Современные протестные движения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Современные протестные движения

2017-09-10 2316
Современные протестные движения 4.33 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

Понятие «протестное движение» используется для характеристики радикальных общественных движений, противопоставлявших себя не только существующему партийно-политическому спектру, но и самим принципам парламентской демократии, «общепринятым» традициям политической жизни, негласным правилам межпартийной борьбы. Первые общественно-политические движения протестного типа – анархо-синдикализм, анархо-коммунизм, большевизм, фашизм – появились в XIX – начале ХХ в. Их формирование было связано с образованием в обществе маргинальных слоев, обостренно воспринимающих нарастание конфликтности между трудом и капиталом, ломку традиционного уклада жизни, противоречия процесса урбанизации. Совершенно иную социальную базу имеют современные формы протестного движения, которые начали складываться с 1960-х гг. Их появление было вызвано растущей плюрализацией общественной жизни, становлением разнообразных субкультур, обладающих собственными ценностными и мировоззренческими установками, поведенческими особенностями, коммуникативной культурой.

На протяжении 1960-х гг. сформировалось три основных вектора протестного движения: «новые левые», феминизм и экологическое («зеленое») движение.

 

«Новые левые». Основу движения «новых левых» составили многочисленные молодежные группировки, выступавшие против «буржуазных ценностей», «общества потребления», засилья технократической элиты, ограничения свободы самовыражения. Масштабные политические акции «новых левых» были достаточно редкими. Лишь во Франции во время «красного мая» 1968 г. и США на фоне недовольства войной во Вьетнаме сложились массовые политические молодежные движения.

 

иллюстрация Файл 15.1. Бунт   «Бунт внутри страны, обращенный вовнутрь, кажется в значительной степени импульсивным. Его цели нетрудно определить: тошнота, вызванная “образом жизни”, бунт как дело физической и духовной гигиены...» (из книги Герберта Маркузе «Эрос и цивилизация»).

 

Французские «новые левые», протестующие против деголлевского режима, образовали движение «гошистов» (фр. «gauche» – левый). В него влились разношерстные группировки троцкистов, анархистов, маоистов, объединенные критикой «буржуазного строя» и политиков из «поколения отцов». Гошисты считали, что парламентаризм и многопартийная избирательная система служат прикрытием для господства олигархической буржуазии, и возрождение подлинной демократии возможно только при условии тотального разрушения существующих порядков. Их лозунгом стало «требование невозможного», проведение акций протеста, исключающих возможность компромисса с властями.

В США акции молодежного протеста возглавила организация «Студенты за демократическое общество». Ее лидеры заявляли в своей программной Порт-Гуронской декларации: «Мы стремимся к демократии индивидуального участия, ставя перед собой две основные задачи: первое – задачу личного участия в тех социальных решениях, которые определяют важные стороны и направления жизни человека, и второе – чтобы общество было организовано таким образом, дабы способствовать независимости людей». Идеи «демократии индивидуального участия» получили развитие в коммунитарном движении американских студентов, пытавшихся создавать «антиобщины» – автономные сообщества, построенные на «альтернативных» нормах морали и взаимодействия.

 

иллюстрация Файл 15.2. Пацифизм Митинг пацифистов, протестующих против американской войны во Вьетнаме.

 

Репутацию идеологов «новых левых» снискали философы «Франкфуртской школы» – М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм. Пик интереса к их исследованиям пришелся именно на 1960-е гг., когда «крестовый поход» против всей классической научной методологии под знаменами неофрейдизма и неомарксизма воспринимался как протест против «общества потребления» и попытка возродить в философии «подлинно человеческое».

Особую популярность среди «новых левых» приобрели неофрейдистские произведения Герберта Маркузе. Психоанализ Фрейда, раскрывающий механизмы репрессивного подавления человеческого «Я», Маркузе считал ключом к формированию новой социальной философии. Он доказывал, что в современном обществе, обладающем огромным экономическим и научно-техническим потенциалом, человек подвергается невиданному на прежних стадиях истории давлению. От контроля над поведением общественная система перешла к контролю над влечениями и даже сознанием человека. «Индустрия бездумного времяпрепровождения», созданная в «обществе потребления», превращает контроль над личностью в беззастенчивое манипулирование самыми низменными страстями и страхами. Этот прессинг, по мысли Маркузе, служит одной цели – заполнить сознание человека, «отвлечь от мысли, что он может меньше работать и самостоятельно определять собственные потребности и способы их удовлетворения». Так «одномерное общество» порождает «одномерного человека», неспособного противопоставить государству собственную волю и утратившего представления о подлинном счастье.

Выход из ситуации тотального отчуждения Маркузе видел в раскрепощении человеческой личности, в «Великом Отказе» от любых навязываемых обществом условностей и норм. «Великий отказ» должен возродить в человеке «нерепрессивные потребности» в свободе, эстетическом удовольствии, нравственной гармонии. Большую роль Маркузе придавал освобождению Эроса – энергии инстинктов, свободной игры человеческих потребностей и способностей. Торжество Эроса, по мнению Маркузе, означает преодоление сублимированной сексуальности, порожденной репрессивным давлением общества и имеющей агрессивную, насильственную направленность.

Единственную силу, способную противостоять «одномерному обществу», Маркузе видел в аутсайдерах – личностях, не интегрированных в социальную систему, а потому не испытывающих всю силу ее репрессивного давления. Маркузе считал, что любой человек может встать на путь «Великого Отказа», испытывая «отчаяние в страхе», т.е. пассивное неприятие одномерности своей жизни. Но лишь те люди, которые сохранили благодаря своей неустроенности и неприкаянности протестный дух и жизненную энергию, способны к проявлению «надежды в отчаянии» – активному бунту против Системы, стихийному, спонтанному самовыражению.

Влияние философии «Франкфуртской школы» на идеологию «новых левых» не стоит переоценивать. Скорее речь может идти о созвучности протестного пафоса, бунтарского отрицания «правил» и «устоев», парадоксального сочетания социального нигилизма и чувственной экспрессии. В целом, идеология «новых левых» представляла собой скорее особую знаковую, символическую культуру, нежели программу тех или иных действий. Показательным примером стало формирование настоящего культа кубинского революционера Эрнесто Че Гевары. Его образ превратился в секс-символ молодежной контркультуры, а знаменитый портрет «архангела революции» в берете со звездочкой стал знаком протестного движения «новых левых».

 

иллюстрация Файл 15.2. Че Гевара   Эрнесто Че Гевара: легенда революции ставшая брэндом протеста.  

 

Особняком в протестном лагере левых радикалов стояли представители немногочисленных террористических организаций. Политическая философия левого терроризма восходила к концепции «прямого действия» Ж.Сореля. Наиболее активными группировками подобного толка стали западногерманские группы «Фракция Красной армии», «Движение 2 июня», «Революционные ячейки» и «Антиимпериалистические ячейки»; в Италии – «Красные бригады» (в целом, в начале 1970-х гг. здесь насчитывалось более 100 террористических групп). Две мощные террористические организации сложились в Испании – «Революционный патриотический и антифашистский фронт» и «Группа патриотического сопротивления 1 октября», во Франции схожие позиции занимала «Аксьон дарект», в Греции – «Движение 17 ноября». Большое распространение левый терроризм получил в Латинской Америке.

 

Молодежная контркультура как форма протестного движения. Понятие «контркультура» вошло в обиход в конце 1960-х гг. в США. Его автором считается преподаватель хэйвудского колледжа Теодор Рожак, опубликовавший в 1969 г. книгу «Создание контркультуры». «Молодежный протест нашего времени, – писал Рожак, – выходит за рамки идеологии и достигает уровня сознания, пытающегося преобразовать самые глубинные чувства». Он полагал, что протестная культура молодежи направлена на разрушение не только технократической культуры, но и самой «социальности» технократического общества с присущим ему разложением моральных ценностей, расовым геноцидом, военной угрозой, идеологическим фундаментализм.

 

иллюстрация Файл 15.4. Биттлз Триумф «ливерпульской четверки» – предвестник «контр-культурной» революции.  

 

иллюстрация Файл 15.5. Д.Леннон и М.Джагер Джон Леннон и Мик Джагер, 1968 г.  

 

Символом протестной контр-культуры стала рок-музыка. Дискжокею Элану Фриду из Кливленда принадлежит авторство слова, которое стало символом «новой музыки»: «рок-н-ролл», то есть игра слов, близкая к фразе из популярной песенки тех лет «Мы будем качаться, мы будем вертеться». Ошеломляющий триумф «ливерпульской четверки» «Beatles» превратил рок-музыку в общепризнанное культурное явление, а ее первыми «гуру» стали музыканты из «Rolling Stones». Эта группа была создана Миком Джаггером и Кейтом Ричардсом в 1962 г. в Лондоне и быстро обратила на себя внимание скандальными выходками на концертах, нарочито небрежным внешним видом. Длина волос «рокеров» стала с тех пор предметом особого осуждения защитников общественной морали.

Многие рок-музыканты не только использовали имидж бунтарей, протестующих против общественных нравов, но привносили соответствующие акценты в свое творчество. Вскоре зародилось и соответствующее музыкальное направление – хард-рок («Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath», «Nazareth»). Его музыкальная концепция была построена на «неистовом» инструментальном саунде в сочетании с напористым, «жестким» вокалом. Особенностью композиций многих хард-роковых групп становилось использование «иррациональных» элементов (мистики, оккультизма, сатанизма).

 

иллюстрация Файл 15.6. horror   Музыканты из хард-роковой группы «Black Sabbath» стали родоначальниками эстетики «horror» (ужас).  

 

На волне шумного успеха «тяжелой» музыки сформировалось наиболее радикальное течение рока, проповедующее экстремистские идеи «новых левых». Его лидером стала группировка «Белые пантеры», созданная в США в 1968 г. Джоном Синклером. «Наша программа – это культурная революция при помощи тотальной атаки на культуру, – утверждалось в манифесте «Белых пантер». – Наша программа – это рок-н-ролл, наркотики и секс на улицах. Это программа по освобождению всех и каждого. Мы дышим революцией. Мы – ведомые ЛСД маньяки всей вселенной. Рок-н-ролл – это острие нашего боевого копья…».

Формула «секс, наркотики и рок-н-ролл» превратилась в символ контр-культуры. Сексуальная и психоделическая революции стали такими же символами протестного движения, как и рок-музыка. В пропаганде сексуальной свободы «новые левые» оказались близки к движению хиппи (термин «хиппи» принадлежит американскому писателю Майклу Фаллону, тогда как сами хиппи предпочитали называть себя «прекрасными людьми» – «beautiful people»). Движение хиппи сформировалось на основе сан-францисской «Лиги сексуальной свободы» и организации «Сторонники легализации марихуаны». Помимо пропаганды свободной любви хиппи поддерживали антивоенное движение, разделяли идеи пацифизма и экологизма. Употребление легких наркотиков природного происхождения рассматривалось ими как способ духовного раскрепощения, ухода из мира «лжи, лицемерия и обмана».

 

иллюстрация Файл 15.7. Тоффлер «Миллионы людей неистово ищут свою подлинную индивидуальность или обращаются за помощью к какой-нибудь магической терапии, чтобы переформировать свою личность и незамедлительно обрести близость в человеческих отношениях» (из книги Элвина Тоффлера «Третья волна»).

 

иллюстрация Файл 15.8. хиппи «Создание коммун наделяет нас неотъемлемыми правами, к которым относятся Свобода тела, Достижение наслаждения и Расширение сознания» (из «Декларации личной свободы», 1966 г.)

 

Толчком для «психоделической революции» стало массовое распространение наркотика ЛСД – сильного галлюционагена, химически синтезированного на основе лизергиновой кислоты. Идеологами «кислотной культуры» стали Тимоти Лири, Хантер С.Томпсон, Том Вульф, Кен Кизи. Употребление «кислоты» пропагандировалось как особый психоделический опыт, позволяющий не уйти в мир грез, а расширить собственное восприятие реального мира, получить возможность управления сознанием. Возведя психоделический опыт в ранг культа, Т. Лири объявил себе пророком этого учения. Он доказывал, что человеческое сознание способно функционировать на семи уровнях, из которых рациональное мировосприятие является лишь начальным, а «доклеточный» уровень, достижимый под воздействием ЛСД – высшим. «Ваши нервные клетки знают не хуже Эйнштейна, что все во Вселенной – это пульсирующая энергия, – писал Лири. – Это то, что мистики и визионеры на протяжении тысячелетий описывали как “белый свет” и “танец энергии”. Опыт путешествия в нем может казаться устрашающим, но вас охватывает ликование: вы проникли в природу материи и вибрируете в гармонии с изначальным, космическим ритмом. И я подозреваю, что это еще не все». Лири видел в наркотиках не только способ самопознания, но и средство, с помощью которого, посредством изменения сознания, можно будет изменить саму реальность. Он мечтал, что «лет через двадцать все общественные институты будут преобразованы в соответствии с прозрениями, почерпнутыми из опыта расширения сознания», что изменится вся система образования и вместо книг будут молекулы определенных веществ, открывающие «внутреннюю библиотеку».

 

Феминизм. Становление идеологии феминизм происходило на протяжении всего ХХ в., а ее истоки можно усматривать еще в размышлениях европейских просветителей о гражданской эмансипации женщин. Первоначально усилия феминисток сосредоточились на требованиях предоставления женщинам юридической самостоятельности и избирательного права. Образовалось и весьма влиятельное социалистическое крыло феминистского движения. Его представительницы, в том числе Ш.П. Гилман, Э. Голдман, М. Инмэн, К. Цеткин, А. Коллонтай, обращали внимание не на мужской сексизм, а на эксплуатацию женщин в капиталистическом обществе. В их представлении борьба за равенство полов была неразрывно связана с революционным классовым движением.

Переломное значение для развития идеологии феминизма сыграла публикация трудов Симоны де Бовуар, в том числе ее концептуальной работы «Второй пол» (1949). Де Бовуар пыталась доказать, что основным препятствием к женской свободе являются не юридические ограничения или экономическая эксплуатация, а сама существующая в обществе система социализации женщин. Знаменитой стала фраза де Бовуар: «Женщиной не рождаются, ею становятся». Де Бовуар доказывала, что женщина способна достичь такой же духовной свободы и социальной ответственности, как и мужчина, если преодолеет собственный негативный образ, откажется от предрассудков и условностей, исключит влияние физиологических особенностей на свое поведение в обществе.

 

иллюстрация из трех фото 15.9. феминизм 15.10. феминизм 15.11. феминизм     От борьбы за избирательное право к «гендерному» протесту: три поколения феминизма.  

Идеи Симоны де Бовуар послужили основой для формирования в 1960-х гг. либерального феминизма. Его лидер Бетти Фридан в книге «Загадка женственности» утверждала, что путь к решению женского вопроса лежит через «демифологизацию женственности», отказ от представления об «особых», «исключительных» функциях женщины. По мнению Фридан, подобные установки служат лишь поводом для изоляции женщин от многих сфер общественной жизни. Организовав в 1966 г. Национальную организацию женщин (NOW), Фридан придала феминизму в Америке характер широкого политико-правового движения. Вскоре сложилось и радикальное течение феминизма, трактующее идею эмансипации не в контексте борьбы за равные права и возможности, а, напротив, как последовательную защиту интересов женщин вопреки «мужским» законам и установкам.

Образ «мужчины-угнетателя» стал ключевым для радикального феминизма. «Женщины – угнетенный класс, – утверждалось в манифесте «Красный чулок Нью-Йорка» (1969). – Наше угнетение абсолютно, оно влияет на все стороны нашей жизни. Нас эксплуатируют как сексуальные объекты, как домашних слуг, дешевую рабочую силу. Нас считают неполноценными существами… Действующей силой нашего угнетения мы считаем мужчин. Мужское превосходство есть главная форма подавления. Конфликт между конкретным мужчиной и конкретной женщиной есть конфликт политический».

 

Экологическое движение. Экологическое движение также зародилось в эпоху «бунтующих 60-х». В основу идеологии экологистов легло представление о единой планетарной экосистеме – неразрывной связи в развитии живой природы, техногенной инфраструктуры и социальной организации человечества. Экологисты считали, что накопительская философия «общества потребления» ставит человечество на грань катастрофы. Их просветительская деятельность и протестные идеи вызвали отклик у представителей самых разных социальных слоев, но организационное оформление «зеленого движения» состоялось лишь в 1970-х гг.

 

иллюстрация Файл 15.12. Green Peace   «Задача заключается не в том, чтобы обожествить природу или «отойти назад», а в том, чтобы осознать простой факт: деятельность человека в мире природы имеет свои естественные границы» (из книги Андре Горца «Экология и свобода»).

 

В русле экологического движения сложилось два направления. Наиболее радикальное из них возникло в 1971 г. под названием «Green Peace» («Зеленый мир»). Эта международная организации провозгласила принципами своей деятельности «протест действием», «ненасильственность» и «независимость». Активисты «Green Peace» предпринимали весьма эксцентричные акции, выступая против ядерных программ, использования токсичных веществ, загрязнения атмосферы.

Умеренную часть «зеленного движения» составили экологические партии, предпочитавшие парламентские методы борьбы, а не шумные акции протеста. Крупнейшими из них стали партия «зеленых» в ФРГ, «Эколо» и «Агалев» в Бельгии, партия «Зеленые – Зеленая Европа» в Италии, «Объединенные зеленые Австрии» и «Альтернативный список Австрии», «Экологическая партия» Великобритании, партия окружающей среды в Швеции, «Зеленые» и «Экологическое поколение» во Франции. Не обладая широкой организационной структурой и массовым электоратом, «зеленые» быстро заняли свою нишу в партийно-политическом спектре. Их программные установки включили не только призывы к защите окружающей среды на международном и национальном уровнях, но и идеи развития самоуправления рабочих на предприятиях, децентрализации капитала, миролюбивой внешней политики, более сбалансированной стратегии экономического роста. К 1990-м гг. «зеленые» партии окончательно превратились в ближайших союзников обновленной социал-демократии.

 

«Новые правые». Помимо весьма разнообразного левоцентристского протестного лагеря, на протяжении 1970-х – 1980-х гг. сложилось и консервативно-протестное движение. Его представители получили название «новых правых». Правда следует учесть, что использование в данном случае понятия «правые» оказалось двусмысленным. В роли «правых» еще с конца ХIХ столетия выступали либеральные, а затем либертарные партии, противостоящие «левому» флангу коммунистов и социал-демократов. «Новые правые» возродили идеи этнокультурного национализма, которые после Второй мировой войны ассоциировались с фашизмом. Не случайно, что идеология «новых правых» нередко характеризовалась как неофашизм. В основу ее легли радикальный традиционализм, ксенофобия, ненависть к «чужакам», особенно с иными цветом кожи и вероисповеданием. «Новые правые» апеллировали к чувствам «простых людей», выражали присущие «маленькому человеку» тягу к «сильной руке» при одновременном глубоком недоверии к элитам и бюрократии, крупному бизнесу и наднациональным организациям. В Европе «новые правые» стали оплотом антиинтеграционных настроений («евроскептицизма»), источником ностальгических воспоминаний о «добрых старых временах», «культурных корнях», «великом национальном прошлом».

 

иллюстрация Файл 15.12. Ку Клукс Клан Одним из наиболее радикальных движений «новых правых» стала возрожденная в США в 1970-х гг. расистская организация Ку Клукс Клан.  

 

Самыми яркими представителями «новых правых» стали Национальный фронт Ж.-М. Ле Пена во Франции, Партия республиканцев в Германии, Партия свободы в Австрии, Лига Севера и Итальянское социальное движение в Италии. Особую нишу заняло молодежное движение скинхедов и близкие к нему экстремистские группировки футбольных фанатов. Возникли и немногочисленные неонацистские группировки.

К «новым правым» примыкали националистические террористические группировки, наиболее активно действовавшие в 1970-х – начале 1980-х гг. Среди них выделялись баскские националистические организации в Испании и североирландская ИРА в Великобритании, «Военно-спортивная группа» Гофмана и «Германские группы действия» в ФРГ, ОАС (Секретная вооруженная организация»), «Бригады Пейпера» и «Федерация национального и европейского движения» во Франции.

 

Антиглобализм. С началом процесса глобализации в конце ХХ в. протестное движение в западных странах приобрело новую направленность. «Новые правые», отказавшись от экстремистских акций и провозгласив своей целью борьбу за приоритет национальных интересов в глобализованном мире, превратились во вполне респектабельную часть политического истеблишмента. Неожиданный рывок к власти совершила Партия свободы в Австрии. В правящую коалицию в Италии вошли политики из Лиги Севера. Французский Национальный фронт устойчиво получал поддержку около 10% избирателей, а его лидер Ле Пен даже сенсационно вышел во второй тур президентских выборов в 2002 г.

На позиции антиглобализма перешли и левые протестные движения. Координация их действий началась в 1998 г. после совещания в Женеве. На нем было принято решение о создании «альянса борьбы и взаимной поддержки» под названием «Глобальное народное действие» («People’s Global Action»). Эта организация позиционировалась как неформальная коалиция гражданских инициатив и социальных движений. Основные требования антиглобалистов сводились к списанию долгов развивающимся и бывшим коммунистическим странам, усилению налогового бремени на крупный капитал, выработке новых правил международного кредита, выведению из-под частного контроля и передаче в общественное ведение природных ресурсов и важнейших культурных институтов, демократизации политической жизни, отказу от военного насилия на международной арене.

18 июня 1998 г. более чем в 40 городах мира прошел «Всемирный карнавал против капитализма». С этого времени антиглобалистское движение особенно явно начинает перенимать старые лозунги «новых левых». На вооружение были приняты и методы «прямого действия». Первой массовой акцией протеста антиглобалистов стали события в ноябре 1999 г. в Сиэтле, когда саммит Всемирной торговой организации оказался фактически сорван 50-тысячной демонстрацией. За «битвой в Сиэтле», как окрестили эти события средства массовой информации, последовали бурные демонстрации в Мельбурне и Давосе, когда там заседали участники Всемирного экономического форума, в Вашингтоне и Праге – по случаю заседаний Всемирного банка и МВФ, в Виндзоре (Канада) – по случаю саммита Организации американских государств, в Ницце в декабре 2000 г., когда там проходила встреча глав государств и правительств Европейского союза, а также других городах Европы и Америки, где собирались крупные международные политические или экономические форумы.

 

иллюстрация Файл 15.13. antiglobal   «Мы – движение всемирной солидарности, объединенное в своей решимости бороться против концентрации богатства, распространения бедности и неравенства и разрушения нашей земли» (из «Хартии Всемирного социального форума», 2002 г.)

 

Кульминацией антиглобалистского движения стали массовые демонстрации в Генуе в 2001 г., приуроченные к проходившей там очередной встрече «восьмерки». По разным оценкам, в них участвовало 200-300 тыс.чел. Все эти выступления сопровождались столкновениями с силами порядка, актами насилия и вандализма, за которыми обычно стояли хорошо организованные группы экстремистов. В дальнейшем движение антиглобалистов пошло на спад. Причиной стали жесткие охранные меры, предпринимавшиеся правительственными кругами в тех странах, где планировались акции антиглобалистов. Изменились и настроения общественности. После трагических событий 11 сентября 2001 г. в США внимание оказалось сосредоточено на угрозе терроризма. Действия антиглобалистов перестали получать прежнюю моральную поддержку, а эпицентр политических дискуссий сместился на проблемы международной и национальной безопасности.

 

Контрольные вопросы

1. Какие черты были присущи мировоззрению «новых левых»?

2. Что позволяет рассматривать молодежную контркультуру в качестве идеологического явления?

3. Почему феминизм и экологизм можно считать идеологией протестного типа?

4. Схожи ли предпосылки формирования движений «новых левых» и «новых правых»?

5. Какие цели преследует антиглобалистское движение?

 

Повторительно-обобщающие задания к теме «Идеологии “третьего пути”»

1. Найдите в Интернете информационные ресурсы (сообщения, сайты, форумы и т.п.), имеющий «официальный» и «протестный» характер. По каким признакам вы провели различие между ними?

 

2. Как вы думаете, какие протестные общественные движения и идеологические доктрины можно отнести к «типичным», а какие являются скорее «нетипичными»? С помощью каких критериев вы разделили эти две группы? Можно ли к протестным идеологиям отнести классические доктрины либерализма и коммунизма?

 

3. Всегда ли протестным движениям был присущ правовой нигилизм, скептическое и даже враждебное отношение к существующей государственно-правовой системе? Как изменялись политические задачи протестных движений на протяжении ХХ в.?

 

4. Проведите ролевую игру по следующему сценарию:

1 этап – разделитесь в классе на несколько групп, каждая из которых будет выступать с позиции сторонников одной из протестных идеологических доктрин: 1) солидаризма, коммунитаризма; 2) народничества; 3) анархизма и анархо-синдикализма; 4) фашизма; 5) нацизма; 6) «новых левых»; 7) антиглобалистов. Вспомните основные мировоззренческие установки этих движений, условия и причины их возникновения.

2 этап – ответьте на предложенные вопросы, доказывая свою точку зрения с помощью аргументов, присущих соответствующей идеологической доктрине:

o Что превыше для человека: свобода или долг?

o Жизнь – это борьба?

o Что движет историей человечества?

o Какова роль личности и масс в политике?

o О чем вы мечтаете?

3 этап – в ходе дискуссии попытайтесь опровергнуть аргументы своих оппонентов (оставаясь в русле «собственных» мировоззренческих установок).

4 этап – обсудите с участниками своей группы прозвучавшие ответы и ход дискуссии. Определите, какие особенности программных установок можно считать общими для всех (или большинства) протестных движений. Сравните итоговые ответы всех групп.

 

5. Чем отличаются, на ваш взгляд, понятия «тоталитаризм» и «тоталитарная идеология»? Какие типы тоталитарных режимов вы знаете? Черты тоталитарной идеологии присущи только тем доктринам, которые связаны с формированием подобных режимов, или их можно обнаружить и в некоторых других идеологических концепциях?

 

6. Ветеран Первой мировой войны Эрнст Юнгер вспоминал о своих ощущениях во время боя: «В воронках перед вражеским окопом бушевал огонь. Сбившись в кучки по ротам, терпеливо ждали своего часа штурмовые роты. Грань, разделявшая народы, представляла собой странную картину. Разве не пряталась в нас сила, способная расколоть вражеские резервы и разорвать их, уничтожить? Я ждал этого с уверенностью. Казалось, что предстоит последний бой, последний бросок. Здесь судьба народов подвергалась железному суду, речь шла о владении миром. Я догадывался, пусть до конца не осознавая, какое значение имеет этот час, понимал, что личное исчезает перед силой ответственности. Кто испытывал такие мгновения, знает, что подъем и упадок в истории народов зависит от судьбы сражений». Как меняется мировоззрение человека, испытавшего подобные переживания? Какие идеологические доктрины могут вызвать у него сочувствие, а какие – пренебрежение и даже ненависть?

 

7. Сравните политические плакаты, созданные в СССР и нацисткой Германии. Какие художественные образы и стилистические особенности являются общими для обеих пропагандистских систем? С какими особенностями официальной идеологии СССР и Третьего Рейха они связаны?

Иллюстрации - файлы №№ IV-1-16 из папки «илл. к заданию IV»

 

8. Для каких общественно-политических движений, на ваш взгляд, принципиально важной являлась тема исторического наследия и преемственности поколений? Всегда ли ярко выраженный «исторический» компонент программных установок политических партий и движений сочетался с идеей национального единства?

 

9. Сравните высказывания:

- «Диктатура пролетариата, т.е. организация авангарда угнетенных в господствующий класс для подавления угнетателей, не может дать просто расширение демократии. Вместе с громадным расширением демократизма, впервые становящегося демократизмом для бедных, для народа, а не демократизмом для богатеньких, диктатура пролетариата дает ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам, капиталистам. Их мы должны подавить, чтобы освободить человечество от наемного рабства, их сопротивление надо сломить силой, – ясно, что там, где есть подавление, есть насилие, нет свободы, нет демократии» (В.Ленин);

- «Народная точка зрения исходит из важности расовых элементов человечества. При этом имеется ввиду не равенство рас, а как раз их различие и превосходство одних над другими. Из понимания этого проистекает чувство ответственности в соответствии с доминирующей в нашем мире извечной волей к победе лучших и более сильных и с требованием подчинения им со стороны слабых… Культура и цивилизация неразрывно связаны с существованием арийцев. Мы, национал-социалисты, являемся хранителями высших арийских ценностей на земле. Вот почему на нас лежат высшие обязательства» (А.Гитлер);

- «Глобализация – это не только экономика. Нашей целью должно стать объединение мира вокруг идей свободы, демократии и мира для противостояния тем, кто не разделяет эти понятия. В этом состоит фундаментальный вызов, с которым Америка, я уверен, должна справиться в ХХI в.» (Б.Клинтон).

Что объединяет все эти рассуждения о судьбах человечества? Почему, на ваш взгляд, люди со столь разными убеждениями оказались едины не только в мечтах о планетарном торжестве неких «истинных» принципов человеческого сообщества, но и в признании насилия как основы общественного прогресса?

 

9. Адольф Гитлер в книге «Майн Камф» утверждал: «Кто хочет жить, тот должен бороться, в кто в этом мире вечной борьбы не захочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь». С помощью каких аргументов, на ваш взгляд, можно опровергнуть такую позицию? Какие исторические факты свидетельствуют о том, что «война всех против всех» не может быть основой прогресса человечества?

 

10. Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» утверждал: «Кризис демократии угрожает каждому современному государству. При этом совершенно несущественно, под каким знаменем выступают враги человеческой свободы. Если на свободу нападают во имя антифашизма, то угроза не становится меньше, чем при нападении во имя самого фашизма». Согласны ли вы с таким утверждением? Существует ли угроза фашизма в современном обществе, и какие средства допустимы в борьбе против нее? Попытайтесь сравнить с точки зрения этой проблемы еще один тезис Фромма: «Если мы хотим бороться с фашизмом, то мы должны его понимать», с высказыванием Семена Франка: «” Объяснить ” зло значило бы “ обосновать ” и, тем самым, “ оправдать ” зло».

 

11. Рассуждая о роли политического мифа, Жорж Сорель писал: «Совсем неважно знать, какой из мелочей, составляющих мифологическую концепцию, суждено осуществиться в ходе исторических событий. Для нас важна вся целостность мифологической концепции, отдельные же ее части важны лишь постольку, поскольку они позволяют рельефнее выступать заключающейся в ней идее… Даже в том случае, если бы революционеры во всем ошибались, рисуя себе фантастическую картину всеобщей забастовки, эта картина может быть фактом великой силы во время подготовки к революции, если включает в себя все стремления социализма и выражает совокупность революционных идей с такой определенностью и яркостью, каких нам не могли бы придать другие методы мышления». Как вы думаете, какие причины обусловили мифологизацию политической идеологии в ХХ в. Приведите примеры политических мифов, характерных для либеральной, коммунистической, фашистской, нацистской и других идеологических доктрин.

 

12. Умберто Эко в романе «Маятник Фуко» рассуждал о внутренней противоречивости творчества: «Как только начинаешь кромсать глину, пусть даже электронную, то становишься демиургом, а тот, кто берется сотворить мир, идет на компромисс с заблуждением и злом». Можно ли, на ваш взгляд, с такой же позиции оценить усилия людей, чьи сочинения, рассуждения, действия и мечты воплощались в тех или иных идеологических доктринах? Всегда ли идеология, претендующая на совершенствование общества, несет отпечаток «заблуждения и зла»?

 

13. На основании изученного материала сделайте вывод о том, какие идеологические доктрины были распространены в западном обществе на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв., составьте две соответствующие схемы. Как изменения «идеологического пространства» западного общества вы считаете важнейшими и почему? Какие выводы об изменении социальной структуры общества можно сделать на основе такого анализа?

 

Темы рефератов:

· Идеи солидаризма в русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ вв.

· Философия жизни как мировоззренческая основа идеологий «третьего пути».

· Народническая идеология в России и Германии: общее и особенное.

· Ж.Сорель о «политическом мифе» и «политическом действии».

· Анархизм как философия и политическая программа.

· О.Шп


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.