История экономических учений — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История экономических учений

2017-09-27 199
История экономических учений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История экономических учений

 

Практикум

для студентов экономического факультета, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность»

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

 

УДК

ББК

И

При разработке методических указаний по дисциплине «История экономических учений» в основу положены:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 38.05.01 «Экономическая безопасность», утвержденный Приказом Минобразования 14.01.2011 г., регистрационный номер № 19.

2.Учебный план направления подготовки (специальности) «Экономическая безопасность», одобрен Ученым советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА протокол № 6 от «17» февраля 2015 г.

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____» ________________ 2016 г.

 

Рецензенты:

Гоголев И.М. – д-р.экон.наук, профессор, зав. кафедрой Экономика АПК

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Уваров С.Н. - канд. ист. наук., доцент, зав. кафедрой «Отечественная история, политология и социология»

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

 

Составитель

О.И. Рыжкова – канд.экон.наук., доцент кафедры «Экономика АПК»

ФГОУ ВО Ижевская ГСХА

 

 

Составитель

О.И. Рыжкова – к.э.н., доцент кафедры «Экономика АПК»

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

 

И История экономических учений: практикум / сост. О.И.Рыжкова. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. 46 – с.

 

Практикум включает темы дисциплины, вопросы для изучения, задания и вопросы для самопроверки, тесты, темы эссе, темы рефератов, вопросы к зачету, список литературы.

Разработки адресованы студентам вузов и колледжей экономических специальностей всех форм обучения, аспирантам и преподавателям.

 

УДК

ББК

 

 

© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016

© Рыжкова О.И., сост, 2016

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...…3  
   
Тема 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ КАК НАУКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………………………6      
Тема 2. МЕРКАНТИЛИЗМ…………………………………………………………………8    
Тема 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТЭКОНОМИИ ……..................................10    
Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА……………………………………13    
Тема 5. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ГЕРМАНИИ……………………………………16    
Тема 6. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ……………………………………………...................19    
Тема 7. МАРЖИНАЛИЗМ……………………………………………………...................22    
Тема 8. КЕЙНСИАНСТВО………………………………………………………………..24    
Тема 9. МОНЕТАРИЗМ……………………………………………………………………26    
Тема 10. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………………………….29   Тематика домашних творческих заданий (эссе) по дисциплине и требования к их оформлению………………………………………………………………………………..31  
Вопросы к зачету…………………………………………………………………………..32    
Темы рефератов…………………………………………………………………………....34    
Расчет баллов для оценки рейтинга успеваемости студентов по дисциплине ………..35    
Список литературы………………………………………………………………………...36    
Приложение………………………………………………………………….......................37    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По истории экономических учений перед обучающимися раскрывается ретроспектива трудных поисков истины, проводимых в обстановке своего времени, рельефно подаются фигуры исследователей, которые выделяются из общей массы желанием познать окружающий мир, неуспокоенностью в своих поисках, осознанным или неосознанным стремлением к общезначимым, общественным целям. Таким образом, историей подается материал, полный живых примеров из исторического времени.

На примерах работы экономистов-исследователей студенты учатся формировать свое понимание сложных экономических проблем, функционирования экономики и общества в целом, стараются приводить это понимание в соответствие с социально-экономическими реалиями.

 

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели дисциплины:

1. Познакомить будущих специалистов с историей экономической мысли, экономическими проблемами жизни современного общества.

2. Учить их умению анализировать эти проблемы на микро- и макроуровне.

3. Развить способность на основе этого анализа оценивать экономическую ситуацию, а затем пытаться найти рациональный вариант последующего развития.

Задачи:

1. В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные категории и понятия истории экономических учений, иметь обоснованное представление об их взаимосвязи, а отсюда о логике экономического развития.

2. Студент должен уметь: оценивать социально-экономические причины и следствия производственной, научно-технической, политической, коммерческой и т.д. деятельности. В частности, уметь это делать применительно к условиям сельского хозяйства.

3. Уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической и социальной ситуации.

Цель предлагаемого практикума – помочь студентам наилучшим образом подготовиться к семинарским занятиям и зачету.

Каждая из тем практикума содержит следующие структурные элементы:

1) вопросы, устанавливающие связь с предыдущими темами курса;

2) вопросы для обсуждения;

3) основные понятия;

4) вопросы для самоконтроля;

5) задания в тестовой форме и вопросы-эссе;

6) темы докладов и рефератов;

7) список литературы;

8) словарь терминов.

Прорабатывание студентами каждого из пунктов практикума окажет помощь в освоении дисциплины.

 

 

Вопросы для изучения

1. Предмет, методы и функции дисциплины «История экономических учений».

2. Периодизация истории экономических учений.

3. Основные этапы развития экономической науки.

4. Экономическая мысль Древнего Востока.

5. Экономическая мысль античности.

6. Экономическая мысль Индии и Китая в средние века.

7. Зарождение экономической мысли в России.

Задания и вопросы для самопроверки

1. Что является предметом изучения истории экономических учений и чем он отличается от предмета «Экономическая теория»?

2. Какие концепции существуют в периодизации истории экономических учений?

3. По каким источникам можно освоить историю экономических учений?

4. Расскажите о наиболее древних письменных источниках, дошедших до наших дней, в которых затрагиваются экономические вопросы.

5. В каких странах Древнего мира наиболее интенсивно развивалась экономическая мысль?

6. Изложите основные экономические мысли Аристотеля.

7. Назовите характерные черты экономической мысли средневековья.

8. Сущность теории «справедливой цены» Ф.Аквинского?

9. Специфика развития экономической мысли Древней Руси.

А. Тесты

1. Предметом изучения истории экономических учений является:

а) исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций;

б) экономические законы и категории;

в) анализ функционирования экономических систем.

2.Свое начало история экономических учений берет со времен:

а) Древнего мира;

б) феодализма;

в) капитализма;

г) эпохи первоначального накопления капитала.

3.Кодекс законов царя Хамураппи был принят:

а) В Древнем Риме;

б) Древней Греции;

в) Древней Индии;

г) Древнем Китае.

4.Законы Хамураппи регламентировали долговое рабство с целью:

а) скорейшего перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения налоговых поступлений в казну;

в) недопущения разрушения основ натурального хозяйства.

5.Происхождение понятия «экономика» связывают с именем:

а) Сенеки;

б) Аристотеля;

в) Ибн-Хальдуна;

г) Ксенофонта;

д) Конфуция.

6. Аристотель относил к сфере хрематистики:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество;

в) мелкую торговлю.

7.Проект идеального государства, обусловливающий деление общества на свободных и рабов, а их труд на умственный и физический, разработан:

а) Ф. Аквинским;

б) Ибн-Хальдуном;

в) Хамураппи;

г) Ксенофонтом;

д) Катонном Старшим;

е) Ю. Колумеллой;

ж) Аристотелем.

8. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это:

а) совершенно бесполезный товар;

б) результат соглашения между людьми;

в) стихийно возникший товар.

Тема 2. МЕРКАНТИЛИЗМ

Вопросы для изучения

1.Исторические условия возникновения меркантилизма.

2.Меркантилизм как экономическая политика.

3.Этапы развития меркантилистских идей.

4.Особенности меркантилизма в разных странах.

 

Задания и вопросы для самопроверки

1. Исторические рамки возникновения и развития идей меркантилизма.

2. Назовите представителей меркантилизма разных этапов развития в Англии, Франции, Италии, России.

3. Как трактовали меркантилисты богатство на разных этапах?

4. Где и каким образом, согласно меркантилизму, создается богатство?

5. Насколько соответствовали идеям меркантилизма реформы Петра 1?

6. В чем прогрессивность идей меркантилизма?

7. В чем заключаются недостатки меркантилизма?

Тесты

а) 1.Какой концепцией обогатил меркантилизм историю экономических учений?
а) монетаристской концепцией;
б) теорией национального богатства;
в) концепцией всеобщей коммерциализации;
г) концепцией денег;
д) концепцией рынка.

2. Сколько этапов выделяют в развитии меркантилизма?
а) четыре;
б) три;
в) пять;
г) два;
д) один.

3. Основной экономической задачей ранние меркантилисты считали:

а) обеспечение активного торгового баланса;

б) обеспечение активного денежного баланса;

в) обеспечение эквивалентного обмена во внешней торговле;

г) обеспечение эквивалентного обмена во внутренней торговле.

4. Основное внимание меркантилисты уделяли:

а) сфере производства;

б) сфере обращения;

в) сфере распределения;

г) сфере потребления.

5. Деление богатства на два вида: естественное и искусственное ввел известный автор эпохи меркантилизма:

а) англичанин Томас Манн (1571-1641);

б) неаполитанец Антонио Сера;

в) англичанин Дадли Норс (1641-1691);

г) француз Жан Боден (1530-1596).

6. Особенностью метода меркантилистов не является:

а) макроэкономический подход к анализу экономических явлений;

б) прагматическая направленность выводов, связанных с решением проблемы обогащения нации;

в) отказ от анализа абстрактных понятий, таких, как «справедливая цена»;

г) нормативных характер выводов, свойственный религиозной мысли.

7. Объясните, почему меркантилисты не стеснялись защищать политику «разори соседа». Какие рекомендации в этом направлении они давали?

 

Вопросы для изучения

 

1.Исторические условия возникновения классической школы.

 

2.Основные черты и этапы развития классических идей.

 

3. Идеи У.Петти и П. Буагильбера.

 

4. Основные идеи физиократов.

 

5. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

 

6. Экономические учения А.Смита и Д.Рикардо.

 

7.Идеи Ж.Б.Сэя.

Задания и вопросы для самопроверки

1. Что составляет предмет изучения классической школы?

2. В чем состоит вклад Р. Кантильона в методологию и теорию классической школы?

3. Как трактовал У. Петти понятия: цена, заработная плата, рента, судный процент, цена земли?

4. Отношение П. Буагильбера к деньгам.

5. В чем сущность идей физиократов?

6. В чем сущность концепции «естественного порядка» Ф.Кенэ?

7. Какие категории, введенные в оборот Ф.Кенэ, положили начало теории капитала?

8. Изобразите схематически «экономическую таблицу» Ф.Кенэ.

9. Каковы природа и причины богатства по А.Смиту?

10. Как трактует понятие производительный труд А.Смит?

11. Почему у А. Смита существует несколько определений стоимости?

12. Как определял Смит роль и функции государства в экономической жизни?

13. Сопоставьте теории внешней торговли А.Смита и Д.Рикардо

14. Изложите содержание «теории трех факторов» Сэя.

15. Сформулируйте закон народонаселения Т.Мальтуса.

16. Как Мальтус объясняет причины бедности населения?

17. Каковы, по С.Сисмонди, причины кризисов?

18. В чем состоит вклад Дж. Милля в методологию и теорию классической школы?

Тесты

1. Кто впервые ввел понятие дифференциальной ренты:

а) У. Пети;

б) Д. Риккардо;

в) А. Смит;

г) Ф. Кенэ.

2. Автором трактата «О налогах и сборах» (1662) является:

а) А.Смит;

б) Д.Рикардо;

в) У. Пети;

г) Дж.Милль;

д) Д) А. Монкретьен.

3. Физиократы выступали за:

а) обязательное государственное регулирование экономики;

б) свободное развитие экономики, управляемое только рыночной стихией;

в) подчиненное, приниженное положение землевладельцев по отношению к другим слоям населения.

4. По мнению классиков ценности создаются:

а) в торговле;

б) трудом;

в) покупательским спросом.

5.Автором книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:

а) А.Смит;

б) Д. Рикардо;

в) А. Монкретьен.

6.Источником богатства является по мнению У. Петти:

а) сфера материального производства;

б) внешняя торговля;

в) внутренняя торговля;

г) ростовщичество.

7. Петти предложил определять цену земли:

а) как продажу права на получение годовой земельной ренты в течение 21 года;

б) земельную ренту, капитализированную из сложившегося уровня ссудного процента;

в) исходя из соотношения спроса и предложения земли;

г) все ответы правильны.

8. По мнению физиократов прибыль не является:

а) частью чистого продукта;

б) разновидностью зарплаты;

в) частью издержек производства;

г) доходом капиталистов.

Вопросы для изучения

1.Экономические и исторические условия возникновения марксизма.

2.Методология К.Маркса.

3. Теория стоимости К.Маркса.

4.Теория прибавочной стоимости К.Маркса.

5. Теория накопления К.Маркса.

6.Теория воспроизводства К.Маркса.

7. Сценарии перехода к новой общественно-экономической формации.

Задания и вопросы для самопроверки

1. Какие основные методологические принципы применил К.Маркс?

2. Почему марксизм считается продолжением классической традиции?

3. Как называется основной труд К. Маркса и чему он посвящен?

4. Какова по Марксу природа денег?

5. Что означает прибавочная стоимость?

6. Каков критерий деления капитала на постоянный и переменный?

7. Значение осуществленного К. Марксом анализа проблем общественного производства.

8. На какие направления разделился марксизм после К. Маркса?

Тесты

Вопросы для изучения

1.Истоические условия формирования и особенности политической экономии в Германии.

2.Особенности социально-экономического развития Германии.

3.Идеи предшественника исторической школы Ф. Листа.

4. «Старая» историческая школа (В.Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд).

5. «Новая» историческая школа (Л.Брентано, К.Бюхер).

6. «Юная» историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер).

Задания и вопросы для самопроверки

1. Каким образом особенности исторического развития Германии отразились на особенностях развития германской экономической науки?

2. Перечислите положения, по которым Ф. Лист критикует английских классиков.

3. Каково теоретическое значение предложенного Ф.Листом учения о стадиях хозяйственного развития наций?

4. В чем принципиальное отличие позиции Ф. Листа от позиции меркантилистов по вопросу протекционизма?

5. Раскройте схему периодизации экономической истории К. Бюхера.

6. Каково отношение представителей исторической школы к государству?

7. Какие из позиций В. Зомбарта делают его одним из идеологов фашизма?

8. Каким образом, по М. Веберу религия влияет на развитие экономики?

Тесты

По его словам, экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и даже чертами национального характера.

а) Фридрих Лист;

б) Джон Милль;

в) Карл Маркс;

г) Владимир Ленин;

д) Карл Книс.

Тема 6 ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

 

Вопросы для изучения

1.Предмет исследования, особенности методологии институционализма.

2.Идеи представителей раннего американского институционализма.

3.Социально-институциональное направление.

4. Теории трансформации.

5. Проблемы третьего мира.

Задания и вопросы для самопроверки

 

1. Что является предметом анализа институциональной теории?

2. Назовите общие черты и отличия взглядов представителей раннего институционализма.

3. Кому принадлежит высказывание: «Институты – основа экономического поведения» и что оно обозначает?

4. Какую программу реформирования предложил Т. Веблен?

5. Вклад У. Митчелла в разработке методологии экономических исследований.

6. Назовите недостатки теории институционализма.

7. В чем сущность понятия «индустриальная система» по Дж. Гэлбрейту?

8. Каковы признаки постиндустриального общества?

9. В чем заключаются особенности информации как товара?

Тесты

 

Тема 7 МАРЖИНАЛИЗМ

Вопросы для изучения

1. Предпосылки возникновения маржинализма.

2. Методологические принципы маржинализма.

3. Этапы маржиналистской революции.

4. Особенности методологии австрийской школы маржинализма.

5. Особенности математической школы маржинализма

 

Задания и вопросы для самопроверки

 

1. Каково происхождение понятия «маржинализм»?

2. Каковы причины маржиналистской революции?

3. Назовите основных представителей школы маржинализма.

4. Что такое предельная полезность, и какие факторы ее определяют?

5. В чем состоит суть «таблицы Менгера»?

6. В чем сущность теории общего экономического равновесия Л. Вальраса?

7. В чем значение идей Дж.Б. Кларка?

Тесты

Тема 8 КЕЙНСИАНСТВО

 

Вопросы для изучения

1. Предпосылки кейнсианской революции.

2. Содержание кейнсианской революции.

3. Теория «эффективного спроса». Функция потребления. Функция инвестиций.

4. Теория денег.

5. Анализ рынка труда.

6. Практическая программа Дж.М. Кейнса.

 

Задания и вопросы для самопроверки

1. В чес суть «кейнсианской революции» в экономической теории?

2. Как называется основной труд Дж.М. Кейнса?

3. Что такое «эффективный спрос»? Каковы компоненты эффективного спроса?

4. Какая связь между доходом, потреблением и инвестициями?

5. Кому из экономистов принадлежит идея мультипликатора и что он означает?

6. Назовите причины государственного вмешательства в экономику согласно кейнсианской модели.

7. Чем объясняет Дж. Кейнс неэффективность денежно-кредитной политики?

8. Назовите недостатки кейнсианской теории.

Тесты

1. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия уровни зарплаты и цен рассматриваются как постоянные величины:

а) да;

б) нет.

2. Кейнсианский мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приросту инвестиций:

а) да;

б) нет.

3. Ядром общей теории Кейнса можно назвать принцип эффективного спроса:

а) да;

б) нет.

4. Какие теории критиковал Дж. М. Кейнс:

а) теорию рыночного саморегулирования;

б) количественную теорию денег;

в) теорию рынков Сэя;

г) верны ответы а и б;

д) все ответы верны.

5. Какая категория введена в экономическую науку не Кейнсом:

а) ставка ссудного процента;

б) совокупный спрос;

в) совокупное предложение;

г) предельная склонность к потреблению;

д) ликвидность.

6. Что из ниже перечисленного отстаивал Кейнс:

а) «невидимую руку» рынка;

б) ограничение денежной массы;

в) свободу предпринимательства;

г) снижение цен на товары первой необходимости;

7. Укажите причины написания Кейнсом «Общей теории занятости, процента и денег»:

а) рост монополий;

б) увеличение денег в обращении;

в) необходимость выхода из мирового экономического кризиса 1929-33 гг.;

г) жесткое регулирование экономики государством;

д) ускорение роста инвестиций.

8.Кому из экономистов принадлежит идея мультипликатора:

а) А. Маршаллу;

б) Р. Кану;

в) Дж. М. Кейнсу;

г) Г. Госсену;

д) Дж. Б. Кларку.

9. В соответствии с «основным психологическим законом» с ростом доходов темпы прироста потребления опережают темпы прироста доходов:

а) да;

б) нет.

 

Тема 9 МОНЕТАРИЗМ

 

Вопросы для изучения

1. Причины возникновения монетаризма.

2. Американский монетаризм.

3. Экономическая философия М. Фридмана.

4. Ключевая роль денег в экономике.

5. Монетаристские рецепты регулирования инфляции.

6. Монетаризм в практике рыночных преобразований в России.

 

Задания и вопросы для самопроверки

1. Назовите «денежное правило» М. Фридмана.

2. Расскажите о достижении оптимального уровня производства через действие механизма цен.

3. Расскажите об экономической теории предложения (А.Лаффер) и теории «рациональных ожиданий» (Р.Лукас).

4. Расскажите о роли монетаризма в России.

 

Тесты

 

1.Представителями монетаризма являются:

а) А. МЕлцер, К. Бруннер, Д. Лейдер, М. Фридмен;

б) А.Лаффер, Р. Барроу, П. Боурмен.

2. К основным постулатам монетаризма можно отнести следующие:

а) денежная масса- главный регулятор общественной жизни;

б) скорость обращения денег жестко фиксирована;

в) эмиссия денег стабильна

3.Согласно концепции М.Фридмена цены выполняют в экономике:

а) информационную функцию;

б) стимулирующую функцию;

в) распределительную функцию.

4.Уравнение М. Фридмена выражается формулой:

а) mv=pq

б) M=krp

в) M=y+p

5.М.Фридмен выступал сторонником гибкой денежно-кредитной политики.

а) да;

б) нет.

Вопросы для изучения

1. Развитие экономической мысли России в русле мировой экономической науки.

2. Российские вариации первых школ политэкономии: русский меркантилизм (Ю.Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков), физиократия (Д.А. Голицын), классичесая школа (И.Я. Горлов, И.В. Вернадский).

3. Вклад в науку М.И. Туган-Барановского.

4. В клад в науку А.В Чаянова.

5. Экономико-математическая школа в России.

 

Задания и вопросы для самопроверки

 

1. Назовите этапы развития экономической мысли в России.

2. Развитие марксизма в России.

3. Как развивалась историческая школа в России?

4. Назовите основные достижения русской исторической школы?

5. Математическая школа: становление и развитие.

6. Кто из российских ученых внес вклад в теорию экономического цикла?

7. В какие области экономической науки внес вклад Е. Слуцкий?

 

Тесты

 

1. Кому из представителей отечественной экономической мысли принадлежит исследование монополистической стадии капитализма:

а) М.И. Туган-Барановскому;

б) В.И. Ленину;

в) Г.В. Плеханову;

г) П.Б. Струве;

д) Л.М. Крицману.

2. Кто из отечественных экономистов впервые в мире дал способ выражения полных затрат и ввел понятие «технологический коэффициент затрат продукции, ставшей основой современного метода «затраты – выпуск»:

а) Л. Слонимский;

б) Л. Винярский;

в) В. Дмитриев;

г) Е. Слуцкий;

д) М. Туган-Барановский.

3. И.Т. Посошков в своих экономических взглядах исходил из:

а) идеи прогрессивного развития производительных сил в России;

б) приоритетного развития сельского хозяйства;

в) первостепенного развития ремесла;

г) приоритетного развития промышленности;

д) приоритетного развития внешней торговли.

4. Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина заключалась в:

а) укреплении общинного землепользования;

б) насильственном подавлении крестьянских выступлений против реформы;

в) передаче земли в собственность государства;

г) разрешении общинного землепользования и передачи земли в частную собственность;

д) переселении крестьян на свободные государственные земли.

5. Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова основана на предположении, что крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда:

а) да;

б) нет.

6. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств:

а) да;

б) нет.

7. Источником богатства И.Т. Посошков считал труд:

а) да;

б) нет.

8. Идея, лежащая в основе современного метода межотраслевых балансов в виде технологических коэффициентов затрат, высказана впервые Е.Е. Слуцким:

а) да;

б) нет.

9. Какая из западных экономических теорий нашла применение в теориях устойчивости мелкого крестьянского хозяйства и организационно-производственного баланса А.В. Чаянова:

а) трудовая теория стоимости;

б) теория предельной полезности;

в) теория прибавочной стоимости;

г) теория трех факторов производства;

д) теория предельной производительности.

 

Тематика домашних творческих заданий (эссе) по дисциплине

и требования к их оформлению

1. Неоднонаправленное продвижение экономической науки к истине: факты и аргументы.

2. Этапы и особенности эволюции предмета изучения в истории экономической мысли.

3. Этапы и особенности эволюции методологического инструментария экономической науки.

4. Методологическая обусловленность возникновения альтернативных теоретических направлений, течений и школ в истории экономической мысли.

5. Протекционистские и либеральные принципы экономической политики и хозяйственного устройства в истории экономической мысли.

6. Истоки экономической науки в воззрениях античных философов и средневековых схоластов.

7. Основные этапы и направления истории мировой экономической мысли.

8. Меркантилизм как начало экономической науки.

9. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции и их отражение в эволюции хозяйственной жизни и экономической науки этих стран.

10. Место и роль классической политической экономии в истории экономической науки.

11. Физиократия как специфическое течение классической политической экономии.

12. Концепция Д. Рикардо и К. Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению.

13. Особенности теории стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.

14. Место и роль учения К. Маркса в истории экономической науки.

15. Марксистская методологическая парадигма в советский период эволюции хозяйственной жизни и экономической науки.

16. Затратные теории стоимости классической политической экономии.

17. Теории богатства в творчестве представителей меркантилизма, классической политической экономии и социалистов-утопистов: общее и особенное.

18. Место и роль социально-исторического направления в истории экономической науки.

19. Место и роль «законов Госсена» в истории экономической науки.

20. Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки.

21. Место и роль неоклассицизма в истории экономической науки.

22. «Крест Маршалла» и его роль для экономики фирмы.

23. Место и роль в истории экономической науки концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике.

24. Теории стоимости маржиналистских направлений экономической науки.

25. Поведенческие теории стоимости как новейший этап в ее эволюции.

26. Концепции реформ родоначальников институционализма.

27. Классовые аспекты теорий разделения труда и производительного труда в истории экономической науки.

28. «Крест Кейнса» и его роль в современном макроэкономическом анализе.

29. Теории денег в истории экономической науки.

30. Теории доходов в истории экономической науки.

31. Неокейнсианские доктрины экономической науки: общая характеристика.

32. Неолиберальные доктрины экономической науки: общая характеристика.

33. Ордолиберальные концепции социального рыночного хозяйства Фрайбургской школы неолиберализма.

34. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).

35. Современный этап эволюции экономической науки в трудах Нобелевских лауреатов по экономике (авторы на выбор).

 

Требования к оформлению домашних творческих заданий (эссе)

Выбор темы домашнего творческого задания эссе осуществляется, как правило, под контролем старосты учебной группы таким образом, чтобы каждая конкретная тема была закреплена за одним студентом.

К промежуточной аттестации по дисциплине (зачет) студент допускается только после получения положительной оценки за выполнение домашнего творческого задания (эссе).

При изложении и оформлении ключевых моментов содержания домашнего творческого задания (эссе) следует учесть следующее:

а) проблему, избранную в качестве наименования темы домашнего творческого задания (эссе), необходимо сопроводить краткой аргументацией с точки зрения присущей ей актуальности и места и роли в истории экономической науки;

б) теоретико-методологические особенности позиций и нововведений, рассматриваемых в рамках домашнего творческого задания (эссе) в связи с творчеством представителя (либо представителей) определенной школы экономической мысли, должны быть охарактеризованы непременно через призму сопоставления (сравнения) ключевых моментов по поводу этой же проблематики в рамках творчества представителей как данной, так и, возможно, другой (других) школ;

в) во избежание легковесности и необоснованного характера выводов, которые должны содержать собственное видение (позицию) магистранта по нескольким (до 3-х вопросов) положениям, их формулировка в завершающей части домашнего творческого задания (эссе) должна иметь предельно лаконичный характер. Они должны вытекать непосредственно из содержания выполненной работы; их объем в сопоставлении с текстом самого домашнего творческого задания (эссе) не может превышать 1/5 всего его объема;

г) постраничные примечания и ссылки на источники и первоисточники, а также возможные заимствования определенных суждений следует оформлять с указанием автора (авторов), названия работы, места и года издания, тома, названия и номера журнала, количества страниц.

Объем домашнего творческого задания (эссе) не должен превышать 5 машинописных страниц в компьютерном варианте (формат бумаги – А4, то есть 210 на 297 мм; шрифт текста – 14; шрифт сносок – 11; шрифт печати – Times New Roman; поля страницы: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.; интервал междустрочного значения – полуторный). Страницы домашнего творческого задания (эссе) (кроме 1-й) должны быть пронумерованы.

В связи с требующейся компактностью изложения домашнего творческого задания (эссе) может иметь относительно произвольную структуру оформления. При этом при его оформлении рекомендуется:

а) отразить в верхней части 1-й страницы: ф.и.о. магистранта; наименование темы; наименование факультета; номер группы и студенческого билета; ф.и.о., ученую степень и ученое звание преподавателя, читающего лекции по данной дисциплине;

б) выделить по тексту (полужирным либо подчеркнутым шрифтом, либо курсивом) наименования (рубрики) сопоставляемых (сравниваемых) позиций (теоретико-методологических положений), фамилии, основные труды и годы жизни представителей тех школ экономической мысли, о месте и роли нововведений которых в истории экономической науки идет речь на страницах домашнего творческого задания (эссе);

в) пронумеровать пункты собственного видения (обобщений и выводов) по итогам рассматриваемой проблематики;

г) привести в конце домашнего творческого задания (эссе) список использованной литературы.

После внимательной считки и полного устранения опечаток и редакционных и оформительских погрешностей один экземпляр оформленного и сброшюрованного надлежащим образом домашнего творческого задания (эссе) в установленном порядке сдается для проверки преподавателю (как правило, не позднее, чем за месяц до начала зачетной и экзаменационной сессии), поставив на последней странице личную подпись.

Вопросы к зачету

 

1. Предмет истории экономических учений.

2. Внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие экономической мысли.

3. Проблема периодизации истории экономических учений. Понятия научной парадигмы, научной революции.

4. Традиционные воззрения на место экономики в общественной жизни.

5. Взгляды современных экономистов на рыночную экономику: «формалисты» и «субстантивисты».

6. Древнегреческое происхождение экономического знания и используемых ныне экономических терминов. Платон об общественном разделении труда.

7. Аристотетель о природе ценности, денег и частной собственности.

8. Экономические представления в средние века (Европа и Средиземноморье).

9. Догма Мишеля Монтеня. Лозунг «Сделай соседа нищим».

10. Меркантилизм: роль государства.

11. Меркантилизм: критика и оправдания.

12. Физиократы. Чистый продукт. Принцип laissez fair, laissez passer.

13. Анн Робер Жак Тюрго. Роль и значение земледельческого класса.

14. Адам Смит: принцип действия «невидимой руки», природа ценности товара.

15. Давид Рикардо: происхождение рыночных цен, земельная рента, теория сравнительных преимуществ.

16. Томас Мальтус: закон народонаселения, классическая теория ренты, принцип эффективного спроса.

17. Закон рынков и теория производственных факторов Жана Батиста Сэя.

18. Экономические представления Карла Генриха Маркса.

19. Предтечи маржинализма.

20. «Изолированное государство» Иоганна фон Тюнена; законы потребления Германа Госсена.

21. Карл Менгер: предельная полезность, теория органического развития.

22. Леон Вальрас: теория экономического равновесия.

23. Немецкая историческая школа, ее русские интерпретаторы.

24. Джон Бейтс Кларк: предельная производительность.

25. Альфред Маршалл – неоклассический синтез.

26. Михаил Туган-Барановский и Николай Кондратьев – вклад в понимание экономической цикличности.

27. Торстейн Веблен: роль социальных стереотипов в экономическом поведении.

28. Александр Чаянов: крестьянская экономика. Категория «тягостность труда».

29. «


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.436 с.