Раздел 1. Основы экономики отраслевых рынков — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел 1. Основы экономики отраслевых рынков

2017-09-30 335
Раздел 1. Основы экономики отраслевых рынков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). Б1.В.ОД.9 Экономика отраслевых рынков

АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ

Цели освоения дисциплины

Основной целью изучения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» является определение закономерности формирования и функционирования отраслевых рынков, основные мотивы поведения фирм, воздействия их поведения на рыночные структуры, варианты отраслевой политики государства и результативность развития отраслевых рынков, анализ форм конкуренции, методов их оценки с использованием которых обеспечивается эффективное развитие отрасли.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- фундаментальные основы экономической теории;

- методы экономического анализа;

- основные экономические модели.

Уметь:

- применять полученные теоретические знания к исследованию экономических явлений и процессов;

- свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современного экономического анализа;

- оценивать барьеры рынка с применением ключевых методов сбора, обработки и анализа экономических данных.

Владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, с использованием современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения;

- методологией и методами поиска и применения профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в профессиональной сфере деятельности;

- навыками отраслевого и экономического анализа, методами и приемами управленческого анализа, производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть следующими компетенциями:

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6)

 

УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Данная дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части.

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые они получили в процессе изучения дисциплин: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика фирмы», «Экономика отраслевых рынков», «Экономический анализ».

В свою очередь, «Экономика отраслевых рынков» представляет собой методологическую базу для усвоения студентами содержания дисциплин по выбору.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.

(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

Курс Семестр Трудоемкость в ЗЭТ Общая трудоемкость (час) Контактная работа Всего контактных часов Из них в интерактивных формах Кол-во часов на СРС     Форма контроля
  ЛК   ПР   ЛБ
            -       зачет
            -       экзамен
  5-6         -       зачет / экзамен

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

№ п/п   Наименование раздела, темы   Контактная работа Всего контактных часов Из них в интерактивной форме   Кол-во часов на СРС
  ЛК   ПР   ЛБ
Раздел 1. Основы экономики отраслевых рынков
  1. Введение в теорию отраслевых рынков.     -      
  2. Концентрация продавцов на отраслевом рынке и ее показатели. Анализ монопольного поведения фирмы на рынке.     -   -  
  3. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевом рынке.     -      
  4. Стратегическое поведение фирм на отраслевом рынке. Некооперированные стратегии поведения фирм на отраслевом рынке.     -   -  
  5. Доминирующая фирма на отраслевом рынке. Стратегии фирмы лидера.     -      
  6. Кооперированные (согласованные) стратегии поведения фирм на отраслевом рынке. Картель как форма кооперированного поведения.     -   - -
  7. Дифференциация продукта на отраслевом рынке. Роль рекламы в продуктовой дифференциации.     -      
Зачет            

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).

Учебники:

1. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков: [учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец.] / Розанова Н. М.; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики (ГУ -ВШЭ). - М.: Юрайт, 2011. - 906 с.: ил. - (Основы наук).

 

Учебные пособия:

1. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова.- М.: КНОРУС, 2014. – 288 с.

2. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие для бакалавров: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец.] / Розанова Н. М.; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. - М.: Юрайт, 2012. - 906 с.: ил. - (Бакалавр).

Курс лекций:

1. Максаковский, В.П. Общая экономическая и социальная география: курс лекций: в 2 ч. / В. П. Максаковский. - М.: ВЛАДОС, 2009. - (Учебник для вузов).
: Ч. 2. - 2009. - 525 с.: ил. - ISBN 978-5-691-01794-0: 225-90.

 

Электронные ресурсы

1. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н.М. Розанова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – 492 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. (электронный ресурс Издательства «Юрайт»).

2. Самсонова, М.В. Экономика отраслевых рынков: практикум / М.В. Самсонова, Е.А. Белякова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», Кафедра экономики и организации производства. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 135 с.: схем., ил., табл. - ISBN 978-5-7410-1183-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=330589.

3. Шишкин, М.В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.В. Шишкин А.В. Смирнов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 143 с.

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) «Экономика отраслевых рынков».

Общие сведения

1. Кафедра Экономики и управления
2. Направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль Экономика предприятий и организаций
3. Дисциплина (модуль) Экономика отраслевых рынков

 

Перечень компетенций

Процесс изучения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» направлен на формирование следующих компетенций:

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6)

Критерии и шкалы оценивания

Вид работы Максимальная оценка (за 1 задание) Сроки предоставления
1-й семестр
Подготовка и выступление на практическом занятии 4 балла х6 = 24 балла Строго по расписанию занятий
Практикум № 1, 2, 3, 4 До 4 баллов = 16 баллов На практическом занятии
Активность До 2 баллов х 10 = 20 баллов На семинарско-практическом занятии
Дополнительные задания (реферат) 15 баллов По согласованию с преподавателем
Дополнительные задания Подготовка презентации (максимум – 2 шт.) До 5 баллов По согласованию с преподавателем
Дополнительные задания (подготовка выступления НПК / статья к НПК) 15 / 15 баллов По согласованию с преподавателем
2-й семестр
Подготовка и выступление на практическом занятии 2 балла х5 = 10 баллов Строго по расписанию занятий
Практикум № 5, 6, 7, 8, 9 До 2 баллов = 10 баллов На практическом занятии
Активность До 2 баллов х 13 = 26 баллов На семинарско-практическом занятии
Итоговое бланочное тестирование 14 баллов На последнем практическом занятии
Дополнительные задания (эссе / реферат) 10 / 20 баллов По согласованию с преподавателем
Дополнительные задания Подготовка презентации (максимум 2 шт.) До 5 баллов По согласованию с преподавателем
Дополнительные задания (подготовка выступления НПК / статья к НПК) 15 / 15 баллов По согласованию с преподавателем

Й семестр

Основной блок

1. Критерии оценки выступление студентов с докладом

Максимально возможное количество баллов – 8,0 баллов за семестр (4 доклада).

Баллы Характеристики ответа студента
2,0 - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет понятиями
1,0 - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет системой основных понятий
0,5 - тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой понятий
  - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом

 

Выполнение практикума

Максимально возможное количество баллов – 16,0 баллов за семестр (практикумы №№ 1-4).

Баллы Критерии оценивания
4,0 - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - обучающийся дает четкий, полный, правильный ответ на теоретические вопросы; - обучающийся организует связь теории с практикой.
2,0 - обучающийся грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; - ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный.
1,0 - обучающийся излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала.
  - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс; - в ответе обучающегося проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для выполнения практикума.

Й семестр

Основной блок

1. Критерии оценки выступление студентов с докладом

Максимально возможное количество баллов – 10,0 баллов за семестр (5 докладов).

Баллы Характеристики ответа студента
2,0 - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет понятиями
1,0 - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет системой основных понятий
0,5 - тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой понятий
  - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом

 

Выполнение практикума

Максимально возможное количество баллов – 10,0 баллов за семестр (практикумы №№ 5-9).

Баллы Критерии оценивания
4,0 - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - обучающийся дает четкий, полный, правильный ответ на теоретические вопросы; - обучающийся организует связь теории с практикой.
2,0 - обучающийся грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; - ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный.
1,0 - обучающийся излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала.
  - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс; - в ответе обучающегося проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для выполнения практикума.

Дополнительный блок

Подготовка эссе

Баллы Критерии оценивания
  - при раскрытии теоретического вопроса использовано более 3 источников; - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение письменно высказывать и обосновать свои суждения по данному вопросу; - студент приводит практические примеры.
  - при раскрытии теоретического вопроса использовано более 3 источников; - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, но реферат имеет отдельные неточности; - приведенные примеры слабо соответствуют рассматриваемой тематике.
  - при раскрытии теоретического вопроса использовано 3 и менее источника; - студент не излагает материал, а большей частью заимствует; - допускает неточности в определении понятий; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала.
  - материал полностью заимствован; - отсутствует мнение студента по данному вопросу; - не приведены примеры.

Подготовка реферата

Баллы Критерии оценивания
  - при раскрытии теоретического вопроса использовано более 3 источников; - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение письменно высказывать и обосновать свои суждения по данному вопросу; - студент приводит практические примеры.
  - при раскрытии теоретического вопроса использовано более 3 источников; - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, но реферат имеет отдельные неточности; - приведенные примеры слабо соответствуют рассматриваемой тематике.
  - при раскрытии теоретического вопроса использовано 3 и менее источника; - студент не излагает материал, а большей частью заимствует; - допускает неточности в определении понятий; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала.
  - материал полностью заимствован; - отсутствует мнение студента по данному вопросу; - не приведены примеры.

Подготовка статьи к публикации дополнительно оценивается до 15,0 баллов.

 

Баллы Характеристики ответа обучающегося
15,0 - статья в полной мере отражает содержание выступления; - текст изложен последовательно и грамотно; - представлены источники основной и дополнительной литературы; - тесно привязаны усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело и глубоко обоснованы и аргументированы выдвигаемые идеи; - сделаны полные выводы и обобщения; - оформление статьи в полной мере соответствует требованиям.
10,0 - статья в полной мере отражает содержание выступления; - текст изложен последовательно и грамотно; - представлены источники основной и дополнительной литературы; - в основном объеме привязаны усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело и твердо обоснованы и аргументированы выдвигаемые идеи; - сделаны выводы и обобщения; - оформление статьи соответствует требованиям.
5,0 - статья недостаточно полно отражает содержание выступления; - текст изложен не достаточно последовательно и грамотно; - представлены источники основной литературы; - допущены несущественные ошибки и неточности; - в целом не достаточно обоснованы и аргументированы выдвигаемые идеи; - сделаны общие выводы; - оформление статьи не в полной мере соответствует требованиям.
  - обучающийся не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом; - оформление статьи не соответствует поставленным требованиям.

Типовое контрольное задание (тест, кейс-задание и пр.)

1 правильный ответ в заданиях 1-16 для аудиторной работы на практических занятиях 1-4 оценивается в 1 балл.

За все выполненные задания – не более 16 баллов.

1 правильно решенная задача (задачи 1-5) оценивается в 2 балла. За все решенные задачи – максимум 10 баллов.

Примерное задание для аудиторной работы на практическом занятии:

Используя модель отраслевой конкуренции М. Портера, привести по каждому из факторов условия, противодействующие достижению конкретных преимуществ и выхода предприятия на рынок.

Примерная задача.

Известно, что 85% сахарной свеклы, выращиваемой в области Х, используется местными заводами — производителями сахара. В то же время 90% производимого этими заводами сахара-песка поставляется в другие области и только 10% потребляется местными производствами (кондитерским и фабриками) и местным населением.

Вопрос: О каких географических рынках можно в данной ситуации говорить?

ЧАСТЬ 1 (5 семестр)

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.

2. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.

3. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.

4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.

5. Характеристика основных рыночных структур.

6. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.

7. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

8. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.

9. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.

10. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.

11. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.

12. Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.

13. Виды нестратегических барьеров.

14. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.

15. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.

16. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.

17. Модель монополистической конкуренции Чемберлена.

18. Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.

19. Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.

20. Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.

21. Модель «города на окружности» С. Салопа.

22. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.

23. Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.

24. Характеристика олигополистического рынка.

25. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.

26. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.

27. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.

28. Модель Бертрана с однородным продуктом.

29. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

30. Модель Эджворта.

31. Характеристика рынка доминирующей фирмы.

32. Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.

33. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.

34. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.

35. Модель неполного картеля.

36. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».

37. Экономическая природа естественной монополии.

 

 

При проведении устного экзамена обучающемуся предоставляется 60 минут на подготовку. Опрос обучающегося по билету на устном экзамене не должен превышать двух астрономических часов. Во время проведения экзамена обучающиеся могут пользоваться программой дисциплины, а также вычислительной техникой.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Основная литература:

1. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие для бакалавров: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец.] / Розанова Н. М.; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. - М.: Юрайт, 2012. - 906 с.: ил. - (Бакалавр).

2. Шишкин, М.В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.В. Шишкин А.В. Смирнов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 143 с.

Дополнительная литература:

3. Басовский, Л.Б. Экономика отрасли / Л.Б.Басовский.- М.: ИНФРА-М, 2009. – 145 с.

4. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова.- М.: КНОРУС, 2014. – 288 с.

5. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие / О.Т.Лебедев.- М.: Изд-во Политехнического университета, 2009. - 340 с.

6. Тарануха, Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) / Ю.В. Тарануха. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. – 320 с.

7. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие / Н. М. Розанова. — М.: Высшее образование, Юрайт — Издат, 2012. — 906 с.

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н.М. Розанова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – 492 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. (электронный ресурс Издательства «Юрайт»).

2. Самсонова, М.В. Экономика отраслевых рынков: практикум / М.В. Самсонова, Е.А. Белякова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», Кафедра экономики и организации производства. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 135 с.: схем., ил., табл. - ISBN 978-5-7410-1183-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=330589.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ и СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Функционирование конкурентного и монопольного рынков(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (4 часа).

План:

1. Понятие конкуренции. Альтернативные концепции: конкуренция как поведение экономических агентов, конкуренция как структура рынка.

2. Аргументы в пользу конкуренции. Эффективность конкурентных рынков.

3. Долгосрочные и краткосрочные аспекты конкуренции.

4. Чистая монополия в краткосрочном периоде: предпосылки и основные результаты модели.

5. Влияние монополии на общественное благосостояние.

6. Традиционный анализ. Факторы, неучтенные при традиционном анализе влияния монополии на общественное благосостояние.

7. Основные способы регулирования монополии: установление предельной цены, налогообложение.

8. Монополия в долгосрочном периоде.

9. Монополия с несколькими заводами. Две модели: модель с выбором числа заводов, модель с определением доли выпуска каждого завода.

10.Выполнение заданий к практикуму № 1.

1. Каким образом на поведение фирм на рынке оказывает воздействие то, что их производственные возможности ограничены существующими производственными мощностями?

2. Какие Вы можете назвать проблемы измерения монопольной власти, охарактеризуйте достоинства и недостатки различных подходов.

3. В настоящее время для оценки потенциальной власти государственные органы во многих странах в основном используют показатели концентрации в отрасли и почти не используют показатели монопольной власти. Как вы думаете, почему происходит именно так и с чем это связано?

4. Многие рынки товаров и услуг для населения в России высоко монополизированы (например: газо- и электроснабжение.) Как влияет государственный контроль цен в этих отраслях на: а) количество продаваемого товара; б) благосостояние потребителей; в) благосостояние производителя; г) общий уровень общественного благосостояния.

5. Дополнительное задание: решите кроссворд на тему «Конкуренция».

Вопросы для самоконтроля:

По 2-му вопросу – уметь формулировать, показывать графически, аналитически.

По 3-му вопросу – показать отличия краткосрочного и долгосрочного периодов.

По 4-му вопросу – продемонстрировать на графике.

По 5-му вопросу – показать аналитически и графически для случаев линейного и нелинейного спроса.

По 6-му вопросу – представить особенности традиционного анализа влияния монополии.

Литература: [1, с.23-100]; [2, с.4-38]; [3, с. 4-29].

Занятие 2. Анализ монопольного поведения фирмы на рынке (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (4 часа)

План:

1. Естественная монополия (ЕМ): характерные черты, причины возникновения.

2. Многопродуктовые фирмы – естественные монополии: примеры, виды средних издержек, виды экономии и возможные формы LAC.

3. Возможные причины демонополизации.

4. Доминирующая фирма: критерии, причины. Дуополия с однородным и дифференцированным товаром. Олигополия по Штакельбергу с N последователями. Модель Форхаймера.

5. Модель рынка доминирующей фирмы и фирм-аутсайдеров при сопоставимости их предельных издержек. Модель ценового лидерства. «Ценовой зонтик».

6. Модель доминирующей фирмы с барьерами входа. Доминирующая фирма и свободный вход.

7. Лимитирующее ценообразование в условиях недальновидной и дальновидной стратегий доминирующей фирмы. «Самоубийственное» ценообразование.

8. Неценовое поведение в условиях рынка с доминирующей фирмой. Дифференциация товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы. Модель Ланкастера.

9. Эффективность доминирующей фирмы: потери общества в условиях монополии и доминирующей фирмы.

10. Государственное регулирование естественных монополий.

10.1. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий.

a. по предельным издержкам («первое наилучшее»);

b. социально справедливая цена («второе наилучшее»);

c. цена Рамсея для многопродуктовой естественной монополии;

d. по издержкам пиковой нагрузки.

10.2. Регулирование доходности ЕМ. Эффект Аверча-Джонсона.

6. Выполнение заданий к практикуму № 2.

1. Что такое монополизация рынка и как она связана с потерями общественного благосостояния. Можете ли Вы назвать условия, при которых монополия может быть эффективнее конкуренции?

2. Верно ли, что фирма-лидер в модели Штакельберга окажется в более худшем положении, чем фирма, действующая в модели Курно?

3. В каком случае потери общества выше, в случае ситуации в которой действует доминирующая фирма (фирма-лидер) или когда на рынке действует чистая монополия? Почему, как Вы думаете?

4. Объясните, какие возникают последствия для общества в результате ограничения цен на продукцию монополиста. Возможен ли негативный эффект для общества?

5. Напишите эссе на тему «Конкуренция и монополия», использовав при написании следующие термины: конкуренция; монополия; рыночная структура; отраслевые рынки; ценообразование; системный подход; Гарвардская парадигма; государственная политика; дифференциация; границы рынка.

6. Дополнительное задание. Решите кроссворд на тему: «Монополия»

Вопросы для самоконтроля:

1. Причины возникновения естественных монополий.

2. Устойчивая и неустойчивая естественная монополия.

3. Методы государственного регулирования естественных монополий (перечислить)

4. Вывод формулы оптимальной цены многопродуктового монополиста.

Литература: [1, с.23-100, с. 257-300]; [3, с. 4-29].

Занятие 3.Барьеры входа - выхода фирм на отраслевом рынке (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) (4 часа)

План:

1. Определение барьеров входа. Способы входа в отрасль. Сравнительный анализ возможных барьеров входа; концепции Бэйна, Стиглера, Демзеца.

2. Нестратегические барьеры: понятие и основные виды. Абсолютное преимущество в издержках производства. Положительный эффект масштаба. Роль рынка капитала в создании барьеров входа на товарный рынок. Репутация. Роль накопления опыта функционирования в данной отрасли.

3. Стратегические барьеры: понятие и основные виды. Лимитирующее ценообразование. Трудности выбора правильного уровня лимитирующей цены. Дифференциация товара. Качество товара. Реклама. Дополнительные инвестиции в оборудование. Роль незагруженных мощностей.

4. Слияния и поглощения. Их роль в формировании рыночных структур и барьеров входа. Оценка возможных выгод и потерь. Диверсификация и образование конгломератов. Стратегии поведения фирм до и после слияния.

5. Роль синергетического эффекта для общественного благосостояния. Создание дополнительной политической власти фирм в обществе. Способы, используемые фирмами для предотвращения нежелательных слияний (поглощений).

6. Анализ концепции квазиконкурентных рынков. Роль необратимых издержек в формировании рыночной структуры. Условия эффективности квазиконкурентного рынка.

7. Стратегии выхода фирмы с рынка. Эмпирические исследования барьеров входа-выхода: анализ методики и результатов Харриса, Бэйна, Манна, Стиглера, Шмалензи.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют способы входа в отрасль?

2. Каковы критерии эффективности входа на рынок и выхода с рынка?

3. Какую роль играют нестратегические барьеры?

4. В чем особенность стратегических барьеров?

5. Какое влияние рынок капитала оказывает на рынок товара?

6. В чем заключается значение первенства фирмы и отрасли?

7. Ка


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.