Вопрос 2. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 2. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

2017-09-28 1065
Вопрос 2. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодатель­ной власти становилось однопалатное Национальное собрание.

Оно избиралось на два года и не могло быть распущено коро­лем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению коро­лем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер.

В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

ü в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;

ü в области административного управления - учреждение и уп­разднение государственных должностей;

ü в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховный судом министров и других высших должно­стных лиц. возбуждение уголовного преследования лиц, подоз­реваемых в заговоре против безопасности государства;

ü в области военных дел - издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их де­нежного содержания, объявление войны;

ü в области внешних отношений - ратификация договоров с иностранными государствами.

2. Король должен был осуществлять исполнительную власть с по-
мощью назначаемых им министров:

ü руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

ü утверждать назначение высших чиновников;

ü возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным собранием; его распоряжения приобретали за­конную силу лишь после подписания их соответствующим ми­нистром.

Местное управление возлагалось на выборные органы, деятель­ность которых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и по­становлениям правительства, король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников от должности, поста­вив об этом в известность Национальное собрание.

3. Судебная система предусматривала создание:

ü Верховного суда, призванного разбирать правонарушения ми­нистров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

ü суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

ü кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с на­рушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жало­бам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям.

Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены только в случаях совершения преступления и в строго установ­ленном порядке.

 

Вопрос 3. Жирондистская республика (Первая республика)

1. Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окон­чания политической борьбы в стране. Новая система государ­ственных органов отражала лишь временное равновесие. К ле- ту 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки:

ü фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной консти­туционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

ü жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии;

ü якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремесленников, крестьянства.

В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сарди­ния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервен­там проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов -связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восста­нию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.

2. На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет.

Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были из­браны 783 депутата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неделимой республикой.

3. Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией.

Падению авторитета жирондистов способствовало несколько об­стоятельств:

ü придя в качестве правящей партии на смену фельянам и пере­ходя на консервативные позиции, жирондисты стремились ос­тановить революцию;

ü отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;

ü оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ли­квидации феодальных отношений в деревне;

ü резко ухудшилось экономическое и в особенности продоволь­ственное положение вследствие войны.

ü Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвента привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров.

ü Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиций были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неиз­бежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

 

 

Вопрос 4. Якобинская республика

1. Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где те­перь преобладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бес­платно, отчасти по льготной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные права и привилегии. Принятые ре­шения стали немедленно претворяться в жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государственном строе.

2. Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793 года была принята новая Конституция ("Конституция пер­вого года республики"), гораздо более демократическая.

Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.

Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является "общее счастье", что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла: равенство (юридическое - в полном объеме); свободу; безопасность; собственность.

В Декларации последовательно проводился принцип законно­сти. Закон определялся как выражение общей воли. Верховен­ство закона неразрывно связывалось с понятием "суверенитет народа", введенным взамен понятия "суверенитет нации".

Демократические принципы Декларации были конкретизиро­ваны в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем госу­дарственный строй.

Актом торжественно подтверждалось установление республики.

Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу.

Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но толь­ко для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гра­жданства, мог быть избран на всем пространстве республики.

Органом законодательной власти объявлялся постоянно дейст­вующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Приня­тый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рас­сылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.

По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу.

Высшим правительственным органом республики являлся Ис­полнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены изби­рались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

3. Критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило Конвент отсрочить вве­дение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исклю­чительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:

ü Конвент, имевший право издания и истолкования законов;

ü Комитет общественного спасения, ставший фактически глав­ным органом правительства;

ü Комитет общественной безопасности.

На местах они опирались на созданные по всей стране рево­люционные комитеты и "народные общества".

Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Кон­вента, подотчетные Комитету общественного спасения.

Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, приме­нявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания.

За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными в течение четырех предшествовавших лет.

Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось пе­релома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и но­вый республиканский строй стал политической реальностью. Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (со­гласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между не­имущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнособственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. Якобинцев перестали поддерживать:

· сельская беднота и плебейские элементы - потому, что ряд их социальных требований не был удовлетворен;

· зажиточное крестьянство (а с ним и среднее) и буржуазия - потому, что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой реквизиций.

27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявше­гося Робеспьером правительства произошел переворот, сверг­нувший якобинскую республику. Установился режим Директории.

Вопрос 5. Франция в период Империи

1. В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот.

Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал выс­ший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти - Директорию.

Исполнительная власть была передана Исполнительной комис­сии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредото­чилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции.

Демократические силы не смогли оказать сопротивления но­вой диктатуре. Новый режим поддержало крестьянство, кото­рому была обещана, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политиче­ской "верхушки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической не­устойчивости и неэффективности системы конституционных органов.

2. Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г.

Основными чертами государственного строя стали верховенство правительства и представительство по плебисциту.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет.

Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бона­парта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:

ü он осуществлял исполнительную власть;

ü назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

ü обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Консти­туции были:

ü Государственный совет, осуществлявший редактирование этих законопроектов;

ü Трибунат, обсуждавший их;

ü Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;

ü Охранительный сенат, утверждавший их.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значе­ния, а только маскировали единовластие первого консула.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял на­значаемый правительством префект, а в дистрикте - супрефект.

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов на­значало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.

3. По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии.

В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полностью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Основными рычагами императорской власти стали:

ü армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны;

ü полицейская система, развитию и укреплению которой Напо­леон уделял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генераль­ные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назнача­лись министром полиции и действовали под его руководством;

ü бюрократия;

ü церковь.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развивающегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократиче­ские завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

 

Вопрос 6. Вторая республика во Франции

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длив­шийся с 1814 г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране -экономическому, торгово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократи­зации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восстав­шие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола.

Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

ü о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

ü о закреплении права на труд;

ü о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, со­кратить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным движением ста­ла созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, кото­рое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собст­венникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государ­ственного строя:

ü республиканская форма правления;

ü разделение властей;

ü представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Националь­ное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года не­посредственно населением. Президент наделялся широкими пол­номочиями: правом внесения законопроектов, правом отлага­тельного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префек­тов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания:

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В ком­петенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение воз­никающих в ходе ее деятельности административных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели су­щественных изменений. Сохранилось административно-терри­ториальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все муж­чины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся граж­данскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, уве­личенный затем до трех лет.

 

Вопрос 7. Третья республика во Франции

1. После окончания войны с Пруссией 1870 г., которая была французами с позором проиграна, основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

В Париже весной 1871 г. вспыхнуло народное восстание, кото­рое установило прямую народную власть (вошло в историю как Парижская коммуна 1871 г.). Особенность Парижской коммуны в том, что впервые в новейшей истории народ попы­тался установить самоуправление минуя традиционные буржу­азные институты. Это вызвало резкое недовольство у правых и буржуазии. Спустя 72 дня Парижская коммуна была подавле­на, а власть взяли крупная буржуазия и монархисты.

Новую конституцию должно было принять Учредительное соб­рание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало мо­нархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для мо­нархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказать­ся от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".

2. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным со­бранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

ü Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

ü Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

ü Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государст­венными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государствен­ного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республикан­ский строй во главе с президентом, парламентом как высшим ор­ганом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право зако­нодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребо­вать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначе­ния на все высшие военные и гражданские должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, со­стоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, ко­торые избирались косвенным путем особыми коллегиями вы­борщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действую­щим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в ниж­нюю палату и приниматься ею.

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета мини­стров, но его правовой статус детально разработан не был.

3. Государственный строй Третьей республики, созданный в со­ответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского об­щества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Кон­ституции 1875 г.:

ü запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

ü представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

ü был изменен порядок комплектования сената.

Развит дарственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.).

Во избежание политических конфликтов по молчаливому со­глашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятель­ные политические деятели.

Официальные конституционные полномочия президента остава­лись резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в дея­тельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутри парламентской партийной борьбы внутренний регламент

Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений -председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Па­латы депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наи­более важных или политически острых вопросов.

 

Вопрос 8. Гражданский кодекс Франции 1804 г.

1. Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физических лиц.

При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.

2. На содержание статей, посвященных праву собственности, наи­большее влияние оказали революционное законодательство и римское право.

Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника -пользование и распоряжение вещами. При этом провозглаша­ется абсолютный характер собственности.

Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собствен­ность на:

ü индивидуальную (частную);

ü государственную (общественное обладание);

ü общинно-коммунальную.

В кодексе детально регламентированы права собственника зе­мельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п.

Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и дру­гие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание.

Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благо-
приобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил
мену недвижимых имуществ.

3. В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение,
посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства.

Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:

ü принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного иска­жения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;

ü принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заклю­ченные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно".

В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, ко­гда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновре­менно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон. Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.

4. Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд, условий:

ü взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);

ü достижение брачного возраста (для мужчин - 18 лет, для жен­щин - 15 лет);

ü не состоять в другом браке;

ü согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год).

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в
определенной степени родства или свойства.

Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелю­бодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; вза­имное и упорное желание супругов развестись.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу".

Следствием власти мужа является ограниченная правоспособ­ность и практически полная недееспособность замужней жен­щины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.

Имущественные отношения супругов определялись брачным до­говором, заключенным до совершения брака. По общему пра­вилу, если в брачном договоре специально не было предусмот­рено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого имущества.

Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эпансипации - осво­бождения из-под власти.

Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.

В конце XIX - начале XX вв. были внесены изменения, касаю­щиеся порядка заключения брака:

ü отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака;

ü урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожден­ным ребенком;

ü мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

В 1816 г. был отменен развод, но в 1884 г. восстановлен в новом виде: он рассматривался как санкция за виновное поведение суп­руга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался.

Перемены во взаимоотношениях родителей и детей вырази­лись в ослаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери.

5. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Од­нако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию по­ловиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.

Свободное от завещательного распоряжения имущество насле­довалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследо­вания имущество переходило к пережившему супругу. В 1917 г. круг наследников был ограничен шестой степенью родства.

 

Вопрос 9. Уголовный кодекс Франции 1810 г.

1. Уголовный кодекс Франции 1810 г. состоит из Общей и Особенной частей.

Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвящен­ные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответст­венности.

Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.

2. Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого на­казания.

Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, ка­торжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное за­ключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

3. Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой.

Подробно описываются различные формы соучастия: подстре­кательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответ­ственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста.

Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.

4. Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам,
разделяемым на два вида:

ü публичные правонарушения, к которым отнесены действия, на­правленные против безопасности государства, против импер­ской конституции, против общественного спокойствия;

ü частные правонарушения, то есть правонарушения, направлен­ные против частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность.

Более половины статей посвящено охране собственности.

5. Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и
наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения
не судебным, а судебно-полицейским порядком.

 

ЛЕКЦИЯ 16


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.