Нарушенным зрением к обучению в школе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Нарушенным зрением к обучению в школе

2017-09-27 274
Нарушенным зрением к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

...Кажется, еще совсем недавно ваш ребенок был таким малень­ким и несмышленым, пугливым и беспомощным, но каким-то осо­бенно трогательным в своих очках с огромными линзами, а се­годня... Недалеко то время, когда ваш малыш с ранцем за плеча­ми перешагнет порог школы. Что там, за этим порогом? (Школа ведь не обычная, а специальная.) Как он будет учиться? Сможет ли найти себе друзей? Не будут ли его, такого маленького и слабого, обижать старшеклассники? Поймет ли его учительница? Сколько таких вопросов, волнений, треног и сомнений!

Возникновение их вполне оправдано: ребенок подошел к одному из важнейших моментов своей жизни. Представьте себе: в один ясный сентябрьский день вся жизнь ребенка потечет по новому руслу. Беззаботное времяпровождение дошкольника сменится че­редой уроков и домашних заданий, рядом не будет мамы и ба­бушки, их место займутучительница и воспитатели, придется рас­статься с любимыми игрушками и книжками, искать свое место среди незнакомых и чужих мальчиков и девочек. Очень тяжело будет маленькому человеку!

Не случайно педагоги называют этот период кризисным. Для ребенка с нарушениями зрения этот кризис зачастую усугубляет­ся. И перед ребенком и перед родителями встает проблема школы интернатного типа, а это значит, что только в выходныедни (а если школа находится в другом городе, то только во время ка­никул) бывать дома с мамой и папой.

Для многих детей и родителей неожиданной и болезненной бы­вает рекомендация врача-офтальмолога вести обучение ребенка по системе Брайля, то, что отныне восприятие мира будет проходить при опоре на осязание. Наконец, в школе нет нянюшек и бабу­шек и очень многое придется делать самостоятельно.

Готов ли ваш ребенок к решению этих проблем? Сможете ли вы быть уверены в том, что сделали все возможное для того, что­бы этот кризисный период был не таким острым и болезненным для вашего сына или дочери? О чем вы забыли? Чего не пре­дусмотрели? Ответам на эти вопросы, а также советам родителям будущих первоклассников посвящена эта глава.

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О

СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Каких только надежд порой не возлагают родители слепых и слабовидящих детей на школу, приводя их в первый класс: направление ребенка на операцию и обучение музыке, про­фессиональная подготовка и помощь семье в решении материаль­ных или жилищных проблем. Некоторые родители пугаются само­го слова «специальная», которое зачастую ассоциируется с меди­цинским или другим учреждением закрытого типа.

Что же все-таки представляет собой специальная школа-ин­тернат для детей с нарушениями зрения? Чем она отличается ©т обычных школ, которые есть в микрорайоне? В чем ее преимуще­ства и недостатки?

Специальная школа — это:

- учреждение, где работают педагоги,

имеющие де­фектологическое образование и квалификацию тифлопедагогов,

знающие психологию слепых и слабовидящих детей,

специальные методики обучения детей с патологией зрения,

владеющие шриф­том Брайля,

люди, которые могут квалифицированно обучить вашего ребенка при помощи особых методов и приемов не только чтению и письму, но и всему тому, чему учат зрячих де­тей в обычных массовых школах.

- учреждение, специально предназначенное для обу­чения детей с дефектом зрения, а значит, оборудованное особыми пособиями, приборами, приспособлениями, книгами, помогающими слепым детям и детям с ослабленным зрением овладеть знаниями по программе, а также многими полезными умениями и навыками.

- место, где вашему ребенку предстоит провести 12 лет (полный курс обучения), в отличие от массовой школы, где дети учатся 11 лет. (Детям с нарушениями зрения программой овладевать труднее, поэтому и добавлен еще год.)

- школа, в которой работают различные специали­сты, призванные помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, а во многих случаях и зрение, преодолеть некоторые последствия дефекта зрения, найти свое место в современном мире, приспосо­биться к нему. Это врачи (офтальмологи и педиатры), логопед, реабилитолог, психолог, учитель лечебной физкультуры.

- специальные школы-интернаты не такие большие, как массовые школы. В классах 12—15 мальчиков и девочек. Это, безусловно, даст учителю возможность уделить больше внимания каждому из учеников и вашему ребенку в том числе.

И в то же время специальная школа — это, как правило, уч­реждение интернатного типа, где большинство детей проводит

практически всю неделю. И, к сожалению, школа-интернат мало напоминает дом и семью.

«... Я отдала много времени и сил, чтобы подготовить своего сына к школе: он у меня и до 100 без запинки считает, и стихи по программе 1-го класса знает, — взволнованно убеждала учи­теля мама одного из будущих учеников, — ему совершенно нече­го делать в 1-м классе. Пусть идет сразу во 2-й».

Худенький бледный мальчик стоял рядом с мамой и терпеливо ждал, когда настанет его очередь и он сможет продемонстрировать и счет, и стихи.

— Скажи, пожалуйста, Виталик, — обратилась учительница к мальчику, — ты так аккуратно и нарядно одет сегодня. Ты сам одевался, собираясь на встречу со мной?

— Нет, я еще не умею, — смутился мальчик.

— С этим у нас проблемы, — вмешалась в разговор мама.

— Сами понимаете, слепой ребенок в быту беспомощен. Но тут, я слышала, есть опытные воспитатели, они будут заботиться Виталике.

— Да, безусловно, воспитатели у нас опытные, но нянек в шко­ле нет. Виталику будет трудно, многое придется делать самому: и умываться, и одеваться, и накрывать на стол.

— Но я думала... Он еще и ориентируется очень плохо — все время за мою руку держится, но моя совесть чиста — интел­лектуально мальчик развит прекрасно.

Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все ро­дители заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран, хорошо одет и обут. Часто родители не жа­леют времени и сил, чтобы научить ребенка писать, читать, счи­тать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И при этом за­бывают, что без овладения элементарными навыками самообслу­живания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок становится абсолютно беспомощным в школе. Конечно, на по­мощь придут и опытные воспитатели, и учитель-реабилитолог, но такому ребенку неизмеримо труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в семье.

Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны, делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из семьи в школу), а с другой — лишает веры в свои силы. Неумение справляться с доступными для других детей проблемами отвращает его от любого кропот­ливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не ов­ладевший в дошкольном возрасте элементарными навыками само-

обслуживания, не умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих гармоничной личности. И это особенно опасно.

Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: «Владеет ли мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом пространстве?», «Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть собранным и аккуратным?», «Стремится ли он справиться с возникшей проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?». Если вы не уверены в положительном ответе, обратитесь к другим главам этого издания, у вас еще достаточно времени, чтобы позаниматься с ребенком.

— Алеша, почему ты достал из портфеля краски? У нас урок математики, все дети решают задачу!

— А я не хочу считать. Я рисовать люблю. Я буду рисовать, потому что мне это нравится!

Такая ситуация на уроке в 1-м классе не удивит ни одну опытную учительницу. Первоклассникам, не привыкшим в семье к слову «надо», не умеющим подчинять свои желания необходимости, очень трудно понять логику школьной жизни. Почему, когда ему хочется играть, он должен садиться за уроки? Или вставать с теплой постели, когда на улице еще темно и так хочется поспать?

Причиной несформированности произвольности поведения (так это называется в психологии) является повышенная опека родителями своих слепых или слабовидящих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни семьи их желаниям и интересам. В результате школьная жизнь ребенка, непривыкшего соизмерять свои желания с обстоятельствами, прилагать усилия для выполнения дела, которое может быть менее интересным и привлекательным для ребенка, чем, например, игра или рисование, превращается в постоянный стресс, борьбу с учителем, воспитателями, другими детьми. От этого страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень тяжелым процесс адаптации в интернате, затрудняется обучение, вхождение в детский коллектив.

Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению своих желаний определенной необходимости. Особенно важно то, как организован обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора или радиоприемника, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр. Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка к детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в школе.

Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово «занятие». И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6—7-чпетнсм возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.

Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому. Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая — эти поручения вполне доступны слепому или слабовидящему ребенку при условии, если родители научили его этим действиям. (Как это сделать подробно описано в предыдущей главе.) Поручения должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности перед близкими, только тогда они станут для него привычными и естественными.

За полгода — год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.

В первом классе учителю чрезвычайно трудно справляться с импульсивностью детского поведения. Часто тот или иной ученик-первоклассник может среди урока встать и, не спросив разрешения, отправиться в туалет, погулять или домой, к маме. Или такая проблема, как подсказки. Бороться с тем, что на вопрос одному ученику весь класс отвечает дружным шепотом, бывает нелегко. Ребенку чрезвычайно трудно научиться сдерживать свои стремления отвечать на каждый вопрос учителя, даже если он не обращен непосредственно к ному.

Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность поведения необходимо уже с дошкольного возраста. Способствуют этому различные игры с правилами, следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых игрок, нарушивший правила, наказывается (штрафное очко, выбывание из игры и пр.), и «тихие игры», такие, как «Молчанка», «да» и «нет» не говорить» и др. Детям очень нравятся эти игры. В них они постигают смысл самого понятия «правило», его условность и в то же время необходимость его выполнения для успешной орга­низации какой-либо деятельности.

«Непослушные», слабые руки — проблема для первоклассника огромная. Обучение письму и чтению по системе Брайля сле­пых и частичнозрячих детей требует сильных кистей рук, чувст­вительных пальцев. В школу же часто поступают дети со слабы­ми, анемичными руками, которые не способны производить тон­кие операции, осуществлять поисковые или опознавательные движения, воспринимать рельефные изображения. А ведь это является основой для чтения и письма по Брайлю.

Все это в равной мере относится и к слабовидящим детям Обучение письму требует хорошо развитых координированных движении кистей рук и пальцев, способности к довольно дли­тельному и интенсивному мышечному напряжению. Состояние рук слабовидящих первоклассников чаще всего не отвечает этим тре­бованиям.

Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе, необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики рук.

С малышами (2—3 года) занятия нужно проводить по 3— 5 минут ежедневно. Начать занятие можно с небольшого масса­жа кистей рук: сделать поглаживание, разминание, похлопыва­ние, растирание до появления ощущения тепла. Ребенок быстро усвоит этот массаж и через некоторое время сможет выполнять его самостоятельно. Затем необходимо выполнить гимнастику для пальцев, которую можно соединить с веселыми стихами, потеш­ками, песенками. Например:

1. Ребенок поочередно загибает пальцы руки, приговаривая:

Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А малютка — это я. Вот и вся моя семья. Или:

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братцев ты не разбуди. Встали пальчики! Ура! В детский сад идти пора!

2. Ребенок поочередно разгибает согнутые пальцы.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большому — дрова рубить,

Указательному — печи топить,

Среднему — воду носить,

Безымянному — обед варить.

Л мизинцу — песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Необходимо выучить с ребенком различные упражнения для пальцев и кистей рук.

1. «Здравствуй, пальчик» — поочередно здороваются пальцы правой и левой руки: большой с большим, указательный с ука­зательным и т. д.

2. «Коза-дереза» — вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы согнуть.

3. «Зайчик» — большой и указательный пальцы вытянуты, ос­тальные согнуты и соединены вместе.

4. «Веселые человечки» — указательный и средний пальцы «бегают» по столу.

5. «Щелчок» — сделать щелчок поочередно каждым пальцем правой и левой руки.

6. «Рыбка» — кисть руки производит волнообразные дви­жения.

7. «Птички летают» — кисти рук производят колебательные движения, подражая взмахам крыльев птиц.

Способствуют развитию мелкой моторики рук игры с разно­цветной мозаикой, различными конструкторами, лепка из глины и пластилина, штриховка или раскрашивание контура предмета цветными карандашами или восковыми мелками (фломастеры для этой цели не годятся, так как не требуют практически ни­какого мышечного напряжения руки при рисовании), нанизыва­ние бусинок и пр.

Организуя любую деятельность ребенка, проанализируйте, насколько она способствует развитию рук. Поручайте сыну или дочери рассортировать по разным коробкам пуговицы, нитки дляшитья, перемотать клубки шерсти для вязания, перебрать крупу, постирать носовые платки.

Для подготовки подушечек пальцев слепого ребенка к обуче­нию чтению рельефно-точечного шрифта обучайте его чтению простейших рельефных рисунков. Для этого можно использовать мягкий картон или плотную фольгу. Мама или папа дела­ет на картоне или фольге какое-либо простое изображение (сна­чала одну или несколько точек, затем прямую или волнистую линию), а ребенок пальцами обеих рук «читает» получившееся с обратной стороны рельефное изображение.

Впоследствии ребенок сам научится делать подобные рисун­ки и «читать» их.

Все родители знают, что ребенка-дошкольника, готовя к по­ступлению в школу, надо многому учить. А ребенка с нарушен­ным зрением особенно. Но слишком мало доступной специаль­ной литературы, рассказывающей чему и как нужно учить сле­пого или слабовидящего ребенка в подготовительный к школе период. И бедные дети, повинуясь мамам и папам, заучивают чи­словой ряд, зазубривают непонятные «взрослые» стихотворения, пишут в тетрадях палочки и крючки, копируют написание букв. Что дает это для психического развития ребенка? Как способ­ствует развитию интереса к окружающему миру и предстоящейдеятельности — учению? Что может дать, например, знание чис­лового ряда от 1 до 100, если ребенок совершенно не имеет пред­ставлений о составе числа, об элементарных действиях прибав­ления и убавления.

Главное в подготовке слепых и слабовидящих детей к обуче­нию в школе — не дача «готовых» знаний, а воспитание у них потребности в знаниях и формирование способов их приобрете­ния, т. е. научение думать.

Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское «почему» можно ответить по-разному. Напри­мер, на вопрос ребенка: «Куда исчезает снег весной?» можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам пона­блюдает (слепой ребенок при помощи осязания, слабовидящий или частично зрячий ребенок при помощи и зрения, и осязания), как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны допол­нить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для непосредственного восприятия.

Хорошо, если общение родителей с ребенком активизирует его познавательный интерес. Задайте себе вопрос: «Часто ли я бываю с ребенком в лесу, в зоопарке?», «Когда в последний раз мы ходили в театр, в цирк?», «Всегда ли общение с малышом способствует его развитию, обогащению его жизненного опыта?» Так, посещение вместе с родителями слепым или слабовидящим ребенком леса или парка может превратиться в интересный и увлекательный урок для дошкольника. В лесу можно понаблю­дать за жизнью растений, птиц, насекомых (при правильной ор­ганизации наблюдения слепому ребенку это тоже доступно).

Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый ус­лышит?», «Что изменилось?». Их смысл — увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на свои же вопросы.

Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи, воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может быть естественным образом вплетенов повседнев­ную жизнь, исходить из круга его обязанностей. Например, ре­бенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю: кладет 3 чашки. А блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка. Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение и сервировке. Ребенок считает, сколь­ко теперь чашек понадобится. Постижение, таким образом, основ математики делает естественным и понятным постижение и со­става числа, и простых математических действии, а главное, по­буждает ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.

Обратим внимание родителей еще на одно необходимое ус­ловие готовности к школьному обучению — воспитание положи­тельной учебной мотивации, т. с. желания учиться. Часто детей привлекает только новая школьная форма, ранец с металличес­кими замками и ремнями, стремление называться школьником, желание получать только пятерки — все это поверхностная, не­стойкая мотивация. Наступают школьные будни, ребенок встре­чается с первыми трудностями, и интерес к школе, к учению про­падает. Ребенок перестает понимать, зачем он учится, и весь про­цесс учебы проходит, как подчинение требованиям взрослых, не только не доставляя ему удовольствия, но и становясь принуди­тельной и неприятной обязанностью.

Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к- внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения — те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудитель­ной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и уме­ний, к видению и творческому разрешению возникающих про­блем.

Формируется такая мотивация не просто. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любо­знательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спек­такли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, кото­рые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, долж­ны постепенно усложняться, представлять для ребенка пробле­му, с которой, потрудившись, предстоит справиться. Главное — видеть в своем ребенке, несмотря ни на что, не обиженного судь­бой инвалида, а развивающуюся личность.

Дети играют... Как в капле воды отражается в игре ребенка целый мир, его впечатления, представления, понимание окру­жающего. Игру называют школой жизни, школой отношений, школой чувств ребенка. В игре ребенок овладевает предметным миром — постигает мир вещей, созданных руками человека, по­могает понять их смысл, их предназначение. В игре ребенок име­ет возможность примерить на себя роль взрослого: мамы, врача, строителя, действовать в соответствии с этой ролью, переживать в соответствии с ней, а значит, обогащаться и интеллектуально, и нравственно, и эмоционально.

Присмотритесь к тому, во что и как играет ваш ребенок, ка­кие игрушки использует в игре. Часто родители довольны, когда ребенок занят чем-то и мало их беспокоит. Ребенок с наруше­ниями зрения может изо дня в день перебирать кубики или сту­чать лопаткой по батарее, а родителей это мало тревожит: здо­ров был бы да сыт!

Однако игра — это, с одной стороны, показатель развития ребенка, а с другой, способ его развития.

Слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности в игре. Их игры часто бывают чрезвычайно однотипны и прими­тивны по содержанию, разворачиваются без игрушек или пред­метов, их заменяющих. Например, игра незрячих первоклассни­ков «Метро» выглядит так: трое ребят сидят под партой, громко гудят, подражая гуления электрички. По очереди произносят: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция...» Игра без каких-либо существенных добавлений повторяется ежеднев­но в течение длительного времени. Примерно также с небольши­ми видоизменениями выглядит игра в автобус, семью и пр.

Причины неумения незрячих детей играть многообразны. Это связано, прежде всего, с тем, что дети с недостатками зрения часто не могут усвоить действия взрослых но подражанию, а следовательно, у них мало жизненного материала для игр. Часто мир слепого или слабовидящего ребенка замыкается простран­ством его комнаты. Да и круг общения ребенка порой ограничи­вается только родителями. Неудивительно, что дети, немеющие играть, при поступлении в школу демонстрируют низкий уровень общего развития, необщительность, безынициативность, пассив­ность. Учителя начальных классов, воспитатели подчеркивают необходимость специальногообучения игре слепых и слабовидя­щих дошкольников в детском саду или в семье.

Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше рас­ширять круг его представлений и впечатлений. Ребенку интерес­но и важновсе: и работа продавца в магазине, и действия вра­ча, и устройство автобусного гаража. Старайтесь, чтобы полу­ченные ребенком впечатления впоследствии обыгрывались, а что­бы это стало возможным, обращайте его внимание на сущест­венные детали, если есть возможность, подведите его поближе к интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно ос­мотреть).

Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты, упаковывает покупку, как водитель управляет авто­мобилем, как медсестра делает укол или ставит горчичники.

Обучение ребенка с нарушениями зрения сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» можно проводить так.

Сегодня утром вы с ребенком посещали врача. Он полон впе­чатлений от самого помещения поликлиники, от ожидания в при­емной врача, от беседы с доктором, от общения с медсестрой. Хорошо, если вы, не торопясь, походили по поликлинике, рас­сказали о том, какие врачи ведут прием, чем занимается отдел регистратуры или процедурный кабинет, попросили ребенка по­наблюдать во время приема, в чем разница в работе врача и медицинской сестры.

А вечером в кругу семьи ребенку можно предложить игру в поликлинику. Сначала в роли врача может выступать мама. Ре­бенок выполняет роль пациента. Побуждайте ребенка к анализу и оценке своих действий и действий партнера по игре. Но об­суждение игры должно происходить не во время развития сюжета, а по окончании игры. Важно тактически умелое руководство иг­рой со стороны родителей: показ правильных действий, ненавяз­чивое исправление возможных ошибок, неточностей. Хорошо, если за время игры ребенок побывает в роли пациента, врача, медсест­ры и санитарки, если в игру будут включены родители, брат или сестренка и, конечно, куклы.

Для успеха игры чрезвычайно важны атрибуты: куклы разных размеров с набором соответствующей одежды, кукольная мебель и посуда, строительный материал и пр. Старайтесь давать ребенку для игры и реальные вещи. Так, использованный одноразовый шприц без иглы или папина флотская бескозырка могут побуж­дать ребенка к развертыванию интересных и полезных для его развития игр. При этом следите за тем, чтобы ребенок использо­вал предметы в соответствии с их свойствами и функциональным назначением.

Подскажите ребенку, что недостающие в игре предметы могут быть заменены другими, со сходными свойствами: так, если у ма­ленького врача не оказалось под рукой термометра, мама может посоветовать ему заменить термометр карандашом, палочкой, по­хожими по форме.

При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступ­лению в 1-й класс полезно использовать различные дидактичес­кие игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (раз­резные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Иры, со­держащие правила, чрезвычайно важны для шестилеток, готовя­щихся стать первоклассниками, так как учат выполнять действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно ис­пользовать, приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или разрезной картинке можно обвести черной тушью — так он лучше воспринимается. Для сле­пого ребенка простое изображение (яблоко, домик, флажок и пр.) можно заменить аппликацией из различного вида бумаги: бархат­ной, глянцевой, наждачной.

Прекрасный игровой материал (его можно использовать для слепых и слабовидящих детей) для развития мышления, вообра­жения, сообразительности, памятисобран в книге Б. Никитина «Ступени творчества». Эти игрушки-пособия легко изготовить в домашних условиях из пластика, цветного картона, шнурков, про­волоки. Все они являются прекрасными тренажерами не только для развития интеллекта ребенка, но и для его рук, что, как мы уже отмечали, очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.

Еще одно необходимое условие развития слепого или слабови­дящего ребенка и подготовки его к школе — умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками.

...Дима пришел в школу совершенным дичком. На любой во­прос учителя краснел ипрятал лицо в складки маминой юбки.

— «Он у меня такой, — объясняла учителю мама, — боится всех чужих: и взрослых, и детей. Да и немудрено это: я на работе целый день, а он с 3-летнего возраста с глухой да подслеповатой бабушкой».

Сколько труда пришлось приложить педагогам, чтобы Дима смог преодолеть свою робость, неконтактность, смог отвечать на уроке, играть с одноклассниками! И как тяжело давалось маль­чику привыкание к новой обстановке: обилие разнообразных шу­мов, беготня детей, многоликость взрослых. Были и слезы, и не­желание идти в школу, и стремление убежать от детей и учите­лей, скрыться, спрятаться...

Одна из наиболее острых проблем детей, поступающих в 1-й класс специальной школы — неумение общаться. Болезненная ро­бость и застенчивость, постоянное стремление «уйти в себя» или, напротив, крикливость, повышенная конфликтность, агрессив­ность — явления довольно частые. Причины их многообразны: это и особенности возбудимости нервной системы, и реакция стрес­са на проблемы первого года обучения. Но чаще всего — резуль­тат невнимания родителей к сфере общения ребенка.

Попробуйте проанализировать круг общения своего ребенка: кто в него входит, достаточно ли он разнообразен, присутствуют ли в нем сверстники, дети с нормальным зрением.

Ограниченный, узкий круг общения слепого или слабовидяще­го ребенка лишает его важного средства пополнения жизненного опыта, познания действительности и приспособления к ней. 5— 6-летнему ребенку просто необходим выход за пределы семьи. Дляподготовки к школе важно, чтобы он побольше бывал в дет­ском обществе. Даже если ваш ребенок посещает специализиро­ванный детский сад и, по-вашему мнению, пресыщен общением, все же старайтесь, чтобы круг его общения не состоял исключи­тельно из детей с нарушенным зрением. Важно, чтобы он имел друзей среди зрячих детей, играл с ними, бывал в гостях и чувст­вовал себя при этом естественно и свободно. Безусловно, непросто ввести ребенка в мир, отличающийся от его собственного. Но помните, ему предстоит жить среди зрячих людей, с ними об­щаться, сотрудничать. Эти умения не приходят сами по себе, они формируются уже в дошкольном возрасте. Для начала посетите семью соседей, где есть сверстник вашего ребенка. Объясните родителям и самому малышу особенности вашего ребенка. И только затем пригласите соседского ребенка к себе в дом. Поиг­райте с детьми в доступные для каждого из них игры. Хорошо, если контакты между детьми станут постоянными и для обоих желанными.

Необходимо, чтобы ребенок имел опыт общения не только с детьми, но и со взрослыми: умел обратиться к знакомому или не­знакомому человеку с вопросом, просьбой, поблагодарить за услу­гу, подарок, извиниться в случае причинения беспокойства или не­удобства. Учите ребенка быть внимательным к собеседнику и оп­ределять его состояние и настроение по мимике, позе, голосу.

Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок этими средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответ­ствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти внешние факторы являются препятствием для установ­ления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их зрячими людьми. Родители слепых и слабовидящих детей и тиф­лопедагоги отмечают маскообразность, анемичность их лиц, од­нообразие мимических реакций, практическое отсутствие жестов, монотонность голоса. Это подчас отталкивает зрячих детей и да­же пугает. Примером тому может служить рассказ матери сле­пого мальчика Саши А.: «...Как-то соседский мальчик, ранее мирноигравший в комнате с моим сыном, со слезами при­бежал ко мне на кухню и заявил, что не будет больше играть с Сашей. «Он плохой, злой! Я не хочу с таким дружить!» — плакал он. Я, конечно, постаралась разобраться в сути детского кон­фликта. Оказалось, что зрячий мальчик случайно прищемил в иг­ре палец. Мой Саша принялся утешать его. Слова произ­носил добрые, хорошие, и чувства его, я уверена, были искренни­ми, но на лице блуждала «хитрая» (по выражению зрячего ре­бенка) улыбка. А я потом сама стала замечать, что эта улыбка у него появляется очень часто: когда его кто-нибудь обидит, огор­чит, когда он кого-нибудь жалеет. У меня очень добрый и от­зывчивый мальчик. Неужели он так и останется непонятым людьми?»

Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить де­тей с нарушенным зрением правильной мимике, жесту, позе — за­дача трудная, но осуществимая. Эффективность ее решения за­висит и от того, насколько подключена к этой работе семья.

Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при по­мощи осязания, остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры. Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разно­образные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на ли­це различных выражений. Например, читая сказку «Коза и семе­ро козлят», можно предложить ребенку изобразить с помощью

мимики и голоса злого Волка, испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.

Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульпту­ры, обращайте внимание на мимику и позу изображенных людей.

Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам:
«До свидания» — помахать рукой, «Иди сюда» — поманить ру­кой, «Тише» — приложить палец к губам, «Согласен» — кивок головой, «Не знаю» — пожать плечами, «Очень плохо» — погрозить пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое общение.

Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Витя. Не по-детски серьезен, сосредоточен, способен рассуждать «со зна­нием дела» на любые темы, прямо маленький старичок! А Пав­лик — весельчак, непоседа, от такого в любую минуту можно ожидать шалости. Надюша, которая за месяц пребывания в шко­ле не вымолвила ни одного слова. Зиночка, все время просящая­ся на ручки... Сколько детей, столько и типов. Все они непросто адаптируются в школе. Но наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная для многих слепых и слабовидящих детей позиция «больного ребенка»:

— Я не буду заправлять постель. Я ничего не вижу. Мне это трудно!

— Я не могу писать, устали руки. Нельзя заставлять слепого ребенка много работать!

— Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в первую очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас — будете потом оправдываться перед моей мамой!..

Переубедить маленького деспота порой очень непросто. Он при­шел в школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя, и воспитатели, и даже одноклассники находятся в школе специаль­но для того, чтобы выполнять за него любую работу, требующую усилий, оберегать от малейших трудностей. Основание для это­го— вынесенная из семьи убежденность: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать мне, жалеть меня». Ребенку трудно осознать, что в специальной школе все детинаходятся в одинаковом положении, всем нужны и помощь, и забота, и внимание. Ребенок с позицией «больного» недооценивает свои возможности, готов только получать помощь и абсолютно не умеетее оказывать в случае необходимости. Та­ким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе, уста­новление контактов со сверстниками. Часто в детском коллективе именно они попадают в категорию «отторгнутых»: с ними не хотят играть, стоять в паре, сидеть за одним столом. И здесь важ­но помочь ребенку осознать неправильность своей позиции. Хо­рошо, если это понимает и семья и делает все возможное для формирования у него позиции полноценного человека.

Бывает и так, что ребенок под воздействием семьи переоцени­вает свои возможности: привыкший в семье к постоянному во­сторгу и восхищению его умом, сообразительностью, фантазией за любую, даже небрежно выполненную работу, он ждет такой же оценки от учителя и детей. Для таких детей неприемлемо само понятие «неудача», они не привыкли прилагать усилия для до­стижения цели. Формирование критичности, трезвой самооценки у детей с н


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.