Из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2017-09-30 2692
Из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

12-Й

1. Найдите в тексте тома и (части III) романа «Война и мир» описание подготовки к балу и приезда на бал Наташи Ростовой. Какие чувства испытывает героиня?

2. Как вы думаете, с какой целью Л.Н.Толстой приводит под­робные комментарии Перонской о гостях на балу?

3. Для чего Л. Н. Толстой несколько раз в сцене бала упоминает Элен Безухову? Как в сцене бала отражено авторское отношение к обеим героиням (Наташе и Элен)?

4. Найдите описание Наташи в начале романа и в сцене бала. Сколько лет прошло между этими двумя событиями (именины Наташи и первый ее бал)? В чем автор видит прежнюю Наташу? Что в ней изменилось?

5. Какое значение в сцене бала имеет появление государя и по­ведение гостей в связи с этим событием? Для чего Л.Н.Толстой так подробно это описывает?

6. Как реагирует на появление государя Наташа?

7. Что более всего волнует Наташу во время бала?

8. Почему князь Андрей согласился на предложение Пьера при­гласить Наташу Ростову на вальс?


9. Какие события жизни Андрея Болконского предшествуют его
встрече с Наташей Ростовой на балу?

10. Сопоставьте поведение и чувства князя Андрея в начале ро­мана и в сцене бала. Как вы думаете, с чем связаны произошедшие в нем изменения?

11. Вспомните, где и при каких обстоятельствах произошла пер­вая встреча Наташи и князя Андрея. Что изменилось в душе князя после этой встречи? Как сцена первого бала Наташи Ростовой свя­зана с ночью в Отрадном?

12. Найдите и прокомментируйте слова Л.Н.Толстого о том, как повлиял на князя Андрея тур вальса с Наташей.

13. Какие качества Наташи Ростовой привлекли князя Андрея?

14. Соотнесите данный фрагмент с другими эпизодами романа: именины Наташи, князь Андрей на поле Аустерлица, смерть жены князя Андрея, разговор князя Андрея с Пьером на пароме, пляска Наташи после охоты, последняя встреча Наташи и Андрея, эпи­лог романа.

15.Определите роль данного эпизода в изображении судеб На­таши и князя Андрея и в идейно-философском содержании романа.

Вопросы и задания для анализа рассказа А.П.Чехова «Студент»

1. Выделите основные части рассказа «Студент». Озаглавьте их.

2. Сравните две синтаксические конструкции: в начале рассказа («Ему казалось, что... думал о том, что...») и в конце («И ему казалось, что... то думал о том, что...»). Чем они отличаются? Что в связи с этим можно сказать о композиции рассказа?

3. Прочитайте и прокомментируйте первую часть рассказа. Обра­тите внимание на пейзаж, быт семьи Ивана Великопольского, его мысли. Какова временная организация материала в этой части? Почему эта часть рассказа завершается фразой «И ему не хотелось идти домой»?

4. Что происходит во второй части? О чем рассказывает Иван вдовам? Как говорит об этом Иван? Знакома ли вдовам эта история?

5. Как вы понимаете слова о том, что в саду, где плакал Петр, во дворе первосвященника, где он совершил предательство, «че­ловеческую жизнь направляли правда и красота»? Верно ли, что правда и красота всегда «составляли главное в человеческой жиз­ни»? Какой смысл вкладывает Чехов в слова «правда и красота»?

6. Как реагируют вдовы на рассказ студента? Почему?

7. Проследите, как образ огня проходит через все части рассказа. Какова роль этого символа в каждой части рассказа?

8. Какова пространственно-временная организация рассказа? В чем художественная значимость такого приема?


 




9. Рассказ построен на контрастах. Найдите их. Прокомменти­
руйте их роль в раскрытии основных идей рассказа.

10. В рассказе два сюжета: внешний и внутренний. Определите их. Как они соотносятся между собой?

11. Как заканчивается рассказ? Сопоставьте настроение Ивана в первой и третьей частях рассказа. Что изменилось? Почему?

Вопросы и задания для анализа рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

1. На какие части можно разделить рассказ «Ионыч»? Какие темы заявлены в начале рассказа? Как они развиваются в главной части?

2. Проследите по тексту, как живут обыватели города С.

3. Выпишите примеры, в которых даются характеристики жите­лей города С. Прокомментируйте их.

4. Чтобы зафиксировать время, А.П.Чехов использует ритми­ческие повторы («когда в губернском городе С....», «Прошло боль­ше года... в трудах и одиночестве...»). Продолжите этот ряд и объяс­ните роль ритмических повторов в понимании событий рассказа.

5. Прочитайте эпизоды, в которых А. П.Чехов говорит о моло­дом докторе Старцеве. Как он выглядит? Каковы его помыслы? Как он входит в «самый талантливый» дом города С? Как он вос­принимает эту среду вначале?

6. Охарактеризуйте семью Туркиных, подтверждая свои сужде­ния примерами из рассказа.

7. Прокомментируйте следующий эпизод: «Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то пять минут мол­чали и слушали "Лучинушку", которую пел хор, и эта песня пере­давала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».

8. Как относится автор к доктору Старцеву? Какими деталями подчеркивается это отношение? Приведите примеры из текста.

9. Когда и как Чехов дает понять, что среда города начинает раздражать Старцева? Приведите примеры.

 

10. Как отнеслись обыватели города к «инакомыслию» Старце­ва? Какое прозвище они ему дали?

11. Проанализируйте историю взаимоотношений Старцева и Котика. В каких сценах и каким образом раскрываются характеры Старцева и Котика? Проанализируйте сцену на кладбище. Почему Старцев пошел на кладбище?

12. Сопоставьте первое и второе признание в любви героев ро­мана А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Чем отличаются в каждом произведении первая и по­следующая сцены? Сопоставьте поведение героев при первом и последующем признании и их чувства? (Насколько искренне Ко-


тик говорит о своем призвании? Насколько искренни ее слезы, когда она признает душевные качества Ионыча? Как вы понимае­те слова о том, что Ионычу было «жаль своей любви»?)

13. В рассказе А. П.Чехова «Ионыч» герой напевает романсы на слова А.А.Дельвига, А. С. Пушкина. Вспомните, когда это про­исходит? В каком настроении пребывает в этот момент Старцев? В стихотворении А. С. Пушкина фраза «Мой голос для тебя и лас­ковый, и томный...» у А.П.Чехова звучит иначе: «Твой голос для меня, и ласковый, и томный...». О чем говорит эта замена?

14. Проследите историю превращения Дмитрия Ионовича Стар­цева в Ионыча. Автор дает четыре характеристики героя: «интел­лигентный человек» (I глава); «необыкновенный, удивительный доктор» (И глава); «поляк надутый» (IV глава); «не человек, а язы­ческий бог» (V глава). Какие художественные приемы использует А. П. Чехов для передачи внутреннего состояния Ионыча?

15. В рассказе А. П.Чехов использует прием повторения (в I и У главах Туркины показывают гостям «свои таланты весело, с сер­дечной простотой»). Иногда это повторение не столь откровенное (скрытое). Сопоставьте конец II и III глав. Имеется ли сходство между этими двумя фрагментами?

16. Чехов часто за счет контекста снижает в рассказе поэтиче­ское настроение героев; возвышенные порывы героев гасятся буд­ничными обстоятельствами. Приведите примеры использования этого приема в рассказе «Ионыч». Какие ожидания заставляют писателя использовать этот прием?

17. Прокомментируйте финал рассказа «Ионыч».

Вопросы и задания для анализа рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»

1. Согласны ли вы с тем, что А. П. Чехов наградил своего героя большой, единственной любовью за то, что тот задумался над «выс­шими целями бытия». Что, по-вашему, подразумевает под этими словами автор?

2. Проследите истории жизни Гурова и Анны Сергеевны. Подго­товьте устные сообщения. Составьте планы ответов.

3. Раскройте внутреннее состояние главных героев рассказа (под­твердите свои суждения примерами из текста). Выпишите из тек­ста рассказа слова со значением неопределенности. С какой целью употребляет их А. П.Чехов?

4. Исследователи отмечают, что А. П.Чехов сосредоточивал вни­мание читателя на какой-либо доминантной черте персонажа. На­пример, эволюция внутреннего состояния Гурова выражается ав­тором через отношение его к женщинам. Выпишите соответствую-


 




щие реплики героя, проанализируйте их в той последовательно­сти, в какой они помещены в рассказе.

*5. Л. Н.Толстой писал: «У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов: смотришь, человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадают под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на не­которое расстояние и в общем получается цельное впечатление». Докажите (или опровергните) это суждение Л.Н.Толстого приме­рами из текста.

6. В рассказе есть, по словам литературоведа В. И. Камянова, не­сколько «психологически активных пейзажных зарисовок, цель которых не в создании изобразительных картин внешнего мира, а в передаче переживаний героев». Найдите и прочитайте описания пейзажей в рассказе. Прокомментируйте их роль в раскрытии ос­новных идей рассказа.

7. Внутренний сюжет в рассказе развивается интенсивнее внеш­него: в первых двух главах практически нет событий, но происхо­дят существенные изменения в мировоззрении Гурова. Как вы мо­жете подтвердить и объяснить этот факт?

8. Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Дама с собачкой» происходит преображение человека через любовь? Подтвердите или опровергните это суждение примерами из текста.

**9. Известный ученый-лингвист Н.М.Шанский отмечал, что «...своеобразие и музыкальность языка часто дает определенная ритмико-синтаксическая фигура, которая создается троекратным повторением однородных синтаксических единиц как отдельных членов предложения, так и целых фраз».

Найдите и выпишите примеры ритмической организации тек­ста рассказа.

10. Прочитайте финал рассказа. Почему этот финал можно на­звать открытым? Какие выходы из сложившейся ситуации вы ви­дите? Какой выход предпочтут, по-вашему, герои рассказа? Обра­тите внимание, что союз «и» в финале повторяется многократно. Какова его роль?

**11. Прочитайте лекцию В. В. Набокова «Дама с собачкой». Об­ратитесь еще раз к тексту рассказа. Отметьте суждения В.В.Набо­кова, которые вам близки; которые вы не разделяете.

Вопросы и задания для анализа рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

1. Прочитайте рассказ «Чистый понедельник». Прокомментируйте название рассказа. Чем ознаменовался в жизни героев Чистый по­недельник?


 

2. Охарактеризуйте главных героев рассказа. Какие художествен­ные средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира героя? Героини?

3. Какие детали рассказа помогают понять характер героев? При­ведите примеры.

4. Отметьте в рассказе временные пласты — прошлое, настоя­щее, будущее (приведите примеры).

5. И.А. Бунин считал, что любовь — всегда «счастье в муках». Докажите (или опровергните) это утверждение на примере лю­бовной истории героев рассказа «Чистый понедельник».

6. Какие детали рассказа раскрывают авторское представление о мире? Приведите примеры.

7. Как заканчивается рассказ? Проанализируйте финал произ­
ведения. Как вы его понимаете?

Вопросы и задания для анализа рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1. Прочитайте рассказ «Гранатовый браслет». Проанализируйте
его начало. Почему рассказ о любви начинается с описания осен­
него пейзажа?

2. Каково настроение в первой части рассказа? Подтвердите примерами из текста.

3. Что вы узнали о княгине Вере Николаевне (ее заботах, при­вычках, привязанностях, близких людях и т.д.) в главах 1 и 2?

4. Проанализируйте эпизод встречи Веры Николаевны и Анны Николаевны (глава 3). Как раскрываются характеры обеих женщин в этом эпизоде? Проследите развитие обоих образов в последую­щем повествовании.

5. Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства и ассоциации вызвали у нее эти знаки внимания?

6. Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?

7. Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и ее близкие? Почему?

8. Расскажите о фактах жизни, интересах, особенностях натуры Желткова. Что значил для него гранатовый браслет, который он подарил княгине Вере Николаевне?

9. Сопоставьте картины жизни, быта круга князей Шейных и
чиновника Желткова. Сопоставьте высшие ценности этих лю­
дей.

10. Кто из героев рассказа ведет споры о сильной, бескорыст­
ной любви? На чьей стороне симпатии автора? Почему? Правоту
чьей позиции подтверждает история Желткова?


 




11. В чем смысл сцены посещения князем Василием и братом княгини квартиры Желткова? Как эта сцена способствует раскры­тию сюжета повести?

12. Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное Вере Николаевне. Что вы можете сказать о его любви к княгине? Выде­лите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.

13. Что происходит с князем и княгиней Шейными, когда они читают последнее письмо Желткова?

14. Как вы понимаете последнюю часть рассказа, в которой Вера Николаевна переживает смерть Желткова? Почему после смерти Желткова, прослушав Вторую сонату Бетховена, Вера Николаев­на многое поняла, «почувствовала себя прощенной»?

**15. Прослушайте Вторую сонату Бетховена, упомянутую в рас­сказе. Почему именно ее звучание сопровождает текст рассказа «Гранатовый браслет» от эпиграфа до финала?

Вопросы и задания для анализа рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль»

1. Прочитайте рассказ «Старуха Изергиль». Объясните смысл названия рассказа.

2. Определите композицию рассказа и ее роль в раскрытии идей­ного содержания произведения.

3. Отметьте черты романтизма в языке и стиле рассказа «Стару­ха Изергиль» (выпишите примеры из текста).

4. Почему А. М. Горький использует в рассказе прием олицетво­рения? Какие образы олицетворяют в рассказе свет и тьму?

5. Сопоставьте главных героев этого рассказа (Ларра, Данко, Изергиль).

6. Выпишите эпитеты, которыми А. М. Горький наделяет Данко. Какому семантическому полю они принадлежат?

7. Кого из героев А. М. Горький называет гордым? Почему?

8. Прочитайте последние строки легенды о Данко. Почему люди не заметили смерти Данко? Укладывается ли конфликт Данко и общества в схему конфликта романтического героя с толпой?

9. Найдите символические параллели в легендах о Ларре и Дан­ко и прокомментируйте их.

 

10. Какова роль Изергиль в рассказе? Выпишите из текста афо­ризмы Изергиль и объясните их смысл.

11. Выпишите из текста рассказа гиперболические сравнения. Объясните их роль в рассказе.

12. В исследовании Л. А. Плоткина отмечается: «...Легенда о Лар­ре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждый из них выражает общую идею и


отвечает на общий вопрос...». Прокомментируйте это суждение, сделав акцент «на общем вопросе» для всех частей рассказа.

13. Прочитайте экспозицию к рассказу «Старуха Изергиль». До­кажите (или опровергните) ее реалистический характер. Охаракте­ризуйте автобиографического героя А. М. Горького.

14. В чем состоит «переплетение» реалистического и романти­ческого начала в рассказе «Старуха Изергиль»?

Вопросы и задания для анализа стихотворения В.Я.Брюсова «Юному поэту»

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

(1896)

1. Прочитайте стихотворение «Юному поэту». Как вы его пони­маете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого тек­ста? Какие чувства, эмоции он вызывает?

2. Стихотворение написано от 1-го лица. Случайно ли это?

3. Каким видится В.Я. Брюсову юный поэт? Почему в его пони­мании юный поэт «бледный со взором горящим»? Выделите глаго­лы, которые помогают передать лирическому герою свое миро­ощущение.

4. Какие «заветы» дает В.Я.Брюсов юному поэту? Как вы их понимаете?

5. Отметьте и проанализируйте особенности композиции сти­хотворения (трехчастность), его жанровое своеобразие (ораторский пафос и декларативность).

*6. Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражда­нин». Чем отличаются поэтические заветы Н. А. Некрасова от заве­тов В.Я.Брюсова? Свои ответы подтвердите примерами из стихо­творений.


 




*7. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Поэт и толпа». Сопоставьте пушкинские принципы творчества с «заповедями» В.Я.Брюсова. Что их сближает, а что отличает? Свои суждения подтвердите примерами из текстов.

*8. Прочитайте стихотворение В.Я.Брюсова «Кинжал». Сопоставь­те заповеди, данные «юному поэту», с собственными декларациями В. Я. Брюсова-поэта в нижеприведенном стихотворении «Кинжал».

Кинжал

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь

свой клинок...

М. Ю. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, — затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.

(1903)

Вопросы и задания для анализа стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность»

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.


Приди на рассвете на склон косогора, — Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

(1900)

1. Прочитайте стихотворение «Безглагольность». Как вы пони­маете это стихотворение?

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? Прочитайте стихотворение вслух.

3. Как вы поняли название стихотворения? Почему? Свои суж­дения аргументируйте примерами из текста.

4. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Отметьте ее роль в раскрытии содержания стихотворения.

5. В чем особенность образов стихотворения? Проследите, как поэт передает художественную ткань образов (косогор, бор, ка­мыши, осока и т.д.).

6. Как поэт передает тишину рассвета? Какие художественные приемы использует в этом стихотворении К. Д. Бальмонт?

7. Отметьте повторение одинаковых звуков в близкостоящих словах (ассонансы и аллитерации), повторение слов и словосоче­таний, которые придают стихотворению музыкальность.

8. Символисты считали, что символ всегда музыкален. Какую мелодию «исполняет» душа лирического героя в запечатленный поэтом миг его жизни?

9. Отметьте символы и метафоры в стихотворении. Какова их
роль в раскрытии идейного содержания стихотворения?

10. Как вы понимаете словосочетание «безглагольность покоя»? Попробуйте определить, какие части речи доминируют в этом сти­хотворении.

11. Задача символизма — уловить неуловимое. Удается ли это сделать К.Д.Бальмонту? Подтвердите свой ответ примерами из текста стихотворения.


 




Вопросы и задания для анализа стихотворения А.Белого «Маг»


Вопросы и задания для анализа стихотворения Н.С.Гумилева «Озеро Чад»


 


Маг


Озеро Чад


 


1. Прочитайте стихотворение «Маг». Оно входит в цикл стихо­творений, посвященный В.Я.Брюсову. О каких творческих взаи­мосвязях между А. Белым и В. Я. Брюсовым свидетельствует это по­священие? 2. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации воз­никают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? 3. Объясните прямое значение слова «маг». Как вы понимаете смысл названия этого стихотворения? 4. Отметьте особенности композиции стихотворения. 5. Назовите символы, метафоры, иносказания в стихотворении. Какова их роль? 6. В каких значениях употребляется слово «весна»? 7. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Каково его мировоззрение? 8. Прокомментируйте последнюю строчку стихотворения. *9. Сопоставьте это стихотворение со стихотворением А. С. Пуш­кина «Пророк». Что общего можно найти в этих произведениях в идейном плане?

1. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие эмоции он вы­зывает? 2. Отметьте экзотические красоты далекой страны, нарисован­ные поэтом. 3. Отметьте присутствующие в тексте метафоры, эпитеты, срав­нения. Какова их роль в стихотворении? 4. На какие две части делится стихотворение? 5. Как описана жизнь женщины на родине? Что происходит с ней во Франции?

Упорный маг, постигший числа И звезд магический узор. Ты — вот: над взором тьма нависла.. Тяжелый, обожженный взор.

Бегут года. Летят: планеты, Гонимые пустой волной, — Пространства, времена... Во сне ты Повис над бездной ледяной.

Безводны дали. Воздух пылен. Но в звезд разметанный алмаз С тобой вперил твой верный филин Огонь жестоких, желтых глаз.

Ты помнишь: над метою звездной Из хаоса клонился ты И над стенающею бездной Стоял в вуалях темноты.

Читал за жизненным порогом Ты судьбы мира наизусть...


В изгибе уст безумно строгом Запечатлелась злая грусть.

Виси, повешенный извечно, Над темной пляской мировой, — Одетый в мира хаос млечный, Как в некий саван гробовой.

Ты шел путем не примиренья — Люцеферическим путем. Рассейся, бледное виденье, В круговороте бредовом!

Ты знаешь: мир, судеб развязка, Теченье быстрое годин — Лишь снов твоих пустая пляска; Но в мире — ты, и ты — один,

Все озаривший, не согретый, Возникнувший в своем же сне... Текут года, летят планеты В твоей несчастной глубине.

(1904, 1908)


На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили — на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее.

Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем; И открылась в сердце дверца, А когда нам шепчет сердце, Мы не боремся, не ждем. Он сказал мне, что едва ли И во Франции видали Обольстительней меня И как только день растает, Для двоих он оседлает Берберийского коня. Муж мой гнался с верным луком, пробегал лесные чащи,


Перепрыгивал овраги, Плыл по сумрачным озерам И достался смертным мукам; Видел только день палящий Труп свирепого бродяги, Труп покрытого позором.

А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заранее. Раздвигала я гибкие складки У моей разноцветной палатки И, смеясь, наклоняясь в оконце, Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца. А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе. Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтоб жить, вечернею порою Я пляшу пред пьяными матросами, И они, смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает... Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.

(1908)


 




6. Какой композиционный прием использует поэт? С какой це­лью? Раскройте образное воплощение противоречий между экзоти­кой Африки и цивилизацией. Каковы основные идеи стихотворения?

7. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения: его роль в раскрытии основных идей произведения.

*8. Какие «теоретические» идеи акмеистов реализованы в этом стихотворении? Свои суждения подтвердите примерами из текста.

Вопросы и задания для анализа стихотворения И.Северянина «Мои похороны»

Мои похороны

Меня положат в гроб фарфоровый На ткань снежинок Яблоновых, И похоронят (...как Суворова...) Меня, новейшего из новых.

Не повезут поэта лошади — Век даст мотор для катафалка. На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка.

Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины — Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины.

Всем будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье... И светозарно, ореолочно Согреет всех мое бессмертье!

(1910)

1. Прочитайте стихотворение «Мои похороны». Как вы его вос­принимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает?

2. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотво­рения?

3. Отметьте особенности поэтической речи И.Северянина (нео­логизмы, технические термины и т.д.). Каковы особенности риф­мы и ритма стихотворения?

4. Какие «теоретические» идеи представителей футуризма реа­лизованы в этом стихотворении? Свои ответы подтвердите приме­рами из текста.

5. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Какие слова, эпитеты, сравнения создают эффект эпатажа?


Вопросы и задания для анализа стихотворения А. А.Блока «Вхожу я в темные храмы...»

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный Только образ, лишь сон о Ней.

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

(1902)

1. Выразительно прочитайте стихотворение «Вхожу я в темные храмы...». Выучите его наизусть.

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает? Охарактеризуйте свое первое впечат­ление от прочитанного.

3. Понравилось ли вам это стихотворение? Какие особенности поэтики вы отметили?

4. Каковы основные мотивы этого стихотворения? Как они со­относятся с циклом «Стихи о Прекрасной Даме». Опишите герои­ню стихотворения.

5. Охарактеризуйте лирического героя, мир, созданный им. Вы­делите приемы, которыми пользуется поэт, воссоздавая этот мир.

6. Выпишите из стихотворения восклицания, обращения, объяс­ните их роль в поэтической структуре текста.

*7. Перечитайте нижеприведенное стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...». Сопоставьте его со стихотворе­нием А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...». Как мотив служения «Величавой Вечной Жене» просматривается в этих стихотворени­ях? Составьте план ответа.

Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой. Он имел одно виденье, Непостижное уму, И глубоко впечатленье В душу врезалось ему. Путешествуя в Женеву, На дороге у креста Видел он Марию-деву, Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою, Он на женщин не смотрел И до гроба ни с одною Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки Он с лица не подымал И себе на шею четки Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни Святому Духу ввек Не случилось паладину, Странный был он человек.


 




       
   
 
 

Проводил он целы ночи Перед ликом пресвятой, Устремив к ней скорбны очи, Тихо слезы лья рекой. Полон верой и любовью, Верен набожной мечте, Ave, mater Dei1 кровью Написал он на щите. Между тем как паладины Ввстречу трепетным врагам По равнинам Палестины Мчались, именуя дам, — Lumen coelum, sancta rosa2! Восклицал всех громче он. И гнала его угроза Мусульман со всех сторон.
 

Возвратясь в свой замок дальний, Жил он строго заключен, Все влюбленный, все печальный, Без причастья умер он;

Между тем как он кончался, Дух лукавый подоспел, Душу рыцаря сбирался Бес тащить уж в свой предел:

Он-де Богу не молился, Он не ведал-де поста, Не путем-де волочился Он за матушкой Христа.

Но пречистая сердечно Заступилась за него И впустила в царство вечно Паладина своего.

(1829)

Вопросы и задания для анализа стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!»

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет,

целует ему жилистую руку, просит —

чтоб обязательно была звезда! — клянется —

не перенесет эту беззвездную муку! А после

ходит тревожный, но спокойный наружно.

Надуйся, Божья Матерь, (лат.) 2 Свет небес, святая роза! (лат.)


Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(1914)

1. Прочитайте стихотворение «Послушайте!». Каково ваше пер­вое впечатление от текста? Выучите стихотворение.

2. Прокомментируйте обращение («Послушайте!»). Ясен ли адре­сат? Какую эмоциональную и смысловую нагрузку несет это обра­щение-восклицание? Какие два героя выделяются уже в первой

строфе?

3. Когда и зачем врывается «кто-то» к Богу? Почему он боится

опоздать?

4. Какова роль последующих вопросов лирического героя (в пер­
вой строфе) для раскрытия идейно-эстетического содержания сти­
хотворения? Каким в этой строфе видится вам лирический герой?

Почему?

5. Какую смысловую нагрузку несут слова «плевочки» и «жемчу­жина»?

6. Какой ответ дается в последней строфе на вопрос, поставлен­ный в первой строфе? Прокомментируйте его. Услышали ли лири­ческого героя те, к кому он обращался?

7. Отметьте особенности композиции и ее роль в раскрытии со­держания стихотворения.

8. Охарактеризуйте лирического героя. Передайте своими слова­ми суть вопроса, который задает лирический герой. Определите ключевые слова этого стихотворения, выпишите их в тетрадь. Кто главный герой этого стихотворения? Свои суждения аргументи­руйте цитатами из стихотворения.

9. Можно ли говорить об иносказательном смысле стихотво­
рения? Свои суждения аргументируйте примерами из текста сти­
хотворения.

10. Как вы понимаете фразу «Ведь теперь тебе ничего? Не страш­
но? Да?!»

*11. Отметьте особенности поэтики футуриста В.В.Маяковско­го в этом стихотворении (ораторский пафос, словотворчество, осо­бая рифма и т.д.).


Вопросы и задания для анализа стихотворения С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

(1921)

1. Прочитайте (выучите) стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...». Какие ассоциации оно у вас вызывает? Какие эмоции оно провоцирует?

2. Каковы философские идеи стихотворения? Как они реализу­ются в его названии?

3. Выпишите из стихотворения обращения, лексические повто­ры, вопросы, инверсии, градации и другие тропы. В чем необыч­ность сравнения в первой строфе? Как такое сравнение раскрыва­ет образ лирического героя?

4. Охарактеризуйте лирического героя; мир, им созданный.

5. Раскройте смысл метафоры «белых яблонь дым». На основе какого сходства явлений строится эта метафора?

6. Какова роль повтора «Все мы, все мы...»?

7. Выделите тропы, которые помогают понять и почувствовать мироощущение лирического героя в юности. Как меняется его мироощущение с возрастом? (Свои суждения аргументируйте при­мерами из стихотворения.)


 

8. Как этапы жизни человека в фольклорной традиции соотно­сятся с природными циклами?

9. Какие настроения героя ощущаются в последней строфе сти­хотворения?

*10. Исследователи относят это стихотворение к философской лирике С. А. Есенина. Докажите (или опровергните) это суждение, опираясь на текст стихотворения.

**11. Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (лирическое отступ­ление в главе 6) писал: «...Моему охлажденному взору неприют­но, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчание речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!» По словам С. А. Толстой (одной из жен Есенина), под впечатлением от этого лирического отступления поэт написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...». Попытайтесь доказать (или опровергнуть) близость суждений С. А. Есенина и Н. В. Гоголя. Свои аргументы подтвердите приме­рами из текста стихотворения С. А. Есенина.

Вопросы и задания для анализа стихотворения


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.