Типология взаимоотношений между руководителями и подчинёнными. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типология взаимоотношений между руководителями и подчинёнными.

2017-09-28 1917
Типология взаимоотношений между руководителями и подчинёнными. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управленческий процесс не является односторонним действием и всегда подразумевает под собой взаимодействия и взаимоотношения между субъектом и объектом управления. Существует шесть основных видов социальных взаимоотношений, складывающиеся между участниками управленческого процесса: служебные, функциональные, технические, информационные, специализированные, иерархические.

1. Служебные отношения отражают отношения между начальником и подчинённым, основанные на односторонней зависимости подчинённого.

2. Функциональные отношения не предполагают зависимость от распоряжения функционально зависимого субъекта, его роль заключается лишь в помощи или совете.

3. Технические отношения складываются в процессе деятельности. Каждый человек выполняет определённые функции, при этом, вступая во взаимодействия, определённые действия субъектов становятся взаимозависимы.

4. Информационные отношения, их задача состоит в получение и обработке информационного знания.

5. Специализированные отношения основаны на разделении труда и представляют собой связь управленческой системы со специализированными отраслями организации.

6. Управленческая система представляет собой иерархию, то есть подчинение нижестоящего уровня вышестоящему, в результате складываются иерархические отношения.

Таблица № 5. Типология взаимоотношений между руководителями и подчинёнными

Тип отношений Характерные черты
Бюрократические отношения Жёсткое закрепление за каждым работником его функциональных обязанностей, строго-пунктуальное выполнение распоряжения руководителя, контроль является структурированной процедурой, ответственность за выполнение определённой процедуры несёт соответствующий исполнитель, контакт между руководителем и подчинёнными – официально-деловой.
Патерналистические отношения Отношения строятся в жёсткой иерархии, руководитель единолично принимает решения, ответственность за выполнение определённой операции несут все, единство организации существует благодаря харизме руководителя, взаимоотношения носят личностный характер, выходящие за рамки служебных отношений
Фратерналистские отношения Иерархия обладает смягчённым характером, решения обсуждаются на общем собрании и принимаются коллегиально, совместная деятельность основана на взаимной поддержке и взаимопомощи, отношения носят неформальный характер.
Партнёрские отношения Иерархические отношения носят не явный характер, решения принимаются при участии компетентных людей и принимаются коллегиально, руководитель исполняет роль координатора общих действий, сотрудники чётко выполняют функции, закреплённые за ними, и самостоятельно воплощают решение в жизнь, существование контроля чаще всего не предусмотрено, отношения носят служебный характер.

Таким образом, между руководителем и подчинённым складываются различного вида взаимоотношения, в зависимости от их характера, уровня, качества формируются их основные четыре разновидности. Такие разновидности социальных отношений между руководителем и подчинёнными чаще всего не существуют в чистом виде. Выбор тех или иных отношений во многом зависит от личности руководителя, состава сотрудников, типа организации, создавшейся проблемной ситуации и т.д.

Чаще всего выделяют бюрократические, патерналистические, фратерналистские и партнёрские отношения. Первые два типа отношений основаны на иерархии и строгом подчинении. Два других типа отношений имеют демократическую основу (см. табл. № 5).

Выбор взаимоотношений в управленческой деятельности также во многом зависит от профессиональной подготовки сотрудников, от их желания участвовать в общей деятельности по достижению намеченных целей. В этой связи П. Херси и К. Бландэд выделяют виды управленческих взаимоотношений в зависимости от уровня развития сотрудников коллектива (см. табл. № 6).

Таким образом, из всего вышесказанного видно, что современный руководитель для эффективного выполнения своей деятельности должен обладать знаниями и навыками в области социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации.

Таблица № 6. Технологии взаимодействия руководителей и подчинённых.

Уровень развития сотрудников Тип управленческих отношений
Не умеют работать и не хотят сотрудники с низким уровнем квалификации, не добросовестно относящиеся к работе Приказание Чёткий инструктаж, жёсткий контроль, применение необходимых санкций, направление деятельности.
Не умеют работать, но хотят сотрудники, имеющие определённые профессиональные знания, но не имеющие навыков в работе, старательные и добросовестные Внушение Указание, инструктаж в форме объяснения, рекомендации, доброжелательное отношение, интенсивное общения по поводу выявления индивидуальных черт работника, применение необходимых санкции в виде поощрения или наказания.
Умеют работать и хотят сотрудники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками Участие Ограничение приказаний и контроля, сотрудничество, применение морального поощрения, предоставление большей ответственности и выбора способа действия, широкое общение, вознаграждения за активную работу.
Умеют и хотят работать творчески специалисты, имеющие высокий уровень, квалификации, обладающие творческим потенциалом, способные генерировать идеи Делегирование Предоставление полномочий, права, самоуправление, самоконтроль, оказание поддержки, самостоятельное выполнение деятельности по достижению цели.

Контрольные вопросы

1. В чём заключается общее и различное в понятиях «лидер» и «руководитель»?

2. Каковы основные личностные качества лидера?

3. Какие стили руководства наиболее приемлемы в современных условиях? Почему?

4. Какие виды взаимоотношений складываются между руководителем и подчинёнными?

5. В чём сходство и отличие между бюрократическими и патерналистическими отношениями руководителя и подчинённых?

6. Как зависит выбор взаимоотношений в управленческой деятельности от профессиональной подготовки сотрудников?


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.