 2-я редакция "Осада Гарлема", пост. 1861, Милан) на тему о борьбе ломбардцев за объединение страны. По поручению известного итальянского революционера Мадзини Верди создал революционный гимн "Звучит труба".

Новый период творчества Верди - 1850-е годы - характеризуется созданием опер, отражающих чувства и переживания простых людей; центральной темой оперной драматургии композитора стала борьба свободолюбивого человека против гнета феодального или буржуазного общества. Таковы первые же оперы этого периода - "Луиза Миллер" на сюжет драмы Ф. Шиллера "Коварство и любовь" (пост. 1849, Неаполь) и "Стиффелио" (пост. 1850, Триест; 2-я редакция "Гарольд" пост. 1857, Римини). С еще большей силой развернул композитор тему социального неравенства в таких бессмертных операх, как "Риголетто" по пьесе В. Гюго "Король забавляется" (пост. 1851, Венеция), "Трубадур" (пост. 1853, Рим) и "Травиата" ("Виолетта") по пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (пост. 1853, Венеция). В этих произведениях, отличающихся подлинно народным характером музыки, проявился исключительный дар композитора как мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх неприкрашенную правду жизни. "Верди частенько говорил – даже в зените славы, - что он по своей натуре всегда был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом - разгадка ошеломляющей популярности Верди. Его творчество органически связано с народным; его музыка своими корнями уходит в крестьянский песенный мелос Италии; в свою очередь его кантилены распевают рыбаки, гондольеры, ремесленники, пастухи... Отсюда - интонационная простота, глубокая жизненность и правдивость столь рельефно запоминающихся мелодий Верди." (И. Солертинский).

Следующие произведения Верди близки к жанру так называемой "большой оперы": историко-романтические оперы "Сицилийская вечерня" ("Джованна ди Гусман"; пост. 1855, Париж), "Бал-маскарад" (пост. 1859, Рим), "Сила судьбы", созданная по заказу дирекции Мариинского театра (в связи с постановкой этой оперы в 1862 году Верди дважды посетил Петербург), "Дон-Карлос" по Ф. Шиллеру (пост. 1867, Париж; 2-я редакция пост. 1881, Милан). В этих операх любимые и близкие Верди темы неравенства и борьбы с угнетателями воплощены в спектаклях, изобилующих эффектными, контрастными сценами.

Новый творчекий период Верди начинается с оперы "Аида", которая была заказана композитору египетским хедивом в связи с открытием Суэцкого канала. Известный египтолог А. Мариэтт-бей предложил увлекательный сюжет из жизни Древнего Египта, заинтересовавший Верди. Либретист А. Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера оперы состоялась в 1871 году в Каире. Успех ее превзошел все ожидания.

После "Аиды" Верди в течение 14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения - "Симон Бокканегра" (пост. 1857, Венеция; 2-я редакция пост. 1881, Милан) и др. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-нибудь новое. Но вскоре стало известно, что 72-летний Верди работает над оперой "Отелло" (пост. 1887, Милан; с балетом пост. 1894, Париж). А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, - "Фальстаф" (пост 1893, Милан). (Для шекспировских опер Верди нашел замечательного либреттиста в лице известного композитора Бойто). В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов.

Из других произведений Верди выделяется Реквием, посвященный памяти поэта А. Манцони. В этом не похожем на католические мессы произведении, по качествам музыки не уступающем лучшим операм Верди, композитор полностью сохраняет свой стиль, говорит своим языком.

Творчество Джузеппе Верди отличается глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской музыкальной жизни 1840-90-х годов. Он внимательно следил за достижениями современных ему композиторов – Беллини, Доницетти, Мейербера, Вагнера, Гуно; но Верди не подражал им, а шел собственным путем. Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос. Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм – основные причины популярности Верди.

Вокально-хоровая работа.

Ø В путь. Итальянская народная песня (пение).

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 11


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.