Текст песни Приключения капитана Врунгеля - Песня о названиях кораблей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Текст песни Приключения капитана Врунгеля - Песня о названиях кораблей

2017-09-26 671
Текст песни Приключения капитана Врунгеля - Песня о названиях кораблей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

сл. Е.Чеповецкого
муз. Г.Фиртич

В море синем, как в аптеке,
Всё имеет суть и вес -
Кораблю, как человеку,
Имя нужно позарез.
Имя вы не зря даёте,
Я скажут вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!

Пусть юнцы еще матросы
Шхуна хлипкая на вид -
Назовите "Альбатросом",
И она уже летит.
А "Корытом" назовете -
Не уйдете от беды:
Эта шхуна и в болоте
Нахлебается воды.
Эта шхуна и в болоте
Нахлебается воды.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой, рисующей картины моря.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

 

Урок 22

Тема: Цвет и звук: «музыка витража»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание).

Ø Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Цвет и звук: «музыка витража»

III. Работа по теме урока.

Чудо-прибор калейдоскоп знают все. Глядя в глазок «волшебной трубки», вращая её, можно наблюдать сменяющиеся разнообразные узоры из цветного стекла. Между этими узорами немало общего, при том все они отличаются друг от друга.

Выдающиеся произведения из стеклянного материала представлены в искусстве витражей.

Запись на доске:

ВИТРАЖ –это картина или узор из цветного стекла.

 

Как правило, витражи расположены в окнах архитектурных сооружений.

Со времён средневековья до нас дошли витражи, украшающие соборы западноевропейских стран. Обычно образы, запечатлённые на них, связаны с сюжетами из Библии.

Потоки света, проходящие сквозь витражные окна, окрашиваются в различные цвета и оттенки. Вместе они образуют яркую, искристую «симфонию красок».

В музыке эффект витража использовал французский композитор Оливье Мессиан.

«я могу точно сказать, что моё предпочтение относится к красочной, переливчатой музыке… похожей на церковные витражи, на божественную радугу», – говорил композитор.

После окончания консерватории Мессиан был назначен органистом церкви Святой Троицы в Париже. Витражи этого прекрасного собора вдохновили его на создание многих музыкальных образов.

Игра света, преломлённого в цветных стёклах витража, стала игрой музыкальных звуков – необычных, порой удивительных.

Одно из произведений О. Мессиана, в котором применён эффект витража, называется «Рождество Господне».

¾ Что означает слово «витраж»?

¾ В творчестве какого композитора используется эффект «музыкального витража»?

¾ Послушайте несколько аккордов, воплощающих эффект витража.

Какое из слов (сходство, различие, вариативность) наиболее точно отражает своеобразие «музыкального витража»?

Ø О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание).

Эпиграфом к пьесе стали слова: «Увидев младенца, пастухи направились к нему, прославляя Бога».

¾ Каков характер музыки? Ощущается ли присутствие изобразительности в музыкальном звучании?

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой витража композитора Оливье Мессиана.

V. Домашнее задание.

Выучить текст песни.

 

 

Урок 23

Тема: Вознесение к звездам

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø О. Мессиан. Ликование звёзд. V часть. Из «Турангагилы-симфонии» (слушание).

Ø В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение).

Дополнительный материал:

Иллюстрации:

¾ Н. Рерих. Канченджанга.Гималаи;

¾ В. Ван Гог. Звездная ночь;

¾ Р. Тамайо. День и ночь;

¾ Тамтам, Волны Мартено.

Портрет Оливье Мессиана.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Вознесение к звездам

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Творчество О.Мессиана».

w Знать:

-Тема Востока в творчестве О.Мессиана;

-Значение слов: ТРАКТАТ, МИРИАДЫ;

-Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово Турангалила;

-Сюжетный замысел композитора при создании симфонии;

-Электронный музыкальный инструмент ВОЛНЫ МАРТЕНО.

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания?);

-Соотносить музыкальные образы с приведенными словами для справок;

-Озвучивать ритмический рисунок индийских ритмов.

Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. Отец - ученый-лингвист, фламандец, мать - известная южнофранцузская поэтесса Сесиль Соваж. В 11 лет Мессиан покинул родной город и уехал учиться в Парижскую консерваторию - игре на органе (М. Дюпре), сочинению (П. Дюка), истории музыки (М. Эммануэль). Окончив консерваторию (1930), Мессиан занял место органиста парижской церкви Св. Троицы. В 1936-39 гг. он преподавал в Ecole Normale de Musique, затем в Schola cantorum, с 1942 г. преподает в Парижской консерватории (гармония, музыкальный анализ, музыкальная эстетика, музыкальная психология, с 1966 г. - профессор композиции). В 1936 г. Мессиан совместно с И. Бодрие, А. Жоливе и Д. Лесюром образовал группу "Молодая Франция", стремившуюся к развитию национальных традиций, к непосредственной эмоциональности и чувственной полноте музыки. "Молодая Франция" отвергла пути и неоклассицизма, и додекафонии, и фольклоризма. С началом войны Мессиан ушел солдатом на фронт, в 194041 гг. был в немецком лагере для военнопленных в Силезии; там был сочинен "Квартет на конец времени" для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано (1941) и там же состоялось его первое исполнение.

В послевоенное время Мессиан добивается всемирного признания как композитор, выступает как органист и как пианист (часто вместе с пианисткой Ивонной Лорио, его ученицей и спутницей жизни), пишет ряд работ по теории музыки. Среди учеников Мессиана - П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис.

Как теоретик музыки Мессиан опирался главным образом на свое творчество, но также и на творчество других композиторов (в т. ч. русских, в частности, И. Стравинского), на григорианский хорал, русский фольклор, на воззрения индийского теоретика XIII в. Шарнгадевы. В книге "Техника моего музыкального языка" (1944) он изложил важную для современной музыки теорию модальных ладов ограниченной транспозиции и утонченную систему ритмов. Музыка Мессиана органично осуществляет и связь времен (вплоть до средневековья) и синтез культур Запада и Востока.

Яркое отражение в творчестве О. Мессиана нашла тема Востока. Увлечение этой интереснейшей темой возникло у композитора после того, как он ознакомился с трактатом (научный труд), содержащим 120 индийских ритмов. Глубокие смыслы, заключенные в них, были связаны с древневосточными учениями о божествах, о космосе, о Вселенной.

После изучения культуры восточных народов Мессиан создает одно из лучших своих творений – «Турангалилу-симфонию».

Название турангалила имеет древнеиндийское происхождение. «Туранга» означает «бегущее время», «движение и ритм», «гимн радости». «Лила» – «божественная игра», «игра творения», «любовь».

Для воплощения грандиозныхсмыслов, заключенных в названии, композитор обратился к крупному музыкальному жанру симфонии. При этом симфонический цикл он расширил до десяти частей!

Потрясает огромный состав оркестра, в котором особенно выделяется группа ударных инструментов. Помимо большого барабана мы слышим мощные, «колокольные» удары тамтама, сверкающие серебристые звоны турецких тарелок, шумовой гул китайских тарелок.

Ярчайший фрагмент симфонии – пятая часть «Ликование звезд». В огненном вихре звучащий перед нами проносятся мириады (неисчислимое множество) звезд, освещаемых красочными потоками света. Не только звезды, но вся природа – горы, моря, океаны – участвует в грандиозном музыкальном действий. Мы наблюдаем космическую игру, воплощающую, по словам Мессина, «ослепительную, безмерную, сверхчеловеческую» радость.

Вопросы:

¾ Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово «турангалила»?

¾ Послушайте пятую часть «Турангалилы-симфонии» О. Мессиана.

Слушание.

¾ За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозного звучания? Слова для справок: ритм, мелодия, лад (мажор-минор), динамика, тембр, оркестровка.

¾ Во время прослушивания фрагмента обратите внимание: в середине и в заключении солирует электромузыкальный инструмент Волны Мартено (Инструмент был назван в честь его изобретателя Мориса Мартено – Франция). Его необычное, «космическое» звучание достигается за счет электрозвуковых вибраций.

Познакомимся с некоторыми популярными индийскими ритмами, представленные в трактате «120 индийских ритмов».

Прохлопайте приведенные ритмы.

¾ Какие из них особенно запомнились вам? Почему?

Вокально-хоровая работа.

Ø В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение).

w Применять:

-Записать в тетради свои мысли о прослушанной музыке, о том, что больше всего в ней понравилось и запомнилось. Рассказ о музыке можно представить в виде рисунка;

-Разучить 1 куплет песни.

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с новыми музыкальными инструментами, французским композитором О. Мессианом.

V. Домашнее задание.

Выучить песню «Облака». Написать в тетради 10 ключевых слов по теме урока.

 

 

Урок 24

Тема: Симфонический оркестр

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание).

Ø А. Сальери. Втроём как один (пение).

Ø Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Симфонический оркестр

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Состав симфонического оркестра. Партитура».

w Знать:

- Инструментальные группы, которые входят в состав симфонического оркестра;

-Почему можно назвать инструменты внутри каждой группы родственными;

-Определение слова ПАРТИТУРА;

-В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра.

w Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Какие группы инструментов больше схожи по тембру, какие отличаются?).

 

Симфонический оркестр.

Симфонический оркестр – оркестр, в состав которого входят струнные, деревянные и медные духовые, а также ударные инструменты.
По составу различают:

- малые симфонические оркестры, состоящие из 8-10 первых и 4-6 вторых скрипок, 2-4 альтов, 3-4 виолончелей, 2 контрабасов, 2 валторн, 2 труб, литавров, а также духовых деревянных инструментов: по две флейты, гобоя, кларнета, фагота;

- большие симфонический оркестры, в которые дополнительно включены 2-3 тромбона и тубы.

 

В 1946 году английский композитор Бенджамин Бриттен написал произведение «Путеводитель по оркестру для молодежи», которое посвятил детям «в общеобразовательных целях и для развлечения».

Композитор написал это произведение специально для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра. Они делятся на четыре группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники. Они близки по звучанию и по способу извлечения звука.

Струнные звучат, когда по струне водят смычком или щиплют струну пальцем. Деревянные и медные духовые звучат при вдувании в них воздуха. Из ударных извлекают звук ударом…

¾ Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.