Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-09-30 | 667 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
А.А. МАРТЫНОВ
СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Учебно-методическое пособие к проведению практических занятий
Санкт-Петербург
2018 г
УДК 62-83.681.513.3
М29 А.А. Мартынов.
Силовая электроника: учебно-методическое пособие к проведению практических занятий. / А.А. Мартынов. СПб.: ГУАП, 2018. 191 с.: ил.
Рецензент: кандидат технических наук Бураков М.В.;
Методические указания к проведению практических занятий являются неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения изучаемой дисциплины и должны способствовать реализации трех основных функций практических занятий – познавательной, развивающей и воспитательной.
Методические указания к проведению практических занятий предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих курсы «Силовая электроника», «Полупроводниковые преобразователи электрической энергии», «Основы преобразовательной техники», «Энергетическая электроника», «Преобразовательные устройства систем управления», «Преобразовательная техника» и «Электромеханические и полупроводниковые преобразователи электрической энергии».
Методические указания содержат методические материалы, необходимые для подготовки и проведения практических занятий по перечисленным выше курсам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практическое занятие является одной из основных форм организации учебного процесса, заключающейся в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности.
|
Целью практических занятий для обучающихся является формирование устудентов аналитического, творческого мышления путем приобретения навыков практической деятельности по изучаемой дисциплине. Планируемые результаты при освоении обучающимися практических занятий:
- закрепление, углубление, расширение и детализация знаний, полученных в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы;
- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности;
- овладение новыми методами и методиками расчета и исследования полупроводниковых преобразователей;
- выработка способности логического осмысления полученных знаний для выполнения заданий;
- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения;
- обеспечение студентам условий для проверки уровеня освоения полученных знаний;
- обеспечение преподавателю условий и возможностей контролировать уровень и эффективность самостоятельной работы студентов.
При проведении практических занятий основное внимание уделяется формированию у студентов конкретных умений и навыков, что и определяет содержание деятельности студентов на практических занятиях - решение задач, освоение и уточнение методик и методов расчета полупроводниковых преобразователей.
При подготовке к практическим занятиям студенты должны, используя конспекты лекций, методические указания, рекомендованную литературу по теме практического занятия, изучить методику решения задачи и подготовиться к ответу на контрольные вопросы.
При решении каждой задачи студенты производят выбор стандартных полупроводниковых элементов, трансформаторов, конденсаторов и дросселей, параметры которых определены в процессе расчета. Для удобства студентов в учебном пособии приведены справочные данные по этим элементам.
|
Каждый студент должен иметь индивидуальную рабочую тетрадь, в которую заносит результаты выполнения каждого пункта задания (схемы, диаграммы, графики, таблицы, результаты расчетов, ответы на вопросы пунктов задания и т.п.).
За 10 мин до окончания занятия преподаватель проверяет объем выполненной на занятии работы и отмечает результат в рабочем журнале.
Оставшиеся невыполненными пункты задания практического занятия студент обязан доделать самостоятельно.
После проверки рабочей тетради преподаватель может проводить устный или письменный опрос студентов для контроля усвоения ими основных теоретических и практических знаний по теме занятия (студенты должны знать смысл полученных ими результатов и ответы на контрольные вопросы). По результатам проверки рабочей тетради и опроса выставляется оценка за практическое занятие.
В таблице 1 приведены 20 тем практических занятий и их трудоемкость для дисциплин:
«Силовая электроника», «Полупроводниковые преобразователи электрической энергии», «Основы преобразовательной техники», «Энергетическая электроника», «Преобразовательные устройства систем управления», «Преобразовательная техника» и «Электромеханические и полупроводниковые преобразователи электрической энергии».
С целью облегчения работы преподавателей и студентов материалы практических занятий разбиты на 3 модуля:
Модуль 1- Выпрямители -6 тем;
Модуль 2 – Инверторы -7 тем;
Модуль 3 - Вторичные источники питания -7 тем.
Каждый модуль включает в себя темы по основным разделам перечисленных выше учебных дисциплин.
Перечень тем практических занятий и их трудоемкость для любой из перечисленных выше дисциплин подбирается преподавателем в соответствии с программой этой дисциплины.
ВЫПРЯМИТЕЛИ
Практические занятия этого модуля проводятся по разделам курса: «Тиристорные выпрямители» и «Активные выпрямители напряжения»
Содержание этих разделах изложено в [1], [4] и в конспектах лекций.
ИНВЕРТОРЫ
Практические занятия этого модуля проводятся по разделам курса:
«Зависимый инвертор», «Инверторы тока» и «Инверторы напряжения»
Содержание этих разделах изложено в [1] (Зависимый инвертор) и в [2], а также в конспектах лекций.
|
Расчет трансформатора
Для расчета трансформатора необходимо определить установленную (расчетную) мощность трансформатора, S тр:
-для схем рис.11, рис.13 и рис.14
S тр =(U 1 N I 1 N + U 2 N I 2 N ) / 2; (128)
- для схемы рис.12
S тр =(2 U 1 N I 1 N + U 2 N I 2 N ) / 2. (129)
Определим сечение сердечника трансформатора, S c, воспользовавшись рекомендациями, изложенными в [3].
(130)
Постоянный коэффициент С может быть принят равным: 0,5 – для трансформаторов стержневого типа с круглыми катушками; 0,7 – для трансформаторов броневого типа. Коэффициент α=Gc/Gм,
где Gc – вес стали сердечника, а Gм – вес меди обмоток.
При минимуме стоимости трансформатора α=4,5 – 5,5.
При минимуме веса трансформатора коэффициент α следует принимать равным от 2 до 3.
В– индукция в сердечнике трансформатора. При рабочей частоте f равной 50 Гц значение индукции следует принимать равной 1,1 – 1,2 Тл, а при рабочей частоте f равной 400 Гц значение индукции следует принимать равной 0,8 – 0,9 Тл.
Значение плотности тока j в обмотках трансформатора следует принимать в зависимости от мощности трансформатора. При мощности трансформатора до 100 Вт плотность тока может быть принята в пределах 4,5 – 3,5 А/мм2, при мощности трансформатора от 100 Вт до 300 Вт плотность тока может быть принята в пределах от 3,5 до 2,5 А/мм2. При мощности трансформатора более 300 Вт плотность тока следует брать 2 А/мм2.
Например, для трансформатора с рабочей частотой 50 Гц и мощностью 200 Вт можно принять параметры равными:
С =0,7; α =2,0; В =1,1 Тл; j =2,5 А/мм2.
Коэффициент С принят равным 0,7, поскольку трансформатор удобнее (технологичнее) выполнять на сердечнике с ленточным магнитопроводом типа ШЛ, который имеет броневую конструкцию.
Определим число витков первичной обмотки, W 1:
W 1 = U 1/(4 BS c f). (131)
Округляем до целого числа.
Число витков вторичной обмотки, W 2:
W 2 = W 1/ k тр.
Округляем до целого числа
Уточним величину коэффициента трансформации:
k тр = W 1/ W 2.
Сечение провода первичной обмотки, q 1:
q 1 = I 1 N / j,
где j - плотность тока в обмотке.
Сечение провода вторичной обмотки, q 2:
q 2 = I 2 N / j.
Провода для обмоток выбираем по справочным данным, приведенным в
|
таблице 52.
Определим коэффициент заполнения окна трансформатора:
-для схем рис.11, рис.13 и рис.14:
k зап=(q 1 W 1+ q 2 W 2)/ S ок; (132)
-для схемы рис.12
k зап=(2 q 1 W 1+ q 2 W 2)/ S ок. (133)
Коэффициент заполнения окна трансформатора не должен превышать 0,3, т.е. k зап≤0,3.
ВТОРИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
Практические занятия этого модуля проводятся по разделам курса:
«Однотактные преобразователи постоянного напряжения», «Двухтактные преобразователи постоянного напряжения», «Прямоходовые и обратноходовые однотактные преобразователи»
Содержание этого модуля изложено в [3] и в конспектах лекций.
3.1. Основные параметры, характеризующие работу однотактного преобразователя постоянного напряжения с последовательным ключевым элементом ОППН-I
На рис.16 приведена схема ОППН-I с обратной связью по напряжению.
Рис.16. Схема ОППН-I с обратной связью по напряжению
Расчет параметров диода.
Средний ток диода IVD = I нг.
Напряжение на диоде: UVD обр max = U нг N + Δ U кэ.нас. (204)
Выбираем диод с учетом коэффициентов запаса по току k з.т=2 и напряжению k з.н=2.
Параметры выбранного диода: IVD N; UVD обр max; Δ U в. пр.
Внешние характеристики преобразователя в режиме непрерывного тока. при учете конечного сопротивления схемы R сх:
U нг=(U вх- Δ URL - Δ U в.пр)(1- DN)/[(1- DN)2+(R сх/ R нг)]. (205)
Регулировочная характеристика ОППН-II представляет собой зависимость U нг= f (D) при U вх=const и R нг= R нгN и R сх = R L рассчитывается по формуле (206):
U нг=(U вх- Δ URL - Δ U в.пр)(1- D)/[(1- D)2+(R сх/ R нг)]. (206)
Выбор транзистора
Транзистор выбираем по максимальному (амплитудному) значению тока стока (или коллектора) и максимальному напряжению сток-исток (или коллектор-эмиттер). Ранее без учета наличия всплеска импульса тока было определено максимальное значение тока первичной обмотки трансформатора I 1m.
С учетом коэффициента запаса по току k з.т=2 ток стока транзистора I ст N должен быть не менее 2 I 1m.
Максимальное напряжение транзистора сток-исток U с-и определим по формуле
U с-и max = U вх max /(1- D min). (278)
С учетом коэффициента запаса по напряжению, k з.н=2, транзистор необходимо выбирать на напряжение не менее 2 U с-и max.
Транзистор выбираем по справочным данным, приведенным в таблицах 63-65.
Учитывая, что рабочая частота f p принята равной 50 000 Гц, необходимо выбирать транзистор MOSFET, параметры которого необходимо записать:
U c-иN; I ст max; R нас.
Суммарное время включения и выключения транзистора (t вкл + t выкл).
Тепловое сопротивление переход-исток транзистора, R п-и.
Выбор диодов VD 1 и VD 2
Выбор диода VD 1 проводим по среднему значению импульса тока вторичной обмотки трансформатора I 2ср = I 2m D max с учетом коэффициента запаса по току k з.т=2, и максимальному обратному напряжению.
|
Амплитудное значение обратного напряжения на диоде VD 1 определяется напряжением, прикладываемым к нему на интервале паузы:
U обр m = (U нт N +Δ U в.пр+Δ URL)/ D min. (279)
Выбор диода VD 2 проводим по среднему значению тока, протекающего по обмотке дросселя на интервале паузы t п= T - t и. При D max=0,5 этот ток равен току, протекающему по обмотке дросселя на интервале импульса t и:
IVD 2 ср= I нг N (1- D max). (280)
Максимальное обратное напряжение на диоде VD 2 появляется на интервале импульса и равно амплитуде напряжения вторичной обмотки на интервале импульса:
UVD 2 обр= U 2m= U вх max/ k тр (281)
Диод VD 2 также необходимо выбирать c учетом коэффициента запаса по напряжению k з.н=2 и коэффициента запаса по току k з.т=2..
Диоды VD 1 и VD 2 выбираем по справочным данным, приведенным в таблице 54.
Выбор диода
Среднее значение тока, протекающего через диод, равно среднему значению тока нагрузки I в.ср= I нг.
Максимальное обратное напряжение на закрытом диоде равно напряжению нагрузки: U обр max = U нг.
Выбираем диод с по запасом току и напряжению: k з.т=2 и k з.н=2.
Диод выбираем по справочным данным, приведенным в таблице 54.
Дроссели высокочастотные
Диапазон рабочей частоты до 150 кГц
Наименование | L, мкГн | I об N, А | R об•10-3, Ом |
Размер LCI-20 | |||
РЕ-53802S | 0,16 | 2,8 | |
РЕ-53803S | 0,20 | 1,8 | |
РЕ-53804S | 0,25 | 1,5 | |
РЕ-53805S | 0,30 | 1,0 | |
РЕ-53807S | 0,45 | 0,62 | |
Размер LCI-30 | |||
РЕ-53809S | 0,25 | 2,2 | |
РЕ-53811S | 0,38 | 1,2 | |
РЕ-53812S | 0,43 | 0,8 | |
РЕ-53813S | 0,56 | 0,5 | |
РЕ-53815S | 0,84 | 0,2 | |
РЕ-53816S | 1,02 | 0,1 | |
Размер LCI-37 | |||
РЕ-53809S | 0,44 | 0,9 | |
РЕ-53818S | 0,54 | 0,6 | |
РЕ-53819S | 0,67 | 0,4 | |
РЕ-53820S | 0,82 | 0,3 | |
РЕ-53821S | 1,00 | 0,2 | |
РЕ-53822S | 1,20 | 0,1 | |
РЕ-53823S | 1,48 | 0,1 | |
РЕ-53824S | 1,81 | 0,06 | |
Размер LCI-44 | |||
РЕ-53826S | 0,68 | 1,0 | |
РЕ-53827S | 0,83 | 0,6 | |
РЕ-53828S | 1,02 | 0,4 | |
РЕ-53829S | 1,26 | 0,3 | |
РЕ-53830S | 1,54 | 0,2 | |
РЕ-53831S | 1,87 | 0,13 | |
РЕ-53932S | 2,24 | 0,1 | |
РЕ-53933S | 2,74 | 0,07 | |
РЕ-53934S | 3,0 | 0,05 | |
Размер HCI-68 | |||
РЕ-53935S | 1,50 | 0,23 | |
РЕ-54036S | 1,81 | 0,18 | |
РЕ-54037S | 2,22 | 0,10 | |
РЕ-54038S | 2,70 | 0,09 | |
РЕ-54039S | 3,0 | 0,08 | |
Размер LCI-50 | |||
РЕ-54041S | 3,0 | 0,04 | |
Размер HCI-68 | |||
РЕ-54044S | 3,0 | 0,08 |
Таблица 48
Размеры дросселей типа LCI и HCI в мм
Наименование | Размеры, мм | Высота h, мм | ||
А | В | |||
LCI-20 | 8,64 | 8,64 | 6,86 | |
LCI-30 | 11,05 | 11,18 | 9,14 | |
LCI-37 | 14,35 | 14,48 | 9,14 | |
LCI-44 | 15,34 | 15,75 | 9,91 | |
LCI-50 | 17,02 | 17,78 | 9,91 | |
HCI-68 | 23,87 | 23,87 | 10,16 | |
Таблица 49
Дроссели типа Д
Обозначение дросселя | L, Гн | I об., А | U доп.д.з.пер.сост.напр, В на частоте 5 кГц | R об, Ом |
Д301 | 0,0004 | 1,6 | 2,52 | 0,1 |
Д302 | 0,0008 | 1,1 | 3,36 | 0,18 |
Д307 | 0,0004 | 2,2 | 3,1 | 0,19 |
Д308 | 0,0004 | 1,6 | 4,2 | 0,33 |
Д313 | 0,0004 | 3,2 | 3,82 | 0,13 |
Д314 | 0,0008 | 2,2 | 5,72 | 0,24 |
Д320 | 0,0004 | 4,5 | 6,02 | 0.082 |
Д321 | 0,0008 | 3,2 | 8,36 | 0,162 |
Д328 | 0,0004 | 6,3 | 7,92 | 0,056 |
Д336 | 0,0004 | 11,52 | 0.032 | |
Д337 | 0.0008 | 6,3 | 15,84 | 0,075 |
Д338 | 0,006 | 2,2 | 48,8 | 0,83 |
Д339 | 0,0125 | 1,6 | 66,2 | 1,2 |
Д344 | 0,0004 | 12,5 | 0,045 | |
Д345 | 0,0008 | 21,6 | 0,097 | |
Д346 | 0,006 | 3,2 | 0,69 | |
Д352 | 0,0004 | 21,6 | 0.014 | |
Д353 | 0,0008 | 12,5 | 30,2 | 0,03 |
Д354 | 0,006 | 4,5 | 0,31 | |
Д360 | 0,0004 | 28,8 | 0,0076 | |
Д362 | 0,006 | 6,3 | 0,284 | |
Д363 | 0,0125 | 4,5 | 0,45 | |
Д364 | 0,112 | 1,6 | 2,52 | |
Д369 | 0,00125 | 86,4 | 0,026 |
Примечание: Дроссели типа Д, рассчитанные на рабочий диапазон частот переменной составляющей от 5 кГц до 50 кГц, с индуктивностью от 0,0001 до 0,2 Гн и постоянной составляющей тока подмагничивания от 0,07 до 50 А предназначены для работы в источниках питания напряжением до 250 В. При параллельном соединении обмоток дросселя сопротивление и индуктивность уменьшаются в 4 раза, а ток увеличивается в 2 раза.
Справочные данные по диодам
Таблица 53
Параметры диодов типа ДЛ и ДЧ
Тип вентиля Параметр | ДЛ112-10 ДЛ112-16 ДЛ112-25 | ДЛ122-32 ДЛ122-40 | ДЛ132-50 ДЛ132-63 ДЛ132-80 | |
Макс. обр. напр., U В.обр.max, В | 400-1500 | 400-1500 | 400-1500 | |
Доп. средний ток, I В.СР., А | 10,16,25 | 32,40 | 50,63,80 | |
Ударный неповторяющийся ток, I уд.max, А | 230, 270, 300 | 440,550 | 1100,1200,1320 | |
Действующ. прямой ток, А | 15,25,39 | 50,62 | 78,98,125 | |
Пороговое напряжение, В | 0,92 | 0,87 | 0,85 | |
Диффер. сопрот., R В.диф., мОм | 15,2; 9,3; 5,7 | 5,3; 3,85 | 3,4;2,6; 2,0 | |
Время обратного восстановления, t обр.восст., мкс | 5,9;6,3;6,7 | 7,1;7,2 | 9,3;9,8;10,2 | |
Вероятность безотк. работы за 1000 часов | 0,999 | 0,999 | 0,999 | |
Тип охладителя | 0111-60 | 0221-60 | 0231-80 | |
Тип вентиля Параметр | ДЛ161-200 | ДЛ171-320 | ДЛ133-500 | |
Макс. обр. напр., U В.обр.max, В | 400-1400 | 400-1400 | 400-1400 | |
Доп. средний ток, I В.СР., А | ||||
Ударный неповторяющийся ток, I уд.max, кА | 6,0 | 8,2 | 8,0 | |
Действующ. прямой ток, А | ||||
Пороговое напряжение, В | 0,92 | 0,87 | 0,85 | |
Диффер. сопрот.,RВ.диф., мОм | 0,7 | 0,5 | 0,5 | |
Время обратного восстановления, t обр.восст., мкс | ||||
Вероятность безотк. работы за 25000ч. | 0,98 | 0,98 | 0,97 | |
Тип охладителя | 0171-80 | 0181-110 | 0141-150 | |
Диоды частотные | ДЧ151-80 ДЧ151100 | ДЧ161-125 ДЧ161-160 | ДЧ171-250 ДЧ171-320 | |
Макс. обр. напр., U В.обр.max, В | 500-1400 | 500-1400 | 400-1400 | |
Доп. средний ток, I В.СР. А | 80; 100 | 125; 160 | 250;320 | |
Ударный неповторяющийся ток, I уд.max, кА | 2,7; 3,0 | 5,0; 5,5 | 8,8; 10,0 | |
Действующ. прямой ток, А | 126; 157 | 196;251 | 393;502 | |
| 1,2; 1,06 | 1,2; 1,05 | 1,2;1,05 | |
Диффер. сопрот., R В.диф., мОм | 3,3; 1,7 | 1,87; 0,86 | 1,3; 0,65 | |
Время обратного восстановления, t обр.восст., мкс | 1,6-2,5 | 2,0-3,2 | 2,5-3,2 | |
Вероятность безотк. работы за 10000 часов | 0,99 | 0,99 | 0,99 | |
Тип охладителя | 0151-80 | 0161-80 | 0181-110 |
Таблица 54. Параметры диодов Шотки
Параметры Тип вентиля | U обр., В | I в.ср.N, А | ∆ U в.пр.,В | I ут.m,A | I имп. пр., А | t восст., нс |
19TQ015/IR | 0,36 | 0,5 | ||||
MBR735/ Taw | 7,5 | 0,57 | 0,1 | |||
MBR745/ Taw | 7,5 | 0,57 | 0,1 | |||
MBR760/ Taw | 7,5 | 0,57 | 0,1 | |||
MBR1045/ IR | 0,57 | 0,1 | ||||
MBR1645/ IR | 0,57 | 0,2 | ||||
8TQ080/IR | 0,72 | 0,55 | ||||
8TQ100/IR | 0,72 | 0,55 | ||||
12TQ045/IR | 0,56 | 1,75 | ||||
20TQ045/IR | 0,57 | 2,70 | ||||
1N5818 | 1,0 | 0,45 | 1,0 | |||
1N5822 | 3,0 | 0,525 | 2,0 | |||
SR360 | 3,0 | 0,75 | 3,0 | |||
SR560 | 5,0 | 0,70 | 5,0 | |||
SR860 | 8,0 | 0,75 | 5,0 | |||
Параметры Тип вентиля | U обр., В | I в.ср.N, А | ∆ U в.пр.,В | I ут.m,A | I имп. пр.,А | t восст., нс |
SF12 | 1,0 | 0,95 | 0,005 | |||
SF22 | 2,0 | 0,95 | 0,005 | |||
SF34 | 3,0 | 0,95 | 0,005 | |||
SF54 | 5,0 | 0,95 | 0,005 | |||
SF164 | 16,0 | 0,975 | 0,01 | |||
SF302 | 30,0 | 0,975 | 0,01 | |||
SF304 | 30,0 | 0,975 | 0,01 | |||
SF18 | 1,0 | 1,25 | 0,005 | |||
IDB04Е120 | 4,0 | 0,95 | 0,005 | |||
IDB09Е120 | 9,0 | 0,95 | 0,005 | |||
IDB12Е120 | 12,0 | 0,95 | 0,005 | |||
HER204 | 2,0 | 1,3 | 5·10-6 | |||
HER205 | 2,0 | 1,3 | 5·10-6 | |||
HER206 | 2,0 | 1,7 | 5·10-6 | |||
HER207 | 2,0 | 1,7 | 5·10-6 | |||
HER303 | 3,0 | 1,0 | 10·10-6 | |||
HER304 | 3,0 | 1,3 | 10·10-6 |
Библиографический список
1.Мартынов А.А. Силовая электроника. Часть I. Выпрямители и регуляторы переменного напряжения. ГУАП. СПб. 2011. 186с.
2.Мартынов А.А. Силовая электроника. Часть II. Инверторы и преобразователи частоты. ГУАП. СПб.2012. 144с.
3. Мартынов А.А.. Проектирование импульсных полупроводниковых преобразователей постоянного напряжения в постоянное напряжение: учеб. пособие/А.А. Мартынов. СПб.: СПбГУАП, 2011. 216 с.: 4.Мартынов А.А. Проектирование вторичных источников питания. СПГУАП, 2000г.-107с.
5. Мелешин В.И. Транзисторная преобразовательная техника: монография / В.И. Мелешин. - М.:Техносфера, 2005. - 628 с.: ил. - (Мир электроники). - ISBN 5-94836-051-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=27379
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………… 3
1.ВЫПРЯМИТЕЛИ………. 6
1.1.Основные параметры, характеризующие работу тиристорных выпрямителей
1.2.Тема практического занятия №1 – Расчет параметров
неуправляемого выпрямителя с сетевым трансформатором
и выбор элементов выпрямителя…………………………… 16
1.3.Тема практического занятия №2 – Расчет коэффициента пульсаций выходного напряжения управляемого выпрямителя………. 20
1.4.Тема практического занятия №3 – Расчет параметров сглаживающих фильтров………………………. 23
1.5.Тема практического занятия №4 – Расчет энергетических
показателей управляемых выпрямителей …………………….. 26
1.6.Тема практического занятия №5 – Расчет регулировочных и
внешних характеристик управляемых выпрямителей…30
1.7.Основы методики расчета параметров активного выпрямителя 33
1.8. Тема практического занятия №6- Методика расчета активного выпрямителя напряжения…. 49
2.ИНВЕРТОРЫ ……………………………………………… 53 2.1. Основные параметры, характеризующие работу зависимых
инверторов….. 53
2.2.Тема практического занятия №7- Методика расчета зависимого
инвертора………………….. 57
2.3. Основные параметры, характеризующие работу инвертора тока последовательного типа в резонансном режиме…… 60
2.4.Тема практического занятия №8- Методика расчета однофазного резонансного инвертора…………….. 68 2.5.Основные параметры, характеризующие работу однофазных
инверторов напряжения…….. 72
2.6.Тема практического занятия №9- Методика расчета однофазного одноплечевого инвертора напряжения……. 85
2.7.Тема практического занятия №10- Методика расчета однофазного инвертора напряжения с выводом нулевой точки первичной обмотки трансформатора ………………… 88
2.8. Тема практического занятия №11- Методика расчета
однофазного полномостового инвертора напряжения…… 92
2.9. Тема практического занятия №12- Методика расчета
однофазного полумостового инвертора напряжения…… 95
2.10.Основные параметры, характеризующие работу трехфазного
инвертора напряжения……………………….. 98
2.11. Тема практического занятия №13- Методика расчета трехфазного инвертора напряжения…. 101 3.ВТОРИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ…… 103
3.1.Основные параметры, характеризующие работу однотактного преобразователя постоянного напряжения с последовательным
ключевым элементом ОППН-I… 103
3.2. Тема практического занятия №14- Методика расчета
стабилизатора напряжения постоянного тока, выполненного по схеме однотактного преобразователя постоянного напряжения с
последовательным ключевым элементом (ОППН-I)…… 111
3.3. Основные параметры, характеризующие работу однотактного преобразователя постоянного напряжения с параллельным ключевым элементом ОППН-II…………………… 114
3.4. Тема практического занятия №15- Методика расчета
стабилизатора напряжения постоянного тока, выполненного по схеме однотактного преобразователя постоянного напряжения с
параллельным ключевым элементом (ОППН-II)……. 118
3.5. Основные параметры, характеризующие работу двухтактного преобразователя постоянного напряжения, выполненного по схеме с выводом нулевой точки первичной обмотки трансформатора, ДППН-I 121
3.6. Тема практического занятия №16- Методика расчета
двухтактного преобразователя постоянного напряжения, выполненного по схеме с выводом нулевой точки первичной обмотки трансформатора,
ДППН-I…… 127
3.7. Основные параметры, характеризующие работу двухтактного преобразователя постоянного напряжения, выполненного по
полномостовой схеме, ДППН-II……. 131
3.8. Тема практического занятия №17- Методика расчета
полномостовой схемы двухтактного преобразователя постоянного напряжения, ДППН-II……. 138
3.9. Основные параметры, характеризующие работу двухтактного преобразователя постоянного напряжения, выполненного по
полумостовой схеме, ДППН-III……. 141
3.10. Тема практического занятия №18- Методика расчета
полумостовой схемы двухтактного преобразователя постоянного напряжения, ДППН-III…… 146
3.11.Основные параметры, характеризующие работу однотактного прямоходового преобразователя ОПП……. 149
3.12. Тема практического занятия №19- Методика расчета
однотактного прямоходового преобразователя, ОПП…… 156
3.13.Основные параметры, характеризующие работу однотактного обратноходового преобразователя ООП…… 158
3.14. Тема практического занятия №20- Методика расчета
однотактного обратноходового преобразователя, ООП…… 165
4.СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ПО ЭЛЕМЕНТНОЙ БАЗЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ…… 168
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
А.А. МАРТЫНОВ
СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Учебно-методическое пособие к проведению практических занятий
Санкт-Петербург
2018 г
УДК 62-83.681.513.3
М29 А.А. Мартынов.
Силовая электроника: учебно-методическое пособие к проведению практических занятий. / А.А. Мартынов. СПб.: ГУАП, 2018. 191 с.: ил.
Рецензент: кандидат технических наук Бураков М.В.;
Методические указания к проведению практических занятий являются неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения изучаемой дисциплины и должны способствовать реализации трех основных функций практических занятий – познавательной, развивающей и воспитательной.
Методические указания к проведению практических занятий предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих курсы «Силовая электроника», «Полупроводниковые преобразователи электрической энергии», «Основы преобразовательной техники», «Энергетическая электроника», «Преобразовательные устройства систем управления», «Преобразовательная техника» и «Электромеханические и полупроводниковые преобразователи электрической энергии».
Методические указания содержат методические материалы, необходимые для подготовки и проведения практических занятий по перечисленным выше курсам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практическое занятие является одной из основных форм организации учебного процесса, заключающейся в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Целью практических занятий для обучающихся является формирование устудентов аналитического, творческого мышления путем приобретения навыков практической деятельности по изучаемой дисциплине. Планируемые результаты при освоении обучающимися практических занятий:
- закрепление, углубление, расширение и детализация знаний, полученных в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы;
- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности;
- овладение новыми методами и методиками расчета и исследования полупроводниковых преобразователей;
- выработка способности логического осмысления полученных знаний для выполнения заданий;
- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения;
- обеспечение студентам условий для проверки уровеня освоения полученных знаний;
- обеспечение преподавателю условий и возможностей контролировать уровень и эффективность самостоятельной работы студентов.
При проведении практических занятий основное внимание уделяется формированию у студентов конкретных умений и навыков, что и определяет содержание деятельности студентов на практических занятиях - решение задач, освоение и уточнение методик и методов расчета полупроводниковых преобразователей.
При подготовке к практическим занятиям студенты должны, используя конспекты лекций, методические указания, рекомендованную литературу по теме практического занятия, изучить методику решения задачи и подготовиться к ответу на контрольные вопросы.
При решении каждой задачи студенты производят выбор стандартных полупроводниковых элементов, трансформаторов, конденсаторов и дросселей, параметры которых определены в процессе расчета. Для удобства студентов в учебном пособии приведены справочные данные по этим элементам.
Каждый студент должен иметь индивидуальную рабочую тетрадь, в которую заносит результаты выполнения каждого пункта задания (схемы, диаграммы, графики, таблицы, результаты расчетов, ответы на вопросы пунктов задания и т.п.).
За 10 мин до окончания занятия преподаватель проверяет объем выполненной на занятии работы и отмечает результат в рабочем журнале.
Оставшиеся невыполненными пункты задания практического занятия студент обязан доделать самостоятельно.
После проверки рабочей тетради преподаватель может проводить устный или письменный опрос студентов для контроля усвоения ими основных теоретических и практических знаний по теме занятия (студенты должны знать смысл полученных ими результатов и ответы на контрольные вопросы). По результатам проверки рабочей тетради и опроса выставляется оценка за практическое занятие.
В таблице 1 приведены 20 тем практических занятий и их трудоемкость для дисциплин:
«Силовая электроника», «Полупроводниковые преобразователи электрической энергии», «Основы преобразовательной техники», «Энергетическая электроника», «Преобразовательные устройства систем управления», «Преобразовательная техника» и «Электромеханические и полупроводниковые преобразователи электрической энергии».
С целью облегчения работы преподавателей и студентов материалы практических занятий разбиты на 3 модуля:
Модуль 1- Выпрямители -6 тем;
Модуль 2 – Инверторы -7 тем;
Модуль 3 - Вторичные источники питания -7 тем.
Каждый модуль включает в себя темы по основным разделам перечисленных выше учебных дисциплин.
Перечень тем практических занятий и их трудоемкость для любой из перечисленных выше дисциплин подбирается преподавателем в соответствии с программой этой дисциплины.
Перечень тем практические занятия
Таблица 1 – Практические занятия и их трудоемкость
№ п/п | Темы практических занятий | Формыпракти-ческих занятий | Трудо-ем-кость, (час) | Модуль уч.-метод. пособия |
Расчет параметров неуправляемого выпрямителя с сетевым трансформатором и выбор элементов выпрямителя | Решение задач | |||
Расчет коэффициента пульсаций выходного напряжения управляемого выпрямителя | Решение задач | |||
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!