Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-09-27 | 388 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы для изучения
1. Развитие экономической мысли России в русле мировой экономической науки.
2. Российские вариации первых школ политэкономии: русский меркантилизм (Ю.Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков), физиократия (Д.А. Голицын), классичесая школа (И.Я. Горлов, И.В. Вернадский).
3. Вклад в науку М.И. Туган-Барановского.
4. В клад в науку А.В Чаянова.
5. Экономико-математическая школа в России.
Задания и вопросы для самопроверки
1. Назовите этапы развития экономической мысли в России.
2. Развитие марксизма в России.
3. Как развивалась историческая школа в России?
4. Назовите основные достижения русской исторической школы?
5. Математическая школа: становление и развитие.
6. Кто из российских ученых внес вклад в теорию экономического цикла?
7. В какие области экономической науки внес вклад Е. Слуцкий?
Тесты
1. Кому из представителей отечественной экономической мысли принадлежит исследование монополистической стадии капитализма:
а) М.И. Туган-Барановскому;
б) В.И. Ленину;
в) Г.В. Плеханову;
г) П.Б. Струве;
д) Л.М. Крицману.
2. Кто из отечественных экономистов впервые в мире дал способ выражения полных затрат и ввел понятие «технологический коэффициент затрат продукции, ставшей основой современного метода «затраты – выпуск»:
а) Л. Слонимский;
б) Л. Винярский;
в) В. Дмитриев;
г) Е. Слуцкий;
д) М. Туган-Барановский.
3. И.Т. Посошков в своих экономических взглядах исходил из:
а) идеи прогрессивного развития производительных сил в России;
б) приоритетного развития сельского хозяйства;
в) первостепенного развития ремесла;
г) приоритетного развития промышленности;
д) приоритетного развития внешней торговли.
|
4. Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина заключалась в:
а) укреплении общинного землепользования;
б) насильственном подавлении крестьянских выступлений против реформы;
в) передаче земли в собственность государства;
г) разрешении общинного землепользования и передачи земли в частную собственность;
д) переселении крестьян на свободные государственные земли.
5. Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова основана на предположении, что крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда:
а) да;
б) нет.
6. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств:
а) да;
б) нет.
7. Источником богатства И.Т. Посошков считал труд:
а) да;
б) нет.
8. Идея, лежащая в основе современного метода межотраслевых балансов в виде технологических коэффициентов затрат, высказана впервые Е.Е. Слуцким:
а) да;
б) нет.
9. Какая из западных экономических теорий нашла применение в теориях устойчивости мелкого крестьянского хозяйства и организационно-производственного баланса А.В. Чаянова:
а) трудовая теория стоимости;
б) теория предельной полезности;
в) теория прибавочной стоимости;
г) теория трех факторов производства;
д) теория предельной производительности.
Тематика домашних творческих заданий (эссе) по дисциплине
и требования к их оформлению
1. Неоднонаправленное продвижение экономической науки к истине: факты и аргументы.
2. Этапы и особенности эволюции предмета изучения в истории экономической мысли.
3. Этапы и особенности эволюции методологического инструментария экономической науки.
4. Методологическая обусловленность возникновения альтернативных теоретических направлений, течений и школ в истории экономической мысли.
5. Протекционистские и либеральные принципы экономической политики и хозяйственного устройства в истории экономической мысли.
|
6. Истоки экономической науки в воззрениях античных философов и средневековых схоластов.
7. Основные этапы и направления истории мировой экономической мысли.
8. Меркантилизм как начало экономической науки.
9. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции и их отражение в эволюции хозяйственной жизни и экономической науки этих стран.
10. Место и роль классической политической экономии в истории экономической науки.
11. Физиократия как специфическое течение классической политической экономии.
12. Концепция Д. Рикардо и К. Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению.
13. Особенности теории стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.
14. Место и роль учения К. Маркса в истории экономической науки.
15. Марксистская методологическая парадигма в советский период эволюции хозяйственной жизни и экономической науки.
16. Затратные теории стоимости классической политической экономии.
17. Теории богатства в творчестве представителей меркантилизма, классической политической экономии и социалистов-утопистов: общее и особенное.
18. Место и роль социально-исторического направления в истории экономической науки.
19. Место и роль «законов Госсена» в истории экономической науки.
20. Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки.
21. Место и роль неоклассицизма в истории экономической науки.
22. «Крест Маршалла» и его роль для экономики фирмы.
23. Место и роль в истории экономической науки концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике.
24. Теории стоимости маржиналистских направлений экономической науки.
25. Поведенческие теории стоимости как новейший этап в ее эволюции.
26. Концепции реформ родоначальников институционализма.
27. Классовые аспекты теорий разделения труда и производительного труда в истории экономической науки.
28. «Крест Кейнса» и его роль в современном макроэкономическом анализе.
29. Теории денег в истории экономической науки.
30. Теории доходов в истории экономической науки.
31. Неокейнсианские доктрины экономической науки: общая характеристика.
32. Неолиберальные доктрины экономической науки: общая характеристика.
33. Ордолиберальные концепции социального рыночного хозяйства Фрайбургской школы неолиберализма.
|
34. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).
35. Современный этап эволюции экономической науки в трудах Нобелевских лауреатов по экономике (авторы на выбор).
Требования к оформлению домашних творческих заданий (эссе)
Выбор темы домашнего творческого задания эссе осуществляется, как правило, под контролем старосты учебной группы таким образом, чтобы каждая конкретная тема была закреплена за одним студентом.
К промежуточной аттестации по дисциплине (зачет) студент допускается только после получения положительной оценки за выполнение домашнего творческого задания (эссе).
При изложении и оформлении ключевых моментов содержания домашнего творческого задания (эссе) следует учесть следующее:
а) проблему, избранную в качестве наименования темы домашнего творческого задания (эссе), необходимо сопроводить краткой аргументацией с точки зрения присущей ей актуальности и места и роли в истории экономической науки;
б) теоретико-методологические особенности позиций и нововведений, рассматриваемых в рамках домашнего творческого задания (эссе) в связи с творчеством представителя (либо представителей) определенной школы экономической мысли, должны быть охарактеризованы непременно через призму сопоставления (сравнения) ключевых моментов по поводу этой же проблематики в рамках творчества представителей как данной, так и, возможно, другой (других) школ;
в) во избежание легковесности и необоснованного характера выводов, которые должны содержать собственное видение (позицию) магистранта по нескольким (до 3-х вопросов) положениям, их формулировка в завершающей части домашнего творческого задания (эссе) должна иметь предельно лаконичный характер. Они должны вытекать непосредственно из содержания выполненной работы; их объем в сопоставлении с текстом самого домашнего творческого задания (эссе) не может превышать 1/5 всего его объема;
г) постраничные примечания и ссылки на источники и первоисточники, а также возможные заимствования определенных суждений следует оформлять с указанием автора (авторов), названия работы, места и года издания, тома, названия и номера журнала, количества страниц.
|
Объем домашнего творческого задания (эссе) не должен превышать 5 машинописных страниц в компьютерном варианте (формат бумаги – А4, то есть 210 на 297 мм; шрифт текста – 14; шрифт сносок – 11; шрифт печати – Times New Roman; поля страницы: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.; интервал междустрочного значения – полуторный). Страницы домашнего творческого задания (эссе) (кроме 1-й) должны быть пронумерованы.
В связи с требующейся компактностью изложения домашнего творческого задания (эссе) может иметь относительно произвольную структуру оформления. При этом при его оформлении рекомендуется:
а) отразить в верхней части 1-й страницы: ф.и.о. магистранта; наименование темы; наименование факультета; номер группы и студенческого билета; ф.и.о., ученую степень и ученое звание преподавателя, читающего лекции по данной дисциплине;
б) выделить по тексту (полужирным либо подчеркнутым шрифтом, либо курсивом) наименования (рубрики) сопоставляемых (сравниваемых) позиций (теоретико-методологических положений), фамилии, основные труды и годы жизни представителей тех школ экономической мысли, о месте и роли нововведений которых в истории экономической науки идет речь на страницах домашнего творческого задания (эссе);
в) пронумеровать пункты собственного видения (обобщений и выводов) по итогам рассматриваемой проблематики;
г) привести в конце домашнего творческого задания (эссе) список использованной литературы.
После внимательной считки и полного устранения опечаток и редакционных и оформительских погрешностей один экземпляр оформленного и сброшюрованного надлежащим образом домашнего творческого задания (эссе) в установленном порядке сдается для проверки преподавателю (как правило, не позднее, чем за месяц до начала зачетной и экзаменационной сессии), поставив на последней странице личную подпись.
Вопросы к зачету
1. Предмет истории экономических учений.
2. Внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие экономической мысли.
3. Проблема периодизации истории экономических учений. Понятия научной парадигмы, научной революции.
4. Традиционные воззрения на место экономики в общественной жизни.
5. Взгляды современных экономистов на рыночную экономику: «формалисты» и «субстантивисты».
6. Древнегреческое происхождение экономического знания и используемых ныне экономических терминов. Платон об общественном разделении труда.
7. Аристотетель о природе ценности, денег и частной собственности.
8. Экономические представления в средние века (Европа и Средиземноморье).
9. Догма Мишеля Монтеня. Лозунг «Сделай соседа нищим».
10. Меркантилизм: роль государства.
|
11. Меркантилизм: критика и оправдания.
12. Физиократы. Чистый продукт. Принцип laissez fair, laissez passer.
13. Анн Робер Жак Тюрго. Роль и значение земледельческого класса.
14. Адам Смит: принцип действия «невидимой руки», природа ценности товара.
15. Давид Рикардо: происхождение рыночных цен, земельная рента, теория сравнительных преимуществ.
16. Томас Мальтус: закон народонаселения, классическая теория ренты, принцип эффективного спроса.
17. Закон рынков и теория производственных факторов Жана Батиста Сэя.
18. Экономические представления Карла Генриха Маркса.
19. Предтечи маржинализма.
20. «Изолированное государство» Иоганна фон Тюнена; законы потребления Германа Госсена.
21. Карл Менгер: предельная полезность, теория органического развития.
22. Леон Вальрас: теория экономического равновесия.
23. Немецкая историческая школа, ее русские интерпретаторы.
24. Джон Бейтс Кларк: предельная производительность.
25. Альфред Маршалл – неоклассический синтез.
26. Михаил Туган-Барановский и Николай Кондратьев – вклад в понимание экономической цикличности.
27. Торстейн Веблен: роль социальных стереотипов в экономическом поведении.
28. Александр Чаянов: крестьянская экономика. Категория «тягостность труда».
29. «Великая депрессия» и Джон Мейнард Кейнс.
30. Джоан Робинсон и Эдвард Чемберлин: механизмы реальной конкуренции.
31. Элвин Хансен: развитие кейнсианства и практическое его применение.
32. Рой Харрод и Евсей Домар: развитие кейнсианской модели экономики.
33. Рональд Коуз: теория фирмы и трансакционных издержек.
34. Экономический либерализм Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека.
35. Милтон Фридмен, монетаризм, его исторические корни (от меркантилизма).
36. Дуглас Норт, новый институционализм.
37. Гэри Беккер, человеческий капитал.
Темы рефератов
1. Развитие представлений о предмете экономической науки.
2. Эволюция идеи общественного разделения труда.
3. Рынок: эволюция объекта – эволюция представлений о нем.
4. Происхождение и изменение названия экономической науки.
5. Кто первым употребил слово «ойкономика»: Гесиод или Ксенофон?
6. Вклад Элвина Хансена в экономическую науку.
7. Вклад Дугласа Норта в экономическую науку.
8. Роль институтов в экономической сфере.
9. Вклад Рональда Коуза в экономическую науку.
10. Открытие трансакционных издержек.
11. Развитие Роем Харродом кейнсианской теории.
12. Вклад Иозефа Шумпетера в экономическую науку.
13. Шумпетер как историк экономической науки.
14. Развитие взглядов на роль предпринимателей в экономике.
15. Вклад Томаса Мальтуса в экономическую науку.
16. Факторы экономического равновесия по Мальтусу.
17. Вклад Жана Батиста Сэя в экономическую науку.
18. Закон Сэя: критика и оправдания.
19. Вклад Иоганна фон Тюнена в экономическую науку.
20. Вклад Германа Госсена в экономическую науку.
21. Междисциплинарные связи истории экономической мысли.
22. Вклад А.В.Чаянова в экономическую науку.
23. Евсей Домар: вклад в понимание макроэкономического равновесия.
24. Возникновение христианства и изменение экономических взглядов.
25. Ислам и экономика.
26. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую науку.
27. Графическая интерпретация экономических моделей.
28. Вклад Карла Менгера в экономическую науку.
29. Вклад Давида Рикардо в экономическую науку.
30. Вклад Н.И.Кондратьева в экономическую науку.
31. Вклад Саймона Кузнеца в экономическую науку.
32. Вклад Франка Найта в экономическую науку.
33. Вклад Карла Маркса в экономическую науку.
34. Вклад Анн-Робера-Жака Тюрго в экономическую науку.
35. Вклад Франсуа Кенэ в экономическую науку.
36. Развитие взглядов экономистов на цикличность рыночной экономики.
37. Вклад Герберта Саймона в экономическую науку.
38. Роберт Солоу: работа по макроэкономическому равновесию и росту.
39. Эволюция моделей экономического роста.
40. О лауреатах Нобелевской премии по экономике
Расчет баллов для оценки рейтинга успеваемости студентов по дисциплине
«История экономических учений»»
Планом предусмотрено: лекции - 24 часа; практика - 36 часов; самостоятельная работа – 48 часов. Итого – 108 часов.
Качество освоения студентами дисциплины преподавателем оценивается как по итогам самостоятельных аудиторных работ, так и в ходе проверки знаний, полученных в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.
Текущая и промежуточная аттестация осуществляется на основе использования балльной системы с учетом уровня домашней подготовки учащихся и работы в аудитории. Баллы суммируются. Максимальный результат, которого может достичь студент, составляет 100 баллов.
Форма итогового контроля знаний для студентов – зачет.
К зачету студент дневного отделения должен представить полный комплект аудиторных и самостоятельных работ, подготовленный в ходе изучения дисциплины, а студент заочного отделения – выполненную в письменном/электронном виде контрольную работу.
Уровень успеваемости по дисциплине соответствует 50%. Установлены границы перевода рейтинговой оценки в пятибалльную. К моменту окончания изучения студентами дисциплины суммы балов должны соответствовать следующим критериям:
- пороговый («оценка «удовлетворительно) 50% - 69% – 50 – 69 баллов.
- стандартный (оценка «хорошо») 70% - 89% – 70 – 89 баллов.
- эталонный (оценка «отлично») 90% -100% – 90 – 100 баллов.
Литература:
1. Агапова И.И. История экономических учений. – М., 2001. – 285 с.
2. Бартенев С.А. история экономических учений: учебник/ с.А. Бартенев.- Москва: Магистр: Инфра_М, 2013.- 476 с.
3. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 576с.
4. Заславская, М.Д. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика", "Менеджмент" (квалификация "бакалавр") / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 293 с.
5. История экономики: учебник для студентов высш. Учеб. завед., обучающихся по экономическим специальностям/ О.Д. кузнецова и др. _ Москва: Инфра-М, 2013.- 415 с.
6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. 5-е доп. и перераб. изд-ие - Киров: «АСА», 2003. –510 c.
7. Носова, С. С. Экономическая теория. Дистанционное обучение: учеб. пособие / С. С. Носова. – М.: КНОРУС, 2013. – 254 с.
8. Синельник Л.В. история экономических учений: учебное пособие для аспирантов и студентов высших учебных заведений.- Москва: КноРус, 2014.-282 с.
9. Современные проблемы экономической науки: коллектив. моногр. / под общ. ред. И. Ю. Карелина. – Уфа: БАГСУ, 2013. – 285 с.
10. Худокормов А.Г История экономических учений (современный этап): учебник для студентов экономических специльностей.- Москва: Инфра-М, 2013.-732 с.
11. Ядгаров Я.С.История экономических учений: Учебник / Я. С. Ядгаров; [ВЗФЭИ]. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2011. Гриф ЭБС «Знаниум» (2011, 2012)
Приложение 1
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!