Организационные и психолого-педагогические предпосылки компенсаторно-коррекционной работы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организационные и психолого-педагогические предпосылки компенсаторно-коррекционной работы

2017-09-27 279
Организационные и психолого-педагогические предпосылки компенсаторно-коррекционной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отмеченные выше отставания в развитии готовности слабовидящих детей к школе, в первую очередь, связаны с недостаточной сформированностью у них компенсатор­ных приспособлений. Поэтому возникает необходимость в специальной работе, направленной на создание условий, способствующих формированию у этих детей компенсатор­ных процессов и создающих психологическую базу для про­филактики появления вторичных отклонений в развитии. Это предполагает компенсаторно-педагогическую направленность всей системы работы педагогов - дефектологов, что означает вооружение видящего ребенка способами

действий, которые обеспечат ему безболезненное вхождение в коллективную учебную деятельность в усло­виях классно-урочной школьной системы.

Опыт экспериментального обучения и воспитания детей с патологией зрения показывает, что наиболее эффективно формирование способов познавательной деятельности обес­печивается путем целенаправленного развития у детей познавательной самостоятельности. Понятие «познавательная самостоятельность» в психологии определяется как «готов­ность своими силами вести це­ленаправленную познавательно-поисковую деятельность». Этот термин чаще всего употребляется по отно­шению к детям школьного возраста, поскольку осуществить познавательно-поисковую деятельность можно только при наличии хорошо сформированных способов умственной деятельности, которыми дошкольник еще не владеет. В дошкольной педагогике исследовались возможности детей в области познавательной самостоятельности и были полу­чены положительные результаты

Анализируя положительный опыт, а также иссле­дования в области формирования познавательных интере­сов у детей с нарушениями зрения, мы заметили, что в основе формирования познавательной самостоятельности и познавательных интересов лежит умение осуществлять поисковую деятельность. Но, по данным И. Г. Морозовой, для организации у детей познавательной деятельности поискового характера необходимо готовить «почву». При этом период «подготовки почвы» у детей с нарушениями зрения занимает значительно больше времени, чем у детей с нормальным зрением.

Учитывая это обстоятельство, в процессе экспериментального обучения мы пытались сначала включать детей в совместную с педагогом, а позднее и в самостоятельную поисковую деятельность. Детям с патологией зрения на этой возрастной ступени (седьмой год жизни) оказалась доступной подобная работа. Более того, с каждым новым занятием мы убеждались, что в процессе такой деятель­ности у ребенка вырабатывается познавательная позиция по отношению к окружающему миру. Дети учились извле­кать познавательную информацию из увиденного и услы­шанного, их восприятие приобретало более целенаправлен­ный характер.

Это в значительной мере позволяет преодолеть, а иногда и предупредить появление таких недостатков в развитии детей, как неуверенность в себе, низкая познавательная активность, постоянная потребность в опеке взрослых.

Кроме того, в результате систематической работы, на­правленной на формирование познавательной самостоятель­ности, в процессе ПОИСКОВОЙ деятельности у детей с патоло­гией зрения пробуждается стойкий познавательный интерес, как к окружающему предметному миру, так и к пред­стоящей учебной деятельности в школе.

Что же означает процесс «подготовки почвы» к поиско­вой деятельности у детей с нарушенным зрением?

В силу своих психофизических особенностей эти дети быстро утомляются, в особенности при однообразной деятельности, что обусловливает необходимость чередования видов деятельности с опорой на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Природная любознательность детей зачастую бывает притуплена. То, что обычно привле­кает непосредственное внимание зрячего, для слабовидящего может оказаться тусклым и незаметным. Поэтому работу с этими детьми следует начинать с пробуждения у них положительного эмоционального отношения к предмету деятельности и к окружающим их людям.

Для этого необходимо обеспечить достаточную матери­альную базу (оборудовать и эстетически оформить поме­щения с учетом требований по охране остаточного зрения детей). Каждый уголок и групповой комнате должен привлекать внимание слабовидящего ребенка, пробуждать в нем радостные ощущения и познавательные потребности. Внешний вид педагога, его ГОЛОС, ТОН должны быть приятными, располагающими ребенка к доверительному отно­шению. Особенно нетерпимы нервозность и раздражительность, недовольство по поводу незнания, непонимания и неумения ребенка заниматься той или иной деятельностью. Тифлопедагог обязан внимательно разобраться в каждом случае, выявить причины отрицательной реакции ребенка и постараться их ликвидировать или смягчить.

При подборе игрового и дидактического материала для оформления групповых и специальных комнат для подгрупповых и индивидуальных занятий следует учитывать

такие требования, обусловленные психофизическими особенностями детей с нарушениями зрения:

- соответствие материала содержанию программы детского сада для данной возрастной группы, а также реальному СОСТОЯНИЮ знаний и представлений детей, выявленному и результате индивидуального обследования каждого ребенка;

- реалистичность объектов и их изображений, доступность материала для восприятия каждым ребенком с патологией зрения; педагогическая целесообразность материала (возможность многократного его использования в разных видах деятельности, с разными коррекционно-воспитательными целями);

- внешняя привлекательность и эстетичность;

- системность при отборе материала (комплектование объектов из расчета на каждого ребенка; предпочтение пособий, раскрывающих динамику развития предмета, процесса, явления и т. д.);

- адаптация отбираемого материала к особенностям детей с ослабленным зрением (исключение лишних деталей, усиление контрастности изображения, озвучивание).

Важнейшим требованием является также удобное размещение материала на уровне глаз детей и ознакомление с ним па оптимальном для каждого ребенка расстоянии, при рекомендуемой освещенности (дли близоруких—500 люксов и выше, для детей с заболеваниями преломляющих сред глаза (роговицы и хрусталика) — 40—80 люксов). Детей, страдающих светобоязнью, необходимо знакомить с дидактическими пособиями в защищенном от яркого света месте.

Первоочередная задача специального дошкольного уч­реждения — обеспечить оптимальную освещенность помеще­ний. Столы следует размещать возле светонесущей степы на расстоянии 0,5 м, чтобы свет падал слева. Для создания условий лучшего видения нужно использовать дополнитель­ные светильники, мольберты, подставки на столах у детей. На окнах и i руинах рекомендуются шторы белого цвета, дающие спокойный рассеянный свет и не пропускающие прямых солнечных лучей.

Заслуживает внимания опыт передовых педагогов спе­циальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения, которые в группах имеют аквариумы, «сад на окошке» и привлекают своих воспитанников к уходу зарастениями и мелкими животными. Слабовидящие дети получают возможность наблюдать на близком расстоянии за поведением, привычками, повадками животных, следить зa прорастанием семян, видеть динамику развития и роста представителей животного и растительного мира. С этой же целью на территории специального детского сада выса­живают и сеют по возможности все те растения (деревья, кустарники, цветы, травы и т. п.), названия которых упо­минаются в программе детского сада. Это даст возможность проводин» наблюдения за ИХ ростом, цветением и созрева­нием плодов. Кроме того, дети с патологией зрения на­учатся узнавать их по различным признакам, существенным для ТОГО ИЛИ ИНОГО времени года. На примере наблюдаемых растений дети сумеют осознать простейшие закономерности жизни растительного и животного мира, обусловленные сезонными изменениями в природе.

Все они создаст «внешнюю почву» для пробуждения по­ложительного эмоционального отношения к окружающему, стимулирует перцептивную активность ребенка с недо­статочным зрением, обогащает его представлений четки­ми конкретными образами окружающего предметного мира.

Таким образом, совершенствование подготовки слабо­видящих детей к школе предполагает в первую очередь обеспечение организационных и психолого-педагогических предпосылок для осуществления компенсаторно - коррекционной работы в специальном дошкольном учреждении, а именно:

- создание необходимых условий для организации полноценной познавательной деятельности при наличии зрительной недостаточности,

-психологических условий, пробуждающих у ребенка положительные эмоции и интерес к предмету предстоящей деятельности.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.