Глава 18. Отношение к деньгам — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 18. Отношение к деньгам

2017-09-27 230
Глава 18. Отношение к деньгам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"О, Эйджи, бог богатства,
Благосклонный проводник всех человеческих желаний,
Собственник 1400 жен,
Эйджи превращает мудрецов в глупцов
И делает из глупцов мудрецов...
Эйджи - тот, кто возносит юнцов в ранг старейшин
И обращает стариков в юношей..."

Ритуальная песня йоруба.

Деньги, деньги, деньги... Каждому из нас временами неизбежно начинает каз-ся, что вокруг денег крутится весь мир. Из приемника, под металлическое звякание монет, раздаются хиты популярных ансамблей, ритмически повторяющие рефрен "money, money", или же со старой пластинки великолепный бас с гневом восклиц-т: "Люди гибнут за металл....Сатана там правит бал..." Телевизионные новости передают в качестве центральных событий бесконечные сообщения об изменениях курсов валют, взлетах и падениях фондовых рынков, грядущих обменах денежных знаков. Газетные полосы регулярно дают инф-цию о размерах "корзин", за пределами к-рых каждый д. чувствовать себя либо безнадежно нищим, либо бесконечно счастливым и богатым ч-ком. Сосед, родственник или сын в к-рый уже раз приходят просить у вас энную сумму под очередную, "позарез" критическую ситуацию, и вы опять не знаете, как лучше поступить. Приходя в булочную, вы опять видите старушек, пересчитывающих на ладони свои жалкие медяки, и вас схват-т знакомое тоскливое чувство. Вас призывают мгновенно обогатиться тысячами совершенно законных способов, сыграв в лотерею, став распространителем "Гербалайфа" или вложив свои деньги в чудесно доходное предприятие. Криминальные хроники, перечисляя списки очередных жертв, смакуют версии о беспощадных кредиторах. Тысячи сюжетов в литературе, от детективов до любовных романов, закруч-т коллизии событий, происх-щих с героями вокруг состояний и наследств, богатства и нищеты, неожид-х обогащений и столь же внезапных разорений. Порядочные и бедные герои теряют все свои ч-ские достоинства, обретя состояния, или же, наоборот, робкие и заикающиеся персонажи, невротики и неудачники, став чудесным образом обладателями миллионов, мгновенно распрямляют плечи, перест-т заик-ся и превращ-ся во всесильных героев-любовников или мудрых философов. Латиноамериканские сериалы и "мыльные оперы" пораж-т воображ-е роскошью нарядов и изысканностью повседневной жизни героев и героинь. Бесконечная реклама на любом из каналов телевидения в конце концов слив-ся в один-единственный вопль: "Купи, купи, купи..." С одной ст-ны, вы постоянно слышите гневные обличения богатства и роскоши, с другой - видите унизит-сть бедности и нищеты. В конечном итоге, м. возникнуть ощущение, что все, связанное с деньгами, - это просто сумасшедший дом, но не тот, что нах-ся за глухим забором, а вместивший в себя весь мир, и вы просто вынуждены нах-ся в центре этого мира.

Но жизнь так или иначе застав-т нас опр-ть свое отнош-е к деньгам, выбрав любую возможную позицию в широком спектре м/у отчаянным бессеребреничеством или аскетической борьбой с роскошью и богатством - с одной ст-ны, и азартной погоней за деньгами, стремлением к обладанию максимальным кол-вом "этих маленьких желтых кружочков" - с другой.

В этом выборе своего отнош-я мы м. опираться т-ко на сущест-щие в окружающей нас культуре примеры и образцы. И, чем внимательнее мы всматрив-ся в палитру этих примеров, тем шире и многообразнее она оказ-ся. Мы м. увидеть людей, соверш-но не дум-щих о деньгах и, тем не менее, умудр-щихся решать свои повседневные проблемы за счет того, что их глубокое увлечение свои делом в конце концов оцен-ся и оплач-ся другими. Мы м. увидеть и других, вся жизнь и все помыслы к-рых, казалось бы, т-ко и сосредоточены на том, как растянуть свой последний рубль на десятки неотложных забот, сэкономив на чем м. и отложив при этом копеечку на "черный день". Такой вариант "психологии нищеты" не исчезает даже в тех случаях, когда в руки попадают большие и даже очень большие деньги. Есть люди, к-рые гордятся тем, что деньги у них долго не задерживаются, и они способны в момент промотать любую сумму, сами потом искренне удивляясь, куда все это делось и как быстро закончилось. Есть люди, для к-рых, по выражению Ф. Тэйлора, "каждый пенни кажется величиной с тележное колесо", образцы отчаянной скупости и скаредности, подобные гоголевскому Плюшкину или бальзаковскому Гобсеку. Для кого-то деньги - предмет гордости; для кого-то - символ обладания, то, чем м. гордиться, как м. гордиться обладанием красивой женщиной; для кого-то - грех и грязь; для кого-то - постоянный источник тоски и зависти; для кого-то - простой инструмент, дающий набор возможностей для достижения заветных целей.

Мимолет-й взгляд на отнош-е к деньгам и богатству в истории позв-т обнаружить еще неск-ко примеч-ных особ-тей, главная из к-рых - это подобные качелям колебания от одного полюса отнош-й к другому. Вполне благосклонное отнош-е к деньгам в античности, где богатство почиталось как милость богов, смен-ся пориц-ем алчности и любви к деньгам в эпоху средневековья, вновь возрожд-ся в виде "капит-ческого стяжательства", а затем снова пориц-ся и искорен-ся гос-вами в ходе больших соц-х эксперим-тов, б. то распред-льные с-мы стран "развитого соц-зма" или относ-льно меньшие по масштабам общества благоденствия в израильских киббуцах.

История антич-х времен отчетливо демонстр-т нам связь облад-я деньгами с ч-ским тщеславием, конк-ными отнош-ми, к-рые еще не считались столь неприлич-ми и прояв-лись во многих деяниях героев того времени.

" В те времена богатство не связ-лось с нечистой совестью, напротив, его охотно выставляли напоказ. Как раз в Древней Греции м. найти примеры демонстративного расточительства", - пишет К. Майер (18, с. 63). Считаясь с этим как с фактом, греческие правители предусмот-льно стрем-сь упр-ть этими процессами, пытаясь направить честолюбие зажиточных людей на пользу общест-ным целям, с тем, ч/б они использ-ли выставляемое напоказ богатство во славу богов и на благо городов. К. Майер упоминает в связи с этим следующую историю. "О морской экспедиции в Сицилию в 415 г. до н.э. сообщается, например, что триерархи "оснастили свои корабли великолепными щитами и оружием и на спор постарались превзойти других в великолепии украшения судов". Подобные масштабы честолюбивых проявлений б. исключением. Но дух соперничества сам по себе здесь проявляется как правило. Более того, его развитие поощряет общество, учреждая многочисленные призы и проводя чествования. Т.о., состоятельность и соперничество б. взаимосвязаны м/у собой" (там же, с. 64).

Период средневековья в полную силу озвучил идею греховности денег, алчности и стяжательства. Но сила этого звучания не в последнюю очередь связана с тем обстоятельством, что ч-к той эпохи со страстной энергией проявлял в свой жизни стремление к благам, обладанию богатством и властью. В повседневной жизни людей того времени, как отмечает Ф. Ариес, противоположные по своей сути стремление к благочестию и стремление к обладанию земными благами не просто сосущест-ли, но как бы даже усиливали одно другое. Противоречие м/у устремлен-тью этих чувств обычно разрешалось ч-ком лишь на смертном одре. Отличительная особ-ть эпохи средневековья, пораж-щая многих исслед-лей, - это фантастич-е по своим масштабам перераспред-ние богатств. Состояния, с неимоверным трудом накап-мые в течение жизни, раздавались и раздар-лись церквям, монастырям, общинам, богадельням и домам призрения. В рез-те лишь ничтожная часть оставалась прямым наследникам и близким. "Если не иметь в виду одерж-ть сост-ем души и страх перед адом, рук-вшие людьми Средневековья, - пишет Жак Ле Гофф, - то никогда не удастся понять их менталитет, и мы застынем в изумлении перед этим забвением всех усилий алчной жизни, отказом от могущ-ва, отказом от богатства, к-рые приводят к чрезвыч-й мобильности богатства и показ-т, в какой мере в средние века самые жадные до земных благ в конце концов, хотя бы под конец жизни, нач-т презирать мир. Эта черта менталитета, препятст-щая накоп-нию сост-ний, способст-т отделению людей Средневековья от материальных и психологических условий капитализма" (3, с.183).

Глубокое понимание этой психологической особенности менталитета людей Средневековья б. неполным, если не обратить внимания на одно экономич-е по своей природе обстоятельство. Накопление богатств в период доиндустриальной истории б. практически лишено перспектив экономического приумножения. Богатство м. б. добывать, концентрировать, обращать в сокровища, но возможности, выражаясь современным языком, "делать бизнес", развивать свое состояние б. предельно ограничены. П. Вейн отмечал в этой связи, что общества этой поры хар-зуются невероятным, с точки зрения современного ч-ка, разрывом в уровне индивидуальных доходов и отсутст-ем возмож-тей капиталовложений, к-рыми заним-сь лишь немногие торговые и ремесленные профес-лы, не боявшиеся риска. Мировой капитал состоял тогда, главным образом, из обрабат-мых земель и построек; орудия произв-ва, телеги, плуги, ткацкие станки, корабли были лишь небольшой его частью. Доходы при этом вынужд-но оседали в виде дворцов, церквей, монастырей или - сокровищ, ювелир-х изделий, произв-ний искусства и пр. Т-ко после промышленной революции появилась возмож-ть инвестировать деньги в производство, в машины, железные дороги и т.п.

Иными словами, и в период античности, и в эпоху средневековья деньги еще неявно проявляли свою "рабочую" функцию. Они, в соответствии со своей природой, обслуживали отношения обмена, на них м. б. снарядить военную экспедицию и в военном походе добыть еще больше денег, богатств и сокровищ; их м. б. потратить, дав работу строителям, художникам, модельерам и портным. С помощью денег м. б. эффектно самоутвердиться, б. то в античном полисе или средневековом городе. При этом в античности окружающими не менее, чем богатства, если не более, высоко ценились гражданские доблести ч-ка, его воинские умения и его отношения с богами, а в средневековье такую же ценность имела знатность происхождения и благородство кровей, благочестие и следование нормам своего круга, цеха или общины.

И все же м. заметить, что на всем этом отрезке истории деньги помогали, хоть иногда и самым странным образом, ч-ку решить задачу, к-рую Карл Юнг называл задачей "индивидуации" - задачу осознания уникальности своего "я", своей особенности и отдельности от полиса, рода, общины, семьи и т.п. Т.е. перейти от родового самоосознания "мы" к собственно личностному осознанию "я".

Разумеется, в тот период деньги играли здесь лишь вспомог-ную роль, следуя за мощными религиозными процессами, столкновениями идей и течений, противоборством родовых ветвей и аристократических кланов. Но и внутри каждого из этих религиозных и социальных течений существовал свой вариант отношения к деньгам, к-рый во многом определил силу и слабость их позиций в период перехода к капиталистической эре. Наиболее ярко это удалось показать М. Веберу в его классической работе "Протестантская этика и дух капитализма", где доказывается, что успехи многих ранних капиталистических предпринимателей б. связаны с базовыми принципами протестантизма, утверждающими особое отношение к труду и к деньгам. В своем анализе Вебер особо опирается на строки из наставления Бенджамина Франклина для юношества, представляющие собой, по мнению Вебера, канон ранней американской модели капитализма в целом.

"Помни, что время - деньги; тот, кто м. бы ежедневно зарабатывать по 10 шиллингов и, тем не менее, полдня гуляет или лентяйничает дома, д. - если он расходует на себя всего т-ко 6 пенсов, - учесть не т-ко этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще 5 шиллингов.

Помни, что кредит - деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на нек-рое время свои деньги, после того как я д. б. вернуть их ему, дарит мне проценты или ст-ко, ск-ко я смогу выручить с их помощью за это время. А это м. составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.

Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги м. родить деньги, их отпрыски м. породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают 6, а если эти последние опять пустить в оборот, б. 7 шиллингов 3 пенса и т.д., пока не получится 100 фунтов... Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов" (15, с. 71).

Но проповедь Б. Франклина не ограничивается ориентацией на "работу с деньгами". Для него эта работа неразрывно связана и с построением на этой основе отношений с другими людьми.

"Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Ч-к, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда м. занять у своих друзей деньги, к-рые им в данный момент не н. А это бывает очень выгодно... Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, ч/б гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.

Следует учит-ть, что самые незначительные действия оказ-т влияние на кредит. Стук твоего молотка, к-рый твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойст-е на целых 6 месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты д. б. за работой, то он на след-щее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окаж-ся" (15, с.71-72).

Анализ Вебера обоснованно доказал, что такого рода этика и такое отношение к деньгам послужило очевидным базисом успеха для многих раннекапиталистических предприним-лей. С этим анализом в определенной мере пересекается и тот факт, что описания истории отечественного предприним-ства (см. 12, 46) также свидетельствуют: в "дореволюционной" истории российского бизнеса наиболее успешно проявили себя носители старообрядческих традиций, чьи каноны истового трудолюбия и бережливости оказались во многом близки положениям протестантизма. Однако б. бы слишком большим преувеличением утверждать, что такое отношение к делу и деньгам является единственно возможным для бизнеса.

История показывает, успех в предпринимательстве м. б. достигнут не т-ко за счет истового трудолюбия или не менее истовой экономности, но и многими другими средствами. В том числе и средствами не столь этически чистыми. Существует и иная крайность в отношении к деньгам и вокруг денег, к-рую в своих великолепных сценариях "игр, в к-рые играют люди", описывает специалист по трансакционному анализу Эрик Берн.

Таков, например, сценарий игры "Попробуй, получи с меня", в к-рой "игрок", постоянно занимающий у других деньги и использ-щий их в своих целях, всевозмож-ми средствами стремится оттянуть момент их отдачи или вовсе избежать его. Несмотря на внешне неблаговидный образ действий и определенный риск, связанный с ним, дейст-щий по этому сценарию ч-к психологич-ки выигрывает независимо от исхода игры. Если измученный кредитор отстает от "игрока", то он выигрывает деньги; если же отчаявшийся кредитор под нажимом получает деньги обратно, то "игрок" получает моральное удовлетворение от того, что заставил кредитора действовать жесткими методами и тем самым подтвердил внутренне важный для себя тезис об алчности и безжалостности других людей, благородству и порядочности к-рых нельзя верить. В последнем случае "игрок" получает выигрыш в другой психологической игре, известной под названием "Попался, сукин сын". Этот "классический" сценарий, описанный Берном, в реальной жизни м. иметь многочисленные разновидности и вариации.

"Когда мои родственники узнали, что у меня хорошо пошло дело, - рассказывал нам рук-ль произв-венно-торговой фирмы, - они приехали и попросили помочь: им н. б. срочно переезжать оттуда, где уже назревали серьезные нац-ные конф-ты. Мне как раз треб-лось развивать новое произв-во, т.к. я уже приобрел в этих целях полу-остановившийся цех одного из "мертвых" предприятий. Я дал им не т-ко деньги на переезд и обустр-во, но и предложил им само это направление деят-ти, с тем чтобы они смогли решить проблемы с работой и м. зарабат-ть деньги. Однако сами они не справлялись ни с налаж-ем произ-ва, ни с постановкой упр-я, а т-ко все время просили у меня новых средств, якобы для решения необходимых задач. Потом я узнал, что эти деньги они вкладывали не в орг-цию бизнеса, а в свой дом, машины для всех членов семьи и т.д.. Сейчас, когда прошел уже год, я понял, что дело там не пойдет, и сделал попытку передать этот бизнес другому управляющему, потому что это производство мне крайне необходимо. Но тут же на меня стали выливать целые ушаты грязи - что это я коварно сорвал их с насиженного места, лишил их любимой работы, заставлял целый год "горбатиться" на себя, а теперь еще и вовсе собираюсь оставить без всяких средств к существованию..."

Большинство "игр, в к-рые играют люди", как известно, симметричны. Естественной противоположностью игре "Попробуй, получи с меня" является игра "Попробуй, не заплати мне", где игрок рискует потерять деньги, но выигр-т в азарте охотника, преслед-щего свою дичь. Увлечение этой погоней м. достигать очень высоких степеней, и, как справед-во пишет Берн, "различные игры, связанные с деньгами, обычно имеют очень серьезные последст-я. И если наше описание таких игр выглядит поверхностным, то совсем не потому, что оно кас-ся мелочей, а потому, что в основном вскрыв-т мелочные мотивы, к-рыми руководст-ся люди в весьма серьезных делах" (7, с. 65). Сухая статистика сегодняшних дней свидет-т, что во множ-ве криминальных ситуаций, связ-ных с отнош-ями должников и кредиторов, инициаторами преступных действий практич-ки в равной мере м. оказ-ся как те, так и другие: одни - ч/б вернуть деньги, другие - ч/б избавиться от необх-ти возвращать долг.

Индивид-льные вариации темы отнош-й к деньгам и отнош-й вокруг денег м. б. чрезвычайно многообразны. Попробуем все же внимательнее посмотреть на практику современного бизнеса, ч/б попытаться обнаружить в ней опр-ные закономерности "денежных отнош-й", связанные как с логикой становления бизнеса, так и с логикой внутреннего развития личностных свойств бизнесмена.

"Дайте мне миллион..."

Отнош-е к деньгам в бизнесе м. во многом уподобить отнош-ю профес-льного военного к своему оружию. Оружие - это то, без чего практич-ки немыслима реализация военным своей задачи. Чем более соверш-но оружие, чем большей мощ-тью или более широким набором боевых кач-в оно обладает, тем больше возмож-тей и уверенности возникает при достижении боевых целей. В то же время, любое оружие требует внимательного к себе отнош-я, соблюдения множ-ва хорошо известных каждому профессионалу правил "техники безопасности", иначе оно с легкостью м. причинить вред самому его владельцу. Каждый профес-льный военный испытывает глубокую подсознательную любовь к своему оружию, в природе к-рой психоаналитики м. отыскать самые фантастич-е корни, от простой компенсации неувер-ти в себе до внутреннего стремления к власти и могущ-ву. Безоружный военный - это своего рода нонсенс, с к-рым ассоциир-ся либо поражение, либо временное отстранение от дела.

Аналогич-й нонсенс - это бизнесмен без денег. И даже самое начало бизнеса уже треб-т опр-ного денежного или иного кап-ла, к-рый м. бы послужить толчком для дальнейшего развития дела. Поэтому острейшая проб-ма для тех, кто нач-т свой путь в бизнесе, - это воп-с о том, как раздобыть начальный капитал, к-рый позволил бы реализовать все перспективные идеи и начинания.

" Дайте мне миллион, - горячился один из нач-щих предприним-лей, - и я разом решу все проблемы. У меня есть отличная идея по поводу того, как раскрутить замеч-льное дело. Т-ко я об этой идее не хочу рассказ-ть никому. Иначе любой дурак возьмет ее и использ-т. Всегда есть много желающих за просто так взять хорошую мысль и использовать ее самому..."

В данном примере сказано "один из предприним-лей", но на самом деле приведенный в качестве единичного случая пример более чем типичен для многих, мечтающих о создании своего бизнеса. Обычное убеждение таких людей - что все дело т-ко в начальном капитале, и чем больше б. исходная сумма, тем проще б. развивать дело, потому что, как всем известно, "деньги делают деньги".

Эта поговорка, разумеется, абсолютно справедлива. С одним маленьким уточнением, к-рое хорошо видно из проповеди Франклина. Деньги не сами по себе делают деньги - этот процесс происх-т все же с нек-рой помощью того, кто занимается такой работой, и сильно зависит от его индивидуальных качеств, способностей, отнош-я к делу, самим деньгам и так далее.

Ситуация, с к-рой нам все чаще прих-ся сталк-ся сегодня на прак-ке, - это отчет-вое различие полож-я бизнеса у тех, кто нач-л развивать его на своих собст-ных, обычно весьма незнач-льных исходно ср-вах, и у тех, кто умудрился получить заветный миллион или неск-ко миллионов с самого начала дела в кач-ве своеобраз-го подарка от "доброго дяди". Благо, что в России нач-го периода стан-ния предприним-ства это б. совсем не так уж сложно.

Мы все чаще видим, как те, кто нач-л с неск-ких сотен или тысяч рублей, с покупки простого копир-льного аппарата, литьевой машины для изготов-ния расчесок, с подращ-ния саженцев или чего-л. еще в таком же роде, сегодня формир-т развернутый и устойчивый бизнес, все чаще и чаще выходя на лидерские позиции в своей нише рынка. В то же время те, кто получил миллионы и, как правило, в первую очередь потратил их на создание великолепного антуража для своего бизнеса - шикарные офисы, рекламную продукцию, набор многочисленных сотруд-ков, - сегодня, наоборот, один за другим попадают в затруднительное положение, теряя позиции и ломая голову над воп-сом, как сохранить привычное великолепие форм в условиях острой нехватки средств.

Понимание того, что в зазоре процесса "деньги делают деньги" находится еще и действующий ч-к, и что от его деловых качеств во многом зависит шансы на успех бизнеса, - аксиома для профессиональных инвесторов. Ни один серьезный кредитор в обществе с развитой экономикой не дает денег под чистое желание, идею или уверенность ч-ка в том, что он запросто м. "сбацать" бизнес, б. бы т-ко начальные капиталы. Обычная процедура кредитования предусматривает, прежде всего, серьезную проверку идеи бизнеса в развернутом бизнес-плане, и в этом смысле тот, кто не готов ее открыть, просто обречен оставаться с ней один на один как известный персонаж с разукрашенной торбой. Но даже если в бизнес-плане все сделано на вызывающем доверие уровне, остается еще один момент, к-рый проверить уже гораздо труднее, а ведь он-то, собст-но, и состав-т главный риск инвестиции - это деловые и моральные качества предприним-ля. О чем-то здесь м. рассказать его предыдущая биография, о чем-то - отзывы других людей, но ни одно из этих средств не дает гарантии успеха мероприятия. Вспомним, например, бизнес-план кафе "Мифида". Это б. очень хороший бизнес-план, но в реальной жизни автор проекта, послуживший прообразом этой истории, все-таки потерпел неудачу, не сумев выстроить отнош-я с персоналом, к-рый, в свою очередь, своим отношением к работе "помог" быстро развалить все благие начинания ресторатора.

Деньги на начальном этапе развития бизнеса - это одновременно и необх-мое условие выживания, и цель деят-ти. Ни один предприним-ль не м. чувст-ть себя спокойно, не заработав необх-мого минимума средств, к-рый позволит ему развить и укрепить бизнес, сделать его еще более устойчивым и незыб-мым. Впрочем, послед-льная работа по "укреплению" бизнеса вскоре показывает предприним-лю: его надежды на то, что, зарабатывая много денег, м. б. спокойным за будущее и судьбу дела, - не более чем простая иллюзия. Растет бизнес, но одновр-но возрастает и цена риска, цена возмож-х ошибок, в конце концов - цена его содерж-я и поддержания на требуемом уровне. И случающиеся каждый год падения крупнейших и, казалось бы, незыб-мых вековых корпораций т-ко подтверждают идею о неустойчивости сущего в мире бизнеса.

Тем не менее, в процессе погони за развитием и чувством стабильности многие бизнесмены приобретают иное важное ощущение. Вместо уверенности во всесилии денег к части из них приходит уверенность в силе своих способностей: "В конце концов, я понял, что даже если развалится это дело, я начну другое. Я уже понял, что деньги я всегда смогу заработать". "Я перестал думать о деньгах после того, как заработал свой первый миллион," - сообщают нам в своих интервью самые разные представители бизнеса.

Такое изменение отношения к деньгам у тех, кто уже достиг в бизнесе ощутимых успехов по сравнению с нач-щими предприним-лями, хорошо заметно не т-ко из множества наблюдений, но и из посвященных этой теме спец-ных исследований. Таково, в частности, исследование О. Дейнеко, к-рый на основе специализир-ных тестов сравнивал отнош-е к деньгам у высокооплач-мых бюджетных сотруд-ков, банкиров и нач-щих предприним-лей. Из рез-тов этой работы следует, что м/у высокооплач-мыми бюджетниками и банкирами существовали лишь очень незнач-льные различия. И те, и другие относились к деньгам спокойно, при этом банкиры лишь (вот оно, влияние бизнеса, где никогда нельзя б. уверенным, что завтра тебе дадут такую же зарплату) строже огранич-ли себя в тратах и б. лучше осведомлены о том, сколько денег в данный момент находится у них в кошельке.

Для начинающих же предприним-лей деньги выглядели как значительно более важная реальность. Они проявили озабоч-ть практич-ки всеми аспектами денежных отнош-й, опр-шимися в исследовании. Деньги для них б. и целью, и стимулом, и рез-том, и возмож-тями, и фактором безопасности, и способом влияния на людей, и формой власти, и соц-й ценностью, и - предметом гордости. Иными словами, деньги явно выступали одной из главных детерминант повед-я предприним-лей, причем многие из них искренне утверждали, что деньги способны решить все их проблемы, а в своей повседневной жизни ставили деньги выше собственных удовольствий, проявляя готовность ограничивать себя во всем, кроме самого необходимого (см. 23).

Возможно, такая картинка предприним-ства выглядит не особ-но симп-чно. Но к факту, даже если этот факт представ-н на примере опроса всего 86 ч-к, как это б. в исслед-нии О. Дейнеко, лучше относиться серьезно. Что же происх-т на этом серьезном переломе м/у ранним предприним-ством и более поздними стадиями сущест-ния бизнеса, что так сущест-но меняет картину отнош-я к деньгам? Это воп-с, к-рый, на наш взгляд, заслуж-т самого серьезного рассмотрения.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.204 с.