За вечерним чаем) романа И. С. Тургенева — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

За вечерним чаем) романа И. С. Тургенева

2017-09-30 3305
За вечерним чаем) романа И. С. Тургенева 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

«Отцы и дети»

1. В чем состояла суть спора между Базаровым и людьми «старо­го века»? По каким вопросам шла дискуссия?

2. Павел Петрович с первых же минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (глава VI). Чем, на ваш взгляд, вызвана эта антипатия?

3. Почему И.С.Тургенев назвал «схваткой» спор между Базаро­вым и Павлом Петровичем, изображенный в главе X?

4. Анализируя поведение героев в главе X, Ю.М.Лотман писал: «Каждый из них твердо держится своих убеждений, презирает дру­гого и менее всего способен поддаться на аргументы своего оппо­нента, но недаром Кирсанов так настойчиво стремится доказать именно Базарову свою правоту, не случайно и Базаров, как бы нехотя вовлекающийся в споры с ним, высказывает в этих спорах важнейшие свои убеждения». Что движет участниками спора? В чем вы видите причины презрения оппонентов друг к другу?

5. Серьезный спор о роли дворянства («аристократии») выявля­ет позиции Базарова и Павла Петровича. Прав ли Базаров, дока­зывая, что аристократия — «бесполезный принцип»? Каковы его аргументы? Какую роль играет глава X в романе? Выделите в этой главе авторские ремарки, которые раскрывают душевное состоя­ние героев.

6. Какова позиция Павла Петровича? Почему он уходит от спо­ра, точнее, переводит его на другую тему?

7. Как понимает суть «нигилизма» Павел Петрович? Что думает по этому поводу Базаров? Почему Базаров отвергает обличение отдельных, частных недостатков? На что он намекает, когда гово­рит, что «свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли


 




Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от нея?

пойдет нам впрок»? Против чего же выступает Базаров и во имя чего «отрицает»? Действительно ли «отрицание» является для Ба­зарова главной и единственной целью в жизни? Почему в романе нет положительной программы Базарова? Как Павел Петрович характеризует русский народ? Какими чертами народа он умиля­ется, восторгается? В чем Павел Петрович обвиняет Базарова?

8. Почему Базаров не спорит, «соглашается» с обвинением Пав­ла Петровича? Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Охарактеризуйте мнения Павла Петровича и Базарова о русском народе (главы III —IV, IX). Кто ближе народу — он или Павел Петрович? Почему?

9. Почему спор переходит в область искусства? Что вам известно об отношении Базарова к природе, искусству? Чем аргументирует он свои утверждения? Всегда ли он убедителен? Свои ответы под­твердите примерами.

*10. Можете ли вы указать различия между взглядами Базарова и революционных демократов 1860-х годов (например, Н.А.Добро-любова) на искусство? Каковы различия между взглядами Базаро­ва и Тургенева? Чем вы объясните эти расхождения?

11. Какова роль Аркадия в споре Павла Петровича и Базарова? Как он себя ведет во время «схватки»? Что говорит?

*12. Прочитайте нижеприведенные суждения двух ученых-ли­тературоведов об итогах спора Базарова и Павла Петровича. Чье суждение, по-вашему, более убедительно? Почему? Свой ответ ар­гументируйте примерами из текста романа.

Д. И. Овсянико-Куликовский (из статьи «Базаров как отрица­тель и как общественно-психологический и национальный тип», 1907):

«...Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, поня­тия, направления и т.д., сколько на общественно-психологиче­ские и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает вовсе не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспи­танием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к женщине.

Павел Петрович возмущает Базарова как разночинца, как де­мократа по натуре, как человека труда и трудовой этики. Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал. Если бы даже, предположим, Павел Петрович усвоил себе те материалис­тические идеи, каких держится Базаров, стал бы читать Бюхнера и т.д., оставаясь во всем остальном тем же "барином" и "джен-тельменом", все равно это не подкупило бы Базарова в его пользу. Даже больше: теперь он только чувствует к Павлу Петровичу не­одолимую антипатию, тогда он презирал бы его, как презирает Кукшину, Ситникова и им подобных».


Г.А.Бялый (из книги «Роман Тургенева "Отцы и дети"», 1963): «Итак, непримиримая рознь взглядов и стремлений "отцов" и "детей" обнаружилась вполне, выяснилась политическая основа разногласий, стало ясным, что слово "нигилист" только синоним слова "революционер" и что дальнейшие словесные споры просто бесполезны. И в следующей главе обе стороны, каждая по-своему, как бы подводят итоги всему, что произошло за последние дни. Николай Петрович бродит по саду, отдается "горестной и отрад­ной игре одиноких дум", он уступает без боя и готов признать за "молодым поколением" бесспорное преимущество: в нем "мень­ше следов барства". Николай Петрович уходит в прошлое, в вос­поминания молодости, он смотрит на звезды, и на глаза у него навертываются беспричинные слезы. И Павел Петрович смотрит на звезды, "но в его прекрасных темных глазах не отразилось ни­чего, кроме света звезд". Далее следует поистине изумительная по содержательности и глубине характеристика Павла Петровича, вскрывающая самое существо его социально-культурного облика: "он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щеголь­ски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа". Итак, он не умеет мечтать, и в этом смысле он не романтик, его страстность не горяча, он эгоистичен, ему мало дела до людей (он "мизантроп"); он красив, изящен, но душа его суха, хотя и ще­гольски-суха, и, наконец, он лишен народной основы, даже ми-зантропичен он не по-русски, а на французский лад. Становится понятным, как мало стоит его защита народных начал, народной веры и обычаев, крестьянской общины и т.п. Это все внешнее и чисто декларативное, головное, а не сердечное. Такая характерис­тика ясно показывает, что Павел Петрович не может быть достой­ным противником Базарова и что его брат прав, признавая за мо­лодым поколением бесспорные преимущества».

Вопросы и задания для анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим...»

* * *

О, как убийственно мы любим, Куда ланит девались розы,

Как в буйной слепоте страстей Улыбка уст и блеск очей?

Мы то всего вернее губим, Все опалили, выжгли слезы

Что сердцу нашему милей! Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой?


 



2 Обернихина



И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне.

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..

(1851)

1. Прочитайте стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Какие эмоции оно у вас вызывает?

2. Выпишите из этого стихотворения эпитеты^ метафоры, срав­нения. Охарактеризуйте их особенности.

*3. Найдите, в каких строках стихотворения используется прием контраста. Для чего автор использует этот прием?

*4. Как вы определите основные особенности композиции сти­хотворения «О, как убийственно мы любим...»?

5. Как вы понимаете следующие словосочетания: «судьбы ужас­ный приговор», «убийственно любить», «буйная слепота страстей»?

6. Какой видится любовь Ф.И.Тютчеву? В чем новизна и свое­образие такого видения любви?

*7. Каким вам представляется лирический герой стихотворения «О, как убийственно мы любим...»? Что позволило вам сделать такой вывод?

Вопросы и задания для анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «Я встретил вас — и все былое...»

(К.Б.)

Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, ■ Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

(1870)


 

1. Прочитайте стихотворение «Я встретил вас — и все былое...». Какие эмоции оно у вас вызывает?

2. Каким вам видится лирический герой стихотворения «Я встре­тил вас — и все бьшое...»? Кому посвящено это стихотворение?

3. Выпишите из стихотворения «Я встретил вас — и все бы­лое...» художественные средства, которыми пользуется Ф.И.Тют­чев.

4. Сопоставьте стихотворения: Ф.И.Тютчева «Я встретил вас — и все бьшое...» и А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Какой мотив объединяет эти стихотворения?

5. Какие строки стихотворения точнее всего, на ваш взгляд, характеризуют тютчевское восприятие любви?

*6. Какие черты и настроения характеризуют лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева?

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь»

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

(1857)

1. Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Каково его настроение?

2. Объясните, как вы понимаете строки:

...Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь...


 




Какая мысль, лейтмотивом проходящая через все творчество А. А. Фета, скрыта в этих строках?

3. Какой основной прием используется при описании картин природы? Приведите примеры из текста.

4. Как вы думаете, внезапное появление в финале эпитета «по­следняя песня» нарушает гармонию стихотворения, уничтожает его восторженную интонацию? Или «последняя песня» — это за­кономерный итог жизни лирического героя, растворяющегося в природе, приемлющего ее законы с благодарностью и благогове­нием?

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом...»

* * *

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.

(1843)

1. Прочитайте стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...». Какие чувства и ассоциации оно у вас вызывает?

2. Как лирический герой этого стихотворения связан с миром природы? Какие изобразительные средства языка помогают под­черкнуть эту связь?

*3. В чем необычность ритмической организации и поэтического синтаксиса в стихотворении А. А. Фета «Я пришел к тебе с приве­том...»? Чем это можно объяснить?

4. Найдите в тексте стихотворения повторы слов. Для чего автор использует этот прием?


5. Один из основных художественных приемов в данном сти­хотворении — олицетворение. Почему поэт обращается к этому приему? Насколько этот прием характерен для лирики А. А. Фета? Использовал ли он этот прием в стихотворении «Еще майская ночь»?

*6. Чем объясняется обилие глаголов в стихотворении?

7. На какие две части вы бы могли разделить стихотворение? Как развивается мысль автора в стихотворении?

*8. Каков итог лирического высказывания?

9. Согласны ли вы со словами критика В. П. Боткина о поэзии А. А. Фета: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!»? Подтвердите или опровергни­те их, используя рассматриваемые тексты.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.К.Толстого «Средь шумного бала, случайно...»

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя увидал я, но тайна Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели, И голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю!

(1851)

1. Прочитайте стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...». Какие чувства и ассоциации вызывает у вас это сти­хотворение?


 




2. Покажите, что в стихотворении «Средь шумного бала, слу­чайно...» изображение незнакомки, с одной стороны, неопреде­ленное и недоговоренное, с другой стороны, оно воспроизведено с живописной зримостью. Найдите и отметьте в тексте детали, характеризующие незнакомку в стихотворении.

3. Опишите чувства лирического героя этого стихотворения.

4. Подчеркните в тексте стихотворения эпитеты. Определите, какую функцию они выполняют. Почему рядом стоят прилагатель­ные «грустный» и «звонкий», «печальные» и «веселую»?

5. С какой целью автор стихотворения использует прием срав­нения?

*6. Проанализируйте композицию стихотворения «Средь шум­ного бала, случайно...».

*7. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...» со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чуд­ное мгновенье...». Что общего в мотивах этих стихотворений?

8. Каково настроение стихотворения «Средь шумного бала, слу­чайно...»?

*9. Как вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что стихо­творение «Средь шумного бала, случайно...», положенное П. И.Чай­ковским на музыку, стало популярным романсом?

Вопросы и задания для анализа части

«Крестьянка» из поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

1. Прочитайте часть «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Какие обиды нанесла жизнь Матрене Тимофеевне? Что помогло ей выдержать тяжелые испытания?

2. Какими поэтическими средствами раскрывает Н. А. Некрасов «грозу душевную» крестьянки? Приведите примеры. Расскажите о глубине чувства матери.

3. Опыт жизни «строит», создает характер и личность. Почему жалобы и печальные рассказы не мешают читателю ощутить силу духа этой женщины?

4. Прокомментируйте слова Матрены Тимофеевны:

«Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!»

5. Каково значение картин природы в рассказе о крестьянке? Какие художественные средства использует Н. А. Некрасов при опи­сании природы?

6. Почему рассказ Матрены завершается главой «Бабья притча»?

7. Почему окружающие называют Матрену Тимофеевну счаст­ливой, а она говорит о своей доле как о «горькой»?


 

8. Почему о жизни крестьянки рассказано от первого лица?

9. Докажите, что особенности речи Матрены Тимофеевны вы­являют национальную основу русского характера. Приведите при­меры из текста.

*10. Определите особенности стиля Н.А. Некрасова, назовите художественные средства, которыми пользуется поэт.

Вопросы и задания для анализа главы

«Органчик» из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина

«История одного города»

1. Прочитайте начало главы «Органчик» из романа «История одного города». Чем вызвано ликование глуповцев? На какие особен­ности их поведения обращает внимание М. Е. Салтыков-Щедрин?

2. Почему автор рисует нарушение обычного порядка вещей? Можно ли этот эпизод считать кульминацией романа? Почему?

3. При изображении градоначальников М. Е. Салтыков-Щедрин использует иронию, сарказм. Приведите примеры использования этих приемов в главе «Органчик». Прокомментируйте их.

4. Зачем писатель вводит в описание обычной жизни элементы неправдоподобного, фантастического?

5. Почему органчик в голове градоначальника исполняет только две фразы? Определите объект сатиры в этой главе. Свои суждения мотивируйте примерами из текста.

6. Расскажите, как градоначальник Органчик управлял городом. Какие события произошли в городе в этот период? Составьте план ответа.

7. Определите авторскую позицию в главе «Органчик». Подтвер­дите свои суждения примерами из текста.

* Вопросы и задания для анализа главы

«Подтверждение покаяния. Заключение»


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.