Социальная группа в организации, управление группой — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социальная группа в организации, управление группой

2017-09-28 391
Социальная группа в организации, управление группой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное управление в организациях связано с целенаправленным воздействием на подчинённых с целью добиться от них необходимых результатов. В этом случае управление может быть направлено на отдельного индивида или на группу людей. В связи с тем, что для выполнения работы люди объединяются в группы, большое значение имеет управление именно группой. Социальная группа в организации представляет собой совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, что, в свою очередь, позволяет осуществлять контроль над их действиями.

Социальная группа представляет собой миниатюрную версию общества. Она обладает коммуникационной системой, иерархией, властными отношениями, определяет свои ценности, нормы, традиции, санкции, развивается, изменяется в зависимости от влияния внутренней и внешней среды. Существуют разнообразные виды групп: условные, реальные, большие, малые, первичные, вторичные и др. Мы рассматриваем социальные группы в организациях, которые имеют ряд отличительных признаков:

· четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;

· групповое сознание, которое касается, прежде всего, признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;

· ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;

· взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;

· способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;

· наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией[40].

Группы в организации могут возникать в результате целенаправленной управленческой деятельности или образуются стихийно под влиянием различных социальных процессов. В результате этого выделяют формальные и неформальные группы.

Формальные группы создаются целенаправленно для выполнения организационных задач. Такие группы создаются искусственно и имеют определённую цель, чёткую структуру, определённый состав, однозначное установление статусов, жёсткое определение ролей, норм, прав, обязанностей. Примерами формальных групп являются отделы планирования, производства, маркетинга и т.д.

Неформальные группы основываются на межличностных отношениях и возникают для удовлетворения психологических и социальных потребностей. Неформальные группы не имеют чёткой структуры и становятся открытыми для новых членов организации. Они разделяются на группы интересов и дружеские группы. Группы интересов формируются для предъявления руководству каких-либо требований, а дружеские группы возникают на основе личностных симпатий. Для эффективного функционирования организации требуется слаженная работа формальных и неформальных групп.

Управление формальными и неформальными группами связано с их стадиями развития в зависимости от чего и подбираются определённые методы управления. Б. Такман и М. Дженсен выделяют пять стадий группового развития.

1. Стадия возникновения группы. На этой стадии происходит установление личностных контактов, определение норм, ценностей, установок, которые существуют в данном коллективе. Происходит определение своего статуса и демонстрация возможностей. В неформальной группе эта стадия связывается с возможностями лидера, который устанавливает нормы, правила, определяет групповые ценности, впоследствии их будут придерживаться члены группы.

2. Конфликтная стадия. Эта стадия связывается с самоутверждением. Члены группы определяют границы своего влияния, иерархическую зависимость друг от друга. На этой стадии возможно возникновение препятствий к удовлетворению потребностей отдельных членов группы или возникновение межличностного конфликта. В результате могут быть нарушены первичные связи, которые образовались ранее. Очень важно в этот период руководителем осуществлять работу по предупреждению конфликта, нахождению консенсуса, поиску компромисса.

3. Стадия нормообразования и принятия норм. Эта стадия посвящена производственному процессу, изучению новых технологий. В процессе совместной деятельности возникают более тесные взаимоотношения. На основании усвоенных норм поведения и распределении функциональных ролей вырабатываются правила совместной деятельности. Межличностные отношения внутри группы становятся более комфортными, сплочёнными и неконфликтными.

4. Исполнительная стадия. На этой стадии формируется эффективная рабочая структура, для которой главной целью является выполнение задач организации. Для межличностных отношений характерно доверие, взаимопомощь и взаимозависимость.

5. Стадия прерывания деятельности. На этой стадии группа расформировывается в силу невозможности достижения поставленных целей, ухода членов группы или по каким-то другим причинам. Перед руководителем стоит задача формирования новой группы.

Определение стадии развития группы позволяет решить возникающие проблемы в управлении группой, такие как проблемы лидерства, нечёткость цели, несогласованность задач и т.д. Принадлежность к группе помогает человеку удовлетворить ряд потребностей – социальных, творческих, властных, обеспечивает усвоение норм и правил, что помогает социализации. Кроме этого один человек может состоять в нескольких группах, что может привести к конфликтным ситуациям. В итоге он выбирает мнение той группы, которая является для него важной, и которую он отождествляет с собой.

10.2 Формирование команды в организации,
управление командой

В организации успешно работают несколько видов групп, но в современных условиях, характеризующихся быстрыми изменениями во внутренней и внешней среде, адаптации к ним, поиску новых технологий более значимую роль играют команды. Команда – это группа людей, которые объединены для достижения общей цели, которая соответствует их внутренним целям и ожиданиям.

Команда имеет ряд своих отличительных признаков:

1. В достижении поставленной цели участвуют все члены команды;

2. Команда имеет ярко выраженную индивидуальность, отличительную от личных черт членов команды;

3. Для команды характерна взаимозависимость, взаимовлияние;

4. Ответственность за цели и их достижение несут все члены команды;

5. Анализ эффективности своей работы.

Главным отличительным признаком команды от группы является синергический эффект команды, заключающийся в возрастании эффективности деятельности в результате соединения, интеграции всех членов команды.

В исследовательской литературе встречаются различные типологии команд. Д. Макинтош-Флетчер выделяет два основных типа: кросс-функциональные и интактные команды.

Кросс-функциональная команда создаётся из представителей различных подразделений для достижения общей цели. Для таких команд характерно определённое задание после выполнения которого команда распадается. Для членов команды эта работа является вторичной по-сравнению с их основной работой. Руководитель назначается извне или выбирается членами команды. Например, команды бизнес – совершенствования, решения проблем и т.д.

Интактная (неповреждённая, целая) команда является уже существующей рабочей группой. Целью её является выполнения нескольких задач для достижения поставленной цели. Руководитель может и не являться членом команды и лишь обеспечивать порядок и координацию работы. Также руководителем может быть выбранный член команды. К таким командам относятся производственные подразделения, рабочие группы.

В зависимости от поставленных целей выделяют:

· совещательная команда: совет, группы вовлекающие работников в процесс управления и т.д.;

· производственные команды: производственные бригады, группы обработки данных и т.д.;

· проектные команды: исследовательские группы, целевые группы и т.д.;

· команды для выполнения действий: спортивные команды, команды на переговорах и т.д.

Необходимость использования команд в работе определяется типом существующих заданий. По мнению британских специалистов по командообразования У. Критчли и Д. Кэйси существуют три типа заданий:

· простые задания, имеющие техническую природу;

· обычные задания с умеренной степенью неопределённости;

· задания с высокой степенью неопределённости и относительно сложными проблемами, имеющие значения для всех заинтересованных сторон.[41]

По мнению этих специалистов командная работа необходима при третьем типе заданий.

Кроме этого для определения необходимости использования команд в работе используется трёхуровневая модель командообразования.[42] Первый уровень – это сплочённая рабочая группа. На этом уровне люди выполняют совместную работу, в которой не существует взаимозависимость действий работников. Второй уровень – эффективная рабочая команда. Такая команда формируется, когда существует необходимость в самоуправляемости, а характер работы предполагает взаимозависимость действий членов команды. Третий уровень – эффективный организационный комплекс. Такая работа связана с взаимодействием нескольких команд и работа одной команды зависит от работы другой.

Таким образом, из вышесказанного видно, что формирование команды применяется в зависимости от типа заданий, характера работы, уровня профессионализма работников в ситуациях, отличающихся неопределённостью. При этом формирование команды включает в себя: определение назначения команды, цели, задач, ролей и норм.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности социальной группы в организации?

2. Назовите стадии группового развития.

3. Для чего руководителю нужны знания о стадиях группового развития?

4. Чем команда отличается от рабочей группы?

5. Какие существуют основные типы команд?

6. Для какой деятельности формируют команды?


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.